Главная / Логопедия / Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»

Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»

Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»


Бирюкова М.А., студентка ФН и СО ПГПУ им. В.Г.Белинского

Рецензент: Липовая Г.В., учитель-логопед МБОУ СОШ № 9 г. Пензы



Тема: «Составление рассказа по картинке и вопросам»

Лексическая тема: «Весна»


Форма занятия: групповое

Возраст детей: 10 -11 лет (4 класс)

Речевой диагноз: общее недоразвитие речи III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Речевой статус: 3 чел. – ОНР III уровня, 3 чел. - ФФНР

Время занятия: 40 минут

Оборудование: карточки с тестами, предметные картинки, мультимедийное оборудование, презентация, карточки к заданию «подберите прилагательное к существительному», карточки со стихами, сюжетная картина «Весна», опорные карточки, опорная схема, карточки с вопросами, открытки, мяч.

Цель: развивать связную речь учащихся по теме «Весна» с опорой на сюжетную картину и вопросы.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

тренировать учащихся в составлении рассказа по картине и вопросам;

закрепить знания детей о признаках весны;

  • Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;

расширять словарный запас по теме «Весна»;

развивать связную речь;

  • Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любовь к родной природе;

воспитывать эстетический вкус у детей.

План занятия:


  1. Организационный момент. «Тесты» (карточки)


  1. Введение в тему: загадка (слайды № 2, 3)


  1. Сообщение темы и закрепление (слайд № 4)


1) Составление словосочетаний «Подберите прилагательное к существительному» (по карточкам) (слайды № 5, 6, 7)


2) Работа с цифровым рядом


3) Выразительное чтение (в парах) (слайды № 8, 9, 10)


4) Физкультминутка (с мячом) «Добавь слово»


5) Работа по картинке и вопросам (опорные карточки и схема к рассказу) (слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)


6) Самостоятельная работа «Составь свой рассказ» (слайд № 18)

7)Конкурс на лучший рассказ.


  1. Итог (слайд №19)


Ход занятия:


  1. Организационный момент

«Тесты» (карточки)


Задание: выберите правильный ответ и прочитайте его.


Лазурь - это…

а)…что-то прозрачное;


б)… светло-синий цвет;


в)…небо.



Проталины - это…

а)…лужи;


б) …весенние цветы;


в)… место, где стаял снег, и открылась земля.



Половодье - это…

а) …разлив реки после того, как лед растает;


б)…время, когда река покрывается льдом;


в)…полная чаша с водой.



Капель - это…

а) …журчание весенних ручьев;


б) …падение с крыш и деревьев каплей тающего снега;


в)…звук, издаваемый незакрытым краном.


Подснежник - это…

а)…растение, цветущее сразу после таяния снега;


б)…земля, находящаяся под снегом;


в)…комнатное растение.


-Молодцы! А теперь переверните карточки на столах и убедитесь, правильно ли вы ответили (картинки с изображением капели, проталин, половодья, светло-синего цвета, подснежника).


untitlу55edуу


мартhello_html_2f7c510d.png



2010-03-18 00-06-15_0029


  1. Загадка: (слайд № 2)

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...

(весна)

Появляется слайд (№ 3) с правильным ответом.


III. Сообщение темы и закрепление (слайд № 4).

-Сегодня мы продолжим учиться составлять рассказ по картине и вопросам.

-Какой сейчас идет месяц? (Ответы детей)

-Правильно. Это первый весенний месяц, и поэтому сегодня мы будем составлять рассказ о весне. Но для того, что бы вам было легче составить рассказ, мы выполним несколько заданий.


1) Составление словосочетаний

Задание: подберите прилагательное к существительному, получившиеся словосочетания запишите в столбик (слайды № 5, 6, 7).

лазурь ранние


половодье звонкая


подснежники чистая


капель темные


проталины широкое


«Проверь себя» (слайд № 6)

(один из учащихся читает вслух, а остальные проверяют).

-Молодцы!


2)Работа с цифровым рядом

Задание: определите, на каком месте в предложении находится слово «весна». Поднимите соответствующую цифру.

Наступила ранняя весна.(3)

Весной журчат говорливые ручьи.(1)

Наконец-то весна победила суровую вьюгу.(2)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.(7)

Природа так и шепчет: «весна пришла».(5)


-Молодцы!!



3)Выразительное чтение (в парах).

Задание: у вас на парте две части стихотворения, определите у кого начало стихотворения, а у кого конец. Прочитайте выразительно. После каждого стихотворения открывается слайд с соответствующей картинкой.

(слайды № 8, 9, 10).


1)Вскрылись
Чёрные дороги-
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.


По нему ещё
На лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.


2)Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.


Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»


3)Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.


И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.


-Молодцы!

-О каких приметах весны говорилось в стихах? (Ответы учеников)


4)Физкультминутка (с мячом) «Добавь слово».

Задание: подберите прилагательные к существительным по теме «Весна».


День (какой?) …

Небо (какое?) …

Цветы (какие?) …

Деревья (какие?) …

Настроение (какое?) …


5) Работа по картине (слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16,17).

На доске – сюжетная картина «Весна».

Рассматривание картины по фрагментам.

Работа с опорной схемой к рассказу (схема на доске и на карточках)

и с опорными карточками со словами:

ранняя, теплая, снежная;

майское, ласковое, яркое;

чистое, лазурное, грозовое;

темная, сонная, зеленая;

голые, старые, ожившие;

радостные, грустные, румяные;

зимующие, громкие, суетливые.

- Выберите наиболее подходящие определения, опираясь на вопросы и картину.

Составление устного рассказа.


Озаглавьте свой рассказ (каждый ребенок выходит и пишет свой заголовок на доске).

Образцы: Весна. Пришла весна. Прилет птиц. Весеннее утро.


6)Самостоятельная работа «Составьте рассказ по вопросам»

(слайд № 18).


-А теперь каждый запишет свой рассказ.

Вопросы:

  • Какое время года изображено на картине?

  • По каким признакам вы это узнали?

  • Что можно сказать о небе?

  • Что изменилось в мире природы весной?

  • Какие птицы прилетели?

  • Какое настроение у детей?

  • Чем занимаются дети?

(Написание рассказа детьми сопровождает музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»).


7)Конкурс на лучший рассказ.


IV. Итог:

-Чему мы научились на занятии?

-Ребята, какой наступит скоро праздник?

-Вы уже подготовили свои подарки?

-А вы знаете, какой самый лучший подарок для мамы? (хорошая оценка)

-Я дарю вам весенние цветы. На обратной стороне должна стоять оценка за сегодняшнее занятие. Чтобы узнать, как вы сегодня работали, выполните мое задание.

-Я вам продиктую слова, а вы выделите из слова второй звук и обозначьте его буквой. Буквы вписывайте по порядку в клеточки на обратной стороне открытки (слова: лошадь, стол, улица, синий, учебник, внук, сон).

-Что у вас получилось? (отлично)

- Вы все сегодня очень хорошо работали.

-Молодцы!! (слайд № 19)


медуница2w09





Конспект логопедического занятия на тему: «Составление рассказа по картинке и вопросам»
  • Логопедия
Описание:

 

Форма занятия: групповое

Возраст детей: 10 -11 лет (4 класс)

Речевой диагноз: общее недоразвитие речи III уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи

 

Речевой статус: 3 чел. – ОНР III уровня, 3 чел. - ФФНР

 Цель: развивать связную речь учащихся по теме «Весна» с опорой на сюжетную картину и вопросы.

Задачи:

·       Коррекционно-образовательные:

тренировать учащихся в составлении рассказа по картине и вопросам;

закрепить знания детей о признаках весны;

·       Коррекционно-развивающие:

развивать зрительное и слуховое  внимание, память, логическое мышление;

расширять словарный запас по теме «Весна»;

развивать связную речь; 

·       Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любовь к родной природе;

воспитывать эстетический вкус у детей.

Автор Липовая Галина Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1574
Номер материала 34466
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓