Конспект логопедического занятия на тему: «Составление
рассказа по картинке и вопросам»
Бирюкова М.А.,
студентка ФН и СО ПГПУ им. В.Г.Белинского
Рецензент: Липовая
Г.В., учитель-логопед МБОУ СОШ № 9 г. Пензы
Тема: «Составление рассказа по картинке и вопросам»
Лексическая тема: «Весна»
Форма занятия: групповое
Возраст детей: 10 -11 лет (4 класс)
Речевой диагноз: общее недоразвитие речи III уровня,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Речевой статус: 3 чел. – ОНР III уровня, 3 чел. - ФФНР
Время занятия: 40 минут
Оборудование: карточки с тестами, предметные картинки,
мультимедийное оборудование, презентация, карточки
к заданию «подберите прилагательное к существительному», карточки со стихами,
сюжетная картина «Весна», опорные карточки, опорная схема, карточки с
вопросами, открытки, мяч.
Цель: развивать связную речь
учащихся по теме «Весна» с опорой на сюжетную картину и вопросы.
Задачи:
·
Коррекционно-образовательные:
тренировать учащихся в
составлении рассказа по картине и вопросам;
закрепить знания детей о
признаках весны;
·
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительное и
слуховое внимание, память, логическое мышление;
расширять словарный запас
по теме «Весна»;
развивать связную речь;
·
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать любовь
к родной природе;
воспитывать эстетический
вкус у детей.
План занятия:
I.
Организационный
момент. «Тесты» (карточки)
II.
Введение в
тему: загадка (слайды № 2, 3)
III.
Сообщение темы и закрепление
(слайд № 4)
1) Составление
словосочетаний «Подберите прилагательное к существительному» (по карточкам)
(слайды № 5, 6, 7)
2) Работа с цифровым рядом
3) Выразительное чтение (в парах) (слайды № 8, 9, 10)
4) Физкультминутка
(с мячом) «Добавь слово»
5) Работа по
картинке и вопросам (опорные карточки и схема к рассказу) (слайды № 11,
12, 13, 14, 15, 16, 17)
6) Самостоятельная работа «Составь свой рассказ» (слайд № 18)
7)Конкурс на лучший рассказ.
IV.
Итог
(слайд №19)
Ход занятия:
I.
Организационный
момент
«Тесты» (карточки)
Задание: выберите правильный ответ и прочитайте его.
Лазурь - это…
а)…что-то прозрачное;
б)…
светло-синий цвет;
в)…небо.
Проталины - это…
а)…лужи;
б) …весенние цветы;
в)… место,
где стаял снег, и открылась земля.
Половодье - это…
а) …разлив реки
после того, как лед растает;
б)…время, когда река покрывается
льдом;
в)…полная чаша с водой.
Капель - это…
а) …журчание весенних ручьев;
б) …падение с крыш и деревьев каплей тающего снега;
в)…звук, издаваемый незакрытым краном.
Подснежник - это…
а)…растение, цветущее сразу после таяния снега;
б)…земля, находящаяся под снегом;
в)…комнатное растение.
-Молодцы! А теперь переверните карточки на столах и убедитесь,
правильно ли вы ответили (картинки с изображением капели, проталин, половодья,
светло-синего цвета, подснежника).
II.
Загадка:
(слайд № 2)
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
(весна)
Появляется слайд (№ 3) с правильным ответом.
III. Сообщение темы и закрепление (слайд № 4).
-Сегодня мы продолжим учиться составлять рассказ по картине и вопросам.
-Какой сейчас идет месяц? (Ответы детей)
-Правильно. Это первый весенний месяц, и поэтому сегодня мы будем
составлять рассказ о весне. Но для того, что бы вам было легче составить
рассказ, мы выполним несколько заданий.
1) Составление словосочетаний
Задание: подберите
прилагательное к существительному, получившиеся словосочетания запишите в
столбик (слайды № 5, 6, 7).
лазурь ранние
половодье звонкая
подснежники
чистая
капель темные
проталины
широкое
«Проверь себя» (слайд № 6)
(один из учащихся
читает вслух, а остальные проверяют).
-Молодцы!
2)Работа с
цифровым рядом
Задание: определите,
на каком месте в предложении находится слово «весна». Поднимите
соответствующую цифру.
Наступила ранняя
весна.(3)
Весной журчат
говорливые ручьи.(1)
Наконец-то весна
победила суровую вьюгу.(2)
Зима недаром
злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.(7)
Природа так и
шепчет: «весна пришла».(5)
-Молодцы!!
3)Выразительное
чтение (в парах).
Задание: у вас на
парте две части стихотворения, определите у кого начало стихотворения, а у
кого конец. Прочитайте выразительно. После каждого стихотворения открывается
слайд с соответствующей картинкой.
(слайды № 8, 9,
10).
1)Вскрылись
Чёрные дороги-
Солнце греет горячо,
Но в сугробе,
Как в берлоге,
Марту
Дремлется легко.
По нему ещё
На лыжах
Пробегают смельчаки.
Спит он сладко
И не слышит,
Что смеются ручейки.
2)Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою...»
3)Вот подснежник на
поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так
нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
-Молодцы!
-О каких приметах
весны говорилось в стихах? (Ответы учеников)
4)Физкультминутка
(с мячом) «Добавь слово».
Задание: подберите
прилагательные к существительным по теме «Весна».
День
(какой?) …
Небо
(какое?) …
Цветы
(какие?) …
Деревья
(какие?) …
Настроение (какое?)
…
5) Работа по
картине (слайды № 11, 12, 13, 14, 15, 16,17).
На доске – сюжетная
картина «Весна».
Рассматривание
картины по фрагментам.
Работа с опорной
схемой к рассказу (схема на доске и на карточках)
и с опорными
карточками со словами:
ранняя, теплая,
снежная;
майское, ласковое,
яркое;
чистое, лазурное,
грозовое;
темная, сонная, зеленая;
голые, старые,
ожившие;
радостные,
грустные, румяные;
зимующие, громкие,
суетливые.
- Выберите наиболее
подходящие определения, опираясь на вопросы и картину.
Составление устного
рассказа.
Озаглавьте свой
рассказ (каждый ребенок
выходит и пишет свой заголовок на доске).
Образцы: Весна.
Пришла весна. Прилет птиц. Весеннее утро.
6)Самостоятельная
работа «Составьте рассказ по вопросам»
(слайд № 18).
-А теперь каждый
запишет свой рассказ.
Вопросы:
·
Какое время года изображено на картине?
·
По каким признакам вы это узнали?
·
Что можно сказать о небе?
·
Что изменилось в мире природы весной?
·
Какие птицы прилетели?
·
Какое настроение у детей?
·
Чем занимаются дети?
(Написание рассказа
детьми сопровождает музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»).
7)Конкурс на
лучший рассказ.
IV. Итог:
-Чему мы научились на
занятии?
-Ребята, какой
наступит скоро праздник?
-Вы уже подготовили
свои подарки?
-А вы знаете, какой
самый лучший подарок для мамы? (хорошая оценка)
-Я дарю вам весенние
цветы. На обратной стороне должна стоять оценка за сегодняшнее занятие. Чтобы
узнать, как вы сегодня работали, выполните мое задание.
-Я вам продиктую
слова, а вы выделите из слова второй звук и обозначьте его буквой. Буквы
вписывайте по порядку в клеточки на обратной стороне открытки (слова: лошадь,
стол, улица, синий, учебник, внук, сон).
-Что у вас
получилось? (отлично)
- Вы все сегодня
очень хорошо работали.
-Молодцы!! (слайд
№ 19)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.