1. Организационный
момент
|
§ Приветствие.
§ Проверка готовности обучающихся к занятию (внешний
вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места).
§ Организация внимания.
§ Оформление записи даты в рабочих тетрадях.
|
Ответ на приветствие.
Дети должны мобилизоваться, сосредоточиться, сконцентрироваться,
настроиться на занятие
Ученики делают записи в тетрадях.
|
Обеспечить нормальную эмоциональную обстановку для работы на уроке и
психологически подготовить обучающихся к обобщению и предстоящему занятию.
Этот этап занятия влияет на формирование ответственного осознанного
отношения к учению.
|
2. Актуализация имеющихся знаний, умений и навыков
|
§ Работа с текстом
Прочитайте
стихотворение
Вставьте пропущенные окончания.
§ Составление алгоритма
Чтобы проверить правильность выполнения задания, нам нужен план
рассуждений
Вспомните шаги нашего плана
Выложите их в нужной последовательности
§ Работа со словосочетанием
Рассуждайте по алгоритму
|
Дети читают стихотворение, вставляют пропущенные окончания.
Приди, Весна,
ясн…
Приди, Весна,
красн…
Входи, Весна, в
каждый дом.
Тебе, Весна, все рады!
Один ученик на наборном полотне выставляет карточки алгоритма в
нужной последовательности
1.
Прочитайте
словосочетание
2.
Найди главное
слово
3.
Задай от него
вопрос
4.
Ответь на вопрос
5.
Выдели окончание
Ученик у доски работает со словосочетаниями по отработанному ранее
алгоритму.
|
Активизация
имеющихся знаний.
Закрепление навыков анализа лексического материала.
Введение материала, способствующего определению лексической темы
Закрепление навыков составления алгоритма, рассуждения по алгоритму,
формирование регулирующей функции речи
|
3. Введение в
тему
|
§ Работа по вопросам логопеда
Определите, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
Прочитайте еще раз
стихотворение
Как вы думаете,
когда и зачем люди использовали это стихотворение?
§ Подбор имен прилагательных
Давайте и мы позовем, покличем весну. Для этого нам понадобятся имена
прилагательные
§ Работа по вопросам логопеда
Что мы сейчас делали?
Что получили?
Какой вопрос задавали к имени прилагательному?
Какие окончания имен прилагательных писали?
|
Ученики отвечают на
вопросы
О весне
Люди использовали это стихотворение, чтобы позвать
весну
Ученики подбирают имена прилагательные и записывают в тетрадь
Зову весну (какую?) теплую
добрую
веселую
ясную
раннюю
звонкую
Ученики отвечают на вопросы логопеда
Подбирали имена прилагательные
Получили словосочетания
Какую?
-ую -юю
|
Формулирование
лексической темы
Актуализация словаря имен прилагательных
Подведение к формулированию темы и цели занятия
|
4.
Формулирование темы и цели занятия
|
§ Работа по вопросам логопеда
Вы уже, наверняка, догадались, над какой темой мы сегодня будем
работать.
Что нас будет интересовать в подобном словосочетании в первую очередь?
|
Дети формулируют тему занятия: «Согласование имен прилагательных с
именами существительными»
«Окончания имен прилагательных –ую -юю»
|
Постановка темы и цели занятия концентрирует внимание учащихся,
помогает сосредоточиться на самом важном в ходе занятия, формирует
произвольность деятельности
|
5. Работа по
теме
|
§ Сообщение о русском народном обряде «Закликание
весны» (показ презентации)
Мы с вами придумывали имена прилагательные, чтобы позвать, покликать
весну.
В старину на Руси был специальный обряд «Закликание весны»
Обычно, когда люди
кликали весну, зиму наоборот …
Давайте и мы будем
зиму гнать
§ Работа в тетради
Подберите и запишите имена прилагательные с противоположным значением
§ Проверка по алгоритму
§ Работа со словосочетаниями на карточках (устно)
Помогите мне
договорить предложение, изменяя словосочетания.
Четко
проговаривайте окончания
«Скоро наступит
весна, и я увижу…»
§ Пальчиковая гимнастика
Давайте дадим нашим пальцам возможность отдохнуть и выполним
специальные упражнения.
§ Сообщение логопеда о традиции встречать весну в
праздничной одежде
Люди в старину ждали весну с особой надеждою. И потому ее приход
был для них настоящим праздником. Все: от мала до велика – наряжались и
прихорашивались. Давайте посмотрим, какая одежда была у девушек.
§ Работа на карточках
Образуй имя прилагательное от выделенных существительных
§ Толкование незнакомых слов
(Демонстрация одежды,
ощупывание материала, из которого она изготовлена)
Объясните значение слова «душегрейка»
Душегрейка - (устаревшее) женская тёплая кофта со сборками по
талии
§ Взаимопроверка
Логопед организует взаимопроверку выполненных работ
|
Дети слушают
сообщение логопеда
Ученики дают
ответы и делают записи в тетради:
Прогоню зиму (какую?) холодную
злую
печальную
пасмурную
позднюю
тихую
Дети работают со словосочетаниями по алгоритму
Ученики договаривают предложение, изменяя словосочетания, данные на
карточках, четко проговаривая окончания
«Скоро наступит
весна, и я увижу…»
Первую проталину
Темную дорогу
Пушистую вербу
Синюю даль
Небесную высь
Сырую землю
Зеленую рощу
Нежную листву
Желтую мать-и-мачеху
Глубокую лужу
Молодую траву
Душистую медуницу
Дети выполняют упражнения для пальцев, сопровождая движения речью
- Галка – копалка, куда ты летала?
- На дальнюю поляну.
- Галка – копалка, что там видала?
- Девицу Ульяну.
Плетет Ульяна венок из бурьяна.
Обучающиеся слушают сообщение учителя
Обучающиеся образуют имена прилагательные, записывают получившиеся
слова в карточку
Ульяна любит наряжаться в одежду для праздника
– праздничную одежду. Она надевает
юбку из шерсти – шерстяную юбку
жилетку из бархата – бархатную жилетку
блузу из шёлка – шёлковую блузу
косынку из пуха – пуховую косынку
душегрейку из меха - меховую душегрейку
Дети обмениваются тетрадями и проверяют написанное, рассуждая по
алгоритму
|
Активизация мыслительной деятельности и учебной мотивации
посредством проведения электронной презентации
Обогащение представлений детей о народных традициях, расширение их
кругозора путем ознакомления с русским народным обрядом «Закликание весны»
Актуализация словаря антонимов
Формирование навыков согласования имен прилагательных с именами
существительными
Закрепление навыков словоизменения, навыков рассуждения по
алгоритму
Формирование навыков согласования имен прилагательных с именами
существительными
Закрепление навыков словоизменения, навыков рассуждения по
алгоритму
Снятие мышечного напряжения
Активизация речевой деятельности путем проведения пальчиковой
гимнастики
Обогащение представлений учащихся о русских народных традициях
Закрепление навыков словообразования: образования относительных
прилагательных от имен существительных
Уточнение и расширение словарного запаса через толкование
малознакомых слов путем демонстрации образцов одежды
Наглядная демонстрация тканей
Развитие тактильного восприятия через ощупывание материала
Закрепление навыков контроля
Работа в парах положительно влияет на активизацию мыслительной
деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои
мысли, на развитие коммуникативных умений
|
6. Физкультминутка
|
§ Физкультминутка,
гимнастика для глаз
|
Дети выполняют упражнения, сопровождая речь движениями
«Весна–красна, на чем пришла?»
«На жердочке, на бороздочке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке».
|
Физкультминутка снимает мышечное напряжение, стимулирует
кровообращение, способствует оптимизации и стабилизации общего тонуса тела,
активизации мыслительной деятельности.
|
7. Закрепление
нового материала в самостоятельной речи
|
§ Работа над предикативным планом
Прочитайте слова.
Расположите их в нужной последовательности
§ Работа по вопросам логопеда
О ком пойдет речь?
Придумайте ей имя
Как можно будет озаглавить рассказ?
§ Составление предложений по предикативному плану с использованием
словосочетаний на карточках Составьте
предложения, опираясь на эти слова. В предложениях используйте словосочетания
на карточках
§ Запись полученных предложений в тетрадь
§ Работа со словосочетаниями
Работаем по цепочке
Прочитайте
предложение
Найдите словосочетание
имя прилагательное + имя существительное
Рассуждайте по алгоритму
|
Ученики читают слова, располагают их в нужной последовательности
Посмотрела
Надела
Увидала
Проснулась
Услышала
Стала кликать
Выбежала
Ученики отвечают на вопросы
О девочке
Ульяна
Как Ульяна весну встречала
Дети составляют предложения, используя словосочетания имя
прилагательное + имя существительное
синюю даль
небесную высь
утреннюю капель
звонкую песню
праздничную одежду
на солнечную улицу
Ученики записывают предложения в тетрадь
Как Ульяна весну встречала
Проснулась Уля рано утром. Посмотрела она в
окно и увидала синюю даль да небесную высь. Услышала Ульяна утреннюю капель и звонкую
песню птиц. Надела девочка праздничную одежду.
Выбежала Ульянка на солнечную улицу и стала
весну кликать.
|
Создание ориентировочной основы действий. Задание является
подготовительным этапом дальнейшего построения рассказа. На этом этапе
осуществляется программирование последующего изложения путем логического
расположения последовательности предикатов
Выбор субъекта и темы повествования
Закрепление навыков составления повествовательного рассказа.
Закрепление навыков согласования имен прилагательных с именами
существительными в роде, числе, падеже на письме.
Закрепление навыков контроля за результатами деятельности
|
8. Подведение
итогов. Рефлексия.
|
§ Работа с тестом
Отметьте галочкой
правильный ответ
§ Работа с символами
Нарисуйте на полях символы
-
осталось ощущение, что
что-то не понятно
- все
было понятно, есть
уверенность,
что знания
по теме твердые
« - тема
кажется непонятной
Оцените себя.
Нарисуйте лесенку успеха, определите на ней свое место и добавьте «маску
настроения»
Логопед оценивает работу детей.
|
Дети дают ответы.
Над какими
словосочетаниями мы сегодня работали?
o прил. + сущ.
o глагол + сущ.
o сущ. + сущ.
Какой вопрос
задавали, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?
o Какая?
o Какую?
o Какое?
Какие окончания имен
прилагательных учились писать?
o -ая -яя
o -ую -юю
o -ое -ее
Ученики самостоятельно определяют уровень усвоения материала и
отражают его с помощью знакомых символов
Обучающиеся дают самооценку своей деятельности, настроения, с которым
работа на занятии
|
Возвращение к началу занятия обеспечивает его логическое завершение
Формирование навыков самооценки
Объективная оценка знаний, поощрения за работу в процессе всей
деятельности.
Вызывание у детей чувства радости и удовлетворения
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.