Главная / Логопедия / Конспект логопедического занятия на тему «Развитие фонематических процессов. Звук [ж], буква Жж.». (1 класс)

Конспект логопедического занятия на тему «Развитие фонематических процессов. Звук [ж], буква Жж.». (1 класс)

Конспект занятия для учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР.

Тема: «Развитие фонематических процессов. Звук [ж], буква Жж.».

Данное занятие может быть использовано учителем – логопедом и учителем начальных классов на коррекционных занятиях. Оно демонстрирует различные виды работы, направленные на всестороннее речевое развитие учащихся первого класса. На занятии особое внимание уделяется созданию благоприятной атмосферы путём привлечения игры, сказки, смены различных видов деятельности. Оно составлено с учетом новых требований ФГОС НОО к занятию, реализует задачи по формированию метапредметных результатов: регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных.

Конспект занятия.

Тема: «Развитие фонематических процессов. Звук [ж], буква Жж.».

Цель занятия: уточнение представлений о звуке [ж], букве Жж.

Задачи.

Образовательные:

- уточнить представления о звуке [ж], букве Жж;

- совершенствовать навыки выделения изучаемого звука и буквы среди других звуков и букв, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;

- формировать навыки языкового анализа и синтеза;

- вспомнить правило правописания жи-ши.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- обогащать и активизировать словарный запас (подбор родственных слов, новые слова);

- развивать грамматический строй речи (согласование числительного и существительного, спряжение глаголов);

- развивать межполушарное взаимодействие;

- развивать переключаемость внимания, память, мышление;

Воспитательные:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- повышать речевую активность;

- воспитывать личностные качества, контроль над собственной деятельностью;

- воспитывать интерес и любовь к русскому языку, к родной природе, к животным.

Формировать универсальные учебные действия (УУД):

- регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование предстоящей работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка);

- познавательные (поиск и выделение информации, знаково-символические, анализ, синтез, обобщение);

- коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь);

- личностные (смыслообразование, формирование интереса к новому).



Ход занятия.

Этап,

его задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Вводно - мотивационный

Формировать положительную учебную мотивацию.

- Как мы будем работать, чтобы достичь цели?

- Что вы можете пожелать друг другу на занятии?

Пожелайте друг другу успехов на занятии. (Игра – пожелание «Удачи тебе!»).

Учащиеся поочередно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами)- удачи тебе на занятии! (прикосновение всей ладонью руки).

Коммуникативные (формирование умения дружить).

Личностные (смыслообразование)

Целеполагание

Определить цель занятия, оставить план.

Направить внимания детей к изучаемой теме.

- Ребята, вспомните, о каком звуке и о какой букве мы говорили на прошлом занятии?

Выполнив следующее задание, вы узнаете, в какую страну мы сегодня отправимся. Вычеркните буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

- Как звучит название страны?

- Как пишутся названия стран?

- Ребята, как вы думаете, каких звуков и букв больше всего живет в этой стране?

Знания о каком звуке и букве мы сегодня будем уточнять? Да, это цель нашего занятия.

- Зачем нам нужно уточнять знания о звуке [ж], букве Жж.

А теперь давайте составим план, по которому мы будем

работать.

- Что мы будем уточнять в начале?

- Дальше что мы будем делать?







И так, мы с вами определили тему занятия, поставили цель и составили план работы.

О звуке [ш], букве Шш.

упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а _________


ПЖФУСЖЖКТАНШДИЧЯ



Жужжандия.

С большой буквы.

Звуков [ж], букв Жж.


О звуке [ж], букве Жж.




План:

1) Уточнение произношения.

2) Уточнение характеристику.

3) Выделение [ж] среди других звуков.

4) Выделение [ж],буквы Жж в слогах.

5) Выделение [ж], буквы Жж в словах.

6) Выделение [ж], буквы Жж в словосочетаниях.

7) Выделение [ж], буквы Жж в предложениях.

8) Выделение [ж], буквы Жж в тексте.

Познавательные (анализ, синтез, обобщение)

Регулятивные (самостоятельное принятие и сохранение цели занятия, постановка учебных задач, планирование предстоящей работы.)

Основная часть.

Решить все поставленные задачи.








Артикуляция.










Характеристика звука.









Игра «Поймай звук» (Развитие фонематических процессов).
















Слоговой анализ и синтез.






Согласование числительного и существительного




Звуковой анализ.





Словарная работа














Развитие грамматического строя речи (согласование прилагательного и существительного, словообразование)

Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Кто это?

Отгадайте, как его зовут по первым буквам названий картинок.

- Как звучит ласковое имя Жоры?

Жора вместе с вами хочет попутешествовать по стране Жужжандии и уточнить представления о своем любимом звуке и букве.

- И так, что мы будем уточнять сначала?


- Что делают наши губы?

- Что делают зубки?

- Что делает язычок?

- Какой язычок?


Жоре понравилось, как вы уточнили произношение.

- А что вы расскажете жучку теперь?


- Какой это звук гласный или согласный?

- Почему согласный?

- Какой это звук твердый или мягкий?

Звук [ж] всегда твердый (показать на ленте букв).

Это надо запомнить!

- Какой это звук звонкий или глухой?

- Почему звонкий?

Характеристика звука [ж] по таблице-опоре.

- Что нужно запомнить про звук [ж]?


- Что мы вместе с Жорой будем делать дальше?

Встаньте. Если услышите звук [ж], то хлопните в ладоши.

[ж, з, ш, ж, ж, з, с, ж, ш, и т.д.]


- Какой следующий пункт плана?

Если услышите звук [ж] в слогах, то хлопните в ладоши.

ЗА ЖА ШО ЖО ЗЫ и т.д.


Давайте пожужжим вместе с Жорой и повторим слоги с изменением ритмического рисунка.

Жа-жа – жа-жа-жа, жо-жо-жо – жо-жо, жу-жу – жу-жу-жу

и т.д.


А теперь повторим слоги с изменением ударения

Ж`a– жа – жа жa– ж `а – жа Жa– жа – ж`а и т.д.


Запомните и повторите ряды слогов

Жа – жо – жу – жи, жи – же – жа – жо и т.д.


А теперь вместе с Жорой попрыгайте по листочкам и составьте слова. (На доске прикреплены дубовые, кленовые, осиновые и ивовые листья).

лист – на – жур , ник – ху – дож, кей – жо, жёр – ди – ри.

-Что обозначают все эти слова? Какие названия профессий знаете вы?

- Чему мы учились на данном этапе занятия?


- А что мы будем делать теперь?

Ребята, давайте вспомним, о названиях каких профессий мы говорили.

С этими словами мы поиграем в игру «1,2,5» (мяч )


А теперь давайте научим Жору определять место звука в словах.

Пособие «Клювики, крылышки, хвостики»

(Жук, прыжок, ужин, жажда, жираф, жужжать, этажерка)



- Какие незнакомые слова вам встретились?

- Где мы можем посмотреть значение незнакомых нам слов? (Этажерка (картинка) – предмет мебели в виде полочек, укрепленных на стойках друг над другом.)

Составьте предложение со словом этажерка.


У Жоры много друзей (картинки), он хочет, чтобы вы придумали родственные слова к словам-названиям его друзей

Ёж –

Уж –

Морж –

Жираф –



Этот пункт плана мы выполнили. Отправляемся дальше.

Что мы будем делать теперь?

Жора живет в доме из пяти этажей, какой это дом?

Дома у Жоры есть разные предметы, но жук не знает как составить словосочетания с названиями этих предметов. Давайте ему поможем. Составьте словосочетания (индивидуальные карточки)

перчатки из кожи –

пакет из бумаги –

шкаф для книг –

морс из ежевики –

Какой следующий пункт плана нашей работы?


Жучок любит играть в игру «Колечки». К слову, которое я назову, прибавьте словосочетание жужжать, как жук и составьте предложение, одновременно выполняя упражнение «Колечки».


Я

Ты

(Он, она, мы, вы, они).


Давайте вспомним, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Жж?

Напишите букву Ж в воздухе.

Напишите пальчиком букву Ж на спине соседа (сначала первый вариант второму, потом наоборот).

Посмотрите на букву: близко и далеко (очень медленно).

Встали. Читаем слоги строчками:

жа жу жи жо же - шепотом

аж уж иж ож еж - радостно

жва жры жли жно жде –грустно

наж жум жом жир жар – удивленно.


- Зачем нужна заглавная буква Ж?

Откройте тетради, подпишите число, напишите заглавную букву Ж столько раз, сколько звуков в слове жук. Сколько заглавных букв вы написали?

Напишите строчную букву ж столько раз, сколько слогов в слове названии страны, по которой мы сегодня путешествуем. Сколько строчных букв вы написали?


- Ребята, что написано на доске?

жук жора жывёт под корой дерева

- Правильно написано предложение?

Запишите предложение в тетрадь цветными карандашами (Буквы, обозначающие мягкие согласные – зеленым цветом, твердые – синим, гласные – красным).

Проверка (поменяться тетрадями, сравнить с образцом, оценить)


Все пункты плана мы выполнили?

Что мы будем делать дальше?


Я буду читать текст, а вы как только услышите звук [ж], поставьте у себя в тетради палочку.

Жучок вернулся домой после длительного путешествия. Вбежал в свой дом, а на столе лежит книга. Это мама купила Жоре подарок. Жучок с интересом стал разглядывать картинки и увидел: жабу, журавля и

медвежонка, которые играли на желтой лужайке.

Проверка.


Жук. (картинка)


Жора.

Жорочка и т.д.





Произношение.


Вытягиваются трубочкой.

Смыкаются вместе.

Поднимается вверх.

Широкий, чашечкой.



Уточним характеристику.


Согласный.

Нельзя петь, преграда: губы, зубы, язык.

Твердый.



Звонкий.

Горлышко дрожит.


Всегда твердый.


Выделять звук [ж] среди других звуков.





Произношение и выделение звука[ж] в слогах.


















Названия профессий.


Произносить и выделять звук [ж] в слогах.


Произносить и выделять звук [ж] в словах.


1–журналист, 2 – журналиста, 5 – журналистов и т.д.







Жажда, этажерка.

В толковом словаре.





Таблица – опора.



ежонок, ежиха, ёжик, ёжище.

ужонок, ужиха, ужик, ужище.

моржонок, моржиха, моржик, моржище. жирафёнок, жирафиха, жирафчик, жирафище.


Произносить и выделять звук [ж] в словосочетаниях

пятиэтажный





кожаные перчатки

бумажный пакет

книжный шкаф

ежевичный морс

Произносить и выделять звук [ж] в предложениях






Я жужжу, как жук.

Ты жужжишь, как жук.



Буквой Жж.

На жука.














Три.



Четыре.


Предложение.


Нет заглавной буквы, точки, жи-ши.







Нет

Выделять звук [ж] в тексте.

Познавательные (поиск информации, анализ, синтез, обобщение)

Регулятивные (сохранение цели занятия, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка)

Коммуникативные (способность строить понятные для собеседника высказывания, умение слушать собеседника, взаимопомощь).


Личностные (формирование интереса к новому).

Контрольно-оценочный.

Определить результативность занятия, оценить выполнение плана, провести самооценку и оценку.

Посмотрите на план, всё ли мы сделали?

Ребята, какую цель мы ставили, достигнута ли цель нашего занятия?

Я вместе с Жорой сегодня оценила вас так. (На доске

Ы М У Н Ц И) А как оценили себя вы?

Какое задание было для вас наиболее трудным?


Регулятивные (оценка и самооценка).


Литература:

1) Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.

2) Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 384 с.

3) Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 335 с. : ил.

4) Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения звука Ш,Ж: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2008, - 32 с. Ил.

5) Мазанова Е.В. Коррекция аккустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 184 с.

6) Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.Мазанова. – Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 128 с.

7) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.-4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2008. – 944 с.























Конспект логопедического занятия на тему «Развитие фонематических процессов. Звук [ж], буква Жж.». (1 класс)
  • Логопедия
Описание:

 

Данное занятие может быть использовано учителем – логопедом и учителем начальных классов на коррекционных занятиях.

Оно демонстрирует  различные виды работы, направленные на всестороннее речевое  развитие учаюихся первого  класса. На занятии особое внимание уделяется созданию благоприятной атмосферы путём привлечения игры, сказки, смены различных видов деятельности. Оно составлено с учетом новых требований ФГОС НОО к занятию, реализует задачи по формированию метапредметных результатов: регулятивных, коммуникативных,  познавательных и личностных.

 

Автор Инокентьева Ольга Юрьевна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 631
Номер материала 56300
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓