Логопедическое занятие по теме:
«Дифференциация согласных К-Г (К’-Г’)»
Цели и задачи:
·
Учить различать звуки и буквы К-Г, К’-Г’ устно
и на письме.
·
Совершенствовать фонематические процессы,
речеслуховую память, обогащать словарный запас, развивать общую моторику.
·
Совершенствовать способности к
переключению внимания
·
Совершенствовать навыки контроля и
самоконтроля.
Оборудование:
схема акустико-артикуляционного образа звука, карточки-опоры для букв К, Г
«гусь», «клюв»; толковый словарь, раздаточный материал.
Ход занятия
1. Организационный
момент.
2. Работа
по теме.
·
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Связь с буквой.
- Составьте слово по первым звукам слов: (горка,
укроп, семья)
- Какое слово получилось? (гусь)
- На какую букву похож гусь?
(карточка-опора для буквы Г «гусь»)
- Какой первый звук в слове гусь?
- Дайте характеристику звука Г.
- Какая пара у звука Г? Почему?
- Дайте характеристику звуку К.
- На что похожа буква К? (карточка-опора
для буквы К- «клюв»)
- Назовите главное отличие звуков: Г –
звонкий, К – глухой.
- Как вы определи?(при произношении звука
Г – горлышко дрожит, при произношении звука К – нет)
-Как вы думаете, чему мы будем сегодня
учиться? (различать буквы и звуки). Для чего? (чтобы правильно писать и не
путать)
·
Дифференциация звуков и букв К, Г в
изолированном виде, в логах, словах.
1) Игра
на внимание (с контролем работы голосовых связок по горлышку).
- Определи, какой звук в словах и покажи
карточку с буквой Г, К. (крыша, салфетка, радуга, ягоды, нога, рука, груша,
яблоко, котик).
2) Игра «Шифровальщики»
- Давайте зашифруем слова и запишем только
буквы К или Г (контроль работы голосовых связок по горлышку).
Ягоды, груша, кошка, грибы, крыша,
магазин, гвоздь, гармонь, салфетка).
- Сверьте запись с записью на доске.
3) Чтение слоговой таблицы.
ка-га-ка
|
ку-ку-гу
|
кю-гюгю
|
ка-га-га
|
го-го-ко
|
гы-кы
-гы
|
гё-гё-кё
|
ки-ки-ги
|
- Чтение хором, по цепочки, снизу вверх,
выборочно; находим слоги с мягкими согласными, с твёрдыми согласными. Обратить
внимание на чёткое произношение звонких и глухих согласных.
4) Запишите слоги под диктовку
Га, го, ка, гы, ки, ги, кю, гю.
- Проверьте запись (логопед читает).
- Скажите сколько слогов со звонкой
согласной, сколько с глухой?
- Читаем по цепочке.
5) Физминутка.
6) Разложите картинки в две группы:
с буквой К в первую, с буквой Г во вторую.
Предметные картинки: утка, трясогузка,
гусь, сорока, снегири, скворец, клёст.
- Какое можно подобрать обобщающее слово?
(Птицы).
- Ребята у меня тоже есть картинка. Кто
скажет как зовут эту птицу? (Трясогузка).
- К какой группе отнесём эту картинку?
Почему? ( звуки К, Г находятся в одном слове).
- А вы раньше слышали об этой птице?
Давайте посмотрим, что же в словаре про неё написано (дети делятся на две
группы: 1- работает с толковым словарём, 2- компьютерная программа).
Трясогузка – это небольшая птица
отряда воробьиных с постоянно покачивающимся длинным узким хвостиком.
- Скажите какое слово самое трудное из
представленных птиц? Разделите это слово на слоги.
- Как вы думаете в каком слове звук К
находится на 1 - месте, на 2 – месте, на 3 – месте, на 4 – месте, на 5 –
месте?
- Какая картинка подходит к схеме?
(красный, синий, синий, красный - утка) .
7) Игра «Чего не стало?»
- Сначала убираются по одной картинке,
затем все картинки.
8) Корректурная работа.
- В течении 5 минут зачеркните букву Г, обведите
в кружочек букву К; посчитайте количество букв.
3.Итог урока.
Оцените свою работу на уроке в « Карте
самонаблюдений».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.