КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятия,
в группе для детей с ФФН.
Подготовила: учитель-логопед МБОУ СОШ №13 г. Белгорода
Жидкова Нина Павловна
Дифференциация звуков [c] и [з]
Цель: закрепление навыка различения и правильного
произношения звуков с, з.
Задачи:
-обучающие: сравнивать характеристику этих звуков, упражнять в
звуковом анализе, определении позиции звука в словах, закрепить употребление
предлогов (с, за, из-за, из-под), совершенствовать навыки употребления имен
существительных множественного числа родительного падежа.
-коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать
внимание и логическое мышление.
-воспитывающие: воспитывать интерес к занятиям, формировать
положительную учебную мотивацию.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных на
изучаемые звуки, письмо от зайчат, раздаточный материал для звукового анализа,
нарисованные домики со звуками с, з.
План занятия:
1.
Организационный момент.
2.
Закрепление понятия о
звуках с, з.
3.
Артикуляционная
гимнастика.
4.
Игра «Поймай звук з».
5.
Игра «Запомни – повтори».
6.
Игра «Наоборот».
7.
Работа в тетрадях.
8.
Игра «Найди лишнее».
9.
Игра «Посели животных в
дом».
10.
Физ-минутка.
11.
Игра «Конвертики»
12.
Кроссворд.
13.
Подведение итогов.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Положите руки на стол, ноги
поставили под стол, глаза на меня и приготовились к занятию.
Давайте с вами приготовим свои пальчики к занятию,
чтобы они были послушные.
А) ладошки на столе (врозь и вместе)
Б) кулак – ребро – ладонь
В) зайчик (сначала левой рукой шагаем, потом правой,
затем на перегонки).
Итак, слушаем.
- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а
необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил.
Много бед, таят леса,
Воалк, медведь, там и лиса.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка).
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок – взрослая … (собака).
- Ребята, скажите, какой первый звук в слове зайка?
(з), А в слове собака? (с).
- Сегодня мы с вами будем повторять звуки с, з.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Откройте зеркала и давайте посмотрим, где губки,
когда мы произносим звук с и з? (губы слегка растянуты в улыбке) А зубы как у
нас располагаются? (зубки сближены и между ними щель). Кончик языка широкий и
находится за нижними губками. А теперь приложите ладошку к горлышку и
произнесите звук с? Что вы чувствуете? (вибрации нет). Произнесите звук з? Что
чувствуете? (голосок дрожит).
- Ребята, как вы думаете, чем похожи эти звуки?
(согласные). А чем отличаются? (звук с – глухой, з – звонкий).
- Давайте исполним песенку комарика – з-з-з.
2.
Игра «поймай звук з – с.
- Я буду называть вам звуки и слова, если вы услышите
звук з, то поднимите колокольчик, если звук с – то не надо ничего поднимать.
З – п – с – ш – м – ц – ф – с – з.
Цапля – санки – зонт – слон – завод – собака – знак –
лист – стол.
3.
Игра «Запомни – повтори».
- Сначала я вам называю слова, вы слушаете, а затем
повторяете.
Сом – зонт – сок.
Зайка – сушка – завод
Знак – стол – звон
Собака – заноза – соль.
За – Са– за – вот идет коза
Са – за – СА – вот летит оса
Зу – зу –су – мы ведем лису
Су – су – зу - отвязали мы козу.
4.
Игра «Наоборот».
Я произношу слог или слово со звуком с, а вы мне
отвечаете со звуком с.
Са – за
Со – зо
Су – зу
Сы – зы
Соя – Зоя
Суп – зуб
Коса – коза.
5.
Работа в тетрадях.
- Ребята, откройте тетради, скажите какое сегодня
число и месяц? Сейчас я вам буду говорить слова, в которых есть звук с и з. А
вы в тетради записываете не все слово, а только букву с или з, которую вы
услышите в слове. Давайте, вспомним, в какую сторону мы пишем букву с? (в
левую), а з? (в правую). Напишите в воздухе.
Лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, свинья, сок,
зонт, санки.
- Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке.
(картинки на доске).
Наш зоопарк необычен, потому что в нем живут разные
животные и все они дружат друг с другом. В названиях наших животных есть звуки
с, з. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя?
Почему? (в названии картинки – лошадь нет звука с).
6.
Игра «Посели животных в
дом».
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят,
Но не знают – как, куда,
Помогите детвора.
- На доске два домика: у одного домика есть
колокольчик, у другого – нет. Возьмите картинки и распределите их по домикам. В
домик с колокольчиком поместите картинки, в которых есть звук з, без
колокольчика – с.
7.
Физ – минутка.
В зоопарке побывали
Очень сильно мы устали.
Мы играть с лисой пойдем,
Хорошо мы отдохнем.
У лисы пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты
Я охотница до птицы
Кур ловить я мастерица.
Как увижу подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу
Деткам в норку отнесу.
8.
«Конверт».
- Дети, у меня в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с
заданиями. Здесь что – то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не
умеют писать правильно. Давайте поможем им.
- Дети, на доске предлоги. Послушайте предложение, вставьте пропущенный
предлог.
Зайка спрятался … куст (за)
Козы пасутся … домом (за)
Лиса выскочила … норы (из)
Ослик выглядывает … столба (из)
Рысь спустилась … дерева (с).
9.
«Кроссворд».
- Давайте посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Я буду
загадывать загадки, а слова – отгадки мы будем записывать в клетки кроссворда.
Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый – Краса!
А зовут ее? (Лиса)
Это милая лошадка
Будто школьная тетрадка.
Разрисована в полоску
В черно-белую полоску. (Зебра)
Спереди пятачок
Сзади крючок
По середине спинка
А на ней щетинка. (Свинья)
Трав копытами касаясь
Сходит по лесу красавиц.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова. (Коза).
Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший. (Ослик).
10.
Подведение итогов.
Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Что вам понравилось на
занятии? Молодцы, ребята!
Литература:
1.
Горбунова С. Ю., «Сборник
конспектов логопедических занятий». – М., 2007.
2.
Ефименко Л. Н, Мисаренко
Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном
логопункте». – М., «Просвещение», 1991.
3.
Кузнецова Е. В.,
«Ступеньки к школе». – М., 2007.
4.
Кукушина В. С., «Логопедия
в школе. Практический опыт». – М., 2005.
5.
Миронова С. А., «Развитие
речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.