Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект литературного чтения. "Цветаева. Красною кистью..."

Конспект литературного чтения. "Цветаева. Красною кистью..."

Скачать материал

Конспект урока по литературному чтению.

 

Тема: Марина Ивановна Цветаева. «Красною кистью рябина зажглась…»

Тип урока: изучение нового материала (литературоведческий анализ)

Цель: формирование грамотного читателя.

Задачи:

1.     Образовательная: учить наблюдать за словом, его подтекстом, его многозначностью, красотой; за развитием чувств и переживаний лирического героя; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.

2.     Развивающая: развивать художественную образную речь; логическое, образное мышление, воображение; творческие способности учащихся.

3.     Воспитательная: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

 

Этапы

Содержание

Примечания

 

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Встали, подравнялись. Посмотрели друг на друга, улыбнусь. И пусть наше занятие пройдет в хорошем, доброжелательном настроении.

 

 

Актуализация знаний

- Посмотрите на доску и скажите, вы знаете это дерево?

- Знакомо ли вам его название?

- Правильно, это рябина.

- Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве?

- Рябину считаю красавицей, потому что красива она, особенно осенью, когда рдеет огонь ее румяных кистей. В эту пору рябина - одно загляденье! Цвет резной листвы так ярок и густ, что кудрявое деревце и вправду кажется раскаленным докрасна. Щедро разодетая осенью в нарядные обновы, красуется рябина на карнавале листопада. Вот и видно ее отовсюду!

- Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.

 Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье.

 

- Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

- И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

- Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

- Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

- Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Рябиновые бусы и вы сами сделать можете. А я расскажу вам легенду о возникновении этого дерева.

- Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

- Рябина с древнейших времен выступает в качестве оберега, защищающего человека от злых духов. Ее высаживают около домов для защиты от нечистой силы.

 - Ребята, а как вы думаете, что символизирует рябина?

- Плоды рябины красны как кровь, пролитая во имя любви. В русской поэзии рябина символизирует тоскующую женщину, а горечь ее ягод свидетельствует о безрадостной жизни.

- Давайте послушаем песни, которые люди посвящали рябине.  

- Скажите, а вы знаете какие-нибудь произведения о рябине?  

 

 «Рябина»

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

 

 То ли эта ягодка

Просто недозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

(Ирина Токмакова)

 

 

Я знал тебя, моя рябина...

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты — всем горестям назло —

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

(В.Рождественский)

 

- Я бы хотела прочитать вам одно стихотворение, которое написала Елена Горная. Оно называется «Рябиновый блюз».  

 

В старом парке у озера, до боли тоскливо,

В эту осень влюблённый, звучал саксофон...

И роняла с дождями свои бусы рябина

На заброшенный кем-то осенний перрон.

 

Где извечная музыка из шорохов листьев...

В темпе вальса кружил рыжий тополь-гарсон

И, ветвями касаяся рябиновых кистей,

Опадал в свой заснеженно-розовый сон.

 

И минуты по нотам остывая, бежали

То ли в лето назад, то ли снова в метель...

И мелодию осени на память мы знали,

И крутил листопад нам свою карусель.

 

И не выдержав небо, умирало с дождями,

И зачем-то с рябиной делили мы грусть...

Осень тихо прощалась в старом парке, а с нами

Оставалась уныния вечного суть...

 

-Как охарактеризована рябина в этих стихотворениях?

Изучение нового материала

- Ребята, а вы знаете поэтессу Марину Цветаеву?

- А, может, вы знаете, какое она стихотворение о рябине написала?

- Она написала стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…»  

- Как вы думаете, судя по названию, о чем пойдет речь сегодня на уроке?   

- Мы будем говорить о Марине Цветаевой и познакомимся с ее произведением «Красною кистью»

Биография автора

-  Трудно говорить о такой безмерности, как поэт.

- Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892г.

- Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков, лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины – Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета; мать – Мария Александровна, урожденная Мейн, из обрусевшей польско-немецкой семьи, одаренная пианистка. Это она открыла детям (Андрею, Асе и Марине) чудесный мир природы, дала лучшие в мире книги и научила их музыке. «Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку», - вспоминала М. Цветаева. После смерти матери интерес к музыке постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.

- Юная Цветаева пишет стихи, как на русском, так и на немецком и французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

- Какой была Марина Цветаева? Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза зеленые, цвета винограда.

- Черты лица и его контуры точные, четкие, голос высокий, звонкий, гибкий. Стихи читала охотно, по первой просьбе.

- Как поэт и как личность М. Цветаева развивалась стремительно. За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника стихов «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913), изданные при содействии Сергея Эфрона.

- Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик (лечебный драгоценный камень), то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас… Обвенчались они 27 января 1912 года.

- Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

- Художественный мир Цветаевой необычайно разнообразен. Можно выделить основные темы творчества:

      Тема детства.

      Тема дома.

      Образ Матери.

      Тема души.

      Тема бессонности.

      Поэты-современники в лирике Цветаевой.

      Пушкинская тема.

      Тема любви.

      Стихи, посвященные близким.

- Для Цветаевой поэтическое искусство было «ежедневным трудом», святым, единственным ремеслом: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да».

- Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям-поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, сестре Асе

- Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. «Мой читатель остался в России, куда мои стихи… не доходят», - сожалела она.

- В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину. На вокзале узнала об аресте сестры Аси. Позже арестованы дочь Аля и муж Сергей Эфрон (потом расстрелян). Ее не расстреляли, не арестовали – ее казнили незамечанием, непечатанием, нищетой.

- В эвакуации в 1941 года отказали даже в работе посудомойки. Нет друзей, нет жилья, нет работы, нет семьи: началось отчуждение с сыном. Под гнетом несчастий, в состоянии душевной депрессии 31 августа 1941года Марина Цветаева покончила с собой, оставив предсмертную записку: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик»

- Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительные образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году Марина Цветаева уверенно заявила:

 

                   Моим стихам

                   Как драгоценным винам,

                   Настанет свой черед.

        

Работа с текстом до чтения

- Прочитайте название нашего сегодняшнего стихотворения. Как вы думаете, о чем будет нам рассказывать автор?

Первичное восприятие стихотворения

- Давайте послушаем песню Анны Широченко на стихотворение Марины Цветаевой «Красною кистью…» . Во время слушания, подумайте, какие чувства и эмоции испытывала автор, когда писала это стихотворение.

Какие слова были непонятны?

Ребята, что вы почувствовали, когда слушали эту песню?

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.

 

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

Вторичное чтение.

- Я предлагаю вам подготовиться к чтению вслух. Прочитаем это стихотворение вполголоса, не мешая друг друга, обращая внимание на интонацию, силу голоса, на необходимые паузы.

- Обратите внимание на слайд – это критерии оценивания вашего чтения.

1) Правильность

2) Выразительность

3) Темп

4) Осмысленность

Итак, кто прочитает нам стихотворение, учитывая все критерии?

Чтение стихотворения учениками.

- Ну а сейчас мы с вами будем вместе читать и внимательно следить за развитием чувств в стихотворении.

Чтение

- Ребята, вы видели рябину? Она всегда красная? А когда рябина становится красной?

- Как вы понимаете выражение “рябина зажглась”? Какое здесь изобразительно-выразительное средство использует автор? (олицетворение)

- Скажите, в какое время года падают листья?

- А когда родилась поэтесса?

- Что, по вашему мнению, значит выражение “Спорили сотни колоколов”?

- А как вы думаете, о чем они спорят?

Они спорят за первенство: кто торжественнее и звучнее объявит праздник - День Иоанна Богослова и одновременно с этим день рождения Поэта.

- Давайте послушаем, как звучат колокола.

- Слушая, подумайте, какой из колокольных звонов звучал во время праздника и почему?

- Какие чувства у вас возникли во время прослушивания?

- Знаете ли вы, кто такой Иоанн Богослов?

- Один из 12-ти апостолов, сын рыбака Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа.

Год его рождения неизвестен. По преданию, когда еще юношей Иоанн вместе с отцом и старшим братом Иаковом рыбачил на Генисаретском озере, он был призван Иисусом Христом в число своих учеников. Оставив отца своего Зеведея в лодке, Иоанн вместе с братом Иаковом, последовал за Христом.

- Известно, что отличительными чертами характера Иоанна были скромность и наблюдательность, он всегда был  чуток к другим. За пламенную проповедь любви к Богу и людям Иоанн был прозван "апостолом любви". Обращаясь к своим ученикам, Иоанн Богослов до последнего вздоха не уставал повторять: "Любите друг друга!". Вместе с тем, Иоанн, по свидетельству евангелистов, обладал очень пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос назвал апостола Иоанна и его брата Иакова "сынами грома".

По преданию, из апостолов только Иоанн стоял у Креста Спасителя рядом с Богородицей, и ему Христос поручил чтить Марию как собственную мать.

При императоре Домициане (81-96), который был известен как гонитель Церкви, апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию Домициана арестован и судим. Его пытались казнить, но он выжил и был сослан на остров Патмос, где и пережил описанное в Апокалиписе.

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес.

Святой Иоанн Богослов скончался естественной смертью (единственный из Апостолов), прожив около 105 лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна оказались необычными и даже загадочными. По настоянию апостола Иоанна его закопали живым. На следующий день, когда раскопали его могилу, она оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, но останется жить до Второго пришествия Христова.

Праздник установлен 8 мая (21 мая по новому стилю). Считается, что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал.

В иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и одухотворенным старцем, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором.

- Ребята, как вы понимаете выражение «жаркая рябина»? Она горячая? От нее веет жаром?

- Вы пробовали рябину? Какой у нее вкус?

- Как вы считаете, почему автору хочется грызть эту горькую рябину?

- Нарисуйте словесный портрет лирического героя.

- Как вы думаете, какими чертами характера он обладает?

- По-вашему, какие чувства возникают у автора, во время написания стихотворения?

- А как вы считаете, какие чувства и переживания испытывает лирический герой осенью?

- Какие эмоции возникли у вас после прочтения стихотворения? Оно вам понравилось? Почему?

- Ребята, какую картину вы представляете, когда читаете 1 часть стихотворения?

- Как вам кажется, меняется ли настроение лирической героини во 2 части стихотворения по сравнению с 1 частью?

Во 2 части чувствуется грусть, задумчивость, звучат нотки горечи.

- Сопоставьте строки, характеризующие рябину в 1 части и во 2 части. Чем они отличаются?

1 часть: “рябина зажглась”, “кисть красная” - это эпитет, определение нейтральное;

2 часть: “рябина жаркая”, “кисть горькая” - этот эпитет уже эмоционально окрашенный, передает настроение героини.

- Как вы думаете, о чем же говорит героиня во 2 части?

Героине хочется вернуться в детство, яркие впечатления от которого она сохранила на всю жизнь. Но к пронзительным переживаниям детства с течением времени прибавился привкус горечи: “ горькая кисть”.

Физминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

 

Работа в микрогруппах

 

1.Попробуйте изменить стихотворение, вставив в место пропусков подходящие по смыслу слова.

 

___________ кистью

Рябина зажглась.

___________ листья

Я родилась.

(Опускались, яркою)

 

2.Попробуйте изменить стихотворение, вставив в место пропусков подходящие по смыслу слова.

 

__________ сотни

Колоколов.

День был ___________:

Иоанн Богослов.

(Звенели, праздничный)

 

3.Попробуйте изменить стихотворение, вставив в место пропусков подходящие по смыслу слова.

 

Мне и _________

Хочется грызть

_________  рябины

Горькую кисть.

(Красной, теперь)

 

4.Вставьте пропущенные слова, чтобы получить небольшой рассказ

 

_________ весной она надевает наряд из нежно-зеленых _______________ листочков, а в конце весны, в мае, зацветает пышными __________ гроздьями.

(Кружевных, ранней, белыми)

 

5.Вставьте пропущенные слова, чтобы получить небольшой рассказ

 

Особенно приятно ______________цветущей рябины ранним утром, когда просыпаешься от веселого воробьиного ___________, распахиваешь окно и наслаждаешься нежным ____________.

(Благоухание, ароматом, щебета)

 

6.Вставьте пропущенные слова, чтобы получить небольшой рассказ

 

Летом рябина _______ нам прохладу, защищая окно от жаркого __________.

А в _________ дни это деревце становится волшебно красивым.

(Осенние, дарит, солнца)

 

Один человек из команды выйдет к доске и прочитает, что получилось.

 

Итог урока

1.      Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Сильный и гордый человек, независимый во всем. Любящая, верная  и своевольная женщина. Сложный до отчаяния бесстрашный поэт).

2.      Захотите ли вы обратиться к творчеству Марины Цветаевой после того, что узнали о ней сегодня?

3.      Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (Она родилась в период листопада, когда зреет рябина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова, одного из двенадцати апостолов, любимого ученика Христа. Жизнь Марины Ивановны Цветаевой горька, как рябина).

 

Домашнее задание.

 

Нарисуйте дома образ осени.

 

Спасибо за урок, с вами было очень интересно работать. До свидания.

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

Слайд 7

 

Слайд 8

 

 

Читает ребенок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает ребенок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

 

 

 

Слайд 18

 

 

 

Слайд 19

 

 

 

 

 

Слайд 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21,22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 23

Слайд 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 25

 

 

 

 

 

 

Слайд 26

 

 

 

Слайд 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 29

 

 

 

 

Слайд 30

Сообщение ребенка

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Попробуйте изменить стихотворение, вставив в место пропусков подходящие по смыслу слова.

 

___________ кистью

Рябина зажглась.

___________ листья

Я родилась.

(Опускались, яркою)

 

 

2.Попробуйте изменить стихотворение, вставив в место пропусков подходящие по смыслу слова.

 

__________ сотни

Колоколов.

День был ___________:

Иоанн Богослов.

(Звенели, праздничный)

 

 

3.Попробуйте изменить стихотворение, вставив в место пропусков подходящие по смыслу слова.

 

Мне и _________

Хочется грызть

__________ рябины

Горькую кисть.

(Красной, теперь)

 

 

4.Вставьте пропущенные слова, чтобы получить небольшой рассказ

 

_________ весной она надевает наряд из нежно-зеленых _______________ листочков, а в конце весны, в мае, зацветает пышными __________ гроздьями.

(Кружевных, ранней, белыми)

 

 

5.Вставьте пропущенные слова, чтобы получить небольшой рассказ

 

Особенно приятно ______________цветущей рябины ранним утром, когда просыпаешься от веселого воробьиного ___________, распахиваешь окно и наслаждаешься нежным ____________.

(Благоухание, ароматом, щебета)

 

6.Вставьте пропущенные слова, чтобы получить небольшой рассказ

 

Летом рябина _______ нам прохладу, защищая окно от жаркого __________.

А в _________ дни это деревце становится волшебно красивым.

(Осенние, дарит, солнца)

 

 

 

 

 

Первое сообщение о рябине.

 

Неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.

 

 

Второе сообщение о рябине

 

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

 

 

 

«Рябина»

Красненькую ягоду

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она - как хина.

 

 То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

 

 

 

 

 

 

Я знал тебя, моя рябина...

Ты на околице села

Над серой крышею овина

Под небом северным росла.

Тебя трепала непогода,

А ты — всем горестям назло —

Росла и крепла год от года,

Глядясь в озерное стекло.

(В.Рождественский)

 

 

 

 

Первое сообщение об Иоанне Богослове

 

Один из 12-ти апостолов, сын рыбака Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа. Год его рождения неизвестен. По преданию, когда еще юношей Иоанн вместе с отцом и старшим братом Иаковом рыбачил на Генисаретском озере, он был призван Иисусом Христом в число своих учеников. Оставив отца своего Зеведея в лодке, Иоанн вместе с братом Иаковом, последовал за Христом.

 

 

Второе сообщение об Иоанне Богослове

 

Известно, что отличительными чертами характера Иоанна были скромность и наблюдательность, он всегда был  чуток к другим. За пламенную проповедь любви к Богу и людям Иоанн был прозван "апостолом любви". Обращаясь к своим ученикам, Иоанн Богослов до последнего вздоха не уставал повторять: "Любите друг друга!". Вместе с тем, Иоанн обладал очень пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос назвал апостола Иоанна и его брата Иакова "сынами грома".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект литературного чтения. "Цветаева. Красною кистью...""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Марина Ивановна Цветаева. «Красною кистью рябина зажглась…»

Тип урока: изучение нового материала (литературоведческий анализ)

Цель: формирование грамотного читателя.

Задачи:

1.     Образовательная: учить наблюдать за словом, его подтекстом, его многозначностью, красотой; за развитием чувств и переживаний лирического героя; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.

2.     Развивающая: развивать художественную образную речь; логическое, образное мышление, воображение; творческие способности учащихся.

3.     Воспитательная: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.

 
Коллеги, если нужна презентация к данному уроку, пишите на почту: aliona-kosheeva@yandex.ru  
Сюда, к сожалению, презентацию я прикрепить не смогла. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 325 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 27 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
  • 06.10.2020
  • 458
  • 10
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1490
    • DOCX 97 кбайт
    • 50 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кощеева Алёна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кощеева Алёна Александровна
    Кощеева Алёна Александровна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28036
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе