Главная / Логопедия / Конспект коррекционной НОД на тему: «Прогулка в осенний лес» (для детей 3 - 4 лет)

Конспект коррекционной НОД на тему: «Прогулка в осенний лес» (для детей 3 - 4 лет)

hello_html_m18216da2.gifhello_html_m1c1ef9a9.gifhello_html_7f9e0897.gifhello_html_7f9e0897.gifhello_html_7f9e0897.gifhello_html_71094d2b.gifhello_html_71094d2b.gifhello_html_71094d2b.gifhello_html_189d1cd9.gifhello_html_189d1cd9.gifhello_html_189d1cd9.gifhello_html_5dd8065e.gifhello_html_5dd8065e.gifhello_html_5dd8065e.gifhello_html_189d1cd9.gifhello_html_189d1cd9.gifhello_html_189d1cd9.gifhello_html_6b6f7c9a.gifhello_html_6b6f7c9a.gifhello_html_6b6f7c9a.gifhello_html_669d3fdd.gifhello_html_669d3fdd.gifhello_html_669d3fdd.gifhello_html_91da269.gifhello_html_91da269.gifhello_html_91da269.gifhello_html_669d3fdd.gifhello_html_91da269.gifhello_html_5dd8065e.gifhello_html_669d3fdd.gifhello_html_91da269.gifhello_html_5dd8065e.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifФрагмент коррекционной непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 3 – 4 лет

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

.

Составила: учитель-дефектолог I категории

Дудорова Ирина Владимировна

МУ ПСЦ «Надежда» на базе

МДОУ «Детский сад № 15 компенсирующего вида»

г. Заречный Пензенская обл.


Тема: «Прогулка в осенний лес».

Продолжительность фрагмента НОД – 15 минут.

Цель:

формирование у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики и осязания.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные: формировать у детей представление о составных частях дерева (ствол, ветви, листья); умение находить закономерность в чередовании элементов узора (по заданному образцу) и точно его воспроизвести; формировать умение образовывать относительные прилагательные; умение различать и употреблять в речи предлоги В, НА, ПОД;

  • коррекционно-развивающие: вспомнить несколько характерных признаков осени; развивать целостное восприятие предмета; развивать умение узнавать дерево по его части (листу); развивать связную речь, мышление, память, мелкую моторику пальцев рук; развивать цветовое восприятие (различение и называние цветов – жёлтого, красного, зелёного); обогащать двигательный опыт детей (правильное выполнение движений в соответствии с образцом взрослого);

  • коррекционно-воспитательные: воспитывать чувство любви и бережного отношения к растительному миру; чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: магнитно-маркерная доска; магниты; плоскостное изображение берёзы (формат листа А4); мягкая игрушка ежа; разноцветные листья из бумаги деревьев (берёзы, клёна, дуба); контурные изображения листьев берёзы, клёна, дуба; подносы (по числу детей); мягкая проволока, образцы нитей бус из 6-ти элементов (по числу детей) и коробочки с бусинами, различных по цвету и величине; схемы–образцы графического изображения ёлочки (для выкладывания из счётных палочек); счётные палочки (по 6 штук/чел.); разрезные картинки листьев разных деревьев (по числу детей); физкультурное оборудование (дорожка со следами, 2-е скакалки, 4-е гимнастические палки).


Ход НОД


Этап; цели

Деятельность педагога

Деятельность детей

I

Организационный момент

Цель: создание рабочего настроя на образовательную деятельность.

Время: 2 минуты





Дефектолог привлекает внимание детей к себе.


Ребята, посмотрите какие разноцветные листья лежат на ковре! И как они сюда попали?


Дети, возьмите себе один лист, который вам понравился.

Упражнение «Такой листок, лети ко мне!»

Цель: развитие зрительного внимания и восприятия.

Дефектолог держит в руке контурное изображение листа берёзы; воспитатель – листа клёна. Показываю берёзовый лист и обращаюсь к детям:

Такой листок, лети ко мне! (Те же слова говорит воспитатель).

Происходит деление детей на подгруппы.

Саша, с какого дерева твой лист? (с берёзы)

Опрашиваю ещё 2-х человек, добиваясь полных ответов.

Значит, он какой? (берёзовый)

Спрашиваю ещё 4-х человек, а затем хором проговариваем это относительное прилагательное. Предлагаю детям подгруппы найти дерево, с которого они опали. На магнитно-маркерной доске нарисовано дерево.

Кто первый увидел берёзу? (словесное одобрение дефектологом ребёнка).

А где лежат опавшие листья? (на земле)

Предлагаю расположить ваши листочки под деревом!

Ребята, прислушайтесь, кто это шуршит в листве?

Появление персонажа – ёжа (мягкая игрушка), который приглашает детей на прогулку в лес, в который ведёт узкая тропинка.

Дети заняты свободной игровой деятельностью.


Ответы детей об осени и её основных признаках: становится холоднее; желтеют, краснеют и опадают листья; начинается листопад и т.д.

Дети произвольно разбирают кленовые и берёзовые листья.





Дошкольники соотносят свой лист с образцом педагога.



Дети отвечают на вопросы дефектолога.




Дети хором проговаривают относительное прилагательное «берёзовый».






Дети прикрепляют свои листья с помощью магнитов под дерево (ковёр из листьев).



Ребята принимают приглашение сказочного персонажа.

II

Основная часть

Цель: получение новых знаний, умений; развитие мелкой моторики и осязания.


Время: 11 минут.




Ходьба «По узенькой тропинке» (ходьба по ограниченной плоскости между 2-х скакалок).

Цель: развитие координации движений при ходьбе по ограниченной плоскости; равновесия.

Дети проходят к столу, на котором стоят подносы с разрезными картинками.

Ёж:

Ребята, я хочу показать вам свои рисунки листьев разных деревьев! (показывает на стол). Ой! Все мои рисунки разрезаны на части! Что же делать?

Д/и «Разрезные картинки» (из 4 – 6 элементов)

Цель: развитие целостного восприятия предмета и зрительно-моторной координации (см. Приложение 1).

.Дефектолог предлагает выбрать любой поднос с разрезными картинками и собрать листья по образцу. Для детей, быстро собирающих целое из частей, подготовлены дополнительные задания.


Дети правильно выполняют упражнение в соответствии с образцом взрослого.


Дети встают вокруг стола.



Ребята предлагают свою помощь (собрать целое из частей).





Дети собирают разрезные картинки.



Ёж:

Спасибо за помощь, ребята! Готовы отправиться дальше?

Впереди следующее препятствие – ручеёк. Нам нужно его перепрыгнуть, не замочив ноги! Готовы?

Упражнение «Перепрыгни ручеёк» (4-е гимнастические палки, расстояние между которыми = 15 – 20 см).

Цель: развитие равновесия; скоординированных движений рук и ног во время отталкивания и при прыжках с продвижением вперёд.

Дети подходят к столу, на котором стоят подносы с бусинами, различными по цвету (красные, жёлтые, зелёные) и величине (большие и маленькие) и лежат полоски-образцы.

Ёж:

А кто это рассыпал бусы моей мамы ежихи? Вы поможете мне собрать их?

Д/у «Собери рассыпавшиеся бусы» (по заданному образцу; из 6-ти бусин).

Цель: развитие восприятия, логического мышления; умения находить закономерность в чередовании элементов узора и точного его воспроизведения; различать и называть основные цвета.

Дефектолог предлагает выбрать любой образец собирания бус (см. Приложение 2). Наблюдает за правильностью выполнения задания. Для детей, быстро выполнивших задание, подготовлены дополнительные образцы.

Дети отвечают на вопрос.




Воспитанники выполняют упражнение, стараясь сохранить равновесие и скоординировать движения рук и ног при отталкивании и прыжке через гимнастические палки, лежащие на полу.










Ребята отвечают согласием.






Дети внимательно рассматривают образец, находят закономерность в чередовании элементов узора и собирают нитку бус, состоящую из 6-ти элементов по заданному образцу.

Ёж:

Как я рад, что у меня есть такие хорошие помощники! Спасибо вам! А чьи это следы я вижу? Хотите узнать, куда они приведут?

Упражнение «След в след» (ползание на четвереньках по следовой дорожке).

Цель: развитие общей моторики, скоординированных движений рук и ног при ползании по следовой дорожке.

Дефектолог следит за согласованностью движений рук и ног при ползании по дорожке со следами.

Следовая дорожка приводит детей к ленточному столу, на котором лежат схемы–образцы графического изображения ёлки и пеналы со счётными палочками.

Ёж:

Друзья, следы привели нас на голую поляну! Нравится она вам? (ответы)

Что же мы можем сделать, чтобы исправить это?

Дефектолог направляет детей к принятию ими решения о «посадке» ёлочек на поляне.

Д/у «Выложи ёлочку из счётных палочек» (по заданной схеме-образцу; приём наложения).

Цель: развитие зрительно-моторной координации при точном наложении счётных палочек на линии схемы-образца; мышления; восприятия (см. Приложение 3).

Ребята, что есть у ёлки? Какие составные её части вы можете назвать? (ответы детей)

Дефектолог слушает детей и подводит воспитанников к правильным ответам (ствол, ветви, листья/иголки).


Ответы дошкольников.



Ребята выполняют упражнение, стараясь сохранять равновесие и координировать движения рук и ног при ползании по следовой дорожке.










Дети предлагают варианты решения этой проблемы и свою помощь (выложить ёлочки с помощью счётных палочек).









Дети отвечают на вопросы дефектолога, опираясь на наглядность.

III

Итог

Цель: «возвращение» детей в детский сад; развитие связной речи; умения провести простейший анализ своей деятельности в процессе НОД.


Время: 2 минуты.

Ребята, нам пора в детский сад! Спасибо тебе, ёжик за прогулку!

Ёж:

Пожалуйста! Чтобы не заблудиться, возвращайтесь той же дорогой, по которой сюда пришли! До свидания, ребята!

Дети прощаются со сказочным персонажем и «возвращаются» в детский сад (прохождение полосы препятствий в обратном порядке: следовая дорожка, «ручеёк», ходьба по узкой тропинке).

Вот мы и вернулись в свою группу.

Что вам понравилось во время «прогулки» по лесу? Какое задание для вас было трудным?

Молодцы! Вот какая интересная «прогулка» в лес у нас с вами получилась! Мне было очень приятно видеть таких дружных и отзывчивых ребят!





Воспитанники последовательно выполняют упражнения в обратном порядке и без пауз.







Дошкольники отвечают на вопрос дефектолога, делятся своими впечатлениями.












Приложение № 1

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (образцы)


hello_html_m77b921fd.pnghello_html_m39899fa3.pnghttp://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=210931688-48-72&n=21hello_html_15c9aec3.png

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=277591517-43-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=59661213-63-72&n=21

Приложение № 2


Дидактическое упражнение «Собери рассыпавшиеся бусы»





























и т.д.








Приложение № 3


Дидактическое упражнение «Выложи ёлочку из счётных палочек»












Конспект коррекционной НОД на тему: «Прогулка в осенний лес» (для детей 3 - 4 лет)
  • Логопедия
Описание:

Конспект коррекционной непосредственно образовательной деятельности по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 3 – 4 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата по лексической теме "Лес. Деревья" на тему "Прогулка в осенний лес", несёт в себе цель формирования у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей,  мелкой моторики и осязания. В ходе непосредственно образовательной деятельности интегрируются различные образовательные области, такие как познание, коммуникация, физическое развитие и т.д. 

Автор Дудорова Ирина Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 980
Номер материала 21375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓