Главная / Школьному психологу / КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ «Космическое путешествие» для учащихся 1-х классов с повышенной двигательной активностью.

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ «Космическое путешествие» для учащихся 1-х классов с повышенной двигательной активностью.

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

«Космическое путешествие»


для учащихся 1-х классов

с повышенной двигательной активностью.

Образовательные задачи:

        • Закреплять у детей элементарные научные знания о космосе, планетах (Земля, Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), первом космонавте - Ю. Гагарине.


        • Актуализировать знания детей об особенностях космического пространства (воздух – разряжен; невесомость и т.д.); закреплять эти представления в процессе беседы, игровых упражнений.


        • Развивать речь на основе использования различных видов простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь.


        • Расширять словарный запас в процессе закрепления знаний о космонавтике (космос, скафандр, планета, перегрузка, невесомость, звезды, солнечная система и т.д.).


        • Развивать познавательную активность и стремление получать новые знания на основе увлекательного космического путешествия и научной беседы.


Коррекционно-развивающие задачи:

        • Развитие невербального воссоздающего воображения на основе представления себя космонавтами, стульчики – ракетой; имитирование космических перегрузок; звука двигателей и т.д.


        • Развитие слухового внимания в процессе выполнения детьми четкой инструкции психолога: «Внимание! До старта осталось пять секунд…»


        • Развитие долговременной памяти на основе актуализации ранее полученных знаний о космонавтике, растительном мире и т.д.


        • Развитие кратковременной памяти на основе воспроизведения полученных знаний в конце занятия (рефлексия).


        • Развитие слухового восприятия, воображения на основе прослушивания космической музыки, звуков природы: шум морского прибоя, дождя, пение птиц.


        • Развитие самоконтроля и психомоторики, регуляции мышечного тонуса на основе выполнения игровых упражнений «Росток», «Круг почета», «Невесомость», «Пловцы», «Рубка дров» и т.д.


        • Снятие мышечного и эмоционального напряжения на основе релаксационного упражнения «Отдых у реки».


        • Общая релаксация, выработка осанки, осознание чувств напряжения и расслабления на основе выполнения упражнения «Тополь – Ива», «Солнышко»; снятие тревожности – упражнение «Горящая свеча».


        • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков на основе умения действовать в детском коллективе сообща, подчиняться общим правилам. Создание непринужденной атмосферы, установление контакта в кругу сверстников (упражнение «Подари улыбку другу»).


        • Развитие произвольной регуляции деятельности на основе выполнения упражнения «Костер».


        • Регуляция функции дыхания - дыхательные упражнения.

        • Разминка для глаз.


Воспитательные задачи:

    • Воспитывать правильную культуру поведения на занятии.

    • Познакомить детей с правилами поведения на космическом корабле.

    • Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них.

    • Воспитывать бережное отношение к природе; любовь к животным и растениям.


Оборудование:

- костюм космонавта (для педагога-психолога), наушники, чемоданчик;

- именные эмблемы космонавтов (по количеству детей);

- детские стульчики (по количеству детей);

- ракета (макет);

- резиновые коврики (по количеству детей);

- свеча, подсвечник;

- «Дерево желаний», звездочки на ленточке (по количеству детей);

- шоколадные медали для награждения;

- презентация фонов к упражнениям (звездное небо, взлет ракеты, космическое пространство, планета Земля, Луна, Солнце, космические станции, Солнечная система, Ю. Гагарин, море, гроза в лесу, лесная поляна, костер, река, Российский флаг и салют).

Музыкальное сопровождение:

- «фанфары» (посвящение в космонавты).

- космическая музыка: Spece – «Magik Fly» (упражнение «Невисомость»);

- энигматик (упражнение «Горящая свеча»);

- звуки природы: шум моря, грозы, костра; пение птиц;

- гимн России (награждение медалями за отвагу в космическом путешествии).


План занятия:

  1. Ритуал встречи (приветствие, настрой детей на занятие):

  • Упражнение «Подари улыбку другу».

  1. Рефлексия знаний о космосе (актуализация знаний):

  • Беседа о звездах, космосе, первом космонавте Ю. Гагарине;

  1. Введение в тему занятия. Постановка вопроса по основному содержанию: «Космическое путешествие».

  2. Разминка:

  • Упражнение «Круг почета»;

  • Дыхательные упражнения;

  • Разминка для глаз.

  1. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия:

  • Упражнение «Космические перегрузки»;

  • Упражнение «Невесомость».

ПОСАДКА НА ЛУНУ:

  • Беседа о спутнике – Луна;

  • Беседа о планете Земля;

  • Беседа о космических станциях;

  • Упражнение «Росток»;

  • Упражнение «Тополь – Ива»;

  • Психотехника «Горящая свеча»;

  • Беседа о Солнечной системе и планетах: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;

  • Упражнение «Солнышко».

ПРИВОДНЕНИЕ:

  • Упражнение «Пловцы»;

ПРИЗЕМЛЕНИЕ:

  • Упражнение «Гроза»;

  • Упражнение «Рубка дров»;

  • Упражнение «Костер».

  1. Релаксация:

  • Упражнение «Отдых у реки».

  1. Рефлексия (обратная связь):

  • Подведение итогов;

  • Награждение медалями за отважное космическое путешествие.

  1. Ритуал окончания занятия:

  • Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Ход занятия:

Ракета и стулья (по количеству детей) стоят вдоль стены.

Упражнение «Подари улыбку другу».

- Здравствуйте ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, слегка сожмите их. Улыбнитесь друг другу и подарите радость встречи.

Дети садятся на стулья

- Садитесь на стульчики.

- Ребята, скажите, что зажигается на небе ночью? (На проекторе – фото «Звездное небо»).

- Расскажите, что такое звезды? (Звездой называют небесное тело, в которой идут термоядерные реакции. Звёзды представляют собой массивные светящиеся газовые шары. Эти шары испускают огромное количество энергии, поэтому и светятся. Звезды находятся очень далеко, но их свет все равно доходит до Земли).

- Мы с вами находимся на планете Земля, но сегодня вам предстоит отправиться в космическое путешествие. (На проекторе – фото «Звездное небо»).

- А вы знаете, что такое космос? (Космос - это пространство за пределами нашей Земли. Другое название - «Вселенная». Космос – это звёзды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила и межзвёздное пространство, которое человек пытается разгадать всю свою жизнь).

- Кто такие космонавты? (На проекторе – фото «космонавт в открытом космосе). (Космонавты - люди, совершившие полет в космос после специального курса обучения и тренировок. Эксперименты, проводимые космонавтами, помогают раскрыть тайны Вселенной. В задачу космонавтов входит поддержание в рабочем состоянии оборудования космического корабля, выполнение научных экспериментов, запуск и ремонт искусственных спутников. Космонавт-пилот должен быть высококлассным профессиональным летчиком, а космонавты-исследователи - опытными учеными).

- Скажите, а кто первым полетел в космос? (дети – Ю. Гагарин. На проекторе – фото Ю.Гагарина). Правильно ребята - это первый в мире космонавт, который совершил космический полет. (Рассматриваем портрет Гагарина).

-Кто знает, когда мы отмечаем Всемирный День авиации и космонавтики? (12 апреля).

- Молодцы, у вас отличные знания! Поэтому я предлагаю вам, совершить космическое путешествие, с целью более подробно изучить Космос и совершить посадку на Луну. (На проекторе – изображение звездного неба с надписью: «Космическое путешествие»).

- Я посвящаю вас в космонавты… (Звучат «фанфары». Раздаю детям эмблемы космонавтов).

- Чтобы отправиться в космическое путешествие, нам необходимо надеть специальный костюм, как он называется? (Верно, скафандр - предназначен для осуществления безопасного пребывания и работы космонавтов на космическом корабле и в открытом космосе).

- Наденьте скафандры (дети имитируют надевание скафандров).

- Мы должны быть готовы к непривычным условиям существования в космосе. Сейчас мы будем учиться выдерживать перегрузки, возникающие при старте и приземлении. Чтобы привыкнуть к невесомости, пройдем тренировку.

(Экипаж космонавтов делает круг почета перед космическим полетом).

- На вас надеты большие скафандры, поэтому идти надо медленно, широко расставив ноги.

- Приготовьтесь к выполнению дыхательных упражнений: «После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами. Щеки не надувать».

«Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Левая ладонь при этом скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Принять исходное положение, сделать глубокий выдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону».

- Теперь, сделаем гимнастику для глаз: «Вдох - закрыть глаза, выдох – открыть».

- Космонавты к полету готовы!

- А вот наша ракета, на которой мы полетим в космос (открываю ширму, за которой стоит макет ракеты и стулья). Космонавты занимайте места (дети садятся на стульчики. На проекторе – фото «Взлет ракеты»).

- Послушайте внимательно космические правила:

«Школьник не забудь –

В космонавты держишь путь.

Космонавтом хочешь стать? (дети – да!)

Должен - много, много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных - звездолет,

Может взять с собой в полет!»

- Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчет времени: 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – старт! (психолог и дети отсчитывают время хором).

- Ребята, как гудит двигатель у ракеты? (Дети имитируют звук двигателя. Звучит космическая музыка.).

- Внимание! Мы попали в открытое космическое пространство и сейчас будем «испытывать перегрузки». Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите ноги и руки. А теперь мы выходим в открытый космос (дети встают со стульчиков и изображают человека в невесомости, хаотично двигаясь по залу. Звучит космическая музыка. На проекторе – фото «Космическое пространство»).

- Ребята, делайте плавные и медленные движения руками и всем телом.

- Космонавты, внимание! Займите свои места (дети садятся на стульчики, музыка перестает играть).

- Объявляется общая готовность. Перед вами главный спутник планеты Земля - Луна. Это ближайшее к земле небесное тело (На проекторе – фото «Луна»).

- Ракета идет на посадку. Пристегните ремни, положите руки на колени, откиньте голову назад, напрягите мышцы тела.

- Поздравляю, вас! Посадка прошла успешно. Расслабьтесь (дети расслабляются).

- Мы высадились на Луну. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите (дети рассматривают изображение Луны на проекторе).

- Ребята, что вы знаете о Луне? (Луна, естественный спутник Земли. Светит отраженным солнечным светом. Луна не защищена от метеоритов – больших космических камней из космоса, и они на нее падают, образуя большие кратеры. По геометрической форме Луна близка к шару. Луна движется вокруг Земли. Луна всегда обращена к Земле одним и тем же полушарием. В течение лунного дня поверхность Луны нагревается, а ночью охлаждается).

(Обращаю внимание детей на иллюстрации на проекторе):

Фото – «Планета Земля» - Ребята, посмотрите – это наша планета Земля. Что вы знаете о планете Земля? (ответы детей) Правильно, она круглая, очень большая. На ней живут все люди на свете. Земля – единственная планета, на которой есть вода и суша. Вот так выглядит наша планета из космоса.

Фото - «Космические станции» - Ребята, а это, что, как вы думаете? (ответы детей). Верно, это космическая станция, в ней много лабораторий, специальных помещений, где экипаж космонавтов проводит свои исследования, которые можно проводить только в невесомости).

- Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться на космический корабль. (Дети садятся на стульчики).

- Сосредоточьтесь, мы выходим на связь с Землей. Вам предстоит ответить на вопросы. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «1 – 2 – 3». Все готовы? (опустите головы и закройте глаза). Земля на связи!

- Космонавты здоровы? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Настроение хорошее? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Полет нормальный? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Летите высоко? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Люби на Луне есть? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Нет!»)

- Небо, какого цвета? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Синего!»)

- Вода есть? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Нет!»)

- Животные есть? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Нет!»)

- С космоса планету Земля видно? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Домой хотите? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

Молодцы!

- Космонавты, наша задача попробовать зародить жизнь на Луне. Проведем эксперимент и озеленим Луну, посадим деревья. Покажите, как они будут расти.

Упражнение «Росток»:

- Вставайте со стульчиков и садитесь на корточки. Капитан космического корабля будет считать до 10, а вы постепенно поднимайтесь, «растите». На счет 10, деревья должны стать уже большими.

- Ребята, расскажите, какие деревья вы посадили? (Ответ детей: дуб, береза, клен, ель, сосна и т. д.)

- Давайте посадим еще два дерева – тополь и иву (упражнение повторяется).

Кто знает, как выглядит тополь? (У него длинный прямой тонкий ствол, ветви направлены вверх.

- Как выглядит – ива? (ее ветви раскидистые и свисают вниз).

Упражнение «Тополь – ива»:

- Сейчас мы будем двигаться по кругу. Когда вы услышите один хлопок – вам нужно встать в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу – расслабление тела). Когда услышите два хлопка, встанете в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, ладони соединить в виде «стрелы», голова закинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опускаем руки и расслабляемся.

- Молодцы! Посмотрите, какое красивое космическое пространство нас окружает (на проекторе фото – «падающая звезда»).

- Ребята, а вы знаете примету – если увидеть падающую звезду, можно загадать желание и оно обязательно исполнится!?

- Сегодня у нас есть такая возможность.

(Психолог подводит детей к месту, где расположены коврики по кругу, в центре - стоит свеча. Звучит музыка «энигматик», психолог зажигает свечу).

- Ребята, садитесь на коврики, вокруг свечи.

Упражнение «Горящая свеча»

- Ребята, округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струей воздуха. Таким способом мы обучаемся ровному, расслабляющему выдоху, который высвобождает от всего, что мешает нам быть свободными и спокойными.

- А теперь, возьмите звезду и загадайте желание. Подойдите к «дереву желаний», разместите на нем свою звезду и произнесите: «Пусть мое желание принесет только добро».

- Молодцы! Обратите внимание – это Солнечная система (на проекторе фото – «Солнечная система»).

- Центром солнечной системы является Солнце – звезда, вокруг которой по орбитам обращаются 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они не выделяют тепла и не светятся, а лишь отражают свет Солнца. В солнечную систему входят также Луна и естественные спутники других планет.

(На проекторе – фото «Солнце»)

Упражнение «Солнышко»

- Как жарко находиться рядом с солнцем! Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

- Пришло время отправляться в обратный путь. Займите свои места, включайте двигатели (дети имитируют звук двигателя: «у – у – у - …»).

(На проекторе – фото «Взлет ракеты»).

- Мы попадаем в космическое пространство. (Дети, изображают человека в невесомости. Звучит космическая музыка. На проекторе – фото «Космическое пространство»).

- Внимание! Ракета приближается к Земле. Садимся (космическая музыка перестает играть) Что произошло? Мы не приземлились, а приводнились. Ракета оказалась в море. (Звучит шум моря. На проекторе - фото «Море»).

- Придется выбираться из него и плыть к берегу (дети встают со стульев и, имитируют движение пловцов; музыка перестает играть).

- Наконец-то мы выбрались на сушу (на проекторе – фото «Лесная поляна»).

- Ребята, обратите внимание, как тихо вокруг. Так бывает тихо перед грозой, наверное, сейчас будет сильный дождь. На меня уже капают капельки. (Звучит музыка «Звуки дождя». На проекторе – фото «Дождь в лесу». Дети выполняют упражнение «Гроза»).

Упражнение «Гроза»

- Ребята, трите ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливайте. Сначала, тихонько хлопайте в ладоши, а теперь немного громче, еще громче. Вот уже слышится гроза… - тихо потопайте ножками. Гроза в разгаре… - громко топайте ногами и хлопайте в ладоши. Но вот гроза начинает затихать - все движения выполняйте в обратном порядке.

- Ребята, дождь закончился, но мы все промокли. Предлагаю нарубить дрова и разжечь костер. (На проекторе – фото «Лесная поляна»).

Упражнение «Рубка дров»

- Представьте, что каждый из вас рубит дрова: поставьте полено на пень, высоко над головой поднимите топор и с силой опустите на полено. При этом громко выкрикните: "Ха". (Повторяем действия несколько раз.)

(Звучит звук костра. На проекторе – фото «Костер»).

Упражнение «Костер»

- Ребята, встаньте в круг, представьте, что в центре круга - костер. Выполняйте мои команды:

  • "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;

  • "руки замерзли" - протянуть руки к костру;

  • "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;

  • "искры полетели" - похлопать в ладоши;

  • "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.

- Ребята, вы, наверное, устали путешествовать? Давайте отдохнем у реки на лесной полянке, послушаем голоса птиц, журчание воды.

Упражнение «отдых у реки»

- Ложитесь на полянку и закрывайте глаза (дети ложатся на коврики; на проекторе – изображение «Река в лесу». Звучит музыка «Звуки природы»; дети выполняют упражнение на релаксацию: «Отдых у реки»):

- «Займите удобное положение, расслабьтесь и закройте глаза.

- Представьте себе, что вы находитесь в лесу, на берегу реки. Вы отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников, цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, журчание воды.

Ласковый теплый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно.

Дышите легко… ровно… глубоко…

Теплые лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, ногам – по всему телу, приятно согревая его.

Вам хорошо и спокойно…

Хорошо мы отдыхали,

Но уже пора вставать!

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать!»

- Молодцы ребята! Вот и закончилось наше космическое путешествие.

- Куда мы с вами летали? (дети - в космос, высаживались на Луну).

- Как называется планета, на которой живут все люди на свете? (дети – планета Земля).

- Что является центром Солнечной системы? (Солнце).

- Какие планеты обращаются вокруг Солнца? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

- Назовите главный спутник планеты Земля? (Луна. Это ближайшее к земле небесное тело).

- Ребята, вам понравилось космическое путешествие? (дети – Да!)

(Звучит гимн России. На проекторе – фото «Салют». Психолог награждает детей шоколадными медалями).

- Пришло время награждений. Экипаж космонавтов «Смирно!» 22 ноября 2014 года вы совершили полет в космос. За проявленное мужество и отвагу в космическом путешествии, награждаю вас медалями!

- Похлопаем друг другу!

Занятие окончено.


Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1354 Руденко Т.А.






hello_html_m4d466bb7.png

13


КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ «Космическое путешествие» для учащихся 1-х классов с повышенной двигательной активностью.
  • Школьному психологу
Описание:

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

«Космическое путешествие»

 

 для  учащихся 1-х классов

с повышенной двигательной активностью.  

                                                

Образовательные задачи:

·        Закреплять у детей элементарные научные знания о космосе, планетах (Земля, Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), первом космонавте - Ю. Гагарине.

 

·        Актуализировать знания детей об особенностях космического пространства (воздух – разряжен; невесомость и т.д.); закреплять эти представления в процессе беседы, игровых упражнений.

 

·        Развивать речь на основе использования различных видов простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую и монологическую речь.

 

·        Расширять словарный запас в процессе закрепления знаний о космонавтике (космос, скафандр, планета, перегрузка, невесомость, звезды, солнечная система и т.д.).

 

·        Развивать познавательную активность и стремление получать новые знания на основе увлекательного космического путешествия и научной беседы.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

·        Развитие невербального воссоздающего воображения на основе представления себя космонавтами, стульчики – ракетой; имитирование космических перегрузок; звука двигателей и т.д.

 

·        Развитие слухового внимания в процессе выполнения детьми четкой инструкции психолога: «Внимание! До старта осталось пять секунд…»

 

·        Развитие долговременной памяти на основе актуализации ранее полученных знаний о космонавтике, растительном мире и т.д.

 

·        Развитие кратковременной памяти на основе воспроизведения полученных знаний в конце занятия (рефлексия).

 

·        Развитие слухового восприятия, воображения на основе прослушивания космической музыки, звуков природы: шум морского прибоя, дождя, пение птиц.

 

·        Развитие самоконтроля и психомоторики, регуляции мышечного тонуса на основе выполнения игровых упражнений   «Росток», «Круг почета», «Невесомость», «Пловцы», «Рубка дров» и т.д.

 

·        Снятие мышечного и эмоционального напряжения на основе релаксационного упражнения  «Отдых у реки».

 

·        Общая релаксация, выработка осанки, осознание чувств напряжения и расслабления на основе выполнения упражнения «Тополь – Ива», «Солнышко»; снятие тревожности – упражнение «Горящая свеча».

 

·        Развитие и совершенствование коммуникативных навыков на основе умения действовать в детском коллективе сообща, подчиняться общим правилам. Создание непринужденной атмосферы, установление контакта в кругу сверстников (упражнение «Подари улыбку другу»).

 

·        Развитие произвольной регуляции деятельности на основе выполнения упражнения «Костер».

 

·        Регуляция функции дыхания - дыхательные упражнения.

·        Разминка для глаз.

 

Воспитательные задачи:

·        Воспитывать правильную культуру поведения на занятии.

·        Познакомить детей с правилами поведения на космическом корабле.

·        Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожими на них.

·        Воспитывать бережное отношение к природе; любовь к животным и растениям.

 

Оборудование:

- костюм космонавта (для педагога-психолога), наушники, чемоданчик;

- именные эмблемы космонавтов (по количеству детей);

- детские стульчики (по количеству детей);

- ракета  (макет);

- резиновые коврики (по количеству детей);

- свеча, подсвечник;

- «Дерево желаний», звездочки на ленточке (по количеству детей);

- шоколадные медали для награждения;

- презентация фонов к упражнениям (звездное небо, взлет ракеты, космическое пространство, планета Земля, Луна, Солнце, космические станции,  Солнечная система, Ю. Гагарин, море, гроза в лесу, лесная поляна, костер, река, Российский флаг и салют).

    

Музыкальное сопровождение:

- «фанфары» (посвящение в космонавты).

- космическая музыка: Spece – «Magik Fly» (упражнение «Невисомость»);

- энигматик (упражнение «Горящая свеча»);

- звуки природы: шум моря, грозы, костра; пение птиц;  

- гимн России (награждение медалями за отвагу в космическом путешествии).

 

План занятия:

I.       Ритуал встречи (приветствие, настрой детей на занятие):

·        Упражнение «Подари улыбку другу».

II.    Рефлексия знаний о космосе (актуализация знаний):

·        Беседа о звездах, космосе, первом космонавте Ю. Гагарине;

III.  Введение в тему занятия. Постановка вопроса по основному содержанию: «Космическое путешествие».

IV.           Разминка:

·        Упражнение «Круг почета»;

·        Дыхательные упражнения;

·        Разминка для глаз.

V.   Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия:

·        Упражнение «Космические перегрузки»;

·        Упражнение «Невесомость».

                     ПОСАДКА НА ЛУНУ:

·        Беседа о спутнике – Луна;

·        Беседа о планете Земля;

·        Беседа о космических станциях;

·        Упражнение «Росток»;

·        Упражнение «Тополь – Ива»;

·        Психотехника «Горящая свеча»;

·        Беседа о Солнечной системе и планетах: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун;

·        Упражнение «Солнышко».

     ПРИВОДНЕНИЕ:

·        Упражнение «Пловцы»;

     ПРИЗЕМЛЕНИЕ:

·        Упражнение «Гроза»;

·        Упражнение «Рубка дров»;

·        Упражнение «Костер».

VI.           Релаксация:

·        Упражнение «Отдых у реки».

VII.        Рефлексия (обратная связь):

·        Подведение итогов;

·        Награждение медалями за отважное космическое путешествие.

VIII.     Ритуал окончания занятия:

·        Упражнение «Аплодисменты по кругу».

    

Ход занятия:

     Ракета и стулья (по количеству детей) стоят вдоль стены.

Упражнение «Подари улыбку другу».

- Здравствуйте ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, слегка сожмите их. Улыбнитесь друг другу и подарите  радость встречи.

     Дети садятся на стулья

- Садитесь на стульчики.

- Ребята, скажите, что зажигается на небе ночью? (На проекторе – фото «Звездное небо»).

- Расскажите, что такое звезды? (Звездой называют небесное тело, в которой идут термоядерные реакции.  Звёзды представляют собой массивные светящиеся газовые шары. Эти шары испускают огромное количество энергии, поэтому и светятся. Звезды находятся очень далеко, но их свет все равно доходит до Земли).

- Мы с вами находимся на планете Земля, но сегодня вам предстоит отправиться в космическое путешествие. (На проекторе – фото «Звездное небо»).

- А вы знаете, что такое космос? (Космос - это пространство за пределами нашей Земли. Другое название - «Вселенная». Космос – это звёзды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила и межзвёздное пространство, которое человек пытается разгадать всю свою жизнь).

- Кто такие космонавты? (На проекторе – фото «космонавт в открытом космосе). (Космонавты - люди, совершившие полет в космос после специального курса обучения и тренировок.  Эксперименты, проводимые космонавтами, помогают раскрыть тайны Вселенной.  В задачу космонавтов входит поддержание в рабочем состоянии оборудования космического корабля, выполнение научных экспериментов, запуск и ремонт искусственных спутников. Космонавт-пилот должен быть высококлассным  профессиональным летчиком, а космонавты-исследователи - опытными учеными).

- Скажите, а кто первым полетел в космос? (дети – Ю. Гагарин. На проекторе – фото Ю.Гагарина). Правильно ребята - это первый в мире космонавт, который совершил космический полет. (Рассматриваем портрет Гагарина). 

-Кто знает, когда мы отмечаем Всемирный День авиации и космонавтики? (12 апреля).

- Молодцы, у вас отличные знания! Поэтому я предлагаю вам, совершить космическое путешествие, с целью более подробно изучить Космос и совершить посадку на Луну. (На проекторе – изображение звездного неба с надписью: «Космическое путешествие»).

- Я посвящаю вас в космонавты… (Звучат «фанфары». Раздаю детям эмблемы космонавтов).

- Чтобы отправиться в космическое путешествие, нам необходимо надеть специальный костюм, как он называется? (Верно, скафандр - предназначен для осуществления безопасного пребывания и работы космонавтов на космическом корабле и в открытом космосе).

- Наденьте скафандры (дети имитируют надевание скафандров).  

- Мы должны быть готовы к непривычным условиям существования в космосе. Сейчас мы будем учиться выдерживать перегрузки, возникающие при старте и приземлении. Чтобы привыкнуть к невесомости,  пройдем тренировку.

 (Экипаж космонавтов делает круг почета перед космическим полетом).

- На вас  надеты большие скафандры, поэтому идти надо медленно, широко расставив ноги.

- Приготовьтесь к выполнению дыхательных упражнений: «После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами. Щеки не надувать».

«Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Левая ладонь при этом скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Принять исходное положение, сделать глубокий выдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону».

- Теперь, сделаем гимнастику для глаз: «Вдох - закрыть глаза, выдох – открыть».

- Космонавты к полету готовы!

- А вот наша ракета, на которой мы полетим в космос (открываю ширму, за которой стоит  макет ракеты и стулья). Космонавты занимайте места (дети садятся на стульчики. На проекторе – фото «Взлет ракеты»).

- Послушайте внимательно космические правила:

«Школьник не забудь –

В космонавты держишь путь.

Космонавтом хочешь стать? (дети – да!)

Должен - много, много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных -  звездолет,

Может взять с собой в полет!»

- Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинаем отсчет времени: 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – старт! (психолог и дети отсчитывают время хором).

- Ребята, как гудит двигатель у ракеты? (Дети имитируют звук двигателя. Звучит космическая музыка.).

- Внимание! Мы попали в открытое космическое пространство и сейчас будем «испытывать перегрузки». Откиньтесь назад, прижмитесь к спинке стула, напрягите ноги и руки. А теперь мы выходим в открытый космос (дети встают со стульчиков и изображают человека в невесомости, хаотично двигаясь по залу. Звучит космическая музыка. На проекторе – фото «Космическое пространство»).

- Ребята, делайте плавные и медленные движения руками и всем телом.

- Космонавты, внимание! Займите свои места (дети садятся на стульчики, музыка перестает играть).

- Объявляется общая готовность. Перед вами  главный спутник планеты Земля - Луна. Это ближайшее к земле небесное тело (На проекторе – фото «Луна»).

- Ракета идет на посадку. Пристегните ремни, положите руки на колени, откиньте голову назад, напрягите мышцы тела.

- Поздравляю, вас! Посадка прошла успешно. Расслабьтесь (дети расслабляются).

- Мы высадились на Луну. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите (дети рассматривают изображение Луны на проекторе).

- Ребята, что вы знаете о Луне? (Луна, естественный спутник Земли. Светит отраженным солнечным светом.  Луна не защищена от метеоритов – больших космических камней из космоса, и они на нее падают, образуя большие кратеры. По геометрической форме Луна близка к шару. Луна движется вокруг Земли. Луна всегда обращена к Земле одним и тем же полушарием.  В течение лунного дня поверхность Луны нагревается, а ночью охлаждается).

(Обращаю внимание детей на иллюстрации на проекторе):

Фото – «Планета Земля» - Ребята, посмотрите – это наша планета Земля. Что вы знаете о планете Земля? (ответы детей) Правильно,  она круглая, очень большая. На ней живут все люди на свете. Земля – единственная планета, на которой есть вода и суша. Вот так выглядит наша планета из космоса.

Фото - «Космические станции» - Ребята, а это, что, как вы думаете? (ответы детей). Верно, это космическая станция, в ней много лабораторий, специальных помещений, где экипаж космонавтов проводит свои исследования, которые можно проводить только в невесомости).

- Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться на космический корабль. (Дети садятся на стульчики).

- Сосредоточьтесь, мы выходим на связь с Землей.  Вам предстоит ответить на вопросы. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «1 – 2 – 3». Все готовы? (опустите головы и закройте глаза). Земля на связи!

- Космонавты здоровы? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Настроение хорошее? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Полет нормальный? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Летите высоко?  «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Люби на Луне есть? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Нет!»)

- Небо, какого цвета? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Синего!»)

- Вода есть? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Нет!»)

- Животные есть? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Нет!»)

- С космоса планету Земля видно? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

- Домой хотите? «1 – 2 – 3» (ответ детей «Да!»)

Молодцы!

- Космонавты, наша задача попробовать зародить жизнь на Луне. Проведем эксперимент и озеленим Луну, посадим деревья. Покажите, как они будут расти.

Упражнение «Росток»:

- Вставайте со стульчиков и садитесь на корточки. Капитан космического корабля будет считать до 10, а вы постепенно поднимайтесь, «растите». На счет 10, деревья должны стать уже большими.

- Ребята, расскажите, какие деревья вы посадили? (Ответ детей: дуб, береза, клен, ель, сосна и т. д.)

- Давайте посадим еще два дерева – тополь и иву (упражнение повторяется).

Кто знает, как выглядит тополь? (У него длинный прямой тонкий ствол, ветви направлены вверх.

- Как выглядит – ива? (ее ветви раскидистые и свисают вниз).

Упражнение «Тополь – ива»:

- Сейчас мы будем двигаться по кругу. Когда вы услышите один хлопок – вам нужно встать в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу – расслабление тела). Когда услышите два хлопка, встанете в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, ладони соединить в виде «стрелы», голова закинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опускаем руки и расслабляемся.

 - Молодцы! Посмотрите, какое красивое  космическое пространство нас окружает (на проекторе фото – «падающая звезда»).

- Ребята, а вы знаете примету – если увидеть падающую звезду, можно загадать желание и оно обязательно исполнится!?

- Сегодня у нас есть такая возможность.

(Психолог подводит детей к месту, где расположены коврики по кругу, в центре - стоит свеча. Звучит музыка «энигматик», психолог зажигает свечу).

- Ребята, садитесь на коврики, вокруг свечи.

Упражнение «Горящая свеча»

- Ребята, округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струей воздуха.  Таким способом мы обучаемся ровному, расслабляющему выдоху, который   высвобождает от всего, что мешает нам быть свободными и спокойными.

- А теперь, возьмите звезду и загадайте желание. Подойдите к «дереву желаний», разместите на нем свою звезду и произнесите: «Пусть мое желание принесет только добро».

- Молодцы! Обратите внимание – это Солнечная система (на проекторе фото – «Солнечная система»).

 - Центром солнечной системы является Солнце – звезда, вокруг которой по орбитам обращаются 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они не выделяют тепла и не светятся, а лишь отражают свет Солнца. В солнечную систему входят также Луна и естественные спутники других планет. 

(На проекторе – фото «Солнце»)

Упражнение «Солнышко»

- Как жарко находиться рядом с солнцем! Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

-  Пришло время отправляться в обратный путь.  Займите свои места, включайте двигатели (дети имитируют звук двигателя: «у – у – у - …»).

(На проекторе – фото «Взлет ракеты»).

- Мы попадаем в космическое пространство. (Дети, изображают человека в невесомости. Звучит космическая музыка. На проекторе – фото «Космическое пространство»).

- Внимание! Ракета приближается к Земле. Садимся (космическая музыка перестает играть) Что произошло? Мы не приземлились, а приводнились. Ракета оказалась в море. (Звучит шум моря. На проекторе - фото «Море»).

- Придется выбираться из него и плыть к берегу (дети встают со стульев и, имитируют движение пловцов; музыка перестает играть).

- Наконец-то мы выбрались на сушу (на проекторе – фото «Лесная поляна»).

- Ребята, обратите внимание, как тихо вокруг. Так бывает тихо перед грозой, наверное, сейчас будет сильный дождь. На меня уже капают капельки. (Звучит музыка «Звуки дождя». На проекторе – фото «Дождь в лесу». Дети выполняют упражнение «Гроза»).

Упражнение «Гроза»

- Ребята, трите ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливайте. Сначала, тихонько хлопайте в ладоши, а теперь немного громче, еще громче. Вот уже слышится гроза… - тихо потопайте ножками. Гроза в разгаре… -  громко топайте ногами и хлопайте в ладоши. Но вот гроза начинает затихать - все движения выполняйте в обратном порядке.

- Ребята, дождь закончился, но мы все промокли. Предлагаю нарубить дрова и разжечь костер. (На проекторе – фото «Лесная поляна»).

Упражнение «Рубка дров»

- Представьте, что каждый из вас рубит дрова: поставьте полено на пень, высоко над головой поднимите топор и с силой опустите на полено. При этом громко выкрикните: "Ха". (Повторяем действия несколько раз.)

(Звучит звук костра. На проекторе – фото «Костер»).

Упражнение «Костер»

- Ребята, встаньте в круг, представьте, что в центре круга - костер. Выполняйте мои команды:

·        "жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;

·        "руки замерзли" - протянуть руки к костру;

·        "ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;

·        "искры полетели" - похлопать в ладоши;

·        "костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.

- Ребята, вы, наверное, устали путешествовать? Давайте отдохнем у реки на лесной полянке, послушаем голоса птиц, журчание воды.

Упражнение «отдых у реки»

- Ложитесь на полянку и закрывайте глаза (дети ложатся на коврики; на проекторе – изображение «Река в лесу». Звучит музыка «Звуки природы»; дети выполняют  упражнение на релаксацию: «Отдых у реки»):

- «Займите удобное положение, расслабьтесь и закройте глаза.

- Представьте себе, что вы находитесь в лесу, на берегу реки. Вы отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников, цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, журчание воды.

Ласковый теплый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно.

Дышите легко… ровно… глубоко…

Теплые лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, ногам – по всему телу, приятно согревая его.

Вам хорошо и спокойно…

Хорошо мы отдыхали,

Но уже пора вставать!

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза и встать!»

- Молодцы ребята! Вот и закончилось наше космическое путешествие.

- Куда мы с вами летали? (дети - в космос, высаживались на Луну).

- Как называется планета, на которой живут все люди на свете? (дети – планета Земля).

- Что является центром Солнечной системы? (Солнце).

- Какие планеты обращаются вокруг Солнца? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

- Назовите главный спутник планеты Земля? (Луна. Это ближайшее к земле небесное тело).

- Ребята, вам понравилось космическое путешествие? (дети – Да!)

(Звучит гимн России. На проекторе – фото «Салют». Психолог награждает детей шоколадными медалями).

- Пришло время награждений. Экипаж космонавтов «Смирно!» 22 ноября 2014 года вы совершили  полет в космос. За проявленное мужество и отвагу в космическом путешествии, награждаю вас медалями!

- Похлопаем друг другу!

 Занятие окончено.

 

Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1354 Руденко Т.А.

 

 

 

 

 

Автор Руденко Татьяна Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 1227
Номер материала 2037
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓