Главная / История / Конспект комбинированного внеурочного занятия с элементами практической работы: «По следам сокровищ» (посвященное Отечественной войне 1812 года).

Конспект комбинированного внеурочного занятия с элементами практической работы: «По следам сокровищ» (посвященное Отечественной войне 1812 года).

«По следам сокровищ». Учитель: Романова Елена Викторовна МОУ СОШ №24 г.о. Кол...
Справка из Министерства внутренних дел «…добыча французов: золото (переплавле...
ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИЮ.
А.С. Пушкин «Полководец». О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой: Все ...
КОНТР НАСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В 1812 г.
Заполните схему. Главнокомандующие русскими армиями ______________ __________...
Кто изображен на портрете? 1. М.Б. Барклай де Толли 2. М.И. Кутузов 3. П.И. Б...
Карта района д.Семлево.
Озеро Стоячее в районе д.Семлево.
Переправа через Березину 29 ноября 1812 г. Рисунок и литография Адама В. Сер....
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «По следам сокровищ». Учитель: Романова Елена Викторовна МОУ СОШ №24 г.о. Коломн
Описание слайда:

«По следам сокровищ». Учитель: Романова Елена Викторовна МОУ СОШ №24 г.о. Коломна

№ слайда 2 Справка из Министерства внутренних дел «…добыча французов: золото (переплавленно
Описание слайда:

Справка из Министерства внутренних дел «…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».

№ слайда 3 ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИЮ.
Описание слайда:

ВТОРЖЕНИЕ НАПОЛЕОНОВСКОЙ АРМИИ В РОССИЮ.

№ слайда 4 А.С. Пушкин «Полководец». О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой: Все в ж
Описание слайда:

А.С. Пушкин «Полководец». О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой: Все в жертву ты принес земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчанье шел один ты с мыслию великой, И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою.

№ слайда 5 КОНТР НАСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В 1812 г.
Описание слайда:

КОНТР НАСТУПЛЕНИЕ РУССКОЙ АРМИИ В 1812 г.

№ слайда 6 Заполните схему. Главнокомандующие русскими армиями ______________ _____________
Описание слайда:

Заполните схему. Главнокомандующие русскими армиями ______________ ______________ _______________ _______________ Герои войны 1812г. ____________ ____________ Участники партизанского движения ____________ ____________ _____________ 1)М.И.Платов, 2)М.Б. Барклай-де-Толли, 3)П.И.Багратион, 4)Н.Н. Раевский, 5)Д.В.Давыдов, 6)В.Кожина, 7)М.И. Кутузов, 8)А.С.Фигнер, 9)А.П. Тормасов. 2)М.Б. Барклай-де-Толли 3)П.И.Багратион 7)М.И. Кутузов 9)А.П. Тормасов 5)Д.В.Давыдов 6)В.Кожина 8)А.С.Фигнер 1)М.И.Платов 4)Н.Н.Раевский

№ слайда 7 Кто изображен на портрете? 1. М.Б. Барклай де Толли 2. М.И. Кутузов 3. П.И. Багр
Описание слайда:

Кто изображен на портрете? 1. М.Б. Барклай де Толли 2. М.И. Кутузов 3. П.И. Багратион 4. В.Кожина 5. А.П. Тормасов 6. А.С. Фигнер 7. Н.Н. Раевский 8. Д.В. Давыдов

№ слайда 8 Карта района д.Семлево.
Описание слайда:

Карта района д.Семлево.

№ слайда 9 Озеро Стоячее в районе д.Семлево.
Описание слайда:

Озеро Стоячее в районе д.Семлево.

№ слайда 10 Переправа через Березину 29 ноября 1812 г. Рисунок и литография Адама В. Сер. XI
Описание слайда:

Переправа через Березину 29 ноября 1812 г. Рисунок и литография Адама В. Сер. XIX в.

Конспект комбинированного внеурочного занятия с элементами практической работы: «По следам сокровищ» (посвященное Отечественной войне 1812 года).
  • История
Описание:

Комбинированное занятие с элементами практической работы:

 

«По следам сокровищ»

(посвящен Отечественной войне 1812 года)

 

 

 

 

 

Учитель:  Романова Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие сведения

Урок истории

Учитель истории МОУ СОШ №24 г.о. Коломна Романова Елена Викторовна

При подготовке к мероприятию использованы Интернет ресурсы.

 

Внеклассное мероприятие

 

история

 

Класс

8

 

Цель мероприятия

 

Образовательная: повторение и углубление знаний по теме «Отечественная война 1812г».

Развивающая: формирование интереса к предмету,

развитие навыков работы с документами, развитие умений логически мыслить и делать выводы, выделять главное. Формирование умений сопоставлять уже известные факты с новыми сведениями и анализировать исторические события.

Воспитательная: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

 

 

План урока.

I.                    Организационный момент.

II.                  Проверка домашнего задания.

III.               Практическая работа.

  1. Клад Наполеона и его размеры.
  2. Версии  о месте нахождения клада.

А) Работа с источниками.

Б) Формулировка версий.

В) Выводы.

 

      Ход мероприятия:

     

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

 

время

слайды

 

  1. Организационный  момент. 

Здравствуйте. Садитесь.

Мотивационная беседа.

Сегодня мы продолжаем учиться разгадывать загадки прошлого, давать оценку уже известным нам историческим событиям. И помогут нам в этом документы. Один из них я сейчас прочитаю, а вы подумайте, о каком периоде нашей истории рассказывается в документе.

 

Справка из Министерства внутренних дел «…добыча французов: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге…».

Когда и кем был спрятан клад?

Докажите свой ответ словами из документа?

К какому историческому событию относится этот документ? (Отечественная война 1812 года.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают 1 ч.

3 м.

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

 

 

Объявление цели мероприятия, постановка задач.

События войны по сей день подробно изучаются, но, не смотря на это в истории отечественной войны 1812 г. сохранились некоторые белые пятна. К одной из этих тайн мы сегодня и попытаемся прикоснуться. Сегодня речь пойдет о кладе, спрятанном в годы войны. В исторической литературе его называют “Клад Наполеона” или “Золотой обоз”. Первый вопрос, по которому нет единого мнения это вопрос о существовании клада как такового. Большинство историков, изучающих эту проблему, считают, что клад существует. На это указывают различные исторические источники. Один из них мы только что рассмотрели. 

 

Сегодня мы попытаемся сделать предположения о месте нахождения клада. Побудем в роли историков. Для этого мы будем продолжать учиться работать с документами. Чтобы найти клад давайте вспомним, что вам известно об Отечественной войне 1812 г.

 

 

 

слушают

 

 

 

 

  2. Проверка домашнего задания.

Расскажите о международной обстановке сложившейся в Европе к 1812году.

Назовите причины Отечественной войны 1812 года.

Каков был её характер?

Какова была расстановка сил? Подпишите на карте расположение частей русских и французских войск.

Обозначьте знаком Х на карте «Вторжение наполеоновской армии в Россию» места основных сражений (интерактивная доска).

Назовите причины отступления русских войск.

Кто берёт на себя командование армией?

Что вы знаете о Барклае де Толли?

Действительно он был известным военачальником. Даже А.С. Пушкин писал о нем.

Давайте послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Полководец».

Подумайте как поэт относится к Барклаю де Толли? Объективен ли он в своих оценках?

 

О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

 

Как Пушкин относится к Барклаю де Толли?

Объективен ли он в своих оценках?

 

Почему Александр I решает сменить полководца?

Как сам император относится к Кутузову?

Какую Кутузов избирает тактику?

Почему и где он даёт генеральное сражение?

Кратко расскажите о сражении при Бородино.

Какое значение оно имело?

Почему Кутузов решает оставить Москву?

Расскажите о том, что происходило в Москве во время пребывания там Наполеона?

В чём заключался Тарутинский манёвр?

Покажите по карте «Контрнаступление Русской армии в 1812 году» места основных сражений.

Какова была роль ополчения и партизанского движения во время войны?

Давайте вспомним героев Отечественной войны 1812 года и заполним таблицу (интерактивная доска).

 

 

Кто изображен на портретах (интерактивная доска)?

  Среди героев отечественной войны 1812 г., которых мы сегодня вспомнили, есть командиры партизанских отрядов. Подумайте, какова была роль партизанского движения в этой войне?

Действительно они преследовали французские войска, наполеоновская армия отступала, солдаты  были изнеможенны, лошади умирали по дороге.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

2 ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

5 учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ученик читает стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают 2 уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 уч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 уч.

Каждый заполняет по 3 позиции.

3 уч.

 

7 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая работа.

Армии приходилось избавляться от лишнего имущества. В том числе и от трофеев, захваченных в Москве. А французы вывезли из Москвы много ценностей. Давайте посмотрим, что было вывезено из Москвы.

 Для этого обратимся к документам. Мы читаем и анализируем документы, план у нас есть.

Перед нами рабочий лист №1.

Чтение и ответы на вопросы.

Какой вывод можно сделать о размерах «Золотого обоза»?

 

Кроме того, с собой Наполеон Бонапарт  вез большую казну для содержания армии. Она пополнялась за счет трофеев захваченных в войне.  Каждое армейское подразделение имело казну, которой распоряжался командующий корпусом. Личная казна Наполеона следовала всегда за ним. Примерно по подсчетам историков казна армии равнялась бюджету Франции.

 

Итак. Все ценности, упомянутые в документах, были вывезены из Москвы, но и во Франции не оказались. Они исчезли бесследно, так как их нет ни в частных коллекциях, они никогда не выставлялись на аукционах. Остались лишь документы, с помощью которых мы попытаемся сделать предположение о месте нахождения клада.

 

Давайте обратимся к документам и поработаем с ними самостоятельно. Перед вами - различные тексты с документами, у каждого ряда они разные, прочитайте их и сделайте выводы, где же может находиться клад. На работу вам даётся 4 мин. Не забывайте пользоваться планомпри анализе документа.

Время для самостоятельной работы закончилось. Подведём итоги. Какие выводы вы сделали на основе документов. Начнём с первого варианта, а ученики, работавшие с другими текстами, внимательно слушают и помогают делать выводы о месте нахождения клада.

Рабочий лист №2.

Выводы:

 Московская добыча была брошена в Семлевское озеро, т.к. лошади не могли больше везти груз.

Вопросы:

1. О каком событии повествует документ

2. Куда были сброшены ценности и почему.

3. Какие источники подтверждают этот же факт (воспоминания Де-Сегюра, книга Михайловского-Данилевского).

Можем ли мы считать эти сведения достоверными?

Выводы:

2. Семлевское озеро под названием оз. Стоячее располагается в 2-х километрах от старой Смоленской дороги. Его берега заболочены, а добыча была брошена в озеро в октябре. Кроме того озеро находилось в непроходимом лесу. Все вышесказанное свидетельствует, вряд ли что источники говорят именно о нем. Древние карты показывают, что в 19 веке около Смоленской дороги находилось масса запруд, которые французские солдаты, могли назвать озером и спрятать там «Московскую добычу».

Вопросы:

1. Нашёл ли историк озеро, о котором говорится в документе?

2. Почему на дне современного Семлевского Стоячего озера не может быть клада?

3. Где нужно искать клад и почему?

4. Почему он не нашёл конкретное место клада?

Вывод:

 Первая версия.

Где нужно искать клад?

 Клад нужно искать в районе деревни Семлева, в местах бывших запруд.

 

Теперь давайте с помощью источников выясним, какие ещё есть версии.

 

Рабочий лист №3.

№1, №2

Вывод:

В Студенку приезжает офицер Баденского полка Якоб Кёниг за четырьмя бочонками золота, которые он спрятал в годы войны. Но так их и не нашёл, в связи с изменением ландшафта местности по истечении времени.    

Вопросы:

1. Кто и с какой целью приехал в Москву.

2. Смог ли Якоб Кёниг найти золото? Почему не смог?

  1. Это была единственная попытка найти золото? (Два кладоискателя из Парижа, полковник Килочевский, солдат Йохим, Рачевкий).
  2. Нашли ли они золото? Почему?

Выводы по документам из рабочего листа №3:

  1. О каких кладах здесь идет речь? (О небольших кладах, спрятанными французскими солдатами).
  2. Почему французские солдаты прятали ценности? (Не могли нести их с собой).
  3. Может ли здесь на берегу реки Березина быть спрятан золотой обоз Наполеона? (Да, вполне возможно).
  4. Какие исторические факты известные вам косвино указывают на это? (Находясь в г.Борисов попав в окружение Наполеон сжёг знамёна. После переправы через Березину он бросил армию и без обоза, который ранее лично сопровождал, уехал в Париж.)
  5. Где может находиться золото? (На берегу реки Березина, в Староборисове, Студенке).

Вторая версия.

Где нужно искать клад?

 Клад нужно искать на берегу реки Березина, в Староборисове, Студенке.

Рабочий лист №4

Документ №1

Вывод: французские солдаты приближались к г.Вильно, 9 декабря они были  в 2 лье от города. Один  из солдат вез фургон за №48, нагруженный 2 миллионами золота.

  1. К какому городу подходили отступающие французские войска. (Вильно)
  2. Когда это происходило?
  3. Что случилось с французом Дюверже?
  4. Каму он вынужден был помогать? Почему?
  5. Может ли клад находиться в районе г. Вильно?

Документ №2

Вывод: по предположению жителя Островецкого района клад находится в курганах, которые оставили отступающие французские войска возле деревни Слободка.

Вопросы:

  1. Через какие населенные пункты происходило отступление французов после переправы через реку Березина? (Молодечно, Сморгань, Ошмяны, на Вильно).
  2. Могли ли французы здесь спрятать клад? (Да. Автор ссылается на какие-то источники).
  3. Где, по мнению автора, французы могли бы спрятать ценности?  ( В Островецком районе возле деревни Слободка под французскими курганами).
  4. Есть ли у историков какие-нибудь сведения о происхождении  курганов и их названия? ( Нет)

Вывод: источники говорят, что после переправы через Березину у французов еще оставалось золото, и они могли спрятать клад в районе г. Вильно, в деревне Слободка или в других районах.

Вопросы:

  1. После переправы через Березину могли ли у французов остаться сокровища? (Да. На это указывают воспоминания Дюверже).
  2. Может ли клад находиться на пути движения французских войск после переправы через Березину?

Третья версия.

Где нужно искать клад?

 Клад нужно искать в курганах, которые оставили отступающие французские войска возле деревни Слободка.

 

 

   Итак, мы составили три версии о месте нахождения клада. Какая из всех этих версий вам кажется наиболее правдоподобной?

   Какие источники позволяют нам судить о событиях, с которыми разделяют нас века (назовите виды источников, которыми мы сегодня пользовались)?  Давайте их выпишем.

  Итак, сегодня, я надеюсь, мы поняли для того чтобы разгадать загадки истории необходимо использовать различные источники и только так мы сможем приоткрыть завесу тайн.

Спасибо за работу. Занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают источники отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся первого ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Учащиеся других рядов  слушают и включаются в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся второго ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Учащиеся других рядов  слушают и включаются в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся третьего ряда отвечают на вопросы и формулируют выводы.

Учащиеся других рядов  слушают и включаются в беседу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 учащихся высказывают своё мнение

 

Учащиеся перечисляют виды источников, которыми пользовались на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. http://www.hrono.ru/

2. Цыплев В.Р. О том как золото Наполеона в Вязниках искали // По материалам газеты «Гудок» от 15.10.2005г.

Панова Т.Д. Клады кремля

3. “Золото Наполеона” между Сморгонью и Вильно? // Адам Мальдис, «Советская Белоруссия»

4. В Белоруссии уже 200 лет ищут легендарное золото Наполеона лента новостей 1 канала 15.11.2009 19:57 www.1tv.ru

5. Переправа, переправа. Студенка – слева, Брили – справа

Валерий СИКИРЖИЦКИЙ, www.respublika.info            

6. Документальный фильм из цикла «Искатели древностей» «Золотой обоз Наполеона»

7. Сокровища Наполеона Алесь ГИБОК-ГИБКОВСКИЙ www.souzveche.ru

8. Золото солдата Иохима: миф или реальность? A.С. Косарев Е.В. Сотсков kl1.ru

9. Четыре бочонка золота, или последний привет от Якоба Кёнига A.С. Косарев Е.В. Сотсков cid:op.mhtml.

10. Клад Наполеона ("Московская добыча") В.В. БЕРДНИКОВ www.hrono.ru

11. Кузнецов И. КладоИскателЬ: запрещённая археология http://www.kladoiskatel.lv/

12. Путешествие в Семлево http://x-klad.net/

13. Соколов-Карташов К. Клад императора а sokolov-k.narod.ru

 

Приложение

 

План анализа источника.
1. Какой тип источника?
2. Кто его автор?
3. Когда, где и в связи, с чем был создан источник?
4. Какую цель ставил перед собой автор источника при его составлении?
5. Был ли автор свидетелем происходивших событий?

6. Какие важные исторические факты получили отражение в источнике?

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист №1.

Из воспоминаний француза участника войны 1812 г. адъютанта генерала Нарбонна де Костелана «французы забрали и расплавили серебряную утварь кремлевских церквей, пополнив этим кассу армии»

 

Из воспоминаний француза участника войны 1812 г. Шамбре: "Императорский обоз вместил в себя слитки золота и серебра, был также доставлен прибавок, много вещей и предметов, которые отысканы в большом количестве в сказочных церквях Кремля".

Из вспоминаний одиного французского солдата участника войны 1812г.: «Ничего не может быть любопытнее, как движение этой армии, а длинные равнины, которые встречаются по выходе из Москвы, позволяли наблюдать это движение во всех его подробностях. Мы тащили за собой все, что избегло пожара. Самые элегантные и роскошные кареты ехали вперемежку с фургонами, дрожками и телегами с провиантом. Эти экипажи, шедшие в несколько рядов по широким русским дорогам, имели вид громадного каравана. Взобравшись на верхушку холма, я долго смотрел на это зрелище, которое напоминало мне войны азиатских завоевателей. Вся равнина была покрыта этими огромными багажами, а московские колокольни на горизонте были фоном, который довершал эту картину. Был отдан приказ сделать тут привал, как будто для того, чтобы в последний раз взглянуть на развалины этого старинного города, который вскоре исчез с наших глаз»

Из статьи В.В. Бердникова Клад Наполеона («Московская добыча»): К моменту входа в Москву войск Наполеона, Кремль, как и весь город, был далеко не пустым, мало что удалось в спешке вывезти отступающим жителям города. Обилие золота и серебра в московских монастырях и соборах было несметным: трудно поверить, но только одно большое паникадило из Успенского собора, старинной венецианской работы, сделанное из серебра, весило 1600 пудов! Считается, что впоследствии одна из комнат Кремля была целиком заполнена списками похищенных ценностей!
      Обозы из Москвы в течение всех пяти недель «московского сидения» отправлялись неоднократно. Даже регулярно действовала так называемая «коммуникационная линия связи»: от Москвы на Смоленск—Варшаву—Париж. И вот в какой-то из этих дней выехал на запад из ворот Кремля небольшой (25—40 телег) особый обоз, охраняемый гвардией Наполеона. С этим обозом вывозились кремлевские реликвии, старинные пушки, оклады, оружие. Очевидно то большое значение, которое придавали отступавшие увозимым трофеям; обладание ими придавало историческую значимость всему походу. Этот единственный особо оберегаемый обоз, двигавшийся внутри гвардейских колонн и, возможно, под особым наблюдением Бонапарта, и являлся собственно «Московской добычей».

 

Первый канал. Новости

Воскресенье, 15.11.2009 19:57

Во французских архивах Историк Игорь Груцо обнаружил уникальный документ — «Состояние предметов, отправленных во Францию в качестве трофеев во исполнение указов Его Императорского Величества и Короля, и переписка по этим вопросам» за подписью председателя комиссии по розыску ценных предметов, хранящихся в соборах Кремля, барона Сен-Дидье. Это опись предметов, вывезенных из Московского Кремля. Только золота и серебра французы захватили больше пяти тонн.

«Маленький крест, украшенный цветными камнями… Четыре маленькие ложечки… Золотая чаша… Икона Святой Девы, покрытая золотом, с короной из бриллиантов… Различные цветные камни… Семь предметов старинных доспехов… Флаги, знамена, штандарты…»

   Рабочий лист №2.

1. Из произведения писателя Вальтера Скотта «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французского» 1831 год:

 «Он (Наполеон Бонапарт) повелел, чтобы московская добыча: древние доспехи, пушки и большой крест с Ивана Великого были брошены в Семлевское озеро, которое находилось в Смоленской губернии, как трофеи, которых ему не хотелось отдать обратно, и которых он не имел возможности везти с собою. Несколько артиллерии, которую некормленые лошади не могли тащить, также принужденными нашлись покинуть, хотя об этом и не всегда доносили Наполеону, который, будучи воспитан в артиллерийской службе, питал, подобно многим офицерам сей части, род суеверного почтения к пушкам».

 

2. Из работы Михайловского-Данилевского участника войны «Описание Отечественной войны 1812 года» 1839 г: «Близ Семлева французы бросили в озеро большую часть старинных воинских доспехов из Московского арсенала. Наполеону было уже не до трофеев».

 

3. Из воспоминаний француза участника войны Де-Сегюра: «От Гжатска до Михайловской деревни, между Дорогобужем и Смоленском, в императорской колонне не случилось ничего замечательного, если не считать того, что пришлось бросить в Семлевское озеро вывезенную из Москвы добычу: здесь были потоплены пушки, старинное оружие, украшения Кремля и крест с Ивана Великого. Трофеи, слава, все блага, ради которых мы жертвовали всем, стали нам в тягость; теперь дело шло не о том, каким образом украсить свою жизнь, а о том, как спасти ее».

  4. Из статьи историка В.В. Бердникова Клад Наполеона («Московская добыча»):

Самой интересной особенностью окрестностей д.Семлева является практически полное отсутствие озер либо обширных болот, бывших 200 лет назад водоемами. Одно-единственное озеро Стоячее, вблизи Семлева (за что и прозванное Семлевским), имеет меньше 100 метров поперечно и расположено в 1,5-2 километрах от дороги. Таким образом, по современным картам получается, что затапливать «Московскую добычу», кроме как в озере Семлевском, — негде. Однако, как выяснилось, само озеро окружено заболоченными зыбкими берегами, летом и осенью подойти к воде можно лишь по специально устроенным настилам из бревен. Глубина озера, правда, впечатляет — до 20 метров, так что в воду мог бы уйти не только обоз, но и его сопровождение...
            В результате изучения старинной карты выяснилось, что существовал иной, сильно отличный от современного ландшафт, в его устройстве очень большую роль играли многочисленные запруды и водоемы. По своим размерам они в 5-10 раз превосходили выше упомянутое лесное озерцо. Располагались они ближе и намного «удобнее» к Большой Смоленской дороге — ко многим из них напрямую вели полевые дороги.
В дальнейшем выяснилось, что большинство запруд-озер этого уезда были образованы в последней четверти XVIII века, имели глубины 4—8 метров и ко времени наполеоновского нашествия существовали соответственно 40—60 лет. За это время, разумеется, сформировались берега, а на доньях озер скопилось около 0,5—1 метра донного ила и отложений.

За 150—200 лет существования водоемов, в большинстве случаев ставших ложбинами, на их дне отложилось 1,5—2 метра донных осадков. Следовательно, все предметы обоза, должны сейчас находиться на глубинах 2—2,5 метра от современной поверхности. То есть буквально под нашими ногами, и не в каких-то озерных глубинах, а на суше.

 

 

 

Рабочий лист №3.

 

Из справки минской жандармерии 1823г.: «В Студянку приезжает бывший офицер Баденского полка отвечавший за охрану походной кассы Французской армии Яков Кёнинг по его словам в ноябре 1812г. он вместе с товарищами зарыл в окрестностях села  четыре бочонка с золотом».

     Из статьи историков A.С. Косарева Е.В. Сотскова «Четыре бочонка золота, или последний привет от Якоба Кёнига» 08.08.2009: Министерство иностранных дел России, прежде чем разрешить кладоискателям из Бадена приехать, сделало соответствующий запрос в Министерство внутренних дел и получило обстоятельный ответ. В справке говорилось, что «московская добыча» Наполеона: золото (переплавленное из различных вещей) — 18 пудов, серебро — 325 пудов, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и самоцветы, пушки и старинное оружие, доспехи и церковная утварь, иконы с дорогими окладами, посуда, меха, одежда — все это было вывезено из старой столицы и частично осталось в тайниках на Смоленской дороге. Там же, в справке Министерства внутренних дел, говорилось, что баденцы не первые из иностранцев, проявляющие желание отыскать тайный клад.

     Поисковая группа выехала из столицы 26 ноября и добралась до города Борисова в начале декабря. Без задержки была предпринята поездка вдоль Березины до деревни Студянка. Там Якоб Кениг, без сомнения, узнал место, где была французская переправа через реку. Но куда же делась та заветная роща? Как ни крутил в руках план, нарисованный в 1812 году, Кениг не мог отыскать необходимые ориентиры. План решительно не желал совпадать с реальной местностью.

Вскоре и разочарованные немцы вернулись в столицу, где им в порядке утешения дали денег на обратную дорогу.

 

Из доклада министерству иностранных дел 1830г.: «российский посол в Париже выдал паспорт на въезд двум парижанам для розыска бочки с золотыми и серебряными монетами зарытой на берегу Березины».

 

Из рапорта по третьему отделению собственной канцелярии 1833г.: «шефом корпуса жандармов графом Бенкендорфом выписано предписание полковнику Килочевскому который командируется в Борисов для розыска денег и сокровищ, закопанных якобы некими французами во время переправы через Березину…»

 

Донесение градоначальнику г. Борисов 1836г.: «ветеран французской армии по фамилии Йохим утверждает, что ему вместе с товарищами в ноябре 1812 года удалось захватить повозку с несколькими бочонками золотых монет, которые они спрятали в роще в имении Староборисов».

 

  Из статьи историка A.С. Косарева Е.В. Сотскова «Золото солдата Иохима: миф или реальность?»: Летом 1897 года тихий берег Березины был разбужен тарахтением машин, криками нанятых Рачковским людей. На славу поработала землечерпалка. Она подняла со дна реки большое количество предметов из «казенного имущества»: сабли, каски, остатки ружей, пушечные стволы, лафеты и т. п. Попадались золотые и серебряные монеты, — к сожалению, очень мало. Яма же на берегу с золотыми червонцами так и не была найдена.

 

 

 

 

Рабочий лист №4.

1. Из воспоминаний французского солдата участника войны 1812 года Дюверже: 9 декабря в полночь я был уже только в двух лье от города Вильно. Мой фургон, запряженный семью лошадьми, подвигался довольно хорошо. Я встретил одного из моих товарищей из Байонны, который был остановлен в дороге. Он мне сказал, что его фургон (№ 48), нагруженный двумя миллионами золота, завяз в снегу по ступицу, что в течение ночи, не получая ниоткуда помощи, он не имел возможности выбраться из этого затруднительного положения; он очень просил меня остаться с ним. …когда главный казначей, вмешавшись очень кстати и сознавая всю важность того, чтобы не бросать два миллиона золота, стал меня просить и умолять составить надежную компанию моему товарищу. Эта просьба равнялась приказанию, и я остался.

2. Из статьи «Тайны Черного тракта» в газете «Голос Радзимы» (автор статьи житель Островецкого района): «Известно, что после переправы через р.Березину армия Наполеона в начале зимы 1812 года отступала через Молодечно, Сморгонь, Ошмяны на Вильно. Однако путь французской армии после Ошмян хорошо не изучен. Известно только, что ее тревожили казачьи отряды. Поэтому, как утверждается в нескольких источниках, по дороге пришлось закопать сокровища, награбленные в Москве, или, по крайней мере, часть их. Думаю, французы были вынуждены частично отступать окольными путями - так называемым Черным трактом, пролегшим через нынешний Островецкий район. О чем свидетельствуют старые курганы возле деревни Слабодка, в народе называемые «французскими». Есть место, где возвышается целая гора из песка и торфа. Сегодня она заросла деревьями. Что находится внутри искусственной горы - награбленные сокровища или останки французских воинов, - неизвестно. Удивительно, что молчит о том и местная молва, - ни легенд, ни слухов».

 

 

 

 

Автор Романова Елена Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 600
Номер материала 26495
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓