Главная / Начальные классы / Конспект классного часа "Урок Толерантности" (4 класс)

Конспект классного часа "Урок Толерантности" (4 класс)

Конспект классного часа: «Урок толерантности».


Дата: 14.11.2014

Класс: 4 «Б»

Разработала: Григорьева И. А.


Цель: формирование представления о толерантности, воспитание терпимости по отношению к другим людям, развитие устной речи учащихся.

Задачи:

- изучать с учащимися терминологию толерантной личности;

- воспитывать чувство уважения друг к другу;

- развивать стремление быть терпимым друг к другу;

- развивать способность адекватно и полно высказывать свои мысли на определенную тематику.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с понятием толерантность на разных языках мира), пословицы; фигуры голубей из бумаги; компьютер с аудио записью.


Ход классного часа.

  1. Приветствие. Орг. момент.

- Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит,

Он умножит счастливые дни…

- Создадим хорошее настроение. Найдите глазами своего соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.


II. Постановка проблемы.

-Немецкий философ Л.Вингенштейн говорил:

«Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром».

- Что для вас значит жить в согласии с миром? (Уметь понимать и мириться с другими людьми).

- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему? (Ответы учащихся)

- Да, я и мои друзья, к сожалению, нередко в жизни встречаются с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.

- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?


III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос:

Как жить в мире с другими людьми? Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.


IV. Беседа

- Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)

- Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

- Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю.

- Мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

- Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

- С понятием толерантность мы знакомы уже не первый год, давайте вспомним, что значит ТОЛЕРАНТНОСТЬ на разных языках:

На испанском языке - способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

На французском языке – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

На английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным.

На китайском языке – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

На арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

На русском языке – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

- А как Вы понимаете, что значит быть ТОЛЕРАНТНЫМ? (ответы детей).


V. Физ. минутка

Игра « Большое животное» (звучит аудиозапись «Плеск моря»).

- А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем, как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

- Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей. Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.


VI. Тема урока.

- Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. 

- Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи. 

- Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам? (Ответы детей).

- А сейчас вы будете работать в группах. Перед вами на карточках начало и конец пословиц. Составьте эти пословицы и прочитайте. 

Мир строит, а война разрушает.

Свет победит тьму, а мир – войну.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Береги землю любимую, как мать родную.

Тот герой, кто за Родину горой.


- Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и другие. Русским представляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет

войн, террористических актов. 


VII. Итог урока.

-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:

«Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:

- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец сказал:

- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!

- О чем говорит нам эта легенда? (Ответы детей).


VIII. Рефлексия.

- Символом мира на планете считается голубь. У Вас было домашнее задание: найти изречение, пословицу, афоризм, стихотворение и т.п. о МИРЕ. Ваша задача, разделившись на 5 групп, прочитать их друг другу и выбрать одно, которое больше всего вам понравилось, записать его на голубке и повесить на доску. А после уроков ребята, победившие в акции «Здравствуйте», отнесут этих голубей в актовый зал, чтобы потом Совет Старшеклассников оформил стену «Толерантности» (самостоятельная работа учащихся).

Ребята вывешивают своих голубей, и еще раз весь класс читает высказывания о мире и дружбе.





Конспект классного часа "Урок Толерантности" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект классного часа, посвященному Международному Дню Толерантности. Конспект разработан для 4 класса.

Цель: формирование представления о толерантности, воспитание терпимости по отношению к другим людям, развитие устной речи учащихся.

Задачи:

- изучать с учащимися терминологию толерантной личности;

- воспитывать чувство уважения друг к другу;

- развивать стремление быть терпимым друг к другу;

- развивать способность адекватно и полно высказывать свои мысли на определенную тематику.

Оборудование: раздаточный материал (карточки с понятием толерантность на разных языках мира), пословицы; фигуры  голубей из бумаги; компьютер с аудио записью.

 

Ход классного часа.

I.                  Приветствие. Орг. момент.

- Добрый день! А что это значит?

Значит, день был по-доброму начат,

Значит, день был по-доброму прожит,

Он умножит счастливые дни…

- Создадим хорошее настроение. Найдите глазами своего соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и вам.

 

II.      Постановка проблемы.

-Немецкий философ Л.Вингенштейн говорил:

«Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром».

- Что для вас значит жить в согласии с миром? (Уметь понимать и мириться с другими людьми).

- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему? (Ответы учащихся)

-  Да, я и мои друзья, к  сожалению,  нередко в жизни встречаются   с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.

- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?

 

III.    Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на  вопрос:

Как жить в мире с другими людьми? Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.

 

IV. Беседа

- Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)

- Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

- Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю.

- Мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

- Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

- С понятием толерантность мы знакомы уже не первый год, давайте вспомним, что значит ТОЛЕРАНТНОСТЬ на разных языках:

На испанском языке -  способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.

На французском языке – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

На английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным.

На китайском языке – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

На арабском языке –  прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

На русском языке –  способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

- А как Вы понимаете, что значит быть ТОЛЕРАНТНЫМ? (ответы детей).

 

V. Физ. минутка

Игра « Большое животное» (звучит аудиозапись «Плеск моря»).

- А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем,  как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

- Наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей.  Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

 

VI. Тема урока.

- Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. 

- Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощи. 

- Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам? (Ответы детей).

- А сейчас вы будете работать в группах. Перед вами на карточках начало и конец пословиц. Составьте эти пословицы и прочитайте. 

Мир строит, а война разрушает.

Свет победит тьму, а мир – войну.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Береги землю любимую, как мать родную.

Тот герой, кто за Родину горой.

 

- Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и другие. Русским представляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуация повторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским людям. Ведь добрая русская душа еще издавна была известна всем народам. Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет

войн, террористических актов. 

 

VII. Итог урока.

-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:

«Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:

- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А   ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец сказал:

- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!

- О чем говорит нам эта легенда? (Ответы детей).

 

VIII. Рефлексия.

- Символом мира на планете считается голубь. У Вас было домашнее задание: найти изречение, пословицу, афоризм, стихотворение и т.п. о МИРЕ. Ваша задача, разделившись на 5 групп, прочитать их друг другу и выбрать одно, которое больше всего вам понравилось, записать его на голубке и повесить на доску. А после уроков ребята, победившие в акции «Здравствуйте», отнесут этих голубей в актовый зал, чтобы потом Совет Старшеклассников оформил стену «Толерантности» (самостоятельная работа учащихся).

 

Ребята вывешивают своих голубей, и еще раз весь класс читает высказывания о мире и дружбе.

Автор Григорьева Ирина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1643
Номер материала 24538
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓