Главная / Классному руководителю / Конспект классного часа "Летопись моей семьи" (5-6 кл.)

Конспект классного часа "Летопись моей семьи" (5-6 кл.)

Классный час

«Летопись моей семьи»


Цель:

- воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уважения к предкам;

- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Задачи:

- познакомить детей с понятиями «генеалогия», «генеалогическое древо», «геральдика»;

- научить составлять родословную своей семьи, показать основы для дальнейшего изучения истории поколений;

- развивать потребность узнавать историю своей семьи; развивать гражданственность и патриотизм;

- воспитывать уважение к родителям, чувство ответственности за свою семью.


Эпиграфы:

Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А.С.Пушкин

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н.Толстой

Оформление:

  1. Словарь: семья, летопись, генеалогия, геральдика.

  2. Генеалогическое древо семьи.

  3. Раздаточный материал: шаблон «Генеалогическое древо», памятки «Как составить родословную», «Правила составления родового герба»

  4. Фотомонтаж «Мой класс – моя семья».

  5. Семейные гербы, нарисованные учащимися.

  6. Сочинения учащихся – тест «Незаконченные предложения».

  7. Семейные фотоальбомы.


Ход мероприятия


  1. Слово учителя.

Сегодня мы проводим классный час «Летопись моей семьи», посвященный Международному дню семьи.

- А что такое семья, по-вашему?

- Послушайте, как об этом говорится в стихотворении:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

-Я.

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

-Я, я, я.

Ева молвила:

-Я.

Сказала она знаменитых семь «я».

И так на земле появилась семья.

- Стихотворение, конечно, шутливое, а вот как говорится о семье в словаре С.И.Ожегова:

Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.


- Скажите, что же объединяет людей в семью, кроме родственных связей и общей жилплощади?

(Любовь, забота друг о друге, терпение, долг, ответственность. Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-то идет не так. Необходимы выдержка и терпение, взаимопомощь и взаимопонимание.)

(Зачитываются ответы детей на тест «Незаконченные предложения»:

♦ Свет в окнах моего дома – это…

♦ Радость в моей семье – это…

♦ Горе моей семьи – это…

♦ Из традиций моей семьи мне бы хотелось взять в свою будущую семью…

♦ Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…


- Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

Семья - это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья - это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

(Обращаемся к словам Л.Н.Толстого)


Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто. Но вот беда: оно всегда рядом. Исследования показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие (говорим, все передается по наследству). При исследовании генов выяснилось, что каждое поколение вносит свой вклад в это дело. Сильнее всего влияет пятое поколение - это деды и бабки прабабок. К сожалению, теперь сведения о наших предках скупы. А в старину было не так. Прежде чем женить сыновей или выдавать дочь замуж, люди узнавали наследственность будущих родственников до пятого колена ...

Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить предков. Это дань благодарности, дань памяти.

Обращение к словам А.С.Пушкина: "Уважение к прошлому — вот черта, отличающая образованность от дикости".


  1. Летопись семьи.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, как сохранить историю своей семьи и донести ее до внуков и правнуков. Это поможет сделать летопись семьи.

- Что такое летопись?

Летопись – запись исторических событий по годам.

Летопись может быть не только государственная, но и семейная.

- Что можно включить в семейную летопись?

- родословную;

- генеалогическое древо;

- родовой герб;

- семейные фотоальбомы и др. (видеофильмы, письма родных и близких, награды и все, что касается истории вашей семьи).


  1. Родословная.

Памятка «Как составить родословную»

Рекомендация 1. Начните с себя. Напишите собственную биографию. Лучше вас этого никто не сделает. Вы - представитель одного поколения вашего рода. Информация о вас будет интересна, а порой и бесценна для ваших детей и последующих поколений.

Рекомендация 2. Запишите всё, что вам известно о ваших родителях, дедушках и бабушках.

Рекомендация 3. Одного за другим расспросите всех ныне живущих родственников, начиная с самых пожилых. Каждый из них знает что-то, чего не знают другие. Рассказанное запишите как можно подробнее, не упуская мелких деталей. Датируйте записи.

Рекомендация 4. Не доверяйте памяти расспрашиваемых лиц, просите показать документы (паспорт, трудовая книжка, свидетельства о рождении, о браке и т.п.), копируйте их, проверяйте ими полученную информацию. Собирайте фотографии, датируйте и подписывайте их.

Рекомендация 5. Заведите индивидуальные карточки и дела (досье) на всех известных вам представителей рода. В досье будет формироваться вся существенная информация со всеми биографическими подробностями (различные документы, воспоминания, записанные вами рассказы, и т.д.). Карточки, в которые заносится самая основная информация, используются для составления картотеки рода.

Рекомендация 6. Накопив таким образом некоторый «банк данных», изложите его в виде связного текста родословной по поколениям.

Рекомендация 7. Напишите письма родственникам, живущим в других местах. Не получив ответа, обратитесь повторно... После третьего письма обычно отвечают все.

Рекомендация 8. По мере поступления новой информации вносите её в ведущиеся досье и в составляемую родословную.


  1. Генеалогическое древо.

Есть наука генеалогия, что в переводе с греческого значит «родословная», «слово о роде». Родословия героев и царей известны с древности. У нас, в России, около пятисот лет тому назад был составлен «Государев родословец». Вместе с ним - «Бархатная книга», роспись самых знаменитых родов России.

- Генеалогическое древо семьи составляют, чтобы более наглядно было видно всю родословную, т.е поколения данной семьи.

- Сегодня вы попробуете составить генеалогическое древо своей семьи. А для примера мы вместе с Кристиной составили генеалогическое древо семьи Некрасовых. Посмотрите, как оно должно выглядеть. Обычно на древе указывают ФИО всех родственников, можно указать дату рождения.

(Учитель на доске составляет генеалогическое древо семьи Некрасовых)

Составлять мы будем с вами упрощенное древо.

(Работа по шаблону http://festival.1september.ru/articles/311202/)

Может случиться, что ветви древа так разрастутся, что придётся наклеивать бумагу с боков. Кружком будем обозначать мужчину, квадратом женщину. Рядом напишем имена и год рождения. И вообще всё, что нам захочется. Например, место рождения, профессию, награды, черты характера... Впрочем, чтобы не перегружать схему, пометки можно сделать на отдельном листке или в специальной тетради.

В жизни, как в природе, все взаимосвязано. Если погибнут корни - засохнет дерево. Если мы забудем дедов и прадедов - мы истощимся духовно.

Ребята, ваши предки, ваши корни – ваша родословная. Родители и вы -часть, причем, верхняя часть, чудесного родословного древа. В дальнейшем вы станете родоначальниками новых ветвей, и внуки будут гордиться такими предками, как вы.

  1. Родовой герб.

- Рассмотрим нарисованные вами гербы. (Дети представляют гербы своих семей).


Самые первые гербы появились в Западной Европе, в средние века. Это были личные знаки рыцарей. Для чего нужны эти знаки?

(Они помогали воинам различать друг друга на расстоянии.)

Каждый знак в гербе имел определенное значение, символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода.

Существует целая наука, связанная с составлением гербов. Это ГЕРАЛЬДИКА. Каждое изображение имело свое значение. Давайте подумаем, что может обозначать, например,

- дуб, медведь? (сила)

- факел, раскрытая книга (знания)

- пчела (трудолюбие).

Верно. Так же, крылатый змей - зло, дракон - могущество, рука - храбрость.

Цвет тоже символичен:

Желтый (золотой) – богатство, справедливость;

Белый (серебро) – невинность, чистота;

Красный – могущество;

Темно-красный – любовь, смелость;

Голубой – красота, величие;

Зеленый – изобилие;

Черный – мужество;

Это основы геральдики.


  1. Семейные фотоальбомы.

Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогают фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем - это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.

(Рассматриваем семейные альбомы, фотомонтаж «Мой класс – моя семья»)


  1. Заключительное слово учителя.

Вот и подведен итог нашей сегодняшней встречи. Как бы ни было трудно, каким бы неустроенным и беспокойным не был окружающий нас мир, только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, только забота близких делает нас богаче, чище, добрее.

Семья - это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.

Так будьте добрее и внимательнее к своим близким!

Берегите близких. Берегите.

Жизнь, она торопится, не ждет.

На крутом изломе поддержите,

Знайте беды их наперечет.

Сохраняйте письма. Ждите в гости.

Иногда дарите им цветы.

Это очень трудно, очень просто.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Близкие от нас уходят в вечность.

Каждому свой час и свой черед.

Пусть жестокость или бессердечность

Поздним вас раскаяньем не жжет.

Вы еще успеете. Спешите

Окружить их множеством забот.

Будьте снисходительны к ошибкам

И прощать умейте в свой черед.


В заключение встречи каждый ученик получает подарок: шаблон «Генеалогическое древо», памятки «Как составить родословную», «Правила составления родового герба» и фотографию с одного из внеклассных мероприятий для семейного альбома.


Из опыта работы классного руководителя

6 класса И.Г.Ширяевой, май 2008 г.













8


Конспект классного часа "Летопись моей семьи" (5-6 кл.)
  • Классному руководителю
Описание:

Классный час знакомит детей с понятиями «генеалогия», «генеалогическое древо», «геральдика»; учит составлять родословную своей семьи, развивает потребность узнавать историю своей семьи.

Материал классного часа воспитывает уважение к родителям, чувство ответственности за свою семью. Детям узнают о том, что семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим,с кого берем пример,о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

 

Автор Ширяева Ирина Григорьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1991
Номер материала 26498
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓