Главная / Классному руководителю / Конспект классного часа на тему "Социальные конфликты и пути их разрешения"

Конспект классного часа на тему "Социальные конфликты и пути их разрешения"





hello_html_3a654a02.png













hello_html_36342a75.gif































План

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Вступительное слово.

  2. Оглашение темы и цели классного часа.

  3. Организационный момент (мотивация: ситуация-провокация).

  4. Беседа по теме.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (теоретическая)

  1. Понятие конфликта, конфликтной ситуации;

  2. Основные составляющие конфликта;

  3. Предмет спора;

  4. Типы конфликтов: (по числу участников; по причинам);

  5. Способы протекания конфликтов;

  6. Индийская сказка (беседа по теме);

  7. Предупреждение конфликтов;

  8. Разбор ситуаций по теме;

  9. Пути решения конфликтов;

  10. Роль социальных конфликтов

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (практическая):

  1. Разбор ситуаций конфликта.

  1. ИТОГ

  2. РЕФЛЕКСИЯ (конфликт «на пальцах»).

  1. Пожелания

















Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу.

Народное изречение.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Вступительное слово.

Ребята, сегодня вы учащиеся 11–го класса, выпускники, а завтра вы вступаете во взрослую жизнь, многие из вас станут студентами престижных вузов и полноценными гражданами нашего государства. Вам придётся снова адаптироваться, как вы это делали пять лет назад в нашей гимназии, но уже адаптироваться с более взрослыми людьми, в новом для вас социуме. Сегодня наш классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в вашем возрасте просто не научены мирно разрешать конфликты, которые, к сожалению, являются неотъемлемой частью жизни общества.

Слайд №3 Наша жизнь соткана из конфликтов. Дома и на работе, в процессе учебы и в транспорте человек постоянно попадает в конфликтные ситуации или становится их свидетелем, наблюдает по телевидению, узнает из газет, слышит о конфликтах по радио и от окружающих. Большие и малые, острые и вялотекущие, между соседями по даче и в трудовом коллективе, в своей стране и за океаном – они заполняют все пространство бытия человечества в прошлом, настоящем и обозримом будущем.

О конфликте каждый имеет свое представление, но не всякий сможет четко сформулировать ответ на вопрос. Что же это такое?

Слайд №4 Итак, тема нашего классного часа - «Социальные конфликты и пути их разрешения».

  1. Цели:

  • познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

  • способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

  • побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Таково содержание классного часа.

Форма проведения: час общения.





Организационный момент

  1. Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию.

К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность учащимся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам понравилась такая игра?

- Почему?

- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

- Почему рисунок не получился? (комментарии учащихся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (можно)

- Как? (ответы уч-ся)

  Слайд №5

«Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона»

Уильям Линкольн

  1. Беседа по теме

Воспитатель.

  1. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

  2. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?



Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

  1. А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (теоретическая)

Слайд №6

  1. А что же такое конфликт?

  • это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание каким – либо дефицитным ресурсом, серьезное разногласие, острый спор;

  • противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

Слайд №7

Как возникает конфликт?

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация.

Составляющими конфликтной ситуации являются:

  • участники конфликта (оппоненты);

  • предмет и повод конфликта.

  1. Основные составляющие конфликта

Слайд №8-10,12-13

    • Субъект – участники-оппоненты (свидетели, пособники, подстрекатели, посредники);

    • объект (предмет);

    • причина – суть разногласий (социальная неоднородность, различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, поведение человека (его социально-психологические черты), религиозные различия);

    • повод- любое, даже незначительное событие, перешедшее в столкновение;

    • масштаб - количество участвующих людей и серьезность последствий конфликта;

    • цель - достижение собственного интереса за счет интересов других.

Слайд №11

Конфликт – это спор. За что?

  1. Предметом спора могут быть:

  • территория проживания,

  • деньги,

  • обладание недвижимостью,

  • власть,

  • ресурсы,

  • положение в обществе,

  • религиозные разногласия и т.д.



Слайд №14-15

  1. Типы конфликтов

по числу участников:

  • внутриличностные (один участник);

  • межличностные (два участника);

  • между личностью и группой;

  • социальные (много участников, соц. группы, государства)

по причинам:

  • экономические;

  • политические;

  • этнические;

  • культурные и религиозные;

  • профессиональные

Типы конфликтов по числу участников:

Слайд №16

  • Внутриличностный конфликт – внутри одного человека между его ролями, пришедшими в противоречие.

Например, в ситуации морального выбора - как поступить: по совести или по выгоде.



Слайд №17

  • Межличностный конфликт – между двумя или несколькими людьми. Самый распространенный тип конфликта.

Например, ссора друзей, размолвка между супругами, драка на дискотеке, спор или ссора в транспорте и т. п.

Слайд №18

  • Социальный конфликт – между социальными группами.

Например: забастовка, бунт, восстание, революция, война.

Слайд №19

  1. Способы протекания- т.е. как выглядит конфликт

  • Конфронтация – пассивное противостояние групп с различными интересами.

  • Соперничество – открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

  • Конкуренция – экономическая борьба за получение большей выгоды, прибыли или доступа к дефицитным ресурсам

Слайд №20

  1. Индийская сказка

 Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон.

     Давным-давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

 2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.


Слайд №21

  1. Предупреждение конфликтов

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Слайд №22

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Слайд №23

Второй способ называется "конструктивное предложение"

Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.

  1. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Ситуация№1

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не берёт в библиотеке учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Примерные фразы:

Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.


Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Ситуация №2

Приведите примеры предупреждения конфликта: примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

Микросценки:

  • Папа ругает сына за то, что он пришёл поздно с прогулки домой, хотя обещал прийти вовремя.

    • Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

  • Друг обещал принести диск, но отдал другому товарищу.



Слайд №24-27

  1. Пути решения конфликта


  • Арбитраж – обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.

  • Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

  • Приспособление – сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов.

  • Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон.

  • Игнорирование – попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Слайд №28

  1. Роль социального конфликта

ПОЗИТИВНАЯ

  • Информирование о наличии общих проблем

  • Стимулирование социальных изменений

  • Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других

НЕГАТИВНАЯ

  • Создание стрессовых ситуаций

  • Нарушение порядка общественной жизни

  • Разрушение равновесия сил, устойчивого положения

Слайд №29 Как уладить конфликт?

Слайд №30

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (практическая)

В чём же вред таких конфликтов?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты.

Слайд №31

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Слайд №32

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний.

Слайд №33

  1. Разрешение конфликтов

 Но если конфликт уже возник, вопрос 1 группе «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы уч-ся)

Слайд №34 Вот как схематически можно отразить

«Нарастание конфликта»

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.

Слайд №35  Вопрос 2 группе: «Что происходит, если конфликт разрешается правильно?» (ответы уч-ся)

Слайд №36 А вот какова схема

«Разрешение и предотвращение конфликта»

Общение – основа разрешения конфликта.

Слайд №37 Разбор ситуаций

1) Давайте обсудим ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация 3. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.

Ситуация 4. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?

Ситуация 5. В автобусе ты нечаянно наступил  на ногу рядом стоящему юноше. Твои действия?

2)  Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

Ситуация 6. Мама решила проверить школьный дневник сына.. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застал сын, вернувшийся от друга. Юноша вырвал записку из рук матери. Та накричала на сына. Юноша хлопнул дверью и закрылся в комнате.

Ответьте на вопросы: - Кто участвует в конфликте? - Кто виноват в конфликте? - Каковы позиции участников конфликта?

3) Ситуация 7. Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы: - Что такое конфликт? - Почему возник конфликт? - Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

4) Ситуация №7

Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос: Благодаря чему удалось избежать конфликта?

5) Ситуация №8

Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю: В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и глупец, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот,  передо мной конфликт».

Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

IV.ИТОГ

Слайд №38

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Слайд №39

Социальные конфликты приводят к разрушению социальных структур, приводят к внушительным необоснованным затратам ресурсов, психических, моральных, физических, а так же материальных. В то же время конфликты служат механизмом, способствующим решению многих проблем, сплачивают группы, выступают регулятором отношений в коллективе, в итоге, являются одним из основных способов достижения социальной справедливости.

  1. РЕФЛЕКСИЯ (конфликт «на пальцах»)

Слайд №40 Давайте я вам предложу наглядное представление о конфликтах.

Итак, есть две противоположности (две точки зрения, два желания и т.д.), они идут навстречу друг другу. Что происходит, если мы будем постоянно двигаться навстречу друг к другу? Точки начинают дрожать.

Какой есть выход здесь? Либо мы так всю жизнь и живём в напряжении, нас трясёт…вот они эмоции, кстати! Какой есть выход?

Мы можем эту энергию направить куда? Вниз. Что происходи с кулачками? Они закрываются вниз - это и есть разрушительная энергия. И поэтому конфликты всегда связаны с негативом, но есть и другая возможность..энергию направить вверх…Для чего нам дана энергия конфликта… не для того, чтобы мы опустились вниз, а для того, чтобы мы сумели её направить вверх!

Слайд №41-42

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Слайд №43

О конфликте

Конфликт, увы, - закономерен.
Гармоний вечных не бывает.
Наивно тот самоуверен, 
Кто без него прожить мечтает.

Как помешать зимы приходу?
Заткнуть вулкана изверженье?
Перехитрить нельзя природу,
И не остановить мгновенье...

Вот научиться б управленью
Агрессией и злобой чёрной, 
Уметь отслеживать движенье
Страстей течений непокорных!

 Марина Барщевская

Слайд №44

Пусть в вашей жизни будет меньше конфликтов!

Всем спасибо за внимание! hello_html_m4d466bb7.png


Конспект классного часа на тему "Социальные конфликты и пути их разрешения"
  • Классному руководителю
Описание:

План

                                                                                         I.                       ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.     Вступительное слово.

2.     Оглашение темы и цели классного часа.

3.     Организационный момент  (мотивация: ситуация-провокация).

4.     Беседа по теме.

                                                                                      II.                       ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (теоретическая)

1.     Понятие конфликта, конфликтной ситуации;

2.     Основные составляющие конфликта;

3.     Предмет спора;

4.     Типы конфликтов: (по числу участников; по причинам);

5.     Способы протекания конфликтов;

6.     Индийская сказка (беседа по теме);

7.     Предупреждение конфликтов;

8.     Разбор ситуаций по теме;

9.     Пути решения конфликтов;

10.                        Роль социальных конфликтов

                                                                                   III.                       ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ (практическая):

1.     Разбор ситуаций конфликта.

                                                                                  IV.                       ИТОГ

                                                                                     V.                       РЕФЛЕКСИЯ (конфликт «на пальцах»).

 

1.     Пожелания

Автор Рогожникова Елена Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 800
Номер материала 33397
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓