Подготовила:
учитель начальных классов
Кудиевская Л.В
Классный
час для учащихся 4-го класса по теме "Красная книга Ростовской области"
Цели:
- воспитывать бережное отношение
к природе, активную жизненную позицию по охране природных богатств;
- активизировать познавательный
интерес, познакомить с некоторыми животными и растениями Ростовской
области, занесёнными в Красную книгу;
- способствовать развитию речи,
памяти, внимания, мышления, воображения учащихся, увеличивать словарный
запас.
Оборудование:
1. Выставка книг по данной теме.
2. Иллюстрации с изображением
животных и растений Красной книги.
3. Мозаика с изображением растений,
животных.
4. “Зашифрованные” письма с
названиями животных, растений
5. Фонограммы с музыкальными
произведениями.
Ход
классного часа
На
доске девиз: “Любить и охранять родную природу!”
Сообщение темы и цели занятия.
Посмотрите на природу нашего Донского края
,(Презентация)
Несет спокойно свои воды Тихий Дон,
бескрайние ковыльные степи, красивые лазоревые поляны, солнечные поля
подсолнухов. Нравиться?
-Согласны
ли вы с тем, что наш край очень красивый (да).
Учитель:
Поклонимся Донской земле, степи, где родился и вырос.
Ученик:
О сторона моя донская-
Отцовский домик, старый клен.
Где в ста шагах, не умолкая,
О берег плещет
Тихий Дон.
За крепкий говор твой
Станичный,
За терпкий запах
Чабреца,
За твой былинный,
Твой пшеничный
Простор-
Без края и конца.
У этих троп-
Мое начало…
За все тебя
Благодарю…
Учитель: Ребята, но
природа нашего Донского края подвержена опасности. Люди,остановитесь!
Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно. Природа гибнет и просит у нас
защиты, многие животные и растения стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
(Сообщение
библиотекаря о происхождении Красной книги и презентация выставки книг по
данной теме)
Выходят дети и читают стихи о
Красной книге.
(Звучит мелодия Л.В.Бетховена
“Лунная соната”).
Красная
книга
Охраняется Красной книгой столько
разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи, охраняются даже цветы.
И тревога за жизнь неустанна, чтоб не сгинуть в космической мгле:
Исчерпаемы все океаны, исчерпаемо всё на земле.
Мы леса и поля обижаем, стонут реки от горьких обид.
И пока что себя мы прощаем, но грядущее нас не простит.
Красная книга, Красная! Значит природа в опасности!
Значит, терять нельзя даже мига. Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно. Красная книга, Красная!
В.Дубовин
Учитель: А теперь
мы с вами отправляемся в путешествие по страницам Красной книги Ростовской
области.
Учитель: Многие известные
нам птицы, животные, рыбы, насекомые исчезают с Земли каждый год, каждый день,
каждый час. И у нас в крае есть такие животные, которые нуждаются в нашей
охране. (Показ презентации)
(Дети разгадывают
“зашифрованные” письма с названиями животных: насекомых, птиц, зверей)
Сообщение учителя
о каждом животном. (Презентация)
Учитель:
Подумайте, какие меры по охране этих животных нужно предпринять? (Ответы
детей)
Выступление
учеников.
(Звучит мелодия “Вальс цветов” П.И.Чайковского)
На земле исчезают цветы, с каждым
годом заметнее это
Меньше радости и красоты доставляет нам каждое лето
Откровенье цветов луговых нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их и бездумно, безжалостно рвали.
С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою.
В том, что есть глаза у всех цветов, и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как люди плачут и росу роняют на песок.
Учитель: И сейчас
вы узнаете, какие растения, грибы в Ростовской области в опасности.
(Дети собирают мозаику с
изображением цветов, грибов)
Сообщение учителя
детям о каждом растении .Презентация
- Подумайте, какие меры охраны
нужно принять для защиты этих растений?
(Ответы детей)
Физминутка.
(Звучит мелодия Л.В.Бетховена “К
Элизе”)
- Мы с вами отправляемся на полянку
удивительной красоты. Там растут восхитительные цветы, порхают бабочки,
перелетают с цветка на цветок пчёлы и беззаботно веселятся стрекозы.
Представьте, что каждый из вас превратился бабочку.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Учитель: Конечно,
сегодня мы говорили только о некоторых видах растений и животных, занесённых в
Красную книгу. Но есть ещё и “чёрный список” Красной книги - перечень животных,
растений, которые уже исчезли с лица земли и мы больше не увидим их никогда.
(Демонстрация
иллюстраций)
- Чтобы “чёрный список” не
пополнялся, человек должен быть не хозяином природы, а её гостем.
Выступление
ученика
(звучит мелодия Э.Грига “Утро”).
Я на кустике у родника не тронул
сети паука,
Я поглазел на муравьёв: у них домище - будь здоров!
Я долго по лесу шагал и никого не напугал,
Нигде воды не замутил ...
В лесу я просто погостил!
Учитель: Ребята,
кому захотелось ещё узнать о животных и растениях Красной книги?
Ответы на эти и другие вопросы вы
можете найти в библиотеке. В завершении нашего классного часа я хочу вам
пожелать: “Берегите эту землю, эту воду. Даже малую былиночку любя, берегите
всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя”.
Литература
1. Алексеев В.А. 300 вопросов и
ответов по экологии.
2. Красная книга. Редкие,
исчезающие растения и животные Ростовской области, нуждающиеся в охране.
3. Мир дикой природы. В полях и
лесах.
4. Россолимо О.Л., Молюков М.И.
Звери Красной книги России: Береги природу!
5. Сосновский И.П. Редкие и
исчезающие животные: По страницам Красной книги России.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.