Анкета
Мы с вами
говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам
ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли
вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить
новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте.
Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют
твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где
было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0
баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте
действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.
Памятка школьнику
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в
котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие
такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель,
книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей
может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в
школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по
которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз
помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и
пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои
поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе
твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи учителям.
Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
Литература
·
Журнал «Читаем, учимся, играем» № 3 – 2002.
·
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. «Ваши права»:
Книга для учащихся начальных классов – М.: «Вита-пресса», 1995.
·
Газета «Классное руководство и воспитание
школьников» № 8 – 2007.
·
www.ysp.ru/proj/program/cgref.htm Историческая
справка и основные положения Конвенции о правах ребенка
Сайт - www.viki.rdf.ru
Оборудование: книги, раздаточный
материал, плакат о МРОТ, проектор, ноутбук, презентация, проведенная анкета.
Цели и задачи урока: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их
представления о правах и обязанностях ребёнка; формирование коммуникативной
компетентности; культуры участия в интеллектуальной игре, формировать уважительное
отношение друг к другу, научить детей применять права и обязанности в
повседневной жизни;
ХОД УРОКА
1.
Сценка «Игра».
(Показывают дети)
Учитель: После уроков ребята решили
поиграть.
Матвей: Давайте поиграем !
Даня: Вот здорово! Я буду водителем. А ты
будешь, Димка, пассажиром. А ты, Сашка, будешь кондуктором.
Саша: А я не хочу.
Матвей: Чего не хочешь?
Саша: Играть и быть кондуктором.
Матвей: Как это ты не хочешь? Все будут – а
он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Даня: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
Учитель: Давайте, ребята, разберемся. Кто
прав? Кто не прав?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем
точки зрения.)
Учитель фиксирует на доске.
– Может, кто
догадался о теме нашего разговора?
Объявление темы и постановка цели занятия:
ТЕМА:
Права,
обязанности и ответственность.
УЧИТЕЛЬ: Попробуем разобраться, где в
повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем
ответственность.
1
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними
появились
Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в
сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов
людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация
прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной
охране и заботе.
Что такое "Декларация о правах ребенка "– ответы детей
(Доклад подготовлен
учащимся)
Гражданин – человек, принадлежащий к постоянному
населению данного государства, имеющий права и обязанности. Права и обязанности
гражданина записаны в Конституции. Конституция это основной закон государства,
а Конвенция это международный договор. Маленький ребёнок имеет гражданство
родителей, но может изменить его после 14 лет. Гражданство ребёнка
подтверждается свидетельством о рождении. Потребности и желания различаются
уровнем необходимости.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН
провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права
человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых
заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста.
Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом
к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный
характер, (в чем особенности деклараций?) (дети) их нормы
не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; (чем
конвенция отличается от декларации?) (дети) это договор, который
должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка
была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была
ратифицирована нашей страной.
Эта Конвенция является наиболее полным
документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.
Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
Чтобы сориентироваться в большом
количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
I группа прав -
базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;
II группа прав обеспечивает
семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях,
государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);
III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно
выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и
религии);
IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными
услугами системы здравоохранения и т. д.);
V
группа прав способствует образованию детей и их
культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой
и т. п.);
VI
группа прав призвана защитить ребенка от экономической
и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению
наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения
свободы и др.
В нашем государстве, как и в любом другом,
существует основной закон, по которому мы живем.
Где прописаны эти законы? В Конституции.
Кроме Конституции права
ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом
кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».
В
нашей школе существует устав школы, где прописаны права и обязанности всех
участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их
родителей, педагогов).
Какие права вы реализуете в нашей школе?
Групповая работа. Выводы по результатам.
Во многих литературных
произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека или животного.
Кто по отношению к
кому в сказке “Волк и семеро козлят” нарушает право на жизнь? (Волк по
отношению к козлятам).
Кто кого в сказке
“Красная шапочка” подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк –
бабушку и Красную шапочку).
Кто кого в сказке
“Лиса и заяц” лишил права владеть имуществом? (Лиса – зайца).
Кто кого в сказке “Золотой ключик” лишил имущества? (Лиса Алиса и
кот Базилио – Буратино).
Кто кого в сказке “Дюймовочка”
держал в подневольном состоянии? (Мышь )
Подарив Буратино
азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на что? (бесплатное
образование).
Буратино хотел попасть в театр, у него было право что?
(наслаждаться искусством).
Работа в группе или
индивидуально.
Ответь
сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: (слайд со статьями, распечатка статей и ситуаций детям.)
Лиса Алиса: «Буратино,
отдай мне эти денежки!» Буратино… (Не имеешь права лишать меня имущества.
ст.17)
Волк: «Колобок, колобок,
я тебя съем!» Колобок …(Не имеешь права посягать на мою жизнь. ст. 3.)
Волк: «Козлятушки -
ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята…(Не имеешь право вторгаться в
наше жилище, оно неприкосновенно. Ст. 12.)
Медведь: «Машенька,
будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша:…(Не имеешь права посягать
на мою свободу. Ст.4.)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте
мне его». Волчица:… (Не имеешь права лишать его жизни. Ст.3)
Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):
Учитель: (предварительно
собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)
Посмотрите,
на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями
современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий
приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению
знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают,
поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний
раз напоминаем об их обязанностях).
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и
о своих обязанностях.
Кроме прав и обязанностей, существует еще и
ответственность за совершенные поступки.
Существует
ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется
совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе
нашей страны.
На
территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с
14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и
штрафы. Плакат о МРОТ
Ложный звонок
Без
всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:
– Сейчас
бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Ведущий
зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья
Уголовного кодекса Российской Федерации ...
Оказывается,
это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК,
предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать
и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в
школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так,
что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это
приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
К
«сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по
голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи,
начинается драка.
Ведущий
зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК -
побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие
расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРОТ, или
принудительными работами, или арестом до трех месяцев.
– Это
нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф?
– В
этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность
за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их
заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном
смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст.
1087 ГК.
Порча чужого имущества
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то
скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя
не будет.
Выбрасывает телефон.
|
Если говорить о вреде, то причинен он
может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст.
167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается
штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст.
1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме
лицом, причинившим вред.
Причинение
вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст.
168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
В класс входят ребята, якобы продолжая
разговор:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь,
сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК -
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом
или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:
– А ты ...
– А ты сама ...
Ведущий: ст. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в
размере до 100 МРОТ, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
В класс вбегают
мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром
все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно
было!
Пишут.
Каждый день, заходя в подъезд, мы видим
следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта
или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их
попадают под статью?
Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм -
осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или
в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.
А так как гуляют детки компаниями,
следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать,
что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое
наказание.
Вывод.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во
многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у
каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что
у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
Рефлексия
Кого заставил задуматься сегодняшний
классный час?(ответы учащихся)
Действия в соответствии с
законом. (Обязанность)
Законные возможности. (Права)
Человек, принадлежащий к
постоянному населению государства. (Гражданин)
Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)
Норма, поддерживаемая государством. (Закон)
Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)
С какого возраста, ребёнок подлежит
уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления?(С 14 лет) С
какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления?(С
16 лет)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.