Главная / Начальные классы / Конспект к уроку русского языка на тему: "Понятие об орфограмме" 2 класс "Планета знаний"

Конспект к уроку русского языка на тему: "Понятие об орфограмме" 2 класс "Планета знаний"

Программа: «Планета знаний».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-наблюдение с использованием частично-поискового метода.

Тема урока: Понятие об орфограмме

Цели урока:

  • соединение имеющихся в сознании детей представления об «опасных местах» с понятием орфограмма;

  • объяснение очевидной необходимости знания и решения орфографических проблем.

Задачи урока:

  • уточнить представление детей о сущности «опасных» при письме мест;

  • ввести понятие орфограмма (на примере безударных гласных);

  • раскрыть понятие «орфографическая ошибка»;

  • воспитывать интерес к самому языку;

  • воспитывать уважение к себе, как носителю языка.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ХОД УРОКА:

  1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности:

Упражнение «Поздоровайся глазами»

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Спасибо, молодцы!

- Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет нас на урок.

Ну-ка, детки, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

На доске открыта поговорка: Слайд 1



Лентяй дважды работает!





  • Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (У лентяя сразу не получается, он вынужден повторять работу.)

  • Как эта поговорка относится к работе на уроке? (Если лениться на уроке, то придется заново изучать новую тему, дома придётся много работать.)

  • Как же вы должны действовать на уроке, если открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.) Поднимаемся по лестнице знаний: наблюдаю, замечаю, рассуждаю, делаю вывод. Слайд 2

- Скажите, что вы ждете от сегодняшнего урока? (Ждем новых открытий!)

II. Постановка учебной задачи (2 мин.)

- Прочитайте про себя на слайде название большой новой темы и скажите, на какой вопрос будем искать ответ. Слайд 3
- Как вы ответите на этот вопрос?
- Думаю, что через несколько уроков вы ответите на этот вопрос ещё полнее.
А то, что мы с вами сегодня будем делать, откроет небольшую завесу непонятного.
Запишите сегодняшнее число, классная работа.

III. Минутка чистописания.

- А начнем мы с минутки красивого письма. Слайд 4,5

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С ее помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого ее надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. Какая это буква? Какие слова с ее помощью можно образовать? Значение каких слов вам непонятно? Что помогает нам выяснить значение слова? Слайд 6

Определите порядок написания букв в данном ряду: Ооа, Ооб, Оов… Слайд 7

Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность и ориентируясь на алфавит.

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (8 мин.)

- Для того чтобы начать работу в нашей языковой лаборатории, проведем небольшой блиц-турнир знаний. Я буду начинать предложение, а вы его продолжаете…

-Наша речь состоит из…(звуков)

- Звуки бывают разные… (гласные, согласные) стихи о звуках

- Дружат гласные с согласной, составляя вместе…(слог)

- Если слоги встанут рядом получаются…(слова)

- Сколько в слове гласных…(столько и слогов)

- Несколько слов, связанных по смыслу образуют…(предложение)

- Главная значимая часть слова – это…(корень)

- Часть слова, которая стоит перед корнем – это…(приставка). Она служит…(для образования новых слов)

- Часть слова, которая стоит за корнем – это…(суффикс). Он служит…(для образования новых слов)

- Изменяемая часть слова – это…(окончание). Все слово без окончания – это…(основа)

- Ну что, пора и за работу. Давайте проведем исследование. Обратите внимание на слова:

На слайде 8 слова: лет[а] реп[а]
Какой безударный звук мы слышим на конце обоих слов? Как показать, что он безударный?

Как правильно записать эти слова буквами? Кто попробует? (все в тетрадь, 1 уч. – у доски) Слайд 9
Одинаковые ли буквы «выходят на работу» на месте последнего звука? Какой можно сделать вывод? Что означает данная схема? Слайд 10

Дополнительно: 
«парта марка коты мосты» Слайд 11

- В словах какого столбика буквы для обозначения звуков надо выбирать? Почему?

Какое здесь есть опасное место?

Что же такое опасное место? Почему оно так называется?

В какой позиции находится звук под ударением и без? Слайд 12

Согласны ли вы со схемой? Слайд 13

Какой вывод из этого следует? (звук один, буква другая)

Ещё понаблюдаем. Догадайтесь, название какой книги С.Маршака написано на доске? Слайд 14
Кто читал эту книгу? О каких детках идёт речь в ней?
Слайд 15

Какой безударный звук мы слышим на конце этих слов? Можно ли точно сказать, какими буквами нужно обозначить этот звук? Ваши мнения.

Давайте посмотрим, как записано это название на обложке книги С.Я.Маршака. Слайд 16
- Можно ли доверять при письме безударному звуку [и]? Почему нельзя?
Какой общий вывод позволяют сделать наши наблюдения:
всегда ли мы пишем слова в русском языке так, как мы их слышим, произносим? (Нет.) Что помогает нам выбрать букву в слове? (правило)

А кто знает, как назвать букву, которую нельзя точно определить на слух и которая подчиняется правилу? (затруднение) Слайд 17 Давайте определим тему сегодняшнего урока, обратив внимание на слово, которое лежит у вас на партах, и поставим цель. Слайд 18

V. Построение проекта выхода из затруднений (5 мин.)

(На партах у детей лежит карточка со словом «орфограмма»).

- Вам знакомо это слово? Что оно означает? (предположения)

- А теперь сравним наши предположения с правилом учебника на с. 98. Слайд 19 А как будет называться правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы? Слайд 20,21

- Правило, которому подчиняется написание той или иной орфограммы называется «Орфографическое правило». А раздел науки о языке называется орфография. Заглянем в толковый словарь и выясним значение этого слова.

(Слово «Орфография» - многозначное слово, 1.- это правила написания слов, 2.- раздел науки о языке, который определяет эти правила)

- Рассмотрите внимательно таблицу с.99. Слайд 22 Что нового о слабой позиции гласных звуков стало известно из приведенных примеров? Как же выбрать букву для обозначения звука слабой позиции и почему? Как изобразила я это на слайде? Слайд 23,24

Физминутка (релаксация) Слайд 25

VI. Первичное закрепление (10 мин.)

- У мальчика Миши  возник вопрос: какую букву выбрать, чтобы не допустить ошибку? Почему у него возник такой вопрос? Как называется данная орфограмма? Слайд 26
Тр.ва       Гр.бы     
Ст.га       Л.са 
Пл.ды      Сн.га

(Работа в парах) - Перед вами карточки. В них даны слова с пропущенной буквой. Вам надо выбрать букву и записать проверочные слова рядом на строчке, подчиняясь правилу проверки.

Проверим. Самопроверка. Самооценка. Слайд 27

- А какие изученные орфограммы мы уже знаем? Давайте поработаем в группах и вспомним их.

(Работа в группах)

- Задание для всех групп: «Вставьте пропущенную букву. Вспомните правило. Подчеркните орфограмму» (алгоритм на слайде 28 )

1 группа 2 группа 3 гру ппа

спи. ка (А,а)лексей гла. (з, с)

лампо..ка (М, м)урзик зу. (п, б)

сро..ный (С, с)емёнов фла. (к, г)

ру..ной (В, в)олга мар. (ш, ж)

4 группа 5 группа 6 группа

гр.(а,о)за верш. на мал..чик

п.(о,а)ля кувш. н пал..то

гл.(о,а)за ж. раф бол..ной

кл.(и,е)сты ж. вотные сол..

- Проверим, как вы справились с работой. /Дети называют орфограмму, проговаривают правило/

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Слайд 29 Дополнительно. Прочитайте предложение. Спишите по правилам списывания предложение в тетрадь. Поставьте карандашом знак (+) над буквами гласных, если буква соответствует звуку, а знак (–), если есть расхождение в написании и произношении.

Самопроверка, самооценка. Слайд 30
Что вы можете сказать о тех случаях, где вы поставили знак минус?

В жизни трудящихся звуков

Разное может случиться:

Могут они оказаться в сильной и слабой позиции.

Гласные и согласные бывают такие опасные:

Звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.

VIII, Рефлексия деятельности (итог урока) (1 мин.) Слайд 31,32

- Что надо сделать в конце урока? (Подвести итог, проанализировать свою работу.)

- Что исследовали? Какое открытие вы сделали на уроке?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Вы сами старались «добывать» знания? Кому было сложно?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.





Конспект к уроку русского языка на тему: "Понятие об орфограмме" 2 класс "Планета знаний"
  • Начальные классы
Описание:

Представлен конспект урока русского языка с презентацией на тему: "Понятие об орфограмме" 2 класс по программе "Планета знаний". 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Форма урока: урок-наблюдение с использованием частично-поискового метода.

Цели урока:

·         соединение имеющихся в сознании детей представления об «опасных местах» с понятием орфограмма;

·         объяснение очевидной необходимости знания и решения орфографических проблем.

Автор Ротенко Инна Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1166
Номер материала 29640
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓