Главная / Русский язык и литература / Конспект к уроку "Отрицательные частицы"

Конспект к уроку "Отрицательные частицы"






Урок по русскому языку

в 7 классе

(по программе Львовой С.И.)



Отрицательные частицы.

Роль частицы НЕ в речи.



Разработала: учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

им. Ю.А.Гагарина

г. Батайска

Ростовской области

(ул. Первомайское к-цо, 175)

Черниченко Наталья Ивановна






Русский язык. 7 класс.


Тема: Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ в речи.


Цели: 1. Образовательные: дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ в речи, систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи.

2. Развивающие: формировать умение определять смысловые оттенки предложений с НЕ, уместно использовать частицу НЕ в речи, отрабатывать правописные умения, связанные с данной частицей.

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, к способам выражения мыслей; расширять кругозор.


Ход урока.

  1. Целеполагание.

      • Объявление темы урока. Слайд 1.

      • Запись числа и темы в ученические тетради.

      • Объяснения орфограмм в записанных словах, пунктограммы «точка в конце назывного предложения».

      • Объявление целей урока для ученика. Слайд 2.


  1. Актуализация знаний.

Задание 1. На каждой парте по 3 карточки с предложениями. Ознакомьтесь с ними. Вспомните материал пройденных накануне нами тем: «Смыслообразующие (модальные) частицы», «Формообразующие частицы».

Задание 1-му варианту: возьмите себе карточку со смыслообразующими частицами, 2-му варианту – с формообразующими.

Задание 2. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с модальными частицами.

  • Прочитайте предложения эти предложения. Слайд 3.

  • Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?

  • Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!

  • Знаете ли вы украинскую ночь?

  • Какому писателю принадлежат эти строки? Расскажите, что вы помните об этом писателе и его произведениях?

  • Назовите частицы (одновременно они выделяются на интерактивной доске), определите, какие смысловые оттенки они вносят в предложение.

  • Приведите свои примеры предложений со смыслообразующими частицами. Определите оттенки значений.

  • Сделайте синтаксический разбор предложения Знаете ли вы украинскую ночь? ( в тетрадях и на доске). Слайд 4.


Задание 3. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с с формообразующими частицами. Слайд 5.

  • Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)

  • Самый страшный лес тот, где не слышно птичьих песен.

  • Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала волшебная палочка ? - спросил учитель.

  • Прочитайте предложения. Назовите частицы (выделяем их на интерактивной доске). Расскажите, какую функцию выполняет каждая из них.

  • Объясните орфограммы, встретившиеся в словах этих предложений.


  1. Введение новых знаний.

Задание 1.

  • Прочитайте предложения на оставшейся карточке. Слайд 6.

  • Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки.

  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а кто правду скажет.

  • Не хвались казак травой, а хвались сеном.

  • Песни играть - не поле пахать.

  • Что ни слово, то ложь готова.

  • Объясните значение казачьих пословиц, поговорок. Запишите ту из них, какая вам больше понравилась.

  • Какие частицы использованы в данных предложениях. К какому разряду они относятся?

  • Предположите, какова роль отрицательных частиц в речи.


  1. Объяснение нового материала. Слайд № 7,8.

Вывод: частица НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему предложению.

Вывод: Двойное отрицание делает всё пред-

ложение утвердительным.

  1. Тренировочные упражнения. Слайд № 9.

Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их.
Я забыл его фамилию.
Дождь шёл всю ночь.

Задание 2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушёл.

Оля не нашла нужную книгу и взяла другую.

Стёпа не застал товарища и возвратился к себе.


  1. Введение нового материала. Слайд №10.

Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер вопросительным и восклицательным предложениям типа:

Кто не знает русского балета! (Все знают).
Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали).

  • В каких только углах (не)побывал я за эти годы! (Г.Федосеев.)

  • Шир..та его инт..ресов (не)могла (не) изумлять меня.

  • С..б..седник (не)мог (не)согл..сит(?)ся с м..им мнением.

  • С кем только (не)сост..зались наши сп..ртсмены!

  • Кто (не)зна..т стихов Пушкина!

  • Где наша (не)пр..п..дала!


  1. Тренировочные упражнения.

      • Повторение по таблице «НЕ с различными частями речи».

      • Работа с текстом. Слайд 11.

В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах (не)было (ни)одного ст..кла: они были выбиты при б..мбё..ке. Одно окно было затянуто од..ялом, и в класс (едва)едва проникал (не)яркий свет. Ребята, (не)имеющие в..зможн..сти (ни)обогрет(?)ся, (ни)поесть досыт.., выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.

Как (ни)ст..рались фашисты, они (не)см..гли сл..мить духа ленинградцев.


        • Прочитайте текст.

        • Определите тему, идею, стиль, тип текста.

        • Перескажите текст.

        • Запишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.


8. Подведение итогов. Заключительные вопросы. Слайд 12.

  • Для чего нам нужна частица НЕ?

  • Что нужно помнить при написании частицы НЕ с другими частями речи?


9. Домашнее задание.



6


Конспект к уроку "Отрицательные частицы"
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

 

 

Урок по русскому языку

в 7 классе

(по программе Львовой С.И.)

 

 

Отрицательные частицы.

Роль частицы НЕ в речи.

 

 

Разработала: учитель русского

языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

им. Ю.А.Гагарина

г. Батайска

Ростовской области

(ул. Первомайское к-цо, 175)

Черниченко Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

Русский язык. 7 класс.

 

Тема:Отрицательные частицы. Роль частицы НЕ в речи.

 

Цели: 1. Образовательные: дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ в речи, систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи.

            2. Развивающие: формировать умение определять смысловые оттенки предложений с НЕ, уместно использовать частицу НЕ в речи, отрабатывать правописные умения, связанные с данной частицей.

            3. Воспитывающие: воспитывать интерес к языку, к способам выражения мыслей; расширять кругозор.

 

Ход урока.

1.               Целеполагание.

ÚОбъявление темы урока. Слайд 1.

ÚЗапись числа и темы в ученические тетради.

ÚОбъяснения орфограмм в записанных словах, пунктограммы «точка в конце назывного предложения».

ÚОбъявление целей урока для ученика. Слайд 2.

 

2.               Актуализация знаний.

Задание 1. На каждой парте по 3 карточки с предложениями. Ознакомьтесь с ними. Вспомните  материал пройденных накануне нами тем: «Смыслообразующие (модальные) частицы», «Формообразующие частицы».

Задание 1-му  варианту:  возьмите себе карточку со смыслообразующими частицами, 2-му варианту  – с формообразующими.

Задание 2. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с модальными частицами.

·         Прочитайте предложения эти предложения. Слайд 3.

·         Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?

·         Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!

·         Знаете ли вы украинскую ночь?

·         Какому писателю принадлежат эти строки? Расскажите, что вы помните об этом писателе и его произведениях?

·         Назовите частицы (одновременно они выделяются на интерактивной доске), определите, какие смысловые оттенки они вносят в предложение.

·         Приведите свои примеры предложений со смыслообразующими частицами. Определите  оттенки значений.

·         Сделайте синтаксический разбор предложения Знаете ли вы украинскую ночь? ( в тетрадях и на доске). Слайд 4.

 

Задание 3. Работаем с карточкой, в которой записаны предложения с с формообразующими частицами. Слайд 5.

Ø  Да здравствует солнце, да скроется тьма. (А.Пушкин)

Ø  Самый страшный лес тот, где не слышно птичьих песен.

Ø  Что бы вы сделали, если бы в руки к вам попала волшебная палочка ? - спросил учитель.

·         Прочитайте предложения. Назовите частицы (выделяем их на интерактивной доске). Расскажите, какую функцию выполняет каждая из них.

·         Объясните орфограммы, встретившиеся в словах этих предложений.

 

3.               Введение новых знаний.

            Задание 1.

·         Прочитайте предложения на оставшейся карточке. Слайд 6.

·         Не поклонишься до земли - не сорвешь ни цветка, ни ягодки.

·         Не тот друг, кто мёдом мажет, а кто правду скажет.

·         Не хвались казак  травой, а хвались сеном.

·         Песни играть - не поле пахать.

·         Что ни слово, то ложь готова.

·         Объясните значение казачьих пословиц, поговорок. Запишите ту из них, какая вам больше понравилась.

·         Какие частицы использованы в данных предложениях. К какому разряду они относятся?

·         Предположите, какова роль отрицательных частиц в речи.

 

4.    Объяснение нового материала.  Слайд  № 7,8.

Вывод: частица  НЕ может придавать отрицательное значение как отдельным его членам, так и всему  предложению.

Вывод: Двойное отрицание делает всё пред-

ложение утвердительным.

5.    Тренировочные упражнения. Слайд №  9.

Задание1. Замените личные формы глагола синонимами с частицей не. Какой смысл приобретают предложения? Запишите их. 
               Я забыл его фамилию.
               Дождь шёл всю ночь.

Задание 2. Измените предложение, включив в него деепричастный оборот. Например: Я не дождался брата и ушел. – Не дождавшись брата, я ушёл.

        Оля не нашла нужную книгу и взяла другую.

Стёпа не застал товарища и возвратился к себе.

 

6.    Введение нового материалаСлайд №10.

Внимание! Частица НЕ придаёт обобщающий характер  вопросительным и восклицательным предложениям типа:

Кто не знает русского балета! (Все знают).
Кто только не бывал у Толстого! (Все бывали).

Ø  В каких только углах (не)побывал я за эти годы! (Г.Федосеев.)

Ø  Шир..та его инт..ресов (не)могла (не) изумлять меня.

Ø  С..б..седник (не)мог (не)согл..сит(?)ся с м..им мнением.

Ø  С кем только (не)сост..зались наши сп..ртсмены!

Ø  Кто (не)зна..т стихов Пушкина!

Ø  Где наша (не)пр..п..дала!

 

7.    Тренировочные упражнения.

ÚПовторение по таблице «НЕ с различными частями речи».

ÚРабота с текстом. Слайд 11.

   В сорок втором году, (не)смотря на ж..стокие ..бстрелы Ленинграда, открыли школу. В окнах (не)было (ни)одного ст..кла: они были выбиты при б..мбё..ке. Одно окно было затянуто од..ялом, и в класс (едва)едва проникал (не)яркий свет. Ребята, (не)имеющие в..зможн..сти (ни)обогрет(?)ся, (ни)поесть досыт.., выводили формулы, учили стихи и разглядывали глобус.

            Как (ни)ст..рались фашисты, они (не)см..гли сл..мить духа ленинградцев.

 

·      Прочитайте текст.

·      Определите тему, идею, стиль, тип текста.

·      Перескажите  текст.

·      Запишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

 

   8. Подведение итогов. Заключительные вопросы. Слайд 12.

ü  Для чего нам нужна частица НЕ?

ü  Что нужно помнить при написании частицы НЕ с другими частями речи?

 

    9. Домашнее задание.

 

 

 

Автор Черниченко Наталья Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1170
Номер материала 16803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓