Главная / Русский язык и литература / Конспект к уроку по литературе

Конспект к уроку по литературе

«Мудрейшие дарители» (рождественский рассказ О. Генри «Дары волхвов»)

Цели:

Формирование читательской компетенции

Познавательные:

- повторить понятие «рождественский (святочный) рассказ;

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством О. Генри;

- выявить основную идею рассказа О.Генри «Дары волхвов»;

- выявить отношение автора и читателя к материальным и духовным ценностям;

- обогатить культурный контекст познаний учащихся посредством культурологического комментария.

Практические:

- учить внимательно реагировать на слово, образ в произведении;

- развить умение сопоставлять, сравнивать, на основе поступков героев делать выводы об их характерах;

- развивать способность эмоционально откликаться на художественное произведение.

Формирование надпредметных компетенций:

Деятельностные компетенции (развивающие цели):

- развивать внимание, логическое мышление (умения выстраивать гипотезу, формулировать тезис и аргументировать его), творческие умения;

- развивать критическое мышление;

- развивать умение соотносить литературное произведение и свой жизненный опыт.

Социальные компетенции:

- учить участвовать в диалоге, слушать и слышать учителя и одноклассников, рефлексии, умению адекватно оценивать свою работу, работать в коллективе, прогнозировать свою работу, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

Воспитательные цели:

- Воспитывать умение самостоятельно работать.

- Помочь задуматься над истинными ценностями;

- Вызвать потребность поразмышлять над понятием любви, верности, скромности.


Оборудование: мультимедийное оборудование, колонки для показа презентации, текст рассказа О. Генри "Дары волхвов".


Ход урока:


  1. Предтекстовая (предкоммуникативная) деятельность

Знакомство с биографией автора

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем, которого знают и любят во всем мире. Его рассказы стали популярны и любимы читателями благодаря тому, что в каждом из них всегда присутствует искрометный юмор и безграничная любовь к людям. А о его биографии нам расскажет документальный фильм. Смотрите и отмечайте самое интересное для себя.

R Какие моменты жизни писателя удивили вас, запомнились? Что вам показалось интересно, необычно в жизни писателя? (Профессия, псевдоним, его происхождение, любовь к жене и ее трагичная смерть)

Актуализация читательского опыта: Читали ли вы произведения О. Генри?

Работа с жанром и заглавием

Сегодня мы познакомимся с его рождественским рассказом. Поиск «точек предпонимания» (гипотезы, догадки): О чем нам говорит этот подзаголовок? Можем ли мы уже предположить что-то о рассказе? (События, скорее всего, будут проходить в канун рождества; возможно, будет что-то связанное с подарками, чудесами).

Актуализация личностного опыта: Какие ассоциации вызывает у вас слово рождество? (ёлка, праздник, подарки, зима, снег, мороз, каникулы, Христос, рождение Христа, чудо, звёзды, любовь, радость, ожидание, игрушки, свет, веселье, родные, сказка, мама, тепло и т.д. - можно нарисовать кластер на доске)

Рассказ называется "Дары Волхвов".

Гипотеза (предпонимание) Как вы понимаете это название? Кто такие волхвы? (Волхвы – астрологи; чародеи, колдуны, знахари, ворожеи, чернокнижники, которые владели знаниями о силе природы. В восточно-христианских преданиях это мудрецы-звездочеты, которые принесли дары младенцу Иисусу. Именно отсюда и пошла традиция дарить подарки на рождество). Что же подарили волхвы младенцу Иисусу? (золото, ладан и смирну). Как вы думаете, эти дары что-то означали? (Золото ему принесли как царю (в виде дани), ладан – как Богу (потому что ладан употребляется при богослужениях), а смирну как человеку, которому предстоит умереть (потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

К эпизоду встречи волхвов и новорожденного младенца, как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. На репродукциях вы можете это увидеть (демонстрируются репродукции Джотто, Рубенса, Веласкеса и др.). Каким настроением проникнуты эти картины? Почему художники разных эпох и народов обращаются к этому сюжету?

R «контекстная догадка» (Г.Я. Гальперин). Привлекаться может «близкий» контекст (контекст самого текста), «дальний» контекст (исторический, биографический, культурный, этнографический ), фоновые знания;

Что бы вы хотели получить в подарок от волхвов? (какие-то игрушки, компьютер, деньги, счастье, какую-то волшебную вещь и т.д.) - можно нарисовать кластер на доске.

R «Жизненная правда» (Г.И. Богин). Это сходство опредмеченных в тексте переживаний с имеюшцмся в рефлективной реальности читателя опытом, что оптимизирует переживания, пробуждая рефлексию. Этот же приём может называться «плаванием назад» (Платон) или «заглядьванием в прошлое» (Ф.В. Василюк). Этот эффект Л.С. Выготский назвал действием «узелка, завязанного на память»

R Выстраивание гипотезы, прогнозирование. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (речь будет о дарах волхвов, о рождественском празднике).


  1. Работа с текстом (коммуникативная фаза).

Комментированное чтение.

Что ж, давайте начнем читать (читает учитель):

Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество.
Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Именно так Делла и поступила. Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают.

Пока хозяйка дома проходит все эти стадии, оглядим самый дом. Меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука. К сему присовокуплялась карточка с надписью: "М-р Джеймс Диллингхем Юнг" "Диллингхем" развернулось во всю длину в недавний период благосостояния, когда обладатель указанного имени получал тридцать долларов в неделю. Теперь, после того как этот доход понизился до двадцати долларов, буквы в слове "Диллингхем" потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное "Д"? Но когда мистер Джеймс Диллингхем Юнг приходил домой и поднимался к себе на верхний этаж, его неизменно встречал возглас: "Джим!" и нежные объятия миссис Джеймс Диллингхем Юнг, уже представленной вам под именем Деллы. А это, право же, очень мило.


R Верны ли были наши предположения, о чем пойдет речь? (не совсем: действие, действительно, происходит в канун рождества, но пока никаких волхвов нет, а есть бедная молодая семья - Делла и Джеймс).

В какой обстановке живут герои?(очень бедно). Какие детали подтверждают, что Джим и Делла живут небогато? Ф

Как вы понимаете слова: «В обстановке не то, что бы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность»? Ф (Вопиющий – кричащий, красноречивый – говорящий многозначительно. Джим и Дела, хоть и не богаты, предпочитают не жаловаться на жизнь, а отличаются достоинством и скромностью).

Какое настроение у Деллы? Э (Делла расстроена, она в отчаянии, что нет денег, не на что купить подарок мужу: "Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь").

Читаем дальше:


Делла кончила плакать и прошлась пуховкой по щекам. Она теперь стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора. Завтра рождество, а у нее только один доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Долгие месяцы она выгадывала буквально каждый цент, и вот все, чего она достигла. На двадцать долларов в неделю далеко не уедешь. Расходы оказались больше, чем она рассчитывала. С расходами всегда так бывает. Только доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Ее Джиму! Сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое ему подарить к рождеству. Что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму.

В простенке между окнами стояло трюмо. Вам никогда не приходилось смотреться в трюмо восьмидолларовой меблированной квартиры? Очень худой и очень подвижной человек может, наблюдая последовательную смену отражений в его узких створках, составить себе довольно точное представление о собственной внешности. Делле, которая была хрупкого сложения, удалось овладеть этим искусством.

Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу. Глаза ее сверкали, но с лица за двадцать секунд сбежали краски. Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы.

Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингхем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно - золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое - волосы Деллы. Если бы царица Савская проживала в доме напротив, Делла, помыв голову, непременно просушивала бы у окна распущенные волосы - специально для того, чтобы заставить померкнуть все наряды и украшения ее величества. Если бы царь Соломон служил в том же доме швейцаром и хранил в подвале все свои богатства, Джим, проходя мимо; всякий раз доставал бы часы из кармана - специально для того, чтобы увидеть, как он рвет на себе бороду от зависти.

И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру. Но она тотчас же, нервничая и торопясь, принялась снова подбирать их. Потом, словно заколебавшись, с минуту стояла неподвижно, и две или три слезинки упали на ветхий красный ковер.

Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову - и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу.


Найдите "краски" (определения, обозначающие цвет) в данном отрывке, какое значение здесь имеет цвет? Ф ("Она теперь стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора". Серый цвет помогает передать настроение Деллы, показывает мир ее глазами, повторение усиливает нагнетание уныния - психологическая функция. "И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада". Блестящие оттенки передают красоту волос Деллы, противопоставляя их бедности обстановки, одежды ("Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову...") усиливая понимание их как богатства).

Какими сокровищами обладала семья Юнг? (Сокровища семьи – это часы Джима и волосы Деллы).

Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем? (В древности волосам действительно придавались магические свойства, они олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали также вдохновение, обольщение. Вспомните о длинных волосах русалок. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах, а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты).

R Вы считаете это сокровищем? Личностный смысл

Для кого это были сокровища и почему? (Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были сокровищами прежде всего для них двоих, потому что у них не было ничего более ценного). Какой смысл в описание сокровищ Деллы и Джима вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне? (Упоминание о царице Савской - героине Ветхого Завета, происходящей из далекой Аравийской земли, которая отличалась красотой и несметными богатствами, и о царе Соломоне, о котором так же говорится в Ветхом Завете как о богатейшем (во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню. К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, а в конюшнях стояло 10 000 лошадей) и мудрейшем царе, только усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской!)


R Гипотеза Как вы думаете, что же произойдет дальше?


Вывеска, у которой она остановилась, гласила: "M-me Sophronie. Всевозможные изделия из волос", Делла взбежала на второй этаж и остановилась, с трудом переводя дух.

- Не купите ли вы мои волосы? - спросила она у мадам.

- Я покупаю волосы, - ответила мадам. - Снимите шляпу, надо посмотреть товар.

Снова заструился каштановый водопад.

- Двадцать долларов, - сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу.

- Давайте скорее, - сказала Делла.

Следующие два часа пролетели на розовых крыльях - прошу прощенья за избитую метафору. Делла рыскала по магазинам в поисках подарка для Джима.
Наконец, она нашла. Без сомнения, что было создано для Джима, и только для него. Ничего подобного не нашлось в других магазинах, а уж она все в них перевернула вверх дном, это была платиновая цепочка для карманных часов, простого и строгого рисунка, пленявшая истинными своими качествами, а не показным блеском, - такими и должны быть все хорошие вещи. Ее, пожалуй, даже можно было признать достойной часов. Как только Делла увидела ее, она поняла, что цепочка должна принадлежать Джиму, она была такая же, как сам Джим. Скромность и достоинство - эти качества отличали обоих. Двадцать один доллар пришлось уплатить в кассу, и Делла поспешила домой с восемьюдесятью семью центами в кармане. При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час. Как ни великолепны были его часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что они висели на дрянном кожаном ремешке.
Дома оживление Деллы поулеглось и уступило место предусмотрительности и расчету. Она достала щипцы для завивки, зажгла газ и принялась исправлять разрушения, причиненные великодушием в сочетании с любовью. А это всегда тягчайший труд, друзья мои, исполинский труд.

Не прошло и сорока минут, как ее голова покрылась крутыми мелкими локончиками, которые сделали ее удивительно похожей на мальчишку, удравшего с уроков. Она посмотрела на себя в зеркало долгим, внимательным и критическим взглядом.

"Ну, - сказала она себе, - если Джим не убьет меня сразу, как только взглянет, он решит, что я похожа на хористку с Кони-Айленда. Но что же мне было делать, ах, что же мне было делать, раз у меня был только доллар и восемьдесят семь центов!"

В семь часов кофе был сварен, раскаленная сковорода стояла на газовой плите, дожидаясь бараньих котлеток.

Джим никогда не запаздывал. Делла зажала платиновую цепочку в руке и уселась на краешек стола поближе к входной двери. Вскоре она услышала его шаги внизу на лестнице и на мгновение побледнела. У нее была привычка обращаться к богу с коротенькими молитвами по поводу всяких житейских мелочей, и она торопливо зашептала:

- Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась.


R Идентификация Как бы вы поступили на месте Деллы?

Почему она так поступила? (Делла любит Джима, поэтому она готова была пожертвовать самое дорогое, что у нее есть, и сделать мужу приятный подарок).

Жалеет ли она о своем поступке?Э Почему вы так думаете? (Нет, получив деньги за волосы, Делла провела следующие два часа «на розовых крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего Джима).

Каким настроением теперь полна ее душа? Э Каким теперь видит город Делла? (Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суета, поиск настоящего подарка, достойного Джима).

R Идентификация Если бы вы были на месте Джима, какое чувство вызвал бы у вас этот подарок? (Конечно, Джим будет рад подарку, потому что у него одна ценная вещь часы, и теперь будет цепочка к ним).


R Гипотеза Как бы вы закончили этот рассказ? (небольшая письменная работа). Варианты окончания ребята зачитывают по желанию.


Давайте посмотрим, как О. Генри заканчивает свой рассказ:


Дверь отворилась, Джим вошел и закрыл ее за собой. У него было худое, озабоченное лицо. Нелегкое дело в двадцать два года быть обремененным семьей! Ему уже давно нужно было новое пальто, и руки мерзли без перчаток.
Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттера учуявший перепела. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало Страшно. Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, в лицо его не меняло своего странного выражения.
Делла соскочила со стола и бросилась к нему.

- Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так. Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с рождеством, Джим, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!

- Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт.

- Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить? Я ведь все та же, хоть и с короткими волосами.

Джим недоуменно оглядел комнату.

- Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с бессмысленной настойчивостью.

- Не ищи, ты их не найдешь, - сказала Делла. - Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, - продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, - но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе! Жарить котлеты, Джим?

И Джим вышел из оцепенения. Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного. Впрочем, эти туманные намеки будут разъяснены далее.
Джим достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол.

- Не пойми меня ложно, Делл, - сказал он. - Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел.
Белые проворные пальчики рванули бечевку и бумагу. Последовал крик восторга, тотчас же - увы! - чисто по женски сменившийся потоком слез и стонов, так что потребовалось немедленно применить все успокоительные средства, имевшиеся в распоряжении хозяина дома.

Ибо на столе лежали гребни, тот самый набор гребней - один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого... Делла знала это, - и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск.

Все же она прижала гребни к груди и, когда, наконец, нашла в себе силы поднять голову и улыбнуться сквозь слезы, сказала:

- У меня очень быстро растут волосы, Джим!

Тут она вдруг подскочила, как ошпаренный котенок, и воскликнула:

- Ах, боже мой!

Ведь Джим еще не видел ее замечательного подарка. Она поспешно протянула ему цепочку на раскрытой ладони. Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости.

- Разве не прелесть, Джим? Я весь город обегала, покуда нашла это. Теперь можешь хоть сто раз в день смотреть, который час. Дай-ка мне часы. Я хочу посмотреть, как это будет выглядеть все вместе.

Но Джим, вместо того чтобы послушаться, лег на кушетку, подложил обе руки под голову и улыбнулся.

- Делл, - сказал он, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты.

Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.


Какое чувство испытал Джим, когда он зашел в комнату? Э (Оторопь, недоумение, как будто бы есть ключ, но нет замка. "Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, в лицо его не меняло своего странного выражения".)

Почему он так отреагировал? (Его подарок был теперь непригоден, он этого не ожидал).

Какие перемены в поведении Джима можно наблюдать в этом эпизоде? (от удивленного остолбенения, оторопи, разглядывания Деллы к нежным объятиям, пониманию и любви)

Какое чувство переполняет Деллу, когда она видит гребни? Э (сначала она счастлива, ведь гребни - самый лучший подарок, о котором она и мечтать не могла, но потом огорчение, потому что они ей сейчас не могут пригодиться)

R Оценка, отношение: Считаете ли вы финал рассказа счастливым? (да, ведь они получили самый большой и ценный подарок)

Что герои, действительно, подарили друг другу? (волхвы принесли дары, но среди них не было самого главного. Писатель не называет его, но нам понятно, что этот дар -любовь и верность. Их не купить ни за какие деньги).

Обратимся к последнему абзацу. Выделите опорные слова, важные для понимания сути всего текста. Какие слова вы выделили? (Волхвы, мудрец, дар, сокровище, рождество). «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду, они и есть волхвы». Что дает право автору сказать так о своих героях?  (Чистая любовь как истинная мудрость. Герои любят друг друга чистой любовью. Из чувства любви они отдали самое лучшее, что у них было, чтобы приобрести то лучшее, чего достоин каждый из них. Поэтому автор и говорит, что они волхвы. Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли).

Смыслопонимание Что же, по мнению автора, является главной ценностью? (Любовь, духовные ценности). Как автор относится к деньгам, материальным ценностям, подтвердите свой ответ цитатами? (Считает это не главным, с иронией относится к денежным трудностям: "Расходы оказались больше, чем она рассчитывала. С расходами всегда так бывает". "Теперь, после того как этот доход понизился до двадцати долларов, буквы в слове "Диллингхем" потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное "Д"?". Автор математически точно говорит о деньгах, в первой части рассказа часто упоминаются цифры, а во второй же части, о них уже не вспоминают, ведь и без денег можно подарить самое ценное).




  1. Этап рефлексии (посткоммуникативная фаза).


Еще в начале мы отметили, что это рождественский рассказ, назовите особенности этого жанра:

  • должно произойти чудо;

  • должен иметь неожиданный веселый или счастливый конец;

  • иметь какую-нибудь мораль.

Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? Почему? (Да, конец счастливый и неожиданный, ведь герои подарили друг другу сами того не ожидая самый правильный подарок - любовь. Этот рассказ учит нас, что материальные ценности - не главное, главное - духовное богатство).


R. Оправдались ли наши предположения о рассказе? Хотели бы вы дополнить наши ассоциации с рождеством? (дополняем кластер на доске) Изменилось ли теперь ваше отношение к подарку, чего вы хотели бы получить? (дополняем кластер на доске) Личностные смыслы.

R Идентификация Обрадовались бы вы на месте героев данным подаркам? Какая бы у вас была реакция?

R. Были похожие ситуации в вашей жизни, как вы поступали? (получали важный подарок или дарили какой-то очень важный другому) Что вы при этом чувствовали?


 В 2010 году в Нью-Йорке для поддержки русскоязычных писателей со всего мира была учреждена литературная премия имени О. Генри «Дары волхвов». Ориентиром для поощрения авторов служит рассказ О. Генри «Дары волхвов» и формула: любовь + добровольная жертва + неожиданная развязка.

R Ребята, давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова определяет ценность подарка. Напишите свои задумки. (Озвучивание по желанию)

Домашнее задание:

Творческое задание на выбор:

«Рефлективный мостик». Переход от средства текстопостроения к размышлениям над онтологическими смыслами и картинами бытия.

1. Нарисуйте, что бы вы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег, письменно объясните свой выбор.

2. Напишите небольшое эссе на одну из тем:

  • «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»

  • «Напрасна или оправдана была жертва героев?»

  • «Лучший подарок в моей жизни».

3. Если вас вдохновил сегодняшнее занятие, попробуйте сами написать небольшой рождественский рассказ по формуле: любовь + добровольная жертва + неожиданная развязка (этим детям в итоге можно вручить свою премию "Дары волхвов").




7


Конспект к уроку по литературе
  • Русский язык и литература
Описание:

«Мудрейшие дарители» (рождественский рассказ О. Генри «Дары волхвов»)

Цели:

Формирование читательской компетенции

Познавательные:

- повторить понятие «рождественский (святочный) рассказ;

-  познакомить учащихся с жизнью и творчеством О. Генри;

- выявить основную идею рассказа О.Генри «Дары волхвов»;

- выявить отношение автора и читателя к материальным и духовным ценностям;

- обогатить культурный контекст познаний учащихся посредством культурологического комментария.

       Практические:

- учить внимательно реагировать на слово, образ в произведении;

- развить умение сопоставлять, сравнивать, на основе поступков героев делать выводы об их характерах;

- развивать способность эмоционально откликаться на художественное произведение.

Формирование надпредметных компетенций:

Деятельностные компетенции (развивающие цели):

- развивать внимание, логическое мышление (умения выстраивать гипотезу, формулировать тезис и аргументировать его), творческие умения;

- развивать критическое мышление;

- развивать умение соотносить литературное произведение и свой жизненный опыт.

Социальные компетенции:

- учить участвовать в диалоге, слушать и слышать учителя и одноклассников,  рефлексии, умению адекватно оценивать свою работу, работать в коллективе, прогнозировать свою работу, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

Воспитательные цели:

- Воспитывать умение самостоятельно работать.

- Помочь задуматься над истинными ценностями;

- Вызвать потребность поразмышлять над понятием любви, верности, скромности.

 

Оборудование:мультимедийное оборудование, колонки для показа презентации, текст рассказа О. Генри "Дары волхвов".

 

Ход урока:

 

I.                   Предтекстовая (предкоммуникативная) деятельность

Знакомство с биографией автора

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем, которого знают и любят во всем мире. Его рассказы стали популярны и любимы читателями благодаря тому, что в каждом из них всегда присутствует искрометный юмор и безграничная любовь к людям. А о его биографии нам расскажет документальный фильм. Смотрите и отмечайте самое интересное для себя.

RКакие моменты жизни писателя удивили вас, запомнились? Что вам показалось интересно, необычно в жизни писателя? (Профессия, псевдоним, его происхождение, любовь  к жене и ее трагичная смерть)

Актуализация читательского опыта: Читали ли вы произведения О. Генри?

Работа с жанром и заглавием

Сегодня мы познакомимся с его рождественским рассказом. Поиск «точек предпонимания» (гипотезы, догадки): О чем нам говорит этот подзаголовок? Можем ли мы уже предположить что-то о рассказе? (События, скорее всего, будут проходить в канун рождества; возможно, будет что-то связанное с подарками, чудесами).

Актуализация личностного опыта: Какие ассоциации вызывает у вас слово рождество? (ёлка, праздник, подарки, зима, снег, мороз, каникулы, Христос, рождениеХриста, чудо, звёзды, любовь, радость, ожидание, игрушки, свет,  веселье, родные, сказка, мама, тепло и т.д. - можно нарисовать кластер на доске)

Рассказ называется "Дары Волхвов".

Гипотеза (предпонимание) Как вы понимаете это название? Кто такие волхвы? (Волхвы – астрологи; чародеи, колдуны, знахари, ворожеи, чернокнижники, которые владели знаниями о силе природы.В восточно-христианских преданиях это мудрецы-звездочеты, которые принесли дары младенцу Иисусу. Именно отсюда и пошла традиция дарить подарки на рождество). Что же подарили волхвы младенцу Иисусу?  (золото, ладан и смирну). Как вы думаете,  эти дары что-то означали? (Золото ему принесли как царю (в виде дани), ладан – как Богу (потому что ладан употребляется при богослужениях), а смирну как человеку, которому предстоит умереть (потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).

К эпизоду встречи волхвов и новорожденного младенца, как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. На репродукциях вы можете это увидеть (демонстрируются репродукции Джотто, Рубенса, Веласкеса и др.). Каким настроением проникнуты эти картины? Почему художники разных эпох и народов обращаются к этому сюжету?

R «контекстная догадка» (Г.Я. Гальперин). Привлекаться может «близкий» контекст (контекст самого текста), «дальний»  контекст (исторический, биографический, культурный, этнографический ), фоновые знания;

Что бы вы хотели получить в подарок от волхвов? (какие-то игрушки, компьютер, деньги, счастье, какую-то волшебную вещь и т.д.) - можно нарисовать кластер на доске.

R «Жизненная правда» (Г.И. Богин). Это сходство опредмеченных в тексте переживаний с имеюшцмся в рефлективной реальности читателя опытом, что оптимизирует переживания, пробуждая рефлексию. Этот же приём может называться «плаванием назад» (Платон) или «заглядьванием в прошлое» (Ф.В. Василюк). Этот эффект Л.С. Выготский назвал действием «узелка, завязанного на память»

RВыстраивание гипотезы, прогнозирование. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении? (речь будет о дарах волхвов, о рождественском празднике).

 

II.                Работа с текстом (коммуникативная фаза).

Комментированное чтение.

Что ж, давайте начнем читать (читает учитель):

Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество.
Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Именно так Делла и поступила. Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают.

Пока хозяйка дома проходит все эти стадии, оглядим самый дом. Меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука. К сему присовокуплялась карточка с надписью: "М-р Джеймс Диллингхем Юнг" "Диллингхем" развернулось во всю длину в недавний период благосостояния, когда обладатель указанного имени получал тридцать долларов в неделю. Теперь, после того как этот доход понизился до двадцати долларов, буквы в слове "Диллингхем" потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное "Д"? Но когда мистер Джеймс Диллингхем Юнгприходил домой и поднимался к себе на верхний этаж, его неизменно встречал возглас: "Джим!" и нежные объятия миссис Джеймс Диллингхем Юнг, уже представленной вам под именем Деллы. А это, право же, очень мило.

 

RВерны ли были наши предположения, о чем пойдет речь? (не совсем: действие, действительно, происходит в канун рождества, но пока никаких волхвов нет, а есть бедная молодая семья - Делла и Джеймс).

В какой обстановке живут герои?(очень бедно). Какие детали подтверждают, что Джим и Делла живут небогато? Ф

Как вы понимаете слова: «В обстановке не то, что бы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность»? Ф(Вопиющий – кричащий, красноречивый – говорящий многозначительно. Джим и Дела, хоть и не богаты, предпочитают не жаловаться на жизнь, а отличаются достоинством и скромностью).

Какое настроение у Деллы? Э(Делла расстроена, она в отчаянии, что нет денег, не на что купить подарок мужу: "Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь").

Читаем дальше:

 

Делла кончила плакать и прошлась пуховкой по щекам. Она теперь стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора. Завтра рождество, а у нее только один доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Долгие месяцы она выгадывала буквально каждый цент, и вот все, чего она достигла. На двадцать долларов в неделю далеко не уедешь. Расходы оказались больше, чем она рассчитывала. С расходами всегда так бывает. Только доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Ее Джиму! Сколько радостных часов она провела, придумывая, что бы такое ему подарить к рождеству. Что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму.

В простенке между окнами стояло трюмо. Вам никогда не приходилось смотреться в трюмо восьмидолларовой меблированной квартиры? Очень худой и очень подвижной человек может, наблюдая последовательную смену отражений в его узких створках, составить себе довольно точное представление о собственной внешности. Делле, которая была хрупкого сложения, удалось овладеть этим искусством.

Она вдруг отскочила от окна и бросилась к зеркалу. Глаза ее сверкали, но с лица за двадцать секунд сбежали краски. Быстрым движением она вытащила шпильки и распустила волосы.

Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингхем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно - золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое - волосы Деллы. Если бы царица Савская проживала в доме напротив, Делла, помыв голову, непременно просушивала бы у окна распущенные волосы - специально для того, чтобы заставить померкнуть все наряды и украшения ее величества. Если бы царь Соломон служил в том же доме швейцаром и хранил в подвале все свои богатства, Джим, проходя мимо; всякий раз доставал бы часы из кармана - специально для того, чтобы увидеть, как он рвет на себе бороду от зависти.

И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю ее фигуру. Но она тотчас же, нервничая и торопясь, принялась снова подбирать их. Потом, словно заколебавшись, с минуту стояла неподвижно, и две или три слезинки упали на ветхий красный ковер.

Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову - и, взметнув юбками, сверкнув невысохшими блестками в глазах, она уже мчалась вниз, на улицу.

 

Найдите "краски" (определения, обозначающие цвет) в данном отрывке, какое значение здесь имеет цвет? Ф("Она теперь стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора". Серый цвет помогает передать настроение Деллы, показывает мир ее глазами, повторение усиливает нагнетание уныния - психологическая функция. "И вот прекрасные волосы Деллы рассыпались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада".Блестящие оттенки передают красоту волос Деллы,  противопоставляя их бедности обстановки, одежды ("Старенький коричневый жакет на плечи, старенькую коричневую шляпку на голову...") усиливая понимание их как богатства).

Какими сокровищами обладала семья Юнг? (Сокровища семьи – это часы Джима и волосы Деллы).

Можно ли в самом деле считать волосы Деллы сокровищем? (В древности волосам действительно придавались магические свойства, они олицетворяли жизненную силу, энергию. Они символизировали  также вдохновение, обольщение. Вспомните о длинных волосах русалок. Однако со временем это представление о чудесной силе волос осталось только в сказочных мотивах,а роскошные волосы стали прежде всего признаком красоты).

RВы считаете это сокровищем? Личностный смысл

Для кого это были сокровища и почему? (Конечно, прекрасные волосы Деллы и старые золотые часы Джима были сокровищами прежде всего для них двоих, потому что у них не было ничего более ценного). Какой смысл в описание сокровищ Деллы и Джима вносит упоминание о царице Савской и царе Соломоне? (Упоминание о царице Савской - героине Ветхого Завета, происходящей из далекой Аравийской земли, которая отличалась красотой и несметными богатствами, и о царе Соломоне, о котором так же говорится в Ветхом Завете как о богатейшем (во времена его правления серебро в Иерусалиме было равно простому камню. К его двору каждый день поставляли 30 волов, 100 овец, оленей, а в конюшнях стояло 10 000 лошадей) и мудрейшем царе, только усиливает значимость волос и часов для Деллы и Джима: ведь они могут сопоставить их лишь с сокровищами царя Соломона и царицы Савской!)

 

R Гипотеза Как вы думаете, что же произойдет дальше?

 

Вывеска, у которой она остановилась, гласила: "M-me Sophronie. Всевозможные изделия из волос", Делла взбежала на второй этаж и остановилась, с трудом переводя дух.

- Не купите ли вы мои волосы? - спросила она у мадам.

- Я покупаю волосы, - ответила мадам. - Снимите шляпу, надо посмотреть товар.

Снова заструился каштановый водопад.

- Двадцать долларов, - сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу.

- Давайте скорее, - сказала Делла.

Следующие два часа пролетели на розовых крыльях - прошу прощенья за избитую метафору. Делла рыскала по магазинам в поисках подарка для Джима.
Наконец, она нашла. Без сомнения, что было создано для Джима, и только для него. Ничего подобного не нашлось в других магазинах, а уж она все в них перевернула вверх дном, это была платиновая цепочка для карманных часов, простого и строгого рисунка, пленявшая истинными своими качествами, а не показным блеском, - такими и должны быть все хорошие вещи. Ее, пожалуй, даже можно было признать достойной часов. Как только Делла увидела ее, она поняла, что цепочка должна принадлежать Джиму, она была такая же, как сам Джим. Скромность и достоинство - эти качества отличали обоих. Двадцать один доллар пришлось уплатить в кассу, и Делла поспешила домой с восемьюдесятью семью центами в кармане. При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час. Как ни великолепны были его часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что они висели на дрянном кожаном ремешке.
Дома оживление Деллы поулеглось и уступило место предусмотрительности и расчету. Она достала щипцы для завивки, зажгла газ и принялась исправлять разрушения, причиненные великодушием в сочетании с любовью. А это всегда тягчайший труд, друзья мои, исполинский труд.

Не прошло и сорока минут, как ее голова покрылась крутыми мелкими локончиками, которые сделали ее удивительно похожей на мальчишку, удравшего с уроков. Она посмотрела на себя в зеркало долгим, внимательным и критическим взглядом.

"Ну, - сказала она себе, - если Джим не убьет меня сразу, как только взглянет, он решит, что я похожа на хористку с Кони-Айленда. Но что же мне было делать, ах, что же мне было делать, раз у меня был только доллар и восемьдесят семь центов!"

В семь часов кофе был сварен, раскаленная сковорода стояла на газовой плите, дожидаясь бараньих котлеток.

Джим никогда не запаздывал. Делла зажала платиновую цепочку в руке и уселась на краешек стола поближе к входной двери. Вскоре она услышала его шаги внизу на лестнице и на мгновение побледнела. У нее была привычка обращаться к богу с коротенькими молитвами по поводу всяких житейских мелочей, и она торопливо зашептала:

- Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась.

 

R ИдентификацияКак бы вы поступили на месте Деллы?

Почему она так поступила? (Делла любит Джима, поэтому она готова была пожертвовать самое дорогое, что у нее есть, и сделать мужу приятный подарок).

Жалеет ли она о своем поступке?Э Почему вы так думаете? (Нет, получив деньги за волосы, Делла провела следующие два часа «на розовых крыльях». Она бегала по магазинам в поисках чего-то особенного для своего Джима).

Каким настроением теперь полна ее душа? Э Каким  теперь видит город Делла? (Теперь мир для нее наполнился яркими красками, в него вошла праздничная суета, поиск настоящего подарка, достойного Джима).

R ИдентификацияЕсли бы вы были на месте Джима, какое чувство вызвал бы у вас этот подарок? (Конечно, Джим будет рад подарку, потому что у него одна ценная вещь часы, и теперь будет цепочка к ним).

 

RГипотеза Как бы вы закончили этот рассказ? (небольшая письменная работа). Варианты окончания ребята зачитывают по желанию.

 

 Давайте посмотрим, как О. Генри заканчивает свой рассказ:

 

Дверь отворилась, Джим вошел и закрыл ее за собой. У него было худое, озабоченное лицо. Нелегкое дело в двадцать два года быть обремененным семьей! Ему уже давно нужно было новое пальто, и руки мерзли без перчаток.
Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттера учуявший перепела. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало Страшно. Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, в лицо его не меняло своего странного выражения.
Делла соскочила со стола и бросилась к нему.

- Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так. Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с рождеством, Джим, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!

- Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт.

- Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить? Я ведь все та же, хоть и с короткими волосами.

Джим недоуменно оглядел комнату.

- Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с бессмысленной настойчивостью.

- Не ищи, ты их не найдешь, - сказала Делла. - Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, - продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, - но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе! Жарить котлеты, Джим?

И Джим вышел из оцепенения. Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного. Впрочем, эти туманные намеки будут разъяснены далее.
Джим достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол.

- Не пойми меня ложно, Делл, - сказал он. - Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел.
Белые проворные пальчики рванули бечевку и бумагу. Последовал крик восторга, тотчас же - увы! - чисто по женски сменившийся потоком слез и стонов, так что потребовалось немедленно применить все успокоительные средства, имевшиеся в распоряжении хозяина дома.

Ибо на столе лежали гребни, тот самый набор гребней - один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого... Делла знала это, - и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск.

Все же она прижала гребни к груди и, когда, наконец, нашла в себе силы поднять голову и улыбнуться сквозь слезы, сказала:

- У меня очень быстро растут волосы, Джим!

Тут она вдруг подскочила, как ошпаренный котенок, и воскликнула:

- Ах, боже мой!

Ведь Джим еще не видел ее замечательного подарка. Она поспешно протянула ему цепочку на раскрытой ладони. Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости.

- Разве не прелесть, Джим? Я весь город обегала, покуда нашла это. Теперь можешь хоть сто раз в день смотреть, который час. Дай-ка мне часы. Я хочу посмотреть, как это будет выглядеть все вместе.

Но Джим, вместо того чтобы послушаться, лег на кушетку, подложил обе руки под голову и улыбнулся.

- Делл, - сказал он, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты.

Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.

 

Какое чувство испытал Джим, когда он зашел в комнату? Э (Оторопь, недоумение, как будто бы есть ключ, но нет замка. "Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, в лицо его не меняло своего странного выражения".)

Почему он так отреагировал? (Его подарок был теперь непригоден, он этого не ожидал).

Какие перемены в поведении Джима можно наблюдать в этом эпизоде? (от удивленного остолбенения, оторопи, разглядывания Деллы к нежным объятиям, пониманию и любви)

Какое чувство переполняет Деллу, когда она видит гребни? Э (сначала она счастлива, ведь гребни - самый лучший подарок, о котором она и мечтать не могла, но потом огорчение, потому что они ей сейчас не могут пригодиться)

RОценка, отношение:Считаете ли вы финал рассказа счастливым? (да, ведь они получили самый большой  и ценный подарок)

Что герои, действительно, подарили друг другу? (волхвы принесли дары, но среди них не было самого главного. Писатель не называет его, но нам понятно, что этот дар -любовь и верность. Их не купить ни за какие деньги).

Обратимся к последнему абзацу. Выделите опорные слова, важные для понимания сути всего текста. Какие слова вы выделили? (Волхвы, мудрец, дар, сокровище, рождество). «Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду, они и есть волхвы». Что дает право автору сказать так о своих героях?  (Чистая любовь как истинная мудрость. Герои любят друг друга чистой любовью. Из чувства любви они отдали самое лучшее, что у них было, чтобы приобрести то лучшее, чего достоин каждый из них. Поэтому автор и говорит, чтоони волхвы. Волхвы оказали родившемуся Иисусу высшие почести в знак уважения и преклонения. Но любви и теплоты сердца дать не могли).

Смыслопонимание Что же, по мнению автора, является главной ценностью? (Любовь, духовные ценности). Как автор относится к деньгам, материальным ценностям, подтвердите свой ответ цитатами? (Считает это не главным, с иронией относится к денежным трудностям: "Расходы оказались больше, чем она рассчитывала. С расходами всегда так бывает". "Теперь, после того как этот доход понизился до двадцати долларов, буквы в слове "Диллингхем" потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное "Д"?". Автор математически точноговорит о деньгах, в первой части рассказа часто упоминаются цифры, а во второй же части, о них уже не вспоминают, ведь и без денег можно подарить самое ценное).

 

 

 

III.             Этап рефлексии (посткоммуникативная фаза).

 

Еще в начале мы отметили, что это рождественский рассказ, назовите особенности этого жанра:

·         должно произойти чудо;

·         должен иметь неожиданный веселый или счастливый конец;

·         иметь какую-нибудь мораль.

Соответствует ли такому определению жанр рассказа «Дары волхвов»? Почему? (Да, конец счастливый и неожиданный, ведь герои подарили друг другу сами того не ожидая самый правильный подарок - любовь. Этот рассказ учит нас, что материальные ценности - не главное, главное - духовное богатство).

 

R. Оправдались ли наши предположения о рассказе? Хотели бы вы дополнить наши ассоциации с рождеством? (дополняем кластер на доске) Изменилось ли теперь ваше отношение к подарку, чего вы хотели бы получить? (дополняем кластер на доске) Личностные смыслы.

RИдентификация Обрадовались бы вы на месте героев данным подаркам? Какая бы у вас была реакция?

R. Были похожие ситуации в вашей жизни, как вы поступали? (получали важный подарок или дарили какой-то очень важный другому) Что вы при этом чувствовали?

 

 В 2010 году в Нью-Йорке для поддержки русскоязычных писателей со всего мира была учреждена литературная премия имени О. Генри «Дары волхвов». Ориентиром для поощрения авторов служит рассказ О. Генри «Дары волхвов» и формула: любовь + добровольная жертва + неожиданная развязка.

RРебята, давайте подумаем, что бы мы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег. Ведь не дороговизна в прямом значении этого слова определяет ценность подарка. Напишите свои задумки. (Озвучивание по желанию)

Домашнее задание:

Творческое задание на выбор:

«Рефлективный мостик». Переход от средства текстопостроения к размышлениям над онтологическими смыслами и картинами бытия.

1. Нарисуйте, что бы вы могли подарить своим близким, не имея ни копейки денег, письменно объясните свой выбор.

2. Напишите небольшое эссе на одну из тем:

·         «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»

·         «Напрасна или оправдана была жертва героев?»

·         «Лучший подарок в моей жизни».

 

3. Если вас вдохновил сегодняшнее занятие, попробуйте сами написать небольшой рождественский рассказ по формуле: любовь + добровольная жертва + неожиданная развязка (этим детям в итоге можно вручить свою премию "Дары волхвов").

Автор Комлева Гульнара Айратовна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 657
Номер материала 12436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓