Главная / Русский язык и литература / Конспект к уроку литературы в 11 классе по роману М. Шолохова

Конспект к уроку литературы в 11 классе по роману М. Шолохова

Дата

Класс

Преподаватель

Программа

Учебник


11


И.П. Жерегеля

В.А. Чалмаева, С.А. Зинина

Русская литература 11 класс/ В.А. Чалмаева, С.А. Зинина - М.: Русское слово, 2009.


Урок 38.

Тема:

Любовные линии романа.

«Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

Цель:

анализ произведения

Учебно-воспитательные задачи:

О.:

Знать содержание романа. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы; составлять план собственного высказывания; соотносить содержание романа с исторической эпохой.

Р.:

Развитие умения анализировать изучаемое произведение, развитие умения выявлять авторскую позицию. Развивать навыки сопоставительного анализа.

В.:

патриотическое, эстетическое, трудовое.

Тип учебного занятия:

Семинар-практикум

УМО:

портрет писателя, презентация, карточки

ТЛП

символический смысл имен двух любимых женщин Григория. Позднее раскаяние.

Утверждение высоких человеческих ценностей. Гуманистический смысл шолоховской эпопеи.


Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Любовные линии романа.

«Тихий Дон» - любовный роман нового типа: не рефлектирующие герои Тургенева и Толстого, а простые и малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям «просвещенных» героев классической литературы.

Тема любви - одна из главных тем романа. Эта тема традиционна и для русской литературы, и для мировой. Наша задача – найти шолоховский идеал любви. Рассмотрим, какие взаимоотношения описывает Шолохов в романе, в чем особенности таких отношений.

  1. Работа в группах.

  1. В классической русской лит-ре мы видим примеры противопоставления «любви-страсти» и «любви семейной» (Татьяна Ларина, Катерина Кабанова, Наташа Ростова). Какая любовь органичней для казачьего уклада и почему? Проанализируйте любовный треугольник Григорий-Аксинья-Наталья с т. зр. двух типов любви. Как раскрывают характеры героинь их имена: Аксинья (Ксения) – «чужая», Наталья – «родная»?

  2. Что является мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде? Какова роль семейного очага и детей? Какое значение в совместной жизни Григория и Аксиньи имело рождение дочери? Почему Пантелей Прокофьевич уже не настаивал на возвращении сына на хутор? Проанализируйте отношения между Петром и Дарьей. Дайте оценку с точки зрения человека патриархального уклада.

  3. Проследите историю развития отношений Бунчука и Анны Погудко. Какое место их линия занимает в ряду других любовных линий романа? Почему большое чувство не привело к созданию семьи? Своё мнение докажите текстом.

  4. Какую роль в романе играет дневник студента Тимофея? Проанализируйте историю и характер взаимоотношений Тимофея и Лизы Моховой: чем их «свободная» любовь отличается от любви Григория и Аксиньи? Почему семья Евгения Листницкого оказалась столь непрочной? Сопоставьте образы Ольги Горчаковой и Лизы Моховой.

  1. Беседа: Что семейная любовь дает человеку?

  2. Роман-эпопея: признаки жанра. Художественные особенности «Тихого Дона» как романа-эпопеи. «Тихий Дон» и «Война и мир» : своеобразие романа М. Шолохова.

  1. Три рода лит-ры. Специфика эпического рода. Эпические жанры и место в их ряду жанра романа-эпопеи.

  2. «Война и мир» Толстого как образец русского классического романа-эпопеи, ставший своеобразным эталоном этого жанра.

  1. Сопоставление романов Толстого и Шолохова.

  1. временные и пространственные рамки романов; приемы, использующиеся авторами для их расширения.

  2. реальные исторические лица, введенные в роман наряду с вымышленными персонажами; включение в художественную ткань романа подлинных исторических документов и бесстрастных военных сводок.

  3. Своеобразие основных героев романа (социальная принадлежность, культура, язык, жизненные проблемы и пр.)

  4. Исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей.

  5. Отношение к любви, браку и семье.

  6. Батальные сцены; отношение к войне героев и автора; понимание патриотизма.

  7. Образ природы, роль пейзажных зарисовок в романе.

  1. Беседа.

Что позволяет говорить о романе М. Шолохова как о романе-эпопее?

В чем художественное своеобразие романа «Тихий Дон»? Почему его автора можно считать новатором в области крупных эпических форм?

Какова концепция истории Шолохова?

В чем заключается актуальность романа для сегодняшнего времени?

  1. Подведение итогов урока.

Задание на дом. Составить тезисный план к сочинению по роману «Тихий Дон»




Конспект к уроку литературы в 11 классе по роману М. Шолохова
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. Шолохова "Тихий Дон".

Тема: "Любовные линии в романе". ""Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса".

Роман Шолохова по первой теме рассматривается в контексте русской литературы. По второй теме проводятся параллели с романом-эпопеей Л.Н. Толстого "Война и мир".

Выбранный тип урока предполагает хорошую подготовку учащихся. Это последнее занятие перед классным сочинением, что позволяет не только обобщить знания, но и собрать материалы для написания творческой работы.

К конспекту прилагается видеопрезентация

Автор Жерегеля Ирина Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1852
Номер материала 24512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓