ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС
(учитель Богунова
Вера Омаровна)
ТЕМА: «РАСТЕНИЯ И
ЖИВОТНЫЕ В ОКЕАНЕ»
ЦЕЛЬ: формирование представления
о разнообразии жизни в Океане; об основных направлениях её изменения; видах
живых существ по условиям их обитания.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта
полушарий, таблица, электронный учебник, презентация.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент.
2.
Повторение пройденного:
- Какую большую тему мы сейчас
изучаем?
- Что называется гидросферой?
Вопросы классу:
- Назовите основные виды
движения вод в Мировом океане?
- Что является главной причиной
океанических течений?
- Какова причина возникновения
волн цунами?
3.
Изучение нового материала.
Учитель: Мировой океан – это колыбель жизни на Земле.
На нашей планете жизнь
зародилась именно в океане. Много миллионов лет тому назад не было атмосферы
насыщенной кислородом, поэтому первые живые организмы могли зародиться только в
воде.
Сейчас океан является необычайно
населенной средой обитания. Огромные его пространства от закованных в лед
просторов Северного Ледовитого океана до жарких морей Индийского океана.
От щедро освещенных Солнцем
поверхностных вод до загадочных, не знающих солнечного света глубин – заселены
живыми организмами.
Вопрос:
‑ Какими свойствами обладает
вода в Мировом океане?
(t0, соленость, давление, количество кислорода,
проникновение света. Всё это влияет на распределение жизни в Океане.)
В верхних слоях много растений и
животных. Опускаясь вниз, представителей растительного и животного мира
становится меньше (рис.64, стр.93). Но даже в самых глубоких местах океана под
огромным давлением и в холодной воде плавают удивительные рыбы: со светящимися
туловищами, фонарями на голове.
Вопрос:
‑ Какие морские растения вам
известны?
- В чем их отличие от растений
суши?
(Работа с таблицей).
Одни достигают длины 60 м, а
других вообще не видно, только под микроскопом. Это водоросли диатомеи –
крошечные водоросли.
Вопрос:
‑ Ребята, а кто из вас знает,
как водоросли используются человеком?
(Используют – как продукт
питания людей, скота; из них делают лекарства и удобрения.)
ФИЗМИНУТКА.
Вопрос:
‑ Ребята, кто знает, кого
называют планктонами? (Учебник. Стр.91).
Планктон – растения и животные,
не способные противостоять течениям.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Вопрос:
- Какие моря омывают территорию
Краснодарского края?
ЧЕРНОЕ МОРЕ
Животным мир сосредоточен только
до глубины 150-200 м. Ниже вода насыщена сероводородом. Там нет кислорода и
жизнь невозможна.
Насчитывается свыше тысячи видов
животных: крупные – дельфины, в г.Анапа – дельфинарий.
170 видов рыб. Из них 40
промысловых: лосось, сельдь, белуга, скумбрия и др.
Разнообразен растительный мир
особенно прибрежной зоны.
АЗОВСКОЕ МОРЕ
Уникальный водоем, который ещё
совсем недавно считался самым богатым по рыбным запасам.
Мелководность и низкая соленость
моря создавали благоприятный режим для жизни: судака, сельди, осетровых и
других видов.
Сейчас как большая часть рек не
несет полностью свои воды в Азовское море, соленость его увеличивается,
появляются растения и животные характерные для Черного моря.
Моря загрязняются стоками
промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Вопрос:
- В чем заключается
экологическая проблема?
Хотя Мировой океан способен
самоочищаться в процессе круговорота. Но сейчас он настолько загрязнен, что
процесс самоочищения происходит очень медленно.
ИСТОЧНИКИ
ЗАГРЯЗНЕНИЯ:
1.
Нефть и нефтепродукты.
1 тонна нефти покрывает 12 км.
Нефтяная пленка – затрудняет
газообмен. Не пропускает свет.
2.
Бытовые сточные воды.
3.
Промышленные сбросы.
Самые грязные воды в Средиземном
море.
Очень много обитателей Океана
занесено в Красную книгу, с которой мы познакомимся немного позже.
Обобщим пройденный материал.
‑ Рачки, черви, икра рыб,
медузы, креветки что образуют?
‑ Наибольшее число живых
организмов в океане на глубинах до 200 м, потому что много чего?
- На какие группы можно
разбивать животных, обитающих в Мировом океане?
‑ Какое море самое грязное,
потому что его побережье густо заселено?
Загадки.
За 100 верст я чую запах,
В море день и ночь верчусь
И, как гончая собака,
По следам добычи мчусь.
(Акула)
Никогда мне страх неведом
Смело дам отпор врагу
Острым носом, как торпедой,
Танкер я пробить могу.
(Рыба-пила)
Домашнее задание: §29.
На мой вопрос ответьте дома рисунком:
Много существ живет в океане
Креветки, медузы, кораллы,
Водоросли, малюски, омары
Где больше существ в океане
Изобразите в рисунках.
Таблица на доске
МОРСКИЕ РАСТЕНИЯ
прикрепленные свободно
плавающие
МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ
живущие между водой и планктоны
воздухом (небольшие рачки, (черви,
икра рыб, медузы,
крабики, мальки рыб, креветки)
личинки)
активно плавающие, обитатели
донной области
преодолевающие (устрицы, кораллы,
большие расстояния (рыбы, придонные
рыбы)
киты, тюлени, дельфины,
морские змеи
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.