Главная / География / Конспект к уроку географии по теме: «Озера, болота подземные воды» (8 класс)

Конспект к уроку географии по теме: «Озера, болота подземные воды» (8 класс)

ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС


(учитель Богунова Вера Омаровна)


ТЕМА: «ОЗЕРА. БОЛОТА. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ»



ЦЕЛЬ: познакомит учащихся с типами происхождения озерных котловин и размещение болот на территории страны.


Оборудование: физическая карта Российской Федерации, таблица.


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного.


Мы на прошлом уроке познакомились с речными системами России, научились высчитывать уклон и падение рек. А сегодня давайте с вами вместе все это повторим.

На контурной карте обозначьте реки.

2 карточки (уклон и падение) р.Енисей, р.Волга.


Вопросы: От чего зависит характер течения рек?

Объясните, от чего зависит размещение внутренних вод по территории нашей страны.

В чем особенности характера течения р.Ея?


  1. Изучение нового материала.


ТЕМА: «ОЗЕРА. БОЛОТА. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ»


В нашей стране более 2 миллионов озер. По территории России озера размещены весьма неравномерно и зависит от многих причин:

  • геологического строения территории,

  • рельефа,

  • климата,

  • близости грунтовых вод.


Разнообразно происхождение озерных котловин. (Разборка таблицы).


1. Тектонические:

  • Озеро Байкал – самое глубокое пресноводное озеро (1620 м).

Вопрос: Как образовалось это озеро?

(В результате гигантских трещин и раздвижении участков земной коры.)

2. Вулканические:

Вопрос: Где лежат озера вулканического происхождения?

(В кратере потухшего вулкана и около вулканического конуса).

Вопрос: Как вы думаете, чем отличаются воды озер вулканического происхождения?

(Чистотой воды, прозрачностью, многие озера теплые).

3. Карстовые:

растворенные и выщелачивающиеся горные породы под воздействием движущейся поверхностной и подземной воды, образуя разнообразные по формам и размерам пустоты, воронки, озера.


4. Термокарстовые:

Образовались в провалах и подземных пустотах из-за вытаивания подземного льда или оттаивании мерзлого грунта.


Вопрос: Как образовались озера ледникового происхождения?


5. Ледниковые:

Возникли в результате древнего или современного оледенения.


В Краснодарском крае озеро Кардычав – ледниково-моренного происхождения. Приютилось у подножия южного склона Главного Кавказского хребта на высоте 1850 м над уровнем моря, в 44 км от Красной Поляны. С трех сторон его окружают высокие горы, покрытые вечными снегами. Длина его более 500 м, ширина свыше 300 м, глубина 23 м. Рыбы в нем нет.


6. Лиманные:

Это неглубокие водоёмы, созданные деятельностью Азовского и Черного морей, степных рек и Кубани. Общее число их более 250. Наиболее крупные Ахтанизовский, Восточный, Ейский. Лиманы в которые впадают реки, имеют пресную воду. Они постепенно осолоняются морской водой, нагоняемой ветром. Соленость воды непостоянна. Лиманы делятся на 2 группы: Приазовские и Причерноморские. Площадь зеркала их различна. Приазовские лиманы – это удобные нерестилища и богатые кормовыми угодьями для рыб – осетровых, тарани, леща, судака, сазана.

Вопрос: Были ли вы на Ейском лимане? За счет чего пополняются водные массы озер?

Все озера делятся на 2 типа. Сточные и бессточные.

Вопросы: Как вы думаете, какие озера называются сточными? А какие озера называются бессточными?






ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ


В настоящее время озера сильно загрязнены, вода в них стала более соленой, озера мелеют.

Человек создает искусственные озера – водохранилища.

Вопрос: Для чего человек строит водохранилища?


Самое крупное водохранилище в нашей стране Братское на р.Ангара. на территории Краснодарского края построено очень много водохранилищ самое крупное из них Краснодарское построено с целью устранения угрозы наводнений на обширных территориях ниже г.Краснодара.

Вопрос: Какие ещё водохранилища построены на территории Краснодарского края?


Но водохранилища оказывают и негативное влияние на окружающую среду. «Лес рубят – щепки летят» - эта народная пословица весьма подходит к этой проблеме.

Ты, Кубанское море, даль твоих берегов.

Ты народное горе, ты – идея врагов.

Не ломать по весне нам вербовые ветки

А под мутной водой оскорбленные предки.

Только волны бегут и бегут по бетонке.

Тот кто создал тебя, - тот остался в сторонке,

Сквозь завалы неправды и сквозь скопища лжи

Отыщи, Бог злодеев и всех накажи.

Так высказал свое мнение по поводу Краснодарского водохранилища адыг Виктор Скоробогатов.

А теперь послушайте мнение Э.П.Топоровой, одной из руководителей Кубанского бассейнового водохозяйственного управления : «Мы не знаем, как поведет себя р.Кубань в случае, если мы уничтожим водохранилище. Без искусственного моря никак нельзя – невозможным станет судоходство, умрет рисосеяние и, главное, под угрозой затопления в весенний паводок окажутся около 600 тыс.га земли»


Вопрос: Кто же прав? Давайте обсудим эти два мнения и выскажем свою точку мнения по данной проблеме.


А сейчас на стр. 81 самостоятельно. Внимательно читаем пункт «Болота», и отвечаем на вопросы.

  Какую площадь на территории России занимают болота?

  Почему образуются болота?


ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ


Вопрос: Ребята, давайте вспомним, что такое подземные воды?


Хотя мы их и видим, они очень важны для природы и человека. Большие скопления подземных вод находятся в артезианских бассейнах на платформах и в предгорных впадинах.

Вода Кубанского артезианского бассейна сейчас самая чистая с экологической точки зрения, но лет через 40-50 всё очень сильно поменяется, так как до уровня артезианских вод дойдут пестициды, гербициды, которые по территории Краснодарского края, Ставропольского в 80-х годах вносились в больших количествах в почву. А пестициды и гербициды распадаются только через 200 лет.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ


  Какие по происхождению озера есть в нашей стране?

  Где находятся большие запасы подземных вод?

  Какую роль в природе играют болота?

  Какие бывают подземные воды?

  Каковы запасы подземных вод в нашей стране?

  Что можно сказать с экологической точки зрения о подземных водах?


Подготовить сообщение об озере Абрау – самом крупном горном озере в Краснодарском крае.


Таблица на доске

Классификация озерных котловин


  1. Тектонические:


горы юга Сибири (оз.Байкал),

горы Средней Азии (оз. Иссык-Куль), Кавказ (оз.Саваш)


  1. Вулканические:


Камчатка (оз.Курильское)


  1. Карстовые:


Предуралье


  1. Термокарстовые:


Якутия (оз.Неджели)


  1. Ледниковые:


Северо-Запад Европейской части

(оз.Ладожское, Онежское)


  1. Лиманные:


По берегам Черного и Азовского морей




Конспект к уроку географии по теме: «Озера, болота подземные воды» (8 класс)
  • География
Описание:

Цель урока:познакомит учащихся с типами происхождения озерных котловин и размещение болот на территории страны.

При изучении нового материала учащиеся опираются на информацию в учетнике и таблицу "Типы происхождения озерных котловин". При рассмотрении искусственных водоемов упор делается на имеющиеся знания школьников, а мнение простого адыга Виктора Скоробогатого, представленное в виде стихотворения, и в противовес ему мнение Э.П.Топоровой, одной из руководителей Кубанского бассейнового водохозяйственного управления подталкивает ребят к дискуссии "Кто же прав?" Во время урока используются разнообразные виды работы, в том числе самостоятельная с учебником.

Автор Богунова Вера Омаровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1666
Номер материала 35606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓