Инфоурок География Другие методич. материалыКонспект к уроку географии по теме: «Озера, болота подземные воды» (8 класс)

Конспект к уроку географии по теме: «Озера, болота подземные воды» (8 класс)

Скачать материал

ГЕОГРАФИЯ 8 КЛАСС

 

(учитель Богунова Вера Омаровна)

 

ТЕМА: «ОЗЕРА. БОЛОТА. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ»

 

 

ЦЕЛЬ: познакомит учащихся с типами происхождения озерных котловин и размещение болот на территории страны.

 

Оборудование: физическая карта Российской Федерации, таблица.

 

ХОД УРОКА:

 

1.                 Организационный момент.

2.                 Повторение пройденного.

 

Мы на прошлом уроке познакомились с речными системами России, научились высчитывать уклон и падение рек. А сегодня давайте с вами вместе все это повторим.

На контурной карте обозначьте реки.

2 карточки (уклон и падение) р.Енисей, р.Волга.

 

Вопросы: От чего зависит характер течения рек?

Объясните, от чего зависит размещение внутренних вод по территории нашей страны.

В чем особенности характера течения р.Ея?

 

3.                 Изучение нового материала.

 

ТЕМА: «ОЗЕРА. БОЛОТА. ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ»

 

В нашей стране более 2 миллионов озер. По территории России озера размещены весьма неравномерно и зависит от многих причин:

-         геологического строения территории,

-         рельефа,

-         климата,

-         близости грунтовых вод.

 

Разнообразно происхождение озерных котловин. (Разборка таблицы).

 

1. Тектонические:

-         Озеро Байкал – самое глубокое пресноводное озеро (1620 м).

            Вопрос: Как образовалось это озеро?

            (В результате гигантских трещин и раздвижении участков земной коры.)

2. Вулканические:

Вопрос: Где лежат озера вулканического происхождения?

(В кратере потухшего вулкана и около вулканического конуса).

Вопрос: Как вы думаете, чем отличаются воды озер вулканического происхождения?

(Чистотой воды, прозрачностью, многие озера теплые).

3. Карстовые:

растворенные и выщелачивающиеся горные породы под воздействием движущейся поверхностной и подземной воды, образуя разнообразные по формам и размерам пустоты, воронки, озера.

 

4. Термокарстовые:

Образовались в провалах и подземных пустотах из-за вытаивания подземного льда или оттаивании мерзлого грунта.

 

Вопрос: Как образовались озера ледникового происхождения?

 

5. Ледниковые:

Возникли в результате древнего или современного оледенения.

 

В Краснодарском крае озеро Кардычав – ледниково-моренного происхождения. Приютилось у подножия южного склона Главного Кавказского хребта на высоте 1850 м над уровнем моря, в 44 км от Красной Поляны. С трех сторон его окружают высокие горы, покрытые вечными снегами. Длина его более 500 м, ширина свыше 300 м, глубина 23 м. Рыбы в нем нет.

 

6. Лиманные:

Это неглубокие водоёмы, созданные деятельностью Азовского и Черного морей, степных рек и Кубани. Общее число их более 250. Наиболее крупные Ахтанизовский, Восточный, Ейский. Лиманы в которые впадают реки, имеют пресную воду. Они постепенно осолоняются морской водой, нагоняемой ветром. Соленость воды непостоянна. Лиманы делятся на 2 группы: Приазовские и Причерноморские. Площадь зеркала их различна. Приазовские лиманы – это удобные нерестилища и богатые кормовыми угодьями для рыб – осетровых, тарани, леща, судака, сазана.

Вопрос: Были ли вы на Ейском лимане? За счет чего пополняются водные массы озер?

Все озера делятся на 2 типа. Сточные и бессточные.

Вопросы: Как вы думаете, какие озера называются сточными? А какие озера называются бессточными?

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ

 

В настоящее время озера сильно загрязнены, вода в них стала более соленой, озера мелеют.

Человек создает искусственные озера – водохранилища.

Вопрос: Для чего человек строит водохранилища?

 

Самое крупное водохранилище в нашей стране Братское  на р.Ангара. на территории Краснодарского края построено очень много водохранилищ самое крупное из них Краснодарское построено с целью устранения угрозы наводнений на обширных территориях ниже г.Краснодара.

Вопрос: Какие ещё водохранилища построены на территории Краснодарского края?

 

Но водохранилища оказывают и негативное влияние на окружающую среду. «Лес рубят – щепки летят» - эта народная пословица весьма подходит к этой проблеме.

Ты, Кубанское море, даль твоих берегов.

Ты народное горе, ты – идея врагов.

Не ломать по весне нам вербовые ветки

А под мутной водой оскорбленные предки.

Только волны бегут и бегут по бетонке.

Тот кто создал тебя, - тот остался в сторонке,

Сквозь завалы неправды и сквозь скопища лжи

Отыщи, Бог злодеев и всех накажи.

Так высказал свое мнение по поводу Краснодарского водохранилища адыг Виктор Скоробогатов.

А теперь послушайте мнение Э.П.Топоровой, одной из руководителей Кубанского бассейнового водохозяйственного управления : «Мы не знаем, как поведет себя р.Кубань в случае, если мы уничтожим водохранилище. Без искусственного моря никак нельзя – невозможным станет судоходство, умрет рисосеяние  и, главное, под угрозой затопления в весенний паводок окажутся около 600 тыс.га земли»

 

Вопрос: Кто же прав? Давайте обсудим эти два мнения и выскажем свою точку мнения по данной проблеме.

 

А сейчас на стр. 81 самостоятельно. Внимательно читаем пункт «Болота», и отвечаем на вопросы.

‑ Какую площадь на территории России занимают болота?

‑ Почему образуются болота?

 

ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

 

Вопрос: Ребята, давайте вспомним, что такое подземные воды?

 

Хотя мы их и видим, они очень важны для природы и человека. Большие скопления подземных вод находятся в артезианских бассейнах на платформах и в предгорных впадинах.

Вода Кубанского артезианского бассейна сейчас самая чистая с экологической точки зрения, но лет через 40-50 всё очень сильно поменяется, так как до уровня артезианских вод дойдут пестициды, гербициды, которые по территории Краснодарского края, Ставропольского в 80-х годах вносились в больших количествах в почву. А пестициды и гербициды распадаются только через 200 лет.

 

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 

‑ Какие по происхождению озера есть в нашей стране?

‑ Где находятся большие запасы подземных вод?

‑ Какую роль в природе играют болота?

‑ Какие бывают подземные воды?

‑ Каковы запасы подземных вод в нашей стране?

‑ Что можно сказать с экологической точки зрения о подземных водах?

 

Подготовить сообщение об озере Абрау – самом крупном горном озере в Краснодарском крае.

 

Таблица на доске

Классификация озерных котловин

 

1.     Тектонические:  

 

горы юга Сибири (оз.Байкал),

горы Средней Азии (оз. Иссык-Куль), Кавказ (оз.Саваш)

 

2.     Вулканические: 

 

Камчатка (оз.Курильское)

 

3.     Карстовые:

 

Предуралье

 

4.     Термокарстовые:

 

Якутия (оз.Неджели)

 

5.     Ледниковые:

 

Северо-Запад Европейской части

(оз.Ладожское, Онежское)

 

6.     Лиманные:

 

По берегам Черного и Азовского морей

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект к уроку географии по теме: «Озера, болота подземные воды» (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока:познакомит учащихся с типами происхождения озерных котловин и размещение болот на территории страны.

При изучении нового материала учащиеся опираются на информацию в учетнике и таблицу "Типы происхождения озерных котловин". При рассмотрении искусственных водоемов упор делается на имеющиеся знания школьников, а мнение простого адыга Виктора Скоробогатого, представленное в виде стихотворения, и в противовес ему мнение Э.П.Топоровой, одной из руководителей Кубанского бассейнового водохозяйственного управления подталкивает ребят к дискуссии "Кто же прав?" Во время урока используются разнообразные виды работы, в том числе самостоятельная с учебником.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рейтинг: 1 из 5
  • 04.10.2020
  • 4722
  • 477
«Экология (базовый уровень)», Чернова Н.М, Галушин В.М., Константинов В.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 553
    • DOCX 46.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Богунова Вера Омаровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Богунова Вера Омаровна
    Богунова Вера Омаровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11246
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 981 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 380 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 761 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек