ГОУ
Бирская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат
V вида
Урок литературного чтения
Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».
Учитель: Юрьева Н.Л.
2010
Цели: 1.Познакомить учащихся с
биографическими фактами датского писателя Г.Х.Андерсена и с его сказкой
«Принцесса на горошине».
2.Формировать умение давать характеристики героям
сказки.
3.Развивать интерес к сказкам зарубежных писателей
Оборудование: учебник «Литературное
чтение» О.В.Кубасовой - 1 класс, компьютер, мелодия «В гостях у сказки»,
выставка книг, карточки для составления плана.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Говорю всегда красиво
Чётко и неторопливо
Громко, ясно говорим,
Потому что не спешим.
2.Дыхательная гимнастика
1.нос-нос 4. «Задуем свечу»
2.нос-рот 5. «Задуем три свечу»
3.рот-нос 6. «Задуем много свечей»
3.Работа над ритмом.
На доске:
Солдатик, сказочный герой
Знаком с игрушечной войной.
-прочитать молча, вполголоса, хором.
-прочитайте и поставьте ударение над каждым словом.
Прочитать весело, грустно сердито, зло, шутливо.
-отстучите ритм предложения.
4.Актуализация знаний.
Звучит мелодия «В гостях у сказки»
-Ребята, а как вы думаете, о чём сегодня мы будем
говорить на уроке литературного чтения.
-Да сегодня мы совершим путешествие в сказку. Побываем
в гостях в одной королевской семье, познакомимся с королём и их единственным
сыном.
-Интересно узнать, что это за сказка
-Тогда, для начала разгадайте автора этой
замечательной сказки
д е р н а е с н
3 4 5 2 1 7 6 8
5.Работа над новым материалом
-а) вступительное слово об авторе.
Ганс Христиан Андерсен родился в маленьком датском
городе Оденсе в стране Дания. Отец его был сапожником, а мать –прачка. День и
ночь она стирала бельё городской знати, стоя по колено в холодной речной воде.
Семья жила бедно, единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная
чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько
ящичков с тюльпанами. Мать мечтала, чтобы её сын был портным, но Андерсен
выбрал себе другой жизненный путь. Он мечтал стать актёром.
Для своего домашнего театра он сам из бумаги
мастерил героев. А свои произведения он читал одному только слушателю, коту по
кличке Карл. Но Карл страдал крупным недостатком –он часто засыпал, не дослушав
до конца какую-нибудь интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота
и всё ему прощал.
Первые сказки Андерсен услышал от отца и соседских
старушек. Весь день эти старушки пряли шерсть и рассказывали нехитрые сказки.
Мальчик слушал их и передавал по – своему, украшал их, как бы раскрашивал
свежими красками, и снова их рассказывал, но уже от себя, старушкам.
Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер отец. Вскоре
умерла мать. Ардерсен на жалкие сбережения уехал в столицу Дании Копенгаген. В
17 лет Андерсен первый раз сел за парту во втором классе. Единственной отрадой
были стихи-которые он не переставал писать. В 20 лет он решил, что главное в его
жизни-поэзия. Написал он 176 сказок. Прошло уже более 130 лет, а мы с вами до
сих пор обращаемся к произведениям этого замечательного сказочника.
-Ребята, а какие сказки Андерсена вам знакомы?
-В сказках Андерсена живёт уважение к мужеству,
доброта и сочувствие, любовь к людям.
б) Работа над словарными словами ( слова на столах
учеников)
Принцесса-дочь короля и королевы
Сколько угодно-много
Отворил-открывал
Уверяла-доказывала
Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом
Перины-мешки набитые пухом или перьями
Гагачий пух-гусиный пух
Почивала-отдыхала, спала
Кунсткамера-музей редких, диковинных предметов
в) Знакомство со сказкой(чтение учителем)
-О чём эта сказка?
-А как она оказалась около ворот замка?
г) Повторное чтение учащимися
6.Анализ сказки
-Назовите героев сказки (принц, принцесса, король и
королева)
-Как выглядела принцесса, которая постучала в ворота?
-Как спалось принцессе в замке?
-Восстановите ход событий при помощи карточек,
расположите их в определённой последовательности в соответствии с содержанием
сказки
( Поиски
принцессы, нежданный гость, задумка старой королевы, настоящая принцесса,
счастливый принц)
-Перескажите,
вкратце используя карточки
-А
сейчас дадим характеристику каждому герою, характеристику на принцессу составим
вместе:
-Какая
была принцесса, скажите, используя прилагательные (нежная, чувствительная,
маленькая, добрая)
-Подберите
слова-действия (глаголы) (бродила, страдала, промокла, замёрзла)
-Была
настоящая принцесса
-Составление
характеристики для принца в парах.
7.Выполнение
теста.
8.
Подведение итогов
-Как
называлась сказка?
-Что
вы запомнили из биографии Андерсена?
-Почему
автор дал такое название сказки?
-В
каких ситуациях в жизни употребляют выражение «принцесса на горошине» (капризный,
изнеженный человек)
1.
принцесса
2.
нежная,
чувствительная
бродила, страдала
3.
девушка
не обманывала
4.
настоящая
принцесса
1. принц
2. настойчивый, ищущий
3. искал, огорчался, нашёл
4. он добился своей цели
5. молодой человек
«Ну, это мы проверим», - подумала
старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она
сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски
положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________ тюфяками,
а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха. На эту
кровать уложили_________________, и там она пролежала всю
«Ну, это мы проверим», - подумала
старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она сбросила
с кровати ________________и______________ и на голые доски
положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________
тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха.
На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю
«Ну, это мы проверим», - подумала
старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она
сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски
положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________
тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха.
На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю
«Ну, это мы проверим», - подумала
старая ____________, но ничего не сказала и пошла в ___________. Там она
сбросила с кровати ________________и______________ и на голые доски
положила________________, потом прикрыла эту___________ ________________
тюфяками, а поверх тюфяков набросала ещё ___________ перинок из гагачьего пуха.
На эту кровать уложили_________________, и там она пролежала всю
|
|
Назови родину Андерсена.
|
|
|
|
Кем был отец Андерсена?
|
|
|
|
Кем была мать Андерсена?
|
|
|
|
Кем мечтал стать Андерсен?
|
|
|
|
Исполнилась ли его мечта ?
|
|
|
|
Выберите сказку Андерсена.
|
|
|
|
Кто автор сказки "Принцесса на горошине"?
|
|
|
|
Когда раздался стук в дверь в королевские ворота?
|
|
|
|
Сколько положила королева на кровать тюфяков и перин?
|
|
|
|
Тюфяк это мешок, набитый пухом или перьями.
|
|
|
|
Принцесса-дочь короля и королевы
Сколько угодно-много
Отворил-открывал
Уверяла-доказывала
Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом
Перины-мешки набитые пухом или перьями
Гагачий пух-гусиный пух
Почивала-отдыхала, спала
Принцесса-дочь короля и королевы
Сколько угодно-много
Отворил-открывал
Уверяла-доказывала
Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом
Перины-мешки набитые пухом или перьями
Гагачий пух-гусиный пух
Почивала-отдыхала, спала
Принцесса-дочь короля и королевы
Сколько угодно-много
Отворил-открывал
Уверяла-доказывала
Тюфяки-мешки, набитые сеном и служащие матрасом
Перины-мешки набитые пухом или перьями
Гагачий пух-гусиный пух
Почивала-отдыхала, спала
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.