Главная / Русский язык и литература / Конспект к презентации "Татьяна Ларина глазами моих сверстниц"

Конспект к презентации "Татьяна Ларина глазами моих сверстниц"

Татьяна Ларина глазами моих сверстниц

Автор: Босова Дарья Александровна, обучающаяся МОУ гимназии №15

Советского Района города Волгограда

Руководитель: Кабалина Аида Александровна, учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии №15 Советского района города Волгограда

Характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с ее напряженной эмоциональностью, живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни. С другой стороны, женский характер парадоксально реализует и прямо противоположные свойства. Женщина, жена и мать — в наибольшей степени связана с надысторическими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи. Поэтому влияние женщины на облик эпохи в принципе противоречиво, гибко и динамично. Гибкость проявляется в разнообразии связей женского характера с эпохой. Женский быт изменялся стремительно, и моды, костюмы, поведение бабушек внучкам представлялись карикатурными и вызывали смех. Казалось бы, женский мир, связанный с вечными свойствами человека: любовью, семейной жизнью, воспитанием детей, — должен был быть более стабильным, чем суетный мир мужчин. Духовные потребности большинства женщин удовлетворялись церковью, постом, молитвами. Но жизнь не стоит на месте. И нормы приличия и правила поведения, и духовные ценности, и мода меняются. Появились платья, которые позже стали называть онегинскими, хотя они вошли в моду задолго до опубликования «Евгения Онегина», уже на грани двух веков красоты — и портретисты, нередко греша против истины, приближают потретируемых к идеалу. Недаром Пушкин скажет о Татьяне: ...себе присвоя Чужой восторг, чужую грусть...(3, X) Создается другой тип человека, другой тип женщины. Женщины оказываются более стойкими, чем мужчины. Они сильнее душой, они не боятся, они едут в Сибирь на ужасных условиях. Девушка и женщина 1820-х годов в значительной мере создавала общую нравственную атмосферу русского общества. Героиня наделена идеальным чувством, поэтичностью натуры, нежностью, душевной тонкостью. Ее душа, здоровье и жизнь разрушены жестокостью общества. Покорное судьбе, поэтическое дитя погибает. Идеал этот вызывал в сознании современников образ ангела, случайно посетившего землю и готового вернуться на свою небесную родину. Другой идеал — демонический характер. В литературе (и в жизни) он ассоциировался, например, с героическим образом «беззаконной кометы», смело разрушающей все условности созданного мужчинами мира. Светский быт в России начала XIX века не следует считать полностью унифицированным. Хотя идеальные нормы поведения, предъявляемые обществом к даме и соединявшие правила поведения французского дореволюционного света с петербургской чопорностью, были достаточно строгими, однако реальная жизнь и здесь оказывалась значительно многообразнее. Например, чванливая холодность петербургского света контрастировала со свободой и непосредственностью «московского поведения», а допустимая на празднике в деревне свобода оказывалась решительно неприемлемой на балу или даже на домашнем вечере в столице. Татьяна и Онегин после конфиденциальной беседы в саду, «… пошли домой вкруг огорода; Явились вместе, и никто «Не вздумал им пенять на то: Имеет сельская свобода Свои счастливые права, Как и надменная Москва.» (4, XVII).

Все авторы считают, что Татьяна – сильная духом женщина, но Пушкин не хотел её такой сделать, оно вышло само. Это выразилось в том, что она смогла первая выразить свои чувства, не боясь презрения и огласки со стороны её семьи и общества, хотя то, что она первая написала письмо, считалось в 19 веке очень грубым поступком, после которого женщина не могла появляться в обществе, потому что на ней был позор.

Татьяна Ларина – юная, хрупкая, довольная милая барышня. Её образ очень ярко выделяется на фоне других женских образов, присущих литературе того времени. Уже с самого начала автор подчёркивает отсутствие в Татьяне тех, качеств, которыми были наделены героини классических русских романов: поэтического имени, необычной красоты.

В Татьяне пленяет совсем другое: задумчивость, мечтательность, поэтичность, искренность. Она с детства читала много романов. В них она видела другую жизнь, более интересную, более богатую событиями. Она верила, что такая жизнь, и такие люди не выдуманы, а существуют на самом деле:

Также Татьяна не любила играть с детьми, не интересовалась новостями города и моды. Большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Душа Татьяны чиста, высока, как и луна. «Дикость» и «печальность» Татьяны не отталкивают, а наоборот, заставляют задуматься, что она, как и одинокая луна в небе, необычайна в своей душевной красоте.

Мне нравится Татьяна своей душевностью, простотой, преданностью. Татьяна Ларина — это типичный идеал современной женщины. И меня заинтересовало мнение моих сверстниц о том, типична ли Татьяна только для своего времени, или можно ли найти таких татьян в любом поколении? Решила провести небольшой социологический опрос. Начала с того, сколько же лет было Татьяне? Так как предположение о таком юном возрасте Татьяны объясняет и причину отказа ей Онегиным.

Ответы были очень разнообразные, но их можно условно разделить на три группы.В первой группе считают, что Татьяне приблизительно 15-17 лет, а причина отказа – «она ему не понравилась», «он не был влюблен». Такое мнение составили примерно 50% опрошенных.

Во второй группе возраст Татьяны обозначают в промежутке 18-20 лет. И здесь причина отказа видится несколько другой – «он не поверил в ее любовь», «ему это показалось несерьезным». Таких приблизительно 40%.

Самая малочисленная группа, около 10% считает, что Лариной было от 22 и даже до 30 лет. Причина отказа – «была некрасивая», «была странная», «боялся, что она будет преследовать его своей любовью».

Таким образом, мои сверстники тоже не имеют однозначного мнения на этот счет. Очевидно, что каждый видит в романе то, что хочет видеть, то, что наиболее точно соответствует его личным переживаниям и воззрениям.

Следующий вопрос звучал так: «А в наше время возможно ожидать такие поступки от современных девушек, ждать ли парням первый шаг от них?»

На этот раз сложилось два мнения. Первая группа отвечающих призналась, что сейчас все изменилось, современные девушки не побоятся первыми признаться в своих чувствах, даже если об этом узнают окружающие. Второе мнение, что все- таки мужчина должен сделать первый шаг, а большинство парней сидят за компьютерами и переживают, что девушки не обращают на них внимания.

Роман «Евгений Онегин», «энциклопедия русской жизни», изучен настолько основательно, что современному читателю, казалось бы, легко найти ответ на любой вопрос. Мнения существуют совершенно различные, порой даже самые «экзотические». Изменилась эпоха, изменилось и восприятие Пушкина. Но интерес к роману не иссякает, и каждое следующее поколение снова и снова задается вопросами: «Ну почему же Онегин все-таки отказал Татьяне?», «Сколько ей было лет?», «Почему Татьяна не ответила Онегину, ведь любила же?»

Мы ищем ответы, и находим их, а пушкинские произведения выступают в роли зеркала, в котором мы видим себя.

Конспект к презентации "Татьяна Ларина глазами моих сверстниц"
  • Русский язык и литература
Описание:

Татьяна Ларина глазами моих сверстниц

Автор: Босова Дарья Александровна, обучающаяся МОУ гимназии №15

Советского Района города Волгограда

Руководитель: Кабалина Аида Александровна, учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии №15 Советского района города Волгограда

  Характер женщины весьма своеобразно соотносится с культурой эпохи. С одной стороны, женщина с ее напряженной эмоциональностью, живо и непосредственно впитывает особенности своего времени, в значительной мере обгоняя его. В этом смысле характер женщины можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни. С другой стороны, женский характер парадоксально реализует и прямо противоположные свойства. Женщина, жена и мать — в наибольшей степени связана с надысторическими свойствами человека, с тем, что глубже и шире отпечатков эпохи. Поэтому влияние женщины на облик эпохи в принципе противоречиво, гибко и динамично. Гибкость проявляется в разнообразии связей женского характера с эпохой.       Женский быт изменялся стремительно, и моды, костюмы, поведение бабушек внучкам представлялись карикатурными и вызывали смех. Казалось бы, женский мир, связанный с вечными свойствами человека: любовью, семейной жизнью, воспитанием детей, — должен был быть более стабильным, чем суетный мир мужчин. 

Автор Кабалина Аида Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 351
Номер материала 48568
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓