Главная / Начальные классы / Конспект интерактивной лекции по педагогике на тему

Конспект интерактивной лекции по педагогике на тему

Тема 2.1. Теория и практика обучения

Тема занятия: Мотивация обучения. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения (2 ч)


Дидактическая цель:

- способствовать осмыслению роли мотивации в организации и результатах учебной деятельности младших школьников;

- создать условия для усвоения знаний о видах мотивов, путях их формирования у младших шк-ков;

- способствовать совершенствованию умения классифицировать, обобщать и систематизировать изучаемые явления как способа профессионального видения проблемы;

- содействовать развитию профессиональной культуры речи студентов.

Профессиональные компетенции:

формировать у студентов:

- умение анализировать социальные явления и процессы;

- умение выстраивать аргументы и доводы в процессе дискутирования и учебного диалога.

Общие компетенции:

формировать у студентов:

- понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- умение организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- умение работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Вид занятия: интерактивная лекция

Тип занятия: изучение новых знаний

Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, раздаточный материал

Литература: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. – СПб., 2000.

Сценарий занятия

I. Самоопределение к деятельности.

1. Приветствие. Настрой на работу. Эпиграфы. Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность”. “Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”. Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая “искра Божия”. “Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом”. Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам”

II. Постановка учебной проблемы.

1. Выявление места и причины затруднения. Создание проблемного поля. Что побуждает ученика учиться? Если все понимают, что учиться нужно, почему тогда не все хорошо учатся? Что можете сказать о побуждениях ученика к учению?

2. Открытие темы и целей урока. Что поможет ответить на вопрос? Сформулируйте задачи своей деятельности на занятии.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

  1. Лекция преподавателя.

План лекции.

1. Понятие мотива учения. Система мотивов.

2. Динамика развития мотивов учения.

3. Проблема развития положительной мотивации.

Материал лекции

Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению


В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.

Время объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на создании мотивации, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения.

Мотив, мотивация

Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят о мотивации надо определить понятие мотива. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности.1 В качестве мотивов могут выступать не только потребности, ну и идеалы, интересы личности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми потребности стоят.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения свои потребности. Позитивная холистическо – динамическая теория мотивации американского психолога А. Маслоу выделяет пять базовых потребностей:

Физиологические потребности – они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей …

Потребность в безопасности – потребность безопасности, стабильности, зашите, структуре и порядке,

Потребность принадлежности и любви – она включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе

Потребность в признании - она включает в себя стремление связаннее с понятием достижение – достижение уважения других и самоуважения

Потребность в самоактуализации – стремление к самовоплощению человека, в актуализации его потенции

Позднее за предложенной пятистадиальной моделью потребностей, Маслоу еще две потребности: потребность в познании и понимании и эстетические потребности. Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностей человека. Она связана с потребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненному. Эта потребность очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются набольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и с конативными и с когнитивными потребностями.

Мотивы возможно характеризировать не только количественно (по принципу сильный – слабый), но и качественно. В этом плане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. При этом возможно говорить об отношении мотива к содержанию деятельности. Пример: Можем выделить познавательную потребность саму по себе – потребность учения. Тогда говорим о внутренней мотивации. Если с учебой связана потребность увеличения социальной престижи, зарплаты, потом надо говорить об внешних мотивах.

Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.


Мотивация к обучению


Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).2

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.3 Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). 4

Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними". Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.

Мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности учеников к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.

Структура мотивации обучения

Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению


Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

социальные – (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);

познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);

профессионально – ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

утилитарно – познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Интеракция: Приведите примеры наблюдений нежелания учиться. В чем это проявляется? Как определить, что у ученика отрицательные мотивы?

Нейтральное (безразличное) отношение к учению: характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но лениво м учащимся.

Интеракция: Приведите примеры наблюдений таких мотивов. Чем вызваны такие формы поведения? Чем такой вид мотивов опасен для учения?

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.

Интеракция: Приведите примеры положительной мотивации. Как положительные мотивы проявляются у вас?

Вывод. Мотивы не существуют одного вида, они дополняют друг друга, находятся в динамике, поэтому мы говорим о развитии мотивационной сферы, как проблеме дидактики.

Интерес - один из мотивов обучения

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:

1.Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен»

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Пути сохранения и повышения мотивации

Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате школьником мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку уч-ся в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Желание и способность учиться могут быть стимулированы искусственными приемами.

Интеракция: Как формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности? (интересные предложения записываем. Обращаю внимание на профессиональную грамотность и оперирование терминологией педагогики).

Методы стимулирования мотивации возможно включить:

Поставить перед учащимся точную цель, что бы работать над ее достижением. Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можно выполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно. Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, где ставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех в деятельности.

Мотивировать к активности на других местах движения информацией (интернет-форумах, посвященных курсу, он-лайн курсам).

Симулированные ситуации в реальной жизни при процессе обучения.

Создание благоприятного психологического климата для развития личности.

Между пути повышения мотивации предлагается также включить:

введение системы рейтинговой оценки уч-ся

введение системы публикации успехов уч-ся и награды за их замечательные успехи и стремление

расширение возможности самореализации

возможность ввести индивидуальную систему обучения уч-ся.

Время также объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе или процессе обучения. Ученик должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого ученика , на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточной личности необходимая для компетентностного учебно-воспитательного процессу. Для этого в прошлом нужно оставить авторитарную педагогику, субъект-объектный тип взаимоотношений между уч-ся и преподавателем.

Для повышения мотивации к обучению необходимо осознавать, что новые учебные программы построены на принципах развивающего обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди которых:

Принцип личностного центризма в значении внимания к конкретного уч-ся с его сущностными характеристиками;

- Принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития;

- Коммуникативно-деятельностный принцип;

- Социокультурный принцип; - Принцип полифункциональности образования;

- Принцип практической направленности обучения;

- Компетентностный принцип направленности образования.


V. Первичное закрепление нового материала.

  1. Коллективная работа. Творческое задание.

- Проанализируйте презентацию, прокомментируйте информацию на слайдах. Запишите то, что не сказано в лекции.

2. Проверка коллективной работы. Представление решения групп, обоснование и аргументирование мнения. Оценка ответов, наиболее полных и убедительных.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Беседа по осмыслению лекции.

  1. Какие виды мотивов можете назвать?

  2. Какую роль играет мотивационная сфера в познавательной деятельности школьников?

  3. Каковы способы развития мотивов?

  4. Как цитаты связаны с темой нашей лекции? О каких факторах развития мотивов они говорят?

VI. Информация о домашнем задании. 1. Анализ лекции. 2. Составить рекомендации родителям по воспитанию у детей интереса к учению.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Какими способами на этом занятии я развивала у вас положительные мотивы к изучению темы?





6


Конспект интерактивной лекции по педагогике на тему
  • Начальные классы
Описание:

Конспект интерактивной лекции для студентов 2 курса педагогического отделения колледжа. Даётся определение мотивации учебной деятельности, раскрываются виды мотивов, пути развития положительной мотивации к учению у младших школьников. Структура урока включает активные методы обучения. Построение урока соответствует требованиям новых ФГОС к подготовке специалистов в области преподавания по программам начального обучения. В уроке учтены особенности интерактивного подхода к обучению, опора на личный опыт студентов, рефлексивные способности, развитие профессиональных компетенций.

Автор Елдынова Наталья Дмитриевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1636
Номер материала 26680
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓