Главная / Русский язык и литература / Интегрированный урок с элементами краеведения на тему «Весна» 5 класс

Интегрированный урок с элементами краеведения на тему «Весна» 5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА

Интегрированный урок с элементами краеведения

на тему «Весна» 5 класс (2 часа)

Цели и задачи урока:

Проверить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка, развития речи, литературы, музыки, ИЗО.

Оснащение урока:

1. Стихотворные и прозаические тексты, напечатанные на листах: веснянка,
русская народная песня; стихотворение Тютчева «Весенние воды»,
миниатюра М.М. Пришвина «Рождение звука».

2. Весенние картины и репродукции (одна на парту) СВ. Машарова:
«Ранняя весна. Мережка»

«Мережка. Март»,

«Весна»,

«Разлив».

3. Грамзапись: П.И. Чайковский «Времена года», Ф.И. Тютчев «Весенняя
гроза».

Ход урока:

Упал сосулькой март к ногам, И потекли ручьи по склонам Навстречу солнцу и ветрам С неумолкаемым трезвоном. Глядится лес в голубизну, Вершины сосен запрокинув, И видим, как, неся весну, Косяк стремится журавлиный.

- Ребята, случайно ли я начала урок строчками из стихотворения Д.
Смирнова?

(Нет. Строчки перекликаются с темой урока «Весна»)

  • Да, сегодня мы с вами будем говорить о весне, - о том, как писали о ней
    поэты, композиторы, как изображали ее художники. Мы проверим и
    закрепим знания, полученные на уроках русского языка, развития речи,
    литературы, музыки, ИЗО.

  • Сейчас запишем число и тему урока в тетрадях.

  • Давайте вместе, хором, отчетливо и выразительно произнесем слово
    «весна».

  • Что слышится в этом слове?

(Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна- это утро года, когда все расцветает и просыпается. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.).

  • Подберите однокоренные слова к слову «весна». Но сначала вспомним,
    какие слова называются однокоренными?

  • Записываем в тетрадях и на доске однокоренные слова, выделяем корни?
    (весна, весной, веснушка, весенний, предвесенний, по-весеннему, веснянка) - Смысл каких слов не понятен?

  • Чем отличаются в слове «весенний» и «весна»?
    (чередование звуков: 0//е)

  • А теперь давайте вспомним пословицы, поговорки, загадки о весне

(1) Птица рада весне, а младенец — матери. 2) Много снега много хлеба, много воды много травы. 3) Ласточка весну начинает, соловей лето кончает. 4) Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. 5) Март с водой, апрель - с травой, а май - с цветами. 6) В марте курица из лужицы напьется. 7) Весна красна цветами, а осень пирогами. 8) Март сухой, за мокрый май — будет каша и каравай. 9) Увидел грача — весну встречай. 10) Весна красна, да холодна. 11) Весна днем красна.

12) Весенний дождь растит, осенний гноит. 13) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (весной). 14) Только снег в лесу сошел, а голубеньким расцвел. (Подорожник)

- Что отражено в пословицах, поговорках, загадках? Какие приметы весны в
них названы?

(-Весна — это победа солнца, света. Весна это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю. Весна — это победа зелени. Благодаря солнцу появляются почки, из них зеленые листочки).

  • А чем пахнет весна? (Талым снегом, первой водой, цветами).

  • У вас на партах текст веснянки, народной песни. Прочитайте его про себя.
    А теперь вслух, но читаем выразительно, соблюдая паузы, знаки препинания.
    (чтение вслух)

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

  • Что представляет собой первая строчка с точки зрения пунктуации?

  • Есть ли в этом предложении еще обращения?

  • Почему стоит двоеточие?

Объясните постановку знаков с помощью схемы.


  • Давайте дадим характеристику этому предложению.
    (Побудительное, восклицательное, распространенное, осложненное
    обращением и однородными дополнениями)

  • А теперь послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенние воды» (читаю
    сама). Оно перед вами, напечатано на листках.

  • Какова интонация стихотворения?
    (Бодрая, жизнерадостная, веселая)

  • Каким рисует весенний день Ф.И.Тютчев?
    (Все радуется приходу весны)

  • Назовите непривычные слова, которые в обычной речи мы не произносим.
    Попробуйте сами объяснить их значение.

Запишите их парами (на доске и в тетрадях) Брег - берег ре// ере Гласят — голос ла//оло

- Какая орфограмма встречается в этих словах?

(Беглые гласные, чередование полногласных и неполногласных сочетаний)

- Кто такие гонцы?

(Гонцы - оповестители, посыльные. Они предвещают весну)

  • В стихотворении кто является гонцом и почему?
    (Весенние воды, они предвещают наступление весны)

  • Проведем небольшое исследование. Слов какой части речи в стихотворении
    больше всего? Почему?

(Глаголов, т. к весна- это жизнь, движение, действие)

- Выпишите эти глаголы

(Белеет, шумят, бегут, будят, блещут, гласят, идет, выслала, толпится) Вспомним, что называется эпитетом? (Художественное определение)

- Назовите эпитеты в стихотворении?

(Сонный брег, молодая весна; тихие, теплые майские дни; румяный, светлый хоровод)

- Почему именно эти эпитеты подобрал автор?

(Все просыпается. Оживает, на улице становится тепло, светло, солнечно, радостно).

  • А теперь вспомним известные вам стихотворения о весне? Сейчас
    некоторые вы прочитаете вслух. Но вначале послушаем стихотворение
    «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева в грамзаписи. Будьте внимательны, чтобы
    затем и свои стихотворения прочитать так же выразительно и красиво.
    (Слушаем пластинку, а затем 2-3 стихотворения читают дети)

  • А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю пластинку
    с музыкой П.И. Чайковского «Времена года». Прислушайтесь, и вы
    обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передает
    настроение, ощущение того, что происходит в природе. Закройте глаза и
    попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на
    полянку, на1 речку.

(Слушаем грамзапись).


-Какие звуки у весны? Что вы слышали?

(Капель, журчание ручья, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося

льда)

  • Обратимся к лирической миниатюре М.М. Пришвина «Рождение звука»,
    она на листах.

  • Что, по- вашему, означает слово «миниатюра»?
    (маленькое по объему)

  • Прочитаем миниатюру вслух.

  • Как описано здесь утро года?

{Все вытаивает, оживает, появляются проталины, бегут ручьи) - Какие краски преобладают в этой миниатюре? (Желтые, рыжие, красные, солнечные)

  • Как же рождается звук весны, ее голос?
    (Вместе с капелью, с первыми каплями)

  • Составьте и запишите нераспространенные предложения по тексту
    миниатюры. Какие предложения называются нераспространенными?
    (Снег осел. Хвоинки вытаивают. Бегут ручьи. Тишина. Рождаются капли.)

  • С помощью чего Пришвин распространяет эти предложения?
    (С помощью эпитетов)

  • Какой эпитет нашел писатель для слова «весна»?
    (Стремительная)

  • А какой она еще она может быть?

(Ранняя, поздняя, запоздалая, радостная, веселая и.т.д.)

  • Не только поэты, писатели, композиторы обращались к теме весны, но и
    художники.

  • Кого из художников Заволжска вы знаете?
    (СВ. Машаров, Крылов, Воскресенский, Ярайкин)

  • Посмотрите на картины, выставленные у доски, а также на репродукции
    картин на ваших партах. Это пейзажи СВ. Машарова, замечательного
    художника, долгие годы работавшего в нашей школе. Многие его картины
    посвящены родной природе. Как она прекрасна, неповторима и многолика. У
    каждого времени года свои чары, волшебства. Мы же сегодня обратимся к
    весенним картинам, написанными Станиславом Васильевичем.

  • На всех картинах изображена весна, но показана она по-разному.

  • В чем эта разница, давайте попытаемся ее уловить.

  • Какой мы видим весну на первой картине. «Ранняя весна. Мережка». На
    второй - «Разлив».

(Картины пронумерованы)

  • А теперь обратимся к картине «Мережка. Март». По ней мы сегодня будем
    писать сочинение — миниатюру.

  • Какой предстает перед нами весна на этой картине?

(Показано самое начало весны-март. Зима еще не оставила свои владения. В центре картины бежит первый весенний ручей. Вдали мы видим огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами сугробы снега глубокое сине голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися


облаками. На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и не снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг).

- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое,
радостное настроение, которое возникло у него, когда он увидел первый
мартовский день?

(Сочетание розовато — голубого, сиреневатого, желто — голубого, бело —

голубого).

-Такой колорит - сочетание различных цветов - помог художнику передать

настроение весеннего дня.

- Ребята, каковы ваши впечатления от картины СВ. Машарова? Какое
настроение появляется у вас, когда вы смотрите на нее?

(Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день).

- А сейчас, ребята, вы приступаете к написанию сочинения-миниатюры по
картине СВ. Машарова «Мережка. Март».

-Какой стиль речи вы используете? Почему? Тип речи? (Художественный; описание)

- Составим простой план к описанию картины.
План:

I. С.В. Машаров - известный в нашем городе художник.

П. Описание картины.

III. Впечатления от картины.

  • Прочитайте свои сочинения - миниатюры.

  • Вот и закончился наш «весенний урок». Подведение итогов. Оценки.

  • В качестве домашнего задания вы подготовите рисунки на тему «Весна».

Интегрированный урок с элементами краеведения на тему «Весна» 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

 Это интегрированный урок повторения и закрепления знаний, полученных на уроках русского языка, развития речи,литературы, музыки и ИЗО. На основе стихотворных текстов по теме "Весна", а также картин известного  в нашем городе художника С. В. Машарова ребята повторяют основные орфограммы, пунктограммы,изученные в 5 классе , фонетику, типы речи. На уроке также проверяются  также умение учеников анализировать поэтический текст:  находить тему, идею, художественно- выразительные средства, использованные в произведении. В заключении урока они пишут сочинение - миниатюру по картине Станислава  Васильевича Машарова "Мережка. Март".

Автор Лебедева Светлана Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 539
Номер материала 52611
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓