Конспект интегрированного занятия по развитию
речи для детей старшего дошкольного возраста (логопедия), тема занятия:
«Сороки» на основе материалов социокультурной программы «Истоки»
Программное содержание:
Закрепить
знания детей о традициях народного праздника «Сороки». Продолжать знакомить с
частью традиционной культуры русского крестьянина, отраженной в народном
(земледельческом) календаре и тесно связанной с ним. Развивать образное
восприятие истории нашего прошлого, способность самостоятельно мыслить.
Воспитывать желание больше узнавать о традициях наших предков.
Предварительная работа:
акцентировать внимание детей на прогулках на
окружающем мире. Познакомить с понятиями: земледельческий календарь.
Познакомить с книгами, иллюстрациями по теме. Прослушивание аудиозаписи (голоса
птиц). Поэтическое слово, пословицы, поговорки, заклички. Экскурсия в музей.
Методические приемы:
игровой, показ, пояснения, беседа по вопросам,
художественное слово, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, словесные
игры, поощрения.
Методическое сопровождение:
Фартучки, салфетки, готовое постное тесто,
изюм, формочки разных животных, противень.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята.
Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне.
- Сколько месяцев у каждого времени года?
- Назовите весенние месяцы?
- Как в народе называли март? («капельник»,
«протальник», «утро весны»).
- Как называли апрель? («водопол»,«снегогон»,
«прилетень», «березень»).
- Как называли май? («травень», «цветень»,
«розоцвет»).
- Сегодняшний день по народному календарю -
Крилл – дери полоз.
- Дороги портятся, ездить на санях становится
трудно.
Но весной тоже были свои народные праздники.
Вопрос: Кто знает, какие народные праздники праздновались на Руси весной?
(ответы детей)
А еще весной был праздник птиц. Он назывался
день «Сороки… сорока мучеников». Знаете ли вы, почему так назывался этот
праздник? (ответы детей)
Воспитатель:
Русский народ верил, что в этот день из теплых стран пробираются на Русь сорок
разных птиц, и к началу праздника пекли обрядовое печенье в виде весенних птиц:
жаворонков, куликов, галок, скворцов. Такое печенье называли тетерками.
Все ели тетерки и пели весенние заклички. Еще
этот день- день был равен ночи.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами тоже споем закличку:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
- Мы не зря с вами о птицах вспомнили. Сегодня
мы с вами будем печь «Жаворонков». Приглашаю детей пройти вымыть руки, надеть
фартучки и пройти к столам (столы заранее подготовлены: формочки разных
животных, изюм, салфетки, блюдечки).
Воспитатель:
Чтобы работа наша спорилась, давайте мы с вами споем еще одну закличку:
Жаворонки,
Жаворонки
Прилетите!
Красну весну
Принесите
Зиму холодну
Унесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Раздаю детям тесто, попутно рассказываю, как
оно было замешано. Объясняю и показываю как мы будем лепить «Жаворонков».
По окончании работы идем на кухню и просим
повара поставить противень в духовку и приглашаем всех сотрудников к нам на
чаепитие.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.