Главная / Другое / Конспект интегрированного занятия на тему «Райские цветы с русской земли.» Подготовительная группа.

Конспект интегрированного занятия на тему «Райские цветы с русской земли.» Подготовительная группа.

Тема: «Райские цветы с русской земли.»

Подготовительная группа.


Направления: духовно-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.


Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.


Программное содержание:

  1. Формирование у детей первоначальных представлений о жизни Преподобного Сергия Радонежского;

  2. Развитие стремления выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе;

  3. Содействие развитию речи детей; обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности;

  4. Привитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений работы с витражными красками.


Развивающая среда:

  1. Видеопрезентации.

  2. Магнитофон.

  3. Компьютер, колонки, видеопроектор, переносной экран.

  4. Репродукции икон и картин по данной тематике, фотографии храмов.

  5. Выставка литературы по данной теме.

  6. Магнитная доска, набор магнитов.

  7. Набор «Построим храм» на каждого ребенка.

  8. Для продуктивной деятельности: рамки со стеклом, витражные краски, кисти, ватные палочки, баночки с водой.

  9. Эскизы детей.

  10. Влажные салфетки.


План занятия:

  1. Приветствие гостей. Настрой на занятие в ходе непосредственно-образовательной деятельности детей.

  2. Рассказ о жизни преподобного Сергия Радонежского на основе видеопрезентации.

  3. Рассматривание репродукций фотографий храмов Руси.

  4. Игровая деятельность «построй храм».

  5. Рассказ о традициях декорирования храмов, сопровождаемый слайд-шоу.

  6. Продуктивная деятельность – роспись картины на весеннюю тематику витражными красками.

  7. Подведение итогов занятия.





Ход занятия:


Приветствие гостей. Настрой на занятие в ходе непосредственно-образовательной деятельности детей.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Счастливый вы все таки народ – дети. Вот спросите у любого взрослого – о детстве он помнит только хорошее. Оно остается в памяти самым дорогим воспоминанием. А когда мы слушаем рассказы о святых, то иногда думаем - неужели и они когда-то были обыкновенными детьми?! Любили слушать сказки, играть.

Рассказ о жизни Преподобного Сергия Радонежского на основе видеопрезентации.

Сегодня я хочу рассказать вам про одного мальчика, такого же как вы. Только жил он очень давно, почти 700 лет назад. Тогда еще на свете не было ни меня, ни вас, ни ваших родителей, ни даже их бабушек и дедушек – все они родились позже, намного позже.

И вот в те давние времена в одном селе, недалеко от города Ростов Великий, в прекрасный майский день под пение птиц за окном, у боярина Кирилла и жены его Марии, родился мальчик Варфоломей. У него было два брата - Степан и Петр. Все трое были хорошими и послушными сыновьями. А Варфоломей был лучше всех: скромный, тихий и услужливый, старался всем помочь в чем-нибудь.

И вот когда ему было 7 лет родители отдали его учиться. А учили читать в те времена по священной книге – псалтырь, никаких учебников тогда не было. Ох, как трудно давалась ученье Варфоломею. Ну, никак не мог он одолеть сложную церковнославянскую азбуку. Оставалось лишь горько вздыхать, да еще молиться.

Как то раз отец послал его искать убежавших жеребят. Ходил Варфоломей, ходил, искал их повсюду и вдруг… увидел в лесу старца монаха.

« - Подойди дитя, скажи, как тебя зовут? Расскажи какое у тебя горе? Почему ты не весел?

- Зовут меня – Варфоломеем, а не весел я, потому что никак не дается мне ученье. А мне так хочется научиться читать книги и узнать всю мудрость что в них написана.

- Не огорчайся – Господь – милосерд. Вот возьми съешь кусочек просфоры.»

Взял мальчик просфору, поблагодарил старца и вместе с ним пришел домой.

« - Доброму гостю мы всегда рады – проходи монаше, садись за трапезу.

- Спаси Бог вас люди добрые. Помолимся Ему Всемилостивому. А ты Варфоломей бери книгу – читай псалтирь.

- Я не умею старче, не дается мне наука.

- Читай, читай, не робей чадо…»

И Варфоломей взял в руки книгу, и неожиданно…начал читать так хорошо, что все изумились. А старец сказал родителям «Ваш сын будет велик перед Господом».

Прошло время, и слова старца монаха исполнились. Семья Варфоломея переселилась поближе к Москве, в село Радонеж. Когда мальчик вырос, захотел он удалиться в леса, чтобы жить там уединенно, по-монашески. Он нашел среди лесов большой, поросший густым лесом холм Маковец, срубил там себе избушку. Трудно было жить в лесу – страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Долго ли коротко ли, появился у Варфоломея товарищ. Однажды вышел он из избушки и видит: ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Варфоломея была сильнее страха. Вынес из избушки он хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор приходил наведываться за угощением. И Варфоломей всегда по-братски делился с косолапым другом. Иногда, правда и сухарей не было, и тогда оба друга оставались голодными. Зверь тяжело вздыхал, но не обижался. Он будто-бы все понимал. Ведь когда хлеба оставалось так мало, что и делить нечего, и тогда последний кусок шел мишке. Монах может потерпеть, а мишка монахам не был.

Рядом с избушкой построил Варфоломей и маленькую церковь. Назвали церковь Троицкой – в честь Троицы, то есть Бога нашего, христианского. Прошло время, Варфоломею минуло 23 года. Он выдержал все трудности и теперь точно знал, что сможет быть монахом. Он попросил знакомого игумена, то есть начальника соседнего монастыря, постричь его в монахи. Это значит – посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.

Начиная новую жизнь, не похожую на жизнь остальных людей, постриженик и имя получает новое. Так Варфоломей стал Сергием. С этим именем он и вошел в историю как великий русский святой – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. А из маленькой деревянной церковки, построенной им в дремучем лесу, вырастет со временем знаменитый монастырь – Троице-Сергиева лавра. Многими чудотворениями прославилась обитель та, игумен ее объединял князей враждующих, благословлял их защищать Отечество и веру православную – преподобный Сергий Радонежский – великий подвижник земли Русской – пример служения ближним - в основе которого – Любовь!



Отечество мое Россия – в тебе дух старины живет!

И ни одна еще стихия не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала и становилась все сильней,

Святая Русь твое начало и Преподобный Сергий в ней.






Рассматривание репродукций фотографий храмов Руси.

Воспитатель: Как вы думаете - ребята, а тяжело ли построить храм?

Ответы детей.

Воспитатель: Даже когда строят дом на даче ваши родители, это очень сложно, долго и строят они не одни, у них есть помощники. А Сергий строил один, ему помогал только его брат.

Давайте подойдем с вами к столу. Посмотрите, что я вам сейчас покажу. У меня есть интересная книга, в ней фотографии разных храмов. Видите, какие красивые и разнообразные храмы на Руси. Как же их строят. Мы с вами сначала положим фон, ведь природа у нас очень красивая. Потом возводят стены храм, - колокольню, и на самом верху - купол с крестом.

Игровая деятельность «построй храм».

Вы работать будете сегодня вдвоем, и будите строить каждый свой храм. И вам скажу один секрет – все они располагаются на территории современной Троице - Сергиевой лавры. Я вам задание усложнила все части храма перемешаны, вы должны их найти и расположить в том порядке, о котором мы с вами сейчас говорили. Можете приступать.

Давайте проверим правильно ли вы «построили» свои храмы. Посмотрите на экран, как они выглядят на самом деле.

Слайд-шоу храмов.

Храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь) Церковь была построена псковскими мастерами в 1476 г. На звоннице церкви висел особый колокол – «всполошной» – он во время польско-литовской осады монастыря возвещал защитникам обители об опасности. 

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, Одна из самых высоких колоколен в России, высота ее составляет 88 м. На колокольне размещается уникальное собрание лаврских колоколов, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 72 т.

Михеевская церковь, ее стены расписаны оригинальным орнаментом.

Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, была выполнена преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного. Это самый большой храм Троицкого монастыря.

Успенский кладезь с часовней был построен над открывшимся в лавре источником целебной воды.

А теперь я передаю вас в руки нашей Натальи Александровны. У нее для вас сегодня тоже много интересного.

Воспитатель 2: Здравствуйте, ребята. Русские храмы были не только местом общения с богом, но и очагами культуры. Самые лучшие мастера трудились не только над строительством храмов, но и над их украшением. Необычайная красота и тишина встречает нас при входе в храм, всюду нас окружают изображения ангелов и святых, которые смотрят на нас с икон и фресок – изображение на стенах. Стены храма могут быть украшены и мозаикой. Мозаика - это создание изображения из небольших кусочков разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. А еще украшением храма являлись витражи. Стекло в старину было очень дорогое, потому что привозилось из дальних стран. Поэтому витражи были большой редкостью. Создавать витражи в храмах стали после того, как великий русский ученый М.В. Ломоносов разработал рецептуру приготовления разноцветного стекла. Витражи стали обязательным элементом дворцовой архитектуры, широко использовались при сооружении и убранстве храмов, в строительстве роскошных новомодных светских зданий. Современный витраж - это великолепная отделка художественным цветным стеклом окон, дверей, световых потолков, проемов стен, разнообразных светильников. Витражные картины и панно украшают сегодня не только общественные здания но и обычные городские дома и квартиры.

Наверное вы уже догадались, что сегодня мы с вами будем создавать витражную картину. Так что же мы с вами изобразим? Ответ на это вы получите, когда отгадаете загадку.

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает.

Ответы детей: Подснежник.

Воспитатель 2: Правильно, это подснежник- первый весенний цветок. Я использовала рисунки, которые вы нарисовали на прошлом занятии в качестве эскизов. А теперь присаживайтесь за столы и приступайте к творчеству.

Сегодня мы с вами будем использовать краски трех цветов. Зеленый цвет для окрашивания листочков, синий - для окрашивания лепестков, белый - для окрашивания снега. Фон нашего изображения мы не окрашиваем, оставляем прозрачным.

Продуктивная деятельность детей.

Молодцы ребята. А теперь возьмите свои работы и положите на большой стол. Посмотрите, какая красота получилась.

Молодцы, а у меня еще для вас есть необычные загадки, готовы вы их отгадать. Кого вы здесь видите? (подведение итогов занятия по иллюстрациям). И сейчас я вам открою последней на сегодня секрет: Сергий Радонежский имеет силу помогать в учение, ведь ему самому трудно давалась умение научиться читать. Вы тоже учитесь, и возможно, когда пойдете в школу, столкнетесь с трудностями и рядом с вами не будет мамы, может кому то трудно будет даваться математика, или письмо, или как и Сергию Радонежскому – чтение, вы можете попросить у него помощи, и он обязательно вас услышит.





Конспект интегрированного занятия на тему «Райские цветы с русской земли.» Подготовительная группа.
  • Другое
Описание:

Тема: «Райские цветы с русской земли.»

Подготовительная группа.

Занятие проводится двумя педагогами: учителем- логопедом и педагогом по ИЗО деятельности.

Программное содержание:

1.     Формирование у детей первоначальных представлений о жизни Преподобного Сергия Радонежского;

2.     Развитие стремления выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе;

3.     Содействие развитию речи детей; обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности;

4.     Привитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений работы с витражными красками.

Автор Курганова Наталья Александровна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 405
Номер материала 8985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓