Главная / Другое / Конспект интегрированного урока СБО-химия "Сигарета: "За" или "Против" 11 класс

Конспект интегрированного урока СБО-химия "Сигарета: "За" или "Против" 11 класс

Интегрированный урок СБО-естествознания в 11 классе «Сигарета – «За» и «Против».

Цели урока:

  1. Целенаправленно формировать осознанно отрицательное отношение к курению.

  2. Помочь учащимся развивать в себе привычку вести здоровый образ жизни.

  3. На конкретных примерах доказать пагубное влияние никотина на организм человека.

  4. Вырабатывать у учащихся умение правильно делать обоснованные выводы.

  5. С помощью химических опытов показать состав табака, его влияние на организм человека.

  6. Развивать словарь, память учащихся.

  7. Корректировать мышление учащихся (учащиеся должны быть убеждены, что жизнь без курения – более предпочтительна).

Оформление:

  • Черный ящик с пачкой сигарет внутри

  • Бейджики для учащихся с надписями: «Историк», «Медик», «Социолог»

  • Буклет для учащихся «Последствия курения»

  • Буклет для учащихся «Состав сигареты»

  • Стенд с плакатами учащихся против курения

  • Весы с чашами «За» и «Против» и горох

  • Слайды против курения

  • На партах – химическое оборудование для опытов

  • На диске – танец «Никотин» в исполнении ансамбля «Энжелс»

  • М/ф «Ну, погоди!»

  • Текст для домашнего чтения «Письмо курящей девушке».











Ход урока:

I. Постановка проблемы.

(внести черный ящик, внутри – пачка сигарет)

Учитель естествознания: Дружба с ней, по мнению одних, помогает

расслабляться, избавляться от проблем, выглядеть

взрослым. По мнению других, эта дружба отравляет тебя

и окружающих людей, приносит лишь одни проблемы.

-Что внутри черного ящика? (учащиеся отвечают)

Учитель СБО: Да внутри – пачка сигарет, и сегодня на уроке мы с вами

узнаем, откуда пришла к нам привычка курить, расскажем о

том, как влияет сигарета на организм человека и на его

жизнь, проверим, из чего же состоит сигарета.

Итак, наш урок называется «Курение – «за» и «против».

Учитель ест-я: Как вы видите из названия нашего урока, мнения людей по

поводу курения разделились «за» и «против» (показывает

на весы у доски). Сегодня мы с вами попытаемся доказать,

что чаша весов «против» должна перевесить.

II. Решение проблемы.

Учитель СБО: Мы рассмотрим процесс курения с разных точек зрения:

медицинской, исторической, химической, социальной.

Начнем с истории. Давайте узнаем, откуда и когда пришла

к нам сигарета – важнейшая проблема XXI века.

(выходят учащиеся-«историки»)

Учащийся 1: В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена

Табака были привезены из Америки в 1492 году моряками

Экспедиции Христофора Колумба.

Учащийся 2: Великий мореплаватель в своем дневнике писал о «тлеющих

головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу

они приносят человеку.

Учащийся 1: Колумб видел, как индейцы сворачивали в трубки большие

желто-зеленые листья какого-то растения, один конец

трубки поджигали, а другой клали в рот. Трубки индейцы

называли «табако» или «сигаро».

Учащийся 2: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы

в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил.

Так началась борьба с курением. Подружившихся с синим

дымом наказывали так: 1-й раз – 60 палок по стопам, 2-й раз –

отрезали нос или ухо.

Учащийся 1: В других странах тоже боролись с курением. В Англии,

например, курильщиков приравнивали к ворам и водили по

улице с веревкой на шее, а злостных курильщиков даже

казнили.

Учащийся 2: В России лишь Петр I, который сам был заядлым

курильщиком, снял запрет на табак и разрешил его ввоз в

страну.

Учитель СБО: Да, начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему

может привести эта вредная привычка? А стоило бы.

Почему? – спросите вы. Ответ на этот вопрос попробуем

найти у врача.

(выходит обучающийся-врач)

Врач: Курение – это медленное самоубийство. В момент затяжки

температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под

действием такой высокой температуры из табака и папиросной

бумаги выделяется около 30 вредных веществ: сероводород, аммиак,

угарный газ, синильная кислота и другие. Главный яд табака –

никотин. Попадая в организм, он разрушает зубы, слизистую

оболочку гортани, трахеи, легкие. Также от никотина страдают

сердце, органы пищеварения, нервная система. Особенно опасно

курение для школьников. Школьники-курильщики, как правило,

отличаются пониженными умственными способностями, слабо

успевают, часто нарушают дисциплину, имеют нервные расстройства.

Учитель СБО: Мы нашли ответ на вопрос, почему курение – это

медленное самоубийство. На какую чашу весов мы поло-

жим горошину? В подтверждение того, я хочу

зачитать слова великого писателя Оноре де Бальзака:

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет

целые нации». А сейчас давайте рассмотрим страшные

примеры и последствия, которые несет употребление

табака.

(учащиеся читают буклет «Последствия табака», учитель дает

домашнее задание: прочитать текст «Открытое письмо

курящей девушке» хирурга Углова)

Учитель ест-я: очень печальные примеры.

Прежде, чем что-то попробовать,

Помни везде и всегда:

Что это тебе принесет,

И как твоя жизнь дальше пойдет.

(показ отрывка м/ф “Ну, погоди!»)

Учитель СБО: Если люди знают об опасности курения, почему они до сих

пор продолжают им увлекаться и с каждым годом всё больше

и больше?

Ответить на этот вопрос вы пытались дома. Давайте

посмотрим, что у вас получилось.

(идет проверка д/з. Учащиеся на листах писали, почему человек начинает

курить)

(по мере того, как учащиеся отвечают, на экране оформляется слайд

«Причины пристрастий к курению»:

  • Подражание рекламным героям и своим родителям

  • Курение дает ощущение собственной значимости, взрослости

  • Заглушить, избавиться от проблем

  • Не отставать от сверстников (под давлением своих друзей).

Учитель СБО комментирует каждую причину.

Учитель ест-я: О вине табака уже много сказали,

Только так ли виновен табак?

Может то, что сейчас мы вам здесь показали,

Не пройдет мимо вас просто так.

И подумаешь ты, сигарету взяв в руку,

Что важнее сейчас для тебя:

Показаться взрослей и значительней «другу»,

Погубив, может, этим себя?

Или разум сильней, чем пустая бравада,

И тогда говори, не робей:

«Я не буду курить, мне, ведь, это не надо,

Буду я здоровей и умней!».

Вывод: На какую чашу весов мы положим горошину? Почему?

Учитель ест-я: Сейчас мы проверим, виновен ли табак с точки зрения

химии.

Наиболее активным веществом, входящим в состав табака, является алколоид никотин.

В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Их более 400!!!

Вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут быть объединены в четыре группы: (запись на классной доске)

1. Ядовитые алкалоиды.

2. Раздражающие вещества.

3. Ядовитые газы.

4. Канцерогенные вещества.

Самым вредным из них является никотин. (Проецируется буклет № 2 “Что содержится в сигарете”).

Никотин содержится в листьях различных растений: табака, индийской конопли, польского хвоща и некоторых видов плаунов и др.

Никотин имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием. Одной капли чистого никотина (0,05г) достаточно, чтобы умертвить человека. Все живые вещества очень чувствительны к никотину. Птицы гибнут при нанесении на клюв 1/4 части капли собаки от 1/2, лошадь от 3 капель.

А сейчас мы с вами постараемся определить, правда ли, что в табаке есть ионы тяжелых металлов. Проведем исследование. (Работаем по группам).

Первая группа проводит исследование с легким табаком.

Вторая группа – с крепким табаком,

Третья группа – с табачным дегтем, который остался на фильтре после курения.

(Дается инструктаж по Т.Б. при работе с концентрированными кислотами и химическими реактивами).

Лабораторная работа “Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов”

Вначале сделаем вытяжку из сигарет. Возьмем сигареты различных сортов, высыпаем табак в химический стакан, фильтр с табачным дегтем (окурок) целиком пинцетом положим в стакан и заливаем концентрированной азотной кислотой. Дадим 1 минуту настояться и профильтруем. Вытяжка готова.

Опыт №1. В пробирку нальем 1 мл вытяжки табака и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем осадок черного цвета.

Справка: Иодид калия – качественный реактив на ионы висмута. Результатом реакции является оранжевое окрашивание.

Опыт №2.

Возьмем вытяжку табака 1мл. прильем 1-2 мл воды (так как концентрация очень высокая) и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем оранжевый осадок.

Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы висмута и очень большой концентрации.

Опыт №3.

Возьмем 1 мл вытяжки табака и прильем несколько капель сульфида натрия. Наблюдаем осадок черного цвета.

Справка: Сульфид натрия – качественный реактив на ионы свинца. Результатом реакции является осадок черного цвета.

Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы свинца.

Учитель: Экспериментально доказано, что свинец и висмут – радиоактивные металлы. (Проецируется на экран буклет № 3 “Радиоактивные элементы”).

Опыт №4.

Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, прильем 1 мл этилового спирта, помешаем стеклянной палочкой и подожжем. Вначале пламя будет бесцветное, но через некоторое время языки пламени окрашиваются в карминово-красный цвет.

Справка: Качественной реакцией определения ионов стронция – пламя. Результат - пламя карминово-красного цвета.

Вывод: Следовательно, в вытяжке табака есть ионы стронция.

Ведется сравнение результатов опытов групп и делается общий вывод.

Общий вывод:

В сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется она даже в табачном дегте.

Вывод: -Что является главным ядом табака?

-Положительно или отрицательно он влияет на организм?

-На какую чашу весов, с точки зрения химии, мы бросаем горошину?

III. Рефлексия.

Учитель СБО: В настоящее время курение стало проблемой

общечеловеческого значения. Курение – это самое массовое, к

сожалению, увлечение всех людей. Это настоящая эпидемия,

которая захватывает все больше и больше.

(просмотр танца «Никотин» в исполнении ансамбля современного

танца «Энжелс»)

Учитель ест-я: В России ежегодно умирает от курения до 0,5 млн. человек.

Поэтому наша страна решила присоединиться ко Всемирной

конвенции по борьбе с курением. Уже 172 страны мира

подписали документы Конвенции.

Учитель СБО: В России приняты законы, запрещающие рекламу табака и

курение в общественных местах.

Учитель ест-я: Ни один из выдающихся спортсменов нашей страны не

курит.

Учитель СБО: Итак, перед нами два цветка: черный и зеленый. Черный – это

Цвет смерти. Зеленый – это цвет жизни. Это как две чаши

Весов: «за» и «против».

- Какая чаша перевесит?

-Что дает нам курение? (плохой цвет лица, болезни, проблемы

В семье, больные дети)

-Что приносит жизнь без курения? (здоровье, радость,

Здоровые дети, крепкая семья, общение).

Учитель СБО: У вас еще есть время подумать, что вы выбираете.

Пусть вашим талисманом будет зеленый цвет – цвет жизни.

А то, что лежало в черном ящике, пусть там и остается. А

всем ребятам и гостям мы хотим подарить маленький

талисман – зеленый цветочек. Будьте здоровы! Спасибо

всем за урок!





Конспект интегрированного урока СБО-химия "Сигарета: "За" или "Против" 11 класс
  • Другое
Описание:

Данный урок является интегрированным (СБО и химия) и проводится в 11 классе коррекционной школы VIII вида.

В конспекте даны цели, задачи, оформление урока.

На этапе актуализации знаний и постановки проблемы дети пробуют догадаться, о чем пойдет речь на уроке (что в черном ящике?). Уже в самом начале урока ставим детей перед выбором. Это как две чаши весов "за" и "против".

На втором этапе рассматриваем процесс курения со всех точек зрения и доказываем его пагубное влияние.

На этапе рефлексии опять предлагаем детям сделать выбор (два цветка: зеленый и черный) и вывод: что приносит нам курение? что дает жизнь без курения? 

Автор Треничева Галина Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 401
Номер материала 40606
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓