Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
1
|
В начале (перед
уроком, когда все собираются) звучит песня В. Толкуновой «Поговори со мною,
мама»
Ключевые слова: поздравление,
праздник, благодарность, пожелание, комплимент, символ, ритуал, День матери,
Новый год, день рождения, День Победы
|
|
2
|
1) О чем пойдет
речь на этом уроке?
2) Какие бывают
праздники?
3) С какой целью
проводятся праздники?
Беседа: «Почему
важно хранить, соблюдать традиции?»
4) Что лично вам
дают семейные праздники?
5) Какие
праздники вы помните, любите?
6) В связи с чем
появляются новые праздники? (новые традиции, День семьи, любви и верности (8
июля) - память о Петре и Февронии)
7) Какой
праздник мы скоро будем отмечать?
|
1) Поздравление
к праздникам.
2)
Государственные (с перечислением), религиозные, ведомственные, домашние,
общенародные праздники.
3) Воспитание
патриотизма, гражданственности.
4) Дань памяти,
сохранение традиций, знание истории и т.п.
Общенародный
праздник – День матери.
|
Историческая
справка о Дне матери (небольшое сообщение ученика)
|
1 ученик
выступает с сообщением.
|
3
|
С праздником
принято поздравлять близких, родных, знакомых…
Поздравлять
можно как?
Почему открытки
(открытые письма) появились только в конце 19 – начале 20 вв.?
Сообщение
ученика о происхождении открытки.
Вообще надо
сказать, это слово рождало много споров. Прижился этот вид корреспонденции
как очень удобный.
Ранее
поздравления встречались в качестве небольшой приписки в письмах, посланиях,
писались оды (например, М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны,
1747 г.»).
Нужно отметить и
то, что развернутую поздравительную речь в переписке наших классиков мы не
найдем (примеры: «С Новым годом, с новым счастьем, милая моя актрисуля, жена
моя! Желаю тебе всего, что тебе нужно и чего ты заслуживаешь…» (А.П. Чехов
жене Ольге Леонардовне Книппер – Чеховой, актрисе Художественного театра).
|
Устно, при
встрече, по телефону, смс-сообщением.
Письменно при
помощи открытки, телеграммы.
Сообщение
ученика о происхождении открытки.
|
ТЕМА УРОКА:
«ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО»
|
|
Вспомним
структуру письма (проверяем на слайде)
А) Структура
открытки (открытого письма) несколько иная:
1. Обращение.
1.
Поздравление
(праздник, День матери, День Победы, Новый год…).
Виды
праздников: государственные, религиозные, ведомственные, семейные.
2. Комплимент,
признание заслуг.
3. Пожелание
(традиционное пожелание: здоровья, счастья, успехов).
4. Подпись.
Б) Какие
этикетные нормы необходимо соблюдать?
Что такое
комплимент? Чем он отличается от поздравления?
Психологи
отмечают, как важно человеку, особенно молодому, хорошо думать о себе, иметь
в сознании свой положительный образ.
Чаще комплименты
говорят девушкам, женщинам, реже – мужчинам.
Но необходимо
помнить об уместности комплимента.
Обычай в нашем
обществе – говорить человеку хорошее о нем – возник не случайно: он помогает
нам в общении, в наших взаимоотношениях.
Взрослые – не
дети. Но они тоже поддаются силе слова. Хорошее активизирует человека,
поощряет его к хорошему действию. Сколько же существует способов сделать
комплимент? Как вы думаете? Конечно же, очень много.
Итак, комплимент
- это положительная, правдивая, искренняя оценка собеседника. Он помогает
создать у него хорошее настроение.
Вы
(ты)
|
добрый
смелый
откровенный
деликатный
|
Вы
(ты) так
|
добры…
смелы…
откровенны...
деликатны…
|
ХВАЛЯ,
-
говорите правду, искренно;
- с
интонацией;
- глядя
на того, кого вы хвалите.
А почему, на ваш
взгляд, в открытках не должно быть указания даты, постскриптума?
|
Обучающиеся
вспоминают изученный материал, проверяют себя (по слайду).
Обучающиеся в
тетрадях рисуют схему (структуру) по памятке – см. приложение 3.
|
Какая типичная
форма поздравления существует, что обычно желают?
Да, верно. Но
ведь мы (адресанты) посылаем поздравление конкретному адресату, человеку,
которого мы любим, уважаем, которому благодарны и т.п.
Поэтому давайте
будем учиться писать поздравление, адресованное конкретному человеку, чтобы
он почувствовал наше тепло, искреннее расположение.
|
4
|
Письмо
открытое, поэтому важно помнить и следовать и структуре написания открытки, и
важно помнить о том, что мы показываем в ней и свои грамотность, общую
культуру, знание правил этикета. Поэтому вернемся к русскому языку.
Какие правила
грамматики необходимо соблюдать при написании открытки?
А это
следующие правила:
·
правописание
имен собственных,
·
непроизносимые
согласные,
·
обращение
(вы/Вы, тебя, Вас/вас) (если коллектив в целом, то форма «вас», «ваши
успехи»…)
|
Упражнения
по отработке навыков правильного написания поздравительной открытки ко Дню
матери:
Поздравляю
тебя, моя дорогая, с днем рождения!
Поздравляю
тебя с Днем матери, этим светлым и нежным праздником!
Не болей,
радуйся жизни. Мы любим тебя!
Твои Миша,
Лизонька, Андрей.
|
5
|
Практическое
занятие
В кругу слов
конкретизируйте, имея в виду того человека, которому оно адресовано.
Берем родовое
понятие, к нему находим видовое, или проще: целое – часть, общее – частное.
Вначале для себя
дадим определение следующих понятий:
Ø Здоровье
(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова) – правильная, нормальная
деятельность живого организма (выделяем частное, имея в виду конкретного
человека, что ему будет приятно).
Примеры:
здоровья доброго, крепкого; не болеть, душевного спокойствия, долгих лет
жизни, скорейшего выздоровления, никогда не унывать.
Ø Счастье («Толковый
словарь русского языка» С.И. Ожегова) – чувство и состояние полного
удовлетворения.
Примеры: счастья
семейного, полного; хороших и верных друзей, благополучия; успешной сдачи
экзаменов; 100 баллов на ЕГЭ; богатого урожая.
Ø Успех
(«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова) – удача в достижении чего-либо,
желательный исход дела.
Примеры: успехов
в воспитании детей, внуков, успехов в работе, продвижения по карьерной
лестнице.
|
Схема –
приложение 3.
|
6.
|
Обучающиеся под
музыку подписывают открытки своим мамам, правильно оформив текст открытки и
адрес (возможно в цвете).
|
|
6
|
ДЗ: Отправить
подписанную открытку одним из возможных способов:
1)
Отправить
открытку через почтовое отделение, опустив ее в специальный акционный ящик);
2)
Вручить
открытку лично в руки маме;
3)
Самому
опустить открытку для мамы в почтовый ящик своей квартиры.
|
Домашнее задание
(запись в
дневниках)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.