Открытый урок "Мы умеем
общаться? ! ... "
Аннотация
на интегрированный урок русского языка и
риторики
(кейс-технология)
«Мы
умеем общаться?!...»
Кейс-метод
для школы является инновационным и прогрессивным (впервые опробован в России в
20-е гг. 20 века в МГУ им. М.В. Ломоносова).
Кейс-метод
хорошо вписывается в ФГОС второго поколения, так как позволяет перейти к
ситуационной методике обучения, формировать ключевые компетенции; аналитические,
творческие и коммуникативные навыки.
Этот метод
позволяет решать следующие задачи:
- Систематизировать
имеющиеся знания, формировать навыки культуры устной речи, культуры
поведения;
- Уметь
применять полученные знания в практике личной жизни (применять теоретические
знания в практической ситуации);
- Уметь
добывать из различных источников новое знание;
- Уметь
работать в группе, брать на себя определенные роли, нести ответственность
за результаты работы группы и личные результаты;
- Уметь
презентовать результаты работы, создавать готовый продукт;
Планируя урок
с использованием кейс-метода, нам самим было необходимо хорошо представить ту
жизненную проблему, которая будет актуальной, востребованной для обучающихся.
8 класс -
подростковый возраст, когда уровень скептицизма, пренебрежения общепринятыми
нормами порой зашкаливает, а тяга к общению, самовыражению достаточно велика,
поэтому мы решили показать обучающимся, что общаться можно красиво, интересно,
интеллигентно и очень весело.
Была взята
жизненные ситуации: день рождения, классный вечер. Какими они должны быть?
Формируя
задания и содержание кейсов, мы предложили обучающимся рассмотреть ситуации
этих мероприятий от первого шага – приглашение (составление открытки, афиши,
текст и форма устного приглашения), встреча гостей, ход самого праздника
(поздравление, комплимент, анекдот и т. д.) до самого последнего, завершающего
шага (проводы гостей, процедура прощания).
В заданиях
кейсов было предусмотрено и то, чтобы обучающиеся увидели различия в проведении
домашнего праздника и классного мероприятия.
Учитывали мы
и то, чтобы в содержании кейса была заложена интрига, элемент игры (в нашем
случае – ожидание предстоящего праздника – урок проводился в канун Нового года),
знакомство с богиней красноречия Пейто и др. (см. конспект урока).
Урок с
использованием кейс-технологии имеет достаточно жесткую структуру и жесткие
временные рамки:
- Инструктаж,
введение в проблему (5 минут),
- Работа
обучающихся с кейсами (12-15 минут).
- Презентация
результатов работы группы (8 минут),
- Рефлексия
(7 минут).
Роль
учителя определяется в зависимости от типа урока. В нашем случае – эксперт.
Презентация
результатов работы групп была настолько разнообразна по форме и по подаче
материала, что эмоциональный настрой, устойчивое внимание всех присутствующих
на уроке было налицо.
С большим
интересом обучающиеся выполняли практическую часть заданий.
Рефлексия –
это один из видов обратной связи – показала, что цель была достигнута: обучающиеся
проявили явный интерес к новому знанию, которое добывали самостоятельно, упражнялись
в различных этикетных нормах.
Использование
кейс-метода в данном уроке решало задачу развития устной и письменной речи.
Домашнее
задание логично завершило урок: провести классный новогодний вечер в соответствии
с требованиями культуры речи, общего этикета.
Работа обучающихся
была оценена уже в ходе подготовки классного мероприятия.
Ход урока:
Самая большая роскошь на Земле –
это роскошь человеческого общения.
(А. де С. Экзюпери)
План
урока:
Этап
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
- Организационный
момент
|
Настрой
учителя и учащихся на урок.
Постановка
цели и задач на урок.
|
- Вступительное
слово учителей (2 минуты)
|
80%
|
|
всей
|
своей
|
жизни
|
|
посвящает
общению: с близкими, друзьями,
|
случайными
|
знакомыми,
|
|
взаимодействует с
другими людьми.
|
|
И
один чувствует себя комфортно, да и
|
другим
с ним легко, приятно общаться, а
|
другой
- неразговорчив, молчалив, угрюм,
|
раздражителен,
|
агрессивен.
|
|
бывает,
что общение с одним приятно, с
|
другим - тяготит нас,
раздражает?
|
|
Почему
мы иногда теряемся и не знаем,
|
что
|
и
как ответить на заданный вопрос.
|
Почему
это происходит? Почему первыми
|
школами
были школы риторов, где учили
|
общению,
|
умению
|
убеждать?
|
|
тысячи
жизненных ситуаций требуют от нас
|
определенных
|
навыков,
|
знаний,
|
|
откуда
они к нам пришли? Много вопросов
|
попытаемся
|
сегодня
|
порассуждать
|
одной
|
ситуации
|
как
|
|
комфортное
|
общение
|
на
|
|
мероприятиях,
как к ним готовиться, что
|
нужно знать и уметь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для
того, чтобы разобраться в этой ситуации, мы организовали с вами шесть групп,
каждая из которых дома работала над некоторыми материалами к сегодняшнему
занятию, которые и должны, и могут помочь разобраться в проблеме и получить
ответы на вопросы, которые вами были поставлены.
|
|
- Инструктаж
(1 минута)
|
|
Каждая
|
группа
|
получитт
|
|
сейчасс
|
пакет
|
(кейс)
|
с
|
заданием,,,
|
которое
|
вы
|
должныы
|
будете
выполнить в течение 10-12 минут.
|
|
Первое:
|
необходимо
|
очень
|
внимательно
|
прочитать
его, вникнуть в смысл и поэтапно
|
начать
|
|
выполнять
|
его.
|
|
Материалы,
|
заложенные
в кейсы, - вам помощники.
|
|
Bторое:
|
распределитесь,
кто какое задание
|
(вопрос)
|
будет
|
изучать,
|
а
|
потом
|
|
анализировать,
отвечать на вопрос.
|
|
|
Помните,
|
что
|
от
|
каждого
|
из
|
вас
|
|
потребуется
|
применение
|
определенных
|
|
умений,й,
|
чтобы
|
грамотно
|
и
|
оперативно
|
|
справиться
с заданием.
|
|
|
|
|
|
|
Дискуссия,
|
обсуждение
|
приветствуется
|
|
как
и в ходе выполнения задания, так и в
|
|
период
|
отчета
|
(учащимся
|
разрешается
|
|
подходить
|
к
|
дополнительной
|
литературе,
|
|
подготовленной
к уроку: словарям, книгам,
|
|
использовать
|
Интернет
|
|
(выход
|
|
через
|
|
планшет).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Работа
в группах (6 групп)
(10-12 минут)
|
Учителя консультируют, наблюдают за
|
работой
учащихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итак,
1 кейс
|
|
(задание
озвучивает сам учитель со слайда)
|
При прослушивании ответов возможен
|
комментарий
или дополнительные вопросы
|
со
стороны учителя.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Переходим
|
ко
|
|
|
2 кейсу (чтение учителем
|
|
|
слайда)
|
|
|
|
|
|
|
|
Кажется,
|
чего
|
|
|
вручить
подарок, но ведь надо знать, как
|
|
|
|
|
|
|
правильно это сделать.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель обращает внимание учащихся на то., то,
|
|
как
важно выполнение одного из главных
|
|
правил
|
этикета
-
|
|
|
поздравления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 кейс
(задание
озвучивает сам учитель)
Вы
не знаете, откуда к нам пришло слово (слово «комплимент»), что оно означает в
дословном переводе.
|
Учащиеся
читают наизусть (выразительно) стихотворение Б. Окуджавы «Давайте говорить
друг другу комплименты»
|
4 кейс
(задание
озвучивает сам учитель)
Кажется,
какое отношение к нашему сегодняшнему разговору о возвышенном, красивом,
добром имеет анекдот?
Всегда
ли смешное к месту, всегда ли оно доброе?
|
|
5 кейс
Задания
5 кейса были одними из самых сложных: от этой группы требовалось внимательное
слушание всех ответов, выработки рекомендаций к тем жизненным ситуациям, с
которыми нам всем приходиться часто сталкиваться.
Послушаем,
как ребята справились с этим заданием.
|
|
6 кейс
Вот тут нас с вами ждет, кажется, полная
|
|
неожиданность.
И разобраться в ситуации
|
|
поможет
экскурс в историю.
|
|
|
|
|
Слово
|
передается
|
|
|
|
|
учителю
истории (небольшое выступление
|
на
0,5 мин. о древнегреческих богинях и
|
богах).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какое
|
же
|
отношение
|
|
|
к сегодняшнему
|
разговору
|
имеет
|
эта I
|
|
|
величественная
|
и
|
прекрасная
|
богиня
I
|
красноречия
Пейто?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представьте
|
на
|
мгновение,
|
что i
|
|
закончился
у кого-то из вне праздник - день
|
рождения.
|
Вечер,
,
|
уже
темно, дома ждут;
|
родители,
|
а расходиться
|
не
|
хочется,
|
так
|
было уютно и комфортно,
все стали такими
|
|
близкими, родными.
|
|
|
|
|
|
|
Как
сохранить такое состояние души?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Может
быть, хорошей задорной русской песней – к сожалению, они сегодня звучат так
редко среди нас.
|
Выходят
учащиеся, исполняют «Прощальную заздравную песню»
|
- Анализ
работы групп (5 минут Х 6 групп = 30
минут)
|
|
|
- Подведение
итога урока (3-5 минут)
|
Рефлексия
|
|
- Домашнее
задание
(1-2
минуты)
|
ДЗ
1
группа:
составить сценарий классного мероприятия, посвященного встрече Нового года.
2
группа:
составить сценарий классного мероприятия, посвященного католическому
Рождеству.
3
группа:
составить сценарий классного мероприятия, посвященного православному
Рождеству.
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.