Главная / Русский язык и литература / Конспект интегрированного урока русского языка, риторики по теме "Мы умеем общаться?!..."

Конспект интегрированного урока русского языка, риторики по теме "Мы умеем общаться?!..."

Открытый урок "Мы умеем общаться? ! ... "

Аннотация на интегрированный урок русского языка и риторики (кейс-технология) «Мы умеем общаться?!...»

Кейс-метод для школы является инновационным и прогрессивным (впервые опробован в России в 20-е гг. 20 века в МГУ им. М.В. Ломоносова).

Кейс-метод хорошо вписывается в ФГОС второго поколения, так как позволяет перейти к ситуационной методике обучения, формировать ключевые компетенции; аналитические, творческие и коммуникативные навыки.

Этот метод позволяет решать следующие задачи:

  • Систематизировать имеющиеся знания, формировать навыки культуры устной речи, культуры поведения;

  • Уметь применять полученные знания в практике личной жизни (применять теоретические знания в практической ситуации);

  • Уметь добывать из различных источников новое знание;

  • Уметь работать в группе, брать на себя определенные роли, нести ответственность за результаты работы группы и личные результаты;

  • Уметь презентовать результаты работы, создавать готовый продукт;



Планируя урок с использованием кейс-метода, нам самим было необходимо хорошо представить ту жизненную проблему, которая будет актуальной, востребованной для обучающихся.

8 класс - подростковый возраст, когда уровень скептицизма, пренебрежения общепринятыми нормами порой зашкаливает, а тяга к общению, самовыражению достаточно велика, поэтому мы решили показать обучающимся, что общаться можно красиво, интересно, интеллигентно и очень весело.

Была взята жизненные ситуации: день рождения, классный вечер. Какими они должны быть?

Формируя задания и содержание кейсов, мы предложили обучающимся рассмотреть ситуации этих мероприятий от первого шага – приглашение (составление открытки, афиши, текст и форма устного приглашения), встреча гостей, ход самого праздника (поздравление, комплимент, анекдот и т. д.) до самого последнего, завершающего шага (проводы гостей, процедура прощания).

В заданиях кейсов было предусмотрено и то, чтобы обучающиеся увидели различия в проведении домашнего праздника и классного мероприятия.

Учитывали мы и то, чтобы в содержании кейса была заложена интрига, элемент игры (в нашем случае – ожидание предстоящего праздника – урок проводился в канун Нового года), знакомство с богиней красноречия Пейто и др. (см. конспект урока).

Урок с использованием кейс-технологии имеет достаточно жесткую структуру и жесткие временные рамки:

  1. Инструктаж, введение в проблему (5 минут),

  2. Работа обучающихся с кейсами (12-15 минут).

  3. Презентация результатов работы группы (8 минут),

  4. Рефлексия (7 минут).

Роль учителя определяется в зависимости от типа урока. В нашем случае – эксперт.

Презентация результатов работы групп была настолько разнообразна по форме и по подаче материала, что эмоциональный настрой, устойчивое внимание всех присутствующих на уроке было налицо.

С большим интересом обучающиеся выполняли практическую часть заданий.

Рефлексия – это один из видов обратной связи – показала, что цель была достигнута: обучающиеся проявили явный интерес к новому знанию, которое добывали самостоятельно, упражнялись в различных этикетных нормах.

Использование кейс-метода в данном уроке решало задачу развития устной и письменной речи.

Домашнее задание логично завершило урок: провести классный новогодний вечер в соответствии с требованиями культуры речи, общего этикета.

Работа обучающихся была оценена уже в ходе подготовки классного мероприятия.

Ход урока:

Самая большая роскошь на Земле

это роскошь человеческого общения.

(А. де С. Экзюпери)

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Настрой учителя и учащихся на урок.

Постановка цели и задач на урок.

  1. Вступительное слово учителей (2 минуты)

80%


всей

своей

жизни


посвящает общению: с близкими, друзьями,

случайными

знакомыми,


взаимодействует с другими людьми.


И один чувствует себя комфортно, да и

другим с ним легко, приятно общаться, а

другой - неразговорчив, молчалив, угрюм,

раздражителен,

агрессивен.


бывает, что общение с одним приятно, с

другим - тяготит нас, раздражает?


Почему мы иногда теряемся и не знаем,

что

и как ответить на заданный вопрос.

Почему это происходит? Почему первыми

школами были школы риторов, где учили

общению,

умению

убеждать?


тысячи жизненных ситуаций требуют от нас

определенных

навыков,

знаний,


откуда они к нам пришли? Много вопросов

попытаемся

сегодня

порассуждать

одной

ситуации

как


комфортное

общение

на


мероприятиях, как к ним готовиться, что

нужно знать и уметь.








Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, мы организовали с вами шесть групп, каждая из которых дома работала над некоторыми материалами к сегодняшнему занятию, которые и должны, и могут помочь разобраться в проблеме и получить ответы на вопросы, которые вами были поставлены.



  1. Инструктаж (1 минута)


Каждая

группа

получитт


сейчасс

пакет

(кейс)

с

заданием,,,

которое

вы

должныы

будете выполнить в течение 10-12 минут.


Первое:

необходимо

очень

внимательно

прочитать его, вникнуть в смысл и поэтапно

начать


выполнять

его.


Материалы,

заложенные в кейсы, - вам помощники.


Bторое:

распределитесь, кто какое задание

(вопрос)

будет

изучать,

а

потом


анализировать, отвечать на вопрос.



Помните,

что

от

каждого

из

вас


потребуется

применение

определенных


умений,й,

чтобы

грамотно

и

оперативно


справиться с заданием.







Дискуссия,

обсуждение

приветствуется


как и в ходе выполнения задания, так и в


период

отчета

(учащимся

разрешается


подходить

к

дополнительной

литературе,


подготовленной к уроку: словарям, книгам,


использовать

Интернет


(выход


через


планшет).

















  1. Работа в группах (6 групп)
    (10-12 минут)

Учителя консультируют, наблюдают за

работой учащихся.











Итак, 1 кейс


(задание озвучивает сам учитель со слайда)

При прослушивании ответов возможен

комментарий или дополнительные вопросы

со стороны учителя.







Переходим

ко


2 кейсу (чтение учителем


слайда)







Кажется,

чего


вручить подарок, но ведь надо знать, как




правильно это сделать.









Учитель обращает внимание учащихся на то., то,

как важно выполнение одного из главных

правил

этикета -


поздравления.








3 кейс

(задание озвучивает сам учитель)

Вы не знаете, откуда к нам пришло слово (слово «комплимент»), что оно означает в дословном переводе.

Учащиеся читают наизусть (выразительно) стихотворение Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

4 кейс

(задание озвучивает сам учитель)

Кажется, какое отношение к нашему сегодняшнему разговору о возвышенном, красивом, добром имеет анекдот?

Всегда ли смешное к месту, всегда ли оно доброе?





5 кейс

Задания 5 кейса были одними из самых сложных: от этой группы требовалось внимательное слушание всех ответов, выработки рекомендаций к тем жизненным ситуациям, с которыми нам всем приходиться часто сталкиваться.

Послушаем, как ребята справились с этим заданием.



6 кейс

Вот тут нас с вами ждет, кажется, полная


неожиданность. И разобраться в ситуации


поможет экскурс в историю.





Слово

передается




учителю истории (небольшое выступление

на 0,5 мин. о древнегреческих богинях и

богах).















Какое

же

отношение




к сегодняшнему

разговору

имеет

эта I



величественная

и

прекрасная

богиня I

красноречия Пейто?













Представьте

на

мгновение,

что i


закончился у кого-то из вне праздник - день

рождения.

Вечер, ,

уже темно, дома ждут;

родители,

а расходиться

не

хочется,

так

было уютно и комфортно, все стали такими


близкими, родными.







Как сохранить такое состояние души?



Может быть, хорошей задорной русской песней – к сожалению, они сегодня звучат так редко среди нас.

Выходят учащиеся, исполняют «Прощальную заздравную песню»

  1. Анализ работы групп (5 минут Х 6 групп = 30 минут)









  1. Подведение итога урока (3-5 минут)

Рефлексия



  1. Домашнее задание

(1-2 минуты)

ДЗ

1 группа: составить сценарий классного мероприятия, посвященного встрече Нового года.

2 группа: составить сценарий классного мероприятия, посвященного католическому Рождеству.

3 группа: составить сценарий классного мероприятия, посвященного православному Рождеству.











Конспект интегрированного урока русского языка, риторики по теме "Мы умеем общаться?!..."
  • Русский язык и литература
Описание:

     Кейс-метод для школы является инновационным и прогрессивным (впервые опробован в России в 20-е гг. 20 века в МГУ им. М.В. Ломоносова).

     Кейс-метод хорошо вписывается в ФГОС второго поколения, так как позволяет перейти к ситуационной методике обучения, формировать ключевые компетенции; аналитические, творческие и коммуникативные навыки.

     Этот метод позволяет решать следующие задачи:

  • Систематизировать имеющиеся знания, формировать навыки культуры устной речи, культуры поведения;
  • Уметь применять полученные знания в практике личной жизни (применять теоретические знания в практической ситуации);
  • Уметь добывать из различных источников новое знание;
  • Уметь работать в группе, брать на себя определенные роли, нести ответственность за результаты работы группы и личные результаты;
  • Уметь презентовать результаты работы, создавать готовый продукт;

 

     Планируя урок с использованием кейс-метода, нам самим было необходимо хорошо представить ту жизненную проблему, которая будет актуальной, востребованной для обучающихся.

     8 класс - подростковый возраст, когда уровень скептицизма, пренебрежения общепринятыми нормами порой зашкаливает, а тяга к общению, самовыражению достаточно велика, поэтому мы решили показать обучающимся, что общаться можно красиво, интересно, интеллигентно и очень весело.

     Была взята жизненные ситуации: день рождения, классный вечер. Какими они должны быть?

     Формируя задания и содержание кейсов, мы предложили обучающимся рассмотреть ситуации этих мероприятий от первого шага – приглашение (составление открытки, афиши, текст и форма устного приглашения), встреча гостей, ход самого праздника (поздравление, комплимент, анекдот и т. д.) до самого последнего, завершающего шага (проводы гостей, процедура прощания).

     В заданиях кейсов было предусмотрено и то, чтобы обучающиеся увидели различия в проведении домашнего праздника и классного мероприятия.

     Учитывали мы и то, чтобы в содержании кейса была заложена интрига, элемент игры (в нашем случае – ожидание предстоящего праздника – урок проводился в канун Нового года), знакомство с богиней красноречия Пейто и  др. (см. конспект урока).

     Урок с использованием кейс-технологии имеет достаточно жесткую структуру и жесткие временные рамки:

  1. Инструктаж, введение в проблему (5 минут),
  2. Работа обучающихся с кейсами (12-15 минут).
  3. Презентация результатов работы группы (8 минут),
  4. Рефлексия (7 минут).

Роль учителя определяется в зависимости от типа урока. В нашем случае – эксперт.

     Презентация результатов работы групп была настолько разнообразна по форме и по подаче материала, что эмоциональный настрой, устойчивое внимание всех присутствующих на уроке было налицо.

     С большим интересом обучающиеся выполняли практическую часть заданий.

     Рефлексия – это один из видов обратной связи – показала, что цель была достигнута: обучающиеся проявили явный  интерес к новому знанию, которое добывали самостоятельно, упражнялись в различных этикетных нормах.

     Использование кейс-метода в данном уроке решало задачу развития устной и письменной речи.

     Домашнее задание логично завершило урок: провести классный новогодний вечер в соответствии с требованиями культуры речи, общего этикета.

 

     Работа обучающихся была оценена уже в ходе подготовки классного мероприятия.

Автор Шатунова Анастасия Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 636
Номер материала 51604
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓