Главная / Математика / Конспект интегрированного урока по теме

Конспект интегрированного урока по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18» ЭМР Саратовской области.





Интегрированный урок русского языка и математики в 6 А классе:

«Путешествие в страну суффиксов и дробей»






Подготовили

учитель русского языка Герасимова Ольга Николаевна

учитель математики Пастухова Наталья Алексеевна











Цели и задачи урока: 

Метапредметная: показать связь математики и русского языка на уроках математики и русского языка. Закрепить знания учащихся по темам математики: "Умножение и деление дробей" и русского языка: « Суффиксы имен существительных»

Развивающие:

1.продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной и исследовательской деятельности;

2.создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся; 3.продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

Воспитательные: 

1.формировать эстетический вкус к слову;

2.содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;  

3.направить деятельность учащихся на создание  творческого продукта.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности через синтезированную интеграцию).

Форма урока: путешествие по стране Знаний

Методы и приемы: фронтальная работа; работа в парах, в группе, индивидуальная; взаимопроверка; самооценка; беседа; исследование; наблюдение; упражнение; творческая работа.

Технологии:

1.Игровая технология.

2. Здоровьесберегающая технология.

3.Диалоговая технология.

4.Технология речевого развития.

5. Проблемно- исследовательская технология.

6. Технология дифференцированного обучения.

Ресурсы: презентация, карточки с дифференцированным заданием по русскому языку, набор картинок с рабочими строительных профессий, мультимидийный проектор, компьютер, экран, ларчик.

Ход урока:

1) Учитель русского языка (Р): Сегодня у нас необычный урок, урок математики совместно с уроком русского языка. Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучить математики». На протяжении всего урока мы попробуем проследить связь между математикой и русским языком. (Слайд 1)

 Учитель математики (М): 

М: Нет ничего важнее той науки,

     Что люди математикой зовут.

     Что людям могут дать пустые звуки?

     Писать стихи, ну разве это труд?

Р: Нет ничего ужасней чисел скучных

    Каких-то формул, множества нулей.

    А слово нужное? Оно ведь лечит душу

    И в трудный час нас делает сильней.

М: Но математику учил ракет создатель

     И в космос полетели мы без вас.

Р: Нет! Первым в космос полетел писатель,

    Писатель тот, который был фантаст.

М: Друг мой! Не надо ссор,

     Решим сейчас мы этот спор.

Р: Чтобы решить этот спор, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране знаний.

2) Первая станция, на которой мы останавливаемся «Игровая». Посмотрите на слайде и найдите «Третье лишнее». (слайд 2)

1) Кружок, дружок, горошек;

2) Прокатчик, фонарщик, прицепщик; +

3) Карандашик, чертежик, молоточек;

-на какое правило эти примеры? (после шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква о, без ударения буква е);

-на какое правило эти примеры? (в суффиксах существительных чик-щик после букв д-т-з-с-ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ);

-на какое правило эти примеры? (чтобы правильно написать гласные в суффиксе ек-ик, надо просклонять эти существительные. Если гласный выпадает, то в суффиксе надо писать букву е, если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и).

3) М: Какой компонент действий с дробями здесь лишний? (сумма). (слайд 3)

Компоненты каких действий здесь представлены? (Компоненты умножения: множитель, множитель, произведение). Как найти неизвестный множитель?

(Компоненты деления: делимое, делитель, частное). Как найти неизвестное делимое?

4) Р: Выполнив эти задания, вы вспомнили некоторые правила по русскому языку и математике, а теперь подумайте, что мы будем повторять на уроке по предмету русский язык?

М: А по предмету математики? (слайд 4)

Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока по математике. И продолжаем наше путешествие.

5) М: Мы подъезжаем к станции «Отвечайка» (слайд 5)

Выполните задания устно.

1. Сравните hello_html_67b41b69.gif 2. Найдите: hello_html_m461c6a8b.gif 3) Найдите hello_html_m7de0e19.gif 4) hello_html_m4804a376.gif 5) Сравните hello_html_m7359b989.gif

6) Найдите hello_html_m505d56da.gif.

Ответы: ( на сладе)

6) Р: Мы остановились на станции « Историческая».  (слайд 6)

Ученики подготовили материал о словах, которые сегодня будут чаще всего звучать «умножение» и «деление»

В это время 1 ученик делает на доске морфемный разбор слов «умножение, деление».

1)Толковый словарь Ожегова дает такое определение:

Умножение - математическое действие, посредством которого заменяют сумму нескольких одинаковых слагаемых одним числом. Например: Таблица умножения.

Слову «деление» толковый словарь Ожегова дает такое определение:

  1. расстояние между двумя отметками на измерительной шкале, например деления на термометре. 
    Пример: столбик в термометре поднялся на два деления.

  2. обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. 

2)В этимологическом словаре: Слово «умножить» образовано из праславянской формы, от которой произошло старославянское мъногъ.

Слово «деление» происходит от глагола делить, который образован из праславянской формы, переводится «часть, доля».

3)Из словаря синонимов я подобрал синонимы к слову «умножить»: перемножить; увеличить, усилить, приумножить.

Слово «деление»: дробить, раздроблять, разделять.

Р: Проверим работу одноклассника у доски.

1 ученик с места проверяет.

7) М: Мы остановились на станции «Исследовательская». (слайд 7)

Запишите в тетради номер варианта. Выполните самостоятельную работу.

1 вариант 2 вариант

hello_html_593450ec.gifhello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m6dac042c.gif

М: Выполните самопроверку ответов. Напротив правильного ответа поставьте карандашом «+».

Ответы: Ответы: (слайд 8)

hello_html_85e7725.gifhello_html_4bb9369b.gif

М: Одно из значений слова «умножение» - «увеличение», т.е. получение в результате больше. А одно из значений слова «деление» - «дробление», т.е. получение меньшего. А всегда ли это так?

Сравните первый множитель и произведение. Сравните делимое и частное.

Когда действие приводит к уменьшению числа, а когда – к увеличению?

Сравните, не выполняя вычислений.

hello_html_6843fb4e.gifhello_html_6856dc20.gif

М: Выполните самопроверку ответов. Напротив правильного ответа поставьте карандашом «+».

hello_html_m655eadd9.gifhello_html_381c77e7.gif

8) Р: Следующая станция «Русский язык». (прикрыть проектор)

У вас на столах лежат разноцветные карточки . На них задания разного уровня : легкие, средние, сложные. Вам дается несколько минут для выполнения этого задания. На доске 2 ученика выполняют аналогичное задание.

Синяя карточка: Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Зеленая карточка: Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.
Красная карточка: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы –ек,-ик.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючийклубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячийкомоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.

Р: Проверим задание на доске.

9) Р: Долгожданная станция «Перемена». Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас-

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А под нами весело шелестит листва-

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзины ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять» будем дружно мы скакать.

Ну а по команде «шесть» всем за парты тихо сесть. (открыть проектор)

10) М: Приблизились к станции «Математическая». ( Ларч…к. слайд 9).

На столе у нас стоит ларчик, чтобы его открыть, вам придется потрудиться. Давайте решим задачу. Прочитайте текст задачи.

Замоч…к тяжелее, чем ключ…к на 480г. Масса ключ…ка составляет hello_html_63234fa9.gifмассы замочка. Какова масса ключика и масса замочка?

М: О чем задача?

Р: Как правильно написать слова, в которых пропущены буквы?

М: Запишем кратко условие в тетради. (Одновременно условие появляется на слайде). Каков вопрос задачи? (Значит масса замочка и ключика неизвестна).

Что известно о массе ключика? Что известно о массе замочка? Каким способом будем решать задачу? Какую величину удобнее принять за х? (После обсуждения, один учащийся решает на доске, остальные в тетради на месте).

Решение.

Пусть хг- масса замочка, тогда х г - масса ключика. Замочек тяжелее ключика на 480г. Составим и решим уравнение.

М: Как мы узнаем на сколько одна величина больше другой? (Находим разность большей и меньшей величин).

hello_html_m410f4ec.gif

600г – масса замочка.

  1. 600 – 480 = 120(г )- масса ключика.

  2. Ответ: 600г, 120г.

М: Ларчик открылся. (Достаем картинки с рабочими строительных профессий.)

11) Р: Мы прибыли на станцию «Творчество». (Проектор прикрыть)

Мы знаем, что суффиксы чик-щик называют лица по их профессии.

Представьте, что вы корреспонденты и должны написать статью о строителях. Напишите 3 предложения о людях, которые строят дом. Какие профессии вы вспомните?

- Зачитаем 2 примера.

12) Станция «Строительная» (Слайд 10). (Проектор открыть)

М: При строительстве дома важно не только запланировать сроки строительства, но и время работы на различных этапах строительства: закладке фундамента, возведении стен, внутренних работах. Эти виды работ выполняются людьми строительных профессий. Решим задачу.

Строительство короба дома планировалось выполнить за 320 дней. Бетон…ки должны выполнить свою работу за hello_html_623e5dff.gif всего времени строительства; уклад…ки и кранов…к – за 0,75 всего времени. Сколько времени должны работать свар…ки и стеколь…ки на заключительном этапе строительства?

М: Кто участвует в строительстве дома?

Р: Как правильно пишутся слова, с пропущенными буквами?

М: Сколько длится строительство дома? Каким словом можно заменить? Что известно о времени работы бетонщиков? Что известно о времени работы укладчиков и крановщика? Какой вопрос задачи? Что нужно узнать для ответа на этот вопрос? Как найти эти величины?

М: Вы можете предложить другой способ решения этой задачи?

У доски решают 2 ученика различными способами, а другие дети в тетрадях.

(На слайде и в тетрадях детей выполняются записи):

Всего -320дн.

Бетонщики -?дн,  hello_html_623e5dff.gifот

Укладчики и крановщик -0,75 от

Сварщики и стекольщики -?дн.

(Одно из предложенных решений):

  1. hello_html_cb9c1e7.gif

  2. hello_html_m4045c10.gif

  3. hello_html_6e615dd9.gif

Ответ: 40 дней.

(Другой способ решения):

  1. hello_html_m69cebaf4.gif

  2. hello_html_3c75903b.gif

Ответ: 40 дней.

13) Р: Оценки на уроке: М: Оценки на уроке:

Р: Запишите домашнее задание: М: № 645, 635 (б), 624. Р: §44-45, упр. 245, 251.

13) Р: (Слайд 11) Итог урока: « Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».(С. Ковалевская)

14) М: Продолжите: Рефлексия:

  • Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне понравилось…

  • Мне не понравилось…

  • Мое настроение…

Литература:

1.Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский.-М.:Просвещение, 2010

2.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999

3. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа, 2000.

4.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — М.: Русские словари, 1999.

5. Математика: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-М.:Мнемозина, 2013.

6. Дидактические материалы по математике для 6 класса/А.С. Чесноков, К.И. Нешков. –М.: Классик Стиль, 2008.

7. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/05/26/urok-puteshestvie-velikiy-moguchiy-i-tsaritsa-vsekh-nauk

8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/11/08/fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoly


Конспект интегрированного урока по теме
  • Математика
Описание:

Урок содержит по математике устный счет, самостоятельную работу на умножение и деление дробей с исследованием умножения и деления на правильные и неправильные дроби, решение текстовых задач практического содержания разными методами ( арифметическим и алгебраическим).

По русскому языку урок содержит устные задания, дифференцированные упражнения по теме "Суффиксы ик, ек, ок после шипящих", творческую работу- эссе по строительным профессиям, исследовательскую работу учащихся со словами "умножение" и "деление" по разным словарям.

Спор между учителями математики и русского языка о важности математики и граммотности.

Автор Пастухова Наталья Алексеевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 321
Номер материала 52354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓