Главная / Русский язык и литература / Конспект интегрированного урока по русскому языку, риторике по теме "Частное письмо - один из видов эпистолярного жанра"

Конспект интегрированного урока по русскому языку, риторике по теме "Частное письмо - один из видов эпистолярного жанра"

15

Конспект урока на тему:

«Частное письмо – один из видов эпистолярного жанра»

(авторы: Шатунова А.В., учитель русского языка, Болдырева Г.Ф., учитель риторики)


Пояснительная записка.

Наш урок интегрированный, в нем нашли свое отражение и знания по русскому языку, и по риторике, общему этикету.

Чтобы научить школьника писать письма, считаем необходимым вначале обучить его композиции письма (его структуре), обратить внимание на этикетные нормы, которые желательно использовать во всей структуре письма, обратить внимание на особенности стиля. Без этого теоретического ракурса традициям эпистолярного жанра обучить невозможно.

Значительное место в нашем уроке, помимо теории, отведено пополнению словарного запаса, вопросам грамотности, анализу образцов писем, расширению общего кругозора.

Безусловно, время меняет многое, в том числе и отношение к традициям прошлого. Требования к письму изменились, стали более демократичными (и в стиле, и в композиции), но неизменным остаются требования к грамотности и культуре речи, к самой личности адресанта.

Наш урок посвящен теме частного письма. Официальные, деловые письма – это уже тема для другого разговора…


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1

Словарь: адресат, корреспонденция, телеграмма, эпистолярный жанр, конверт, почта, комплимент, почтальон, почтамт, открытка, адресант, постскриптум, послание, переписка, бандероль, адрес

Обучающиеся пишут словарный диктант (16 слов), подчеркивая орфограммы, затем взаимопроверка

2

Задание для обучающихся «Найди соответствия»:

Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения из второго столбца:

Проверка написания слов и их лексического значения проходит через игру «Что есть что»

Толкование слов:

Лицо, которому адресовано письмо, телеграмма (получатель)

Корреспонденция

Обмен письмами, переписка

Открытка

Сообщение, переданное по телеграфу

Адресат


Телеграмма

Пакетик из бумаги для закладывания в него письма

Конверт

Учреждение для пересылки писем, легких грузов

Эпистолярный жанр

Любезные, приятные слова

Почта

Главное почтовое учреждение города

Почтальон

Разносчик почты по адресам

Комплимент

Специальная почтовая карточка для открытого письма

Почтамт

Тот, кто отсылает письмо кому-либо

Постскриптум (обозначались буквами P.S.)

Приписка в письме после подписи

Послание

Письменное обращение государственного деятеля

Адресант

Собрание писем, кем-то написанных и полученных

Переписка

Бумажная обертка широкой лентой

Бандероль

Надпись на письме, указывающая кому оно адресовано (получатель и место назначения)

Адрес


См. ключ в приложении 4


В какую словарно-тематическую группу можно объединить все эти слова, какой общей темой они объединены?

Нет ли здесь «ловушки», лишнего слова? Почему оно лишнее?


Значит, исходя из результатов проведенной работы, мы можем сделать вывод о теме нашего разговора на уроке.

Письмо



Бандероль



Письмо как эпистолярный жанр


3

Назовите все виды писем, какие вам известны.

Деловое, дружеское, личное, любовное, коммерческое, официальное, запрос, рекламация, послание и т.д.

На какие две группы их можно поделить?

1 группа – частные письма

2 группа – официальные письма

Какой вид письма можно отнести и к 1-й и ко 2-й группе? Почему?

ПОСЛАНИЕ


Уточним тему нашего урока и остановимся только на 1-й группе писем.


Частное письмо – один из видов эпистолярного жанра

(запись в тетрадях)

4

Как, по-вашему, почему люди пишут письма?



В чем преимущества письменной речи над устной?

Передать информацию, попросить совета, поделиться наболевшим.

Составление таблицы


Письмо

Устная речь

Общее

Передача информации

Различия

1.Зафиксировано на бумаге;

2.Стремится к сохранению;

3.Назначение: отбор и сохранение ценностей – это основной принцип культуры;

4.Долговечное;

5.Требует подготовки.

1.Эфомерная;

2.Недолговечная;

3.Она умирает, едва родившись (и какую же силу воздействия она должна иметь, чтобы закрепить в памяти человека).




5

Часто ли мы пишем письма?

Кому?

Когда?

По какому случаю?

Родным, близким, друзьям.

Надо что-то сообщить, узнать мнение, попросить совета и т.д.

Какую же роль играют письма в жизни человека?

Сообщение ученицы с презентацией (см. приложение 1).

Обучающиеся по ходу лекции делают записи в тетрадях.

6

Чтобы ответить на вопрос, легко ли написать частное письмо и надо ли учиться умению писать письма, разберемся в особенностях частных писем.


Лекция с презентацией (в сокращении)

Частное письмо – это особая форма письменного общения, которая служит для передачи информации на расстоянии.

Эпистолярный жанр – это совокупность текстов, объединенных общностью композиционной структуры, на стыке различных функциональных стилей, в то же время с соблюдением экстралингвистических факторов, важнейшими из которых являются:

  1. Общность функций: информативной, контактноустанавливающей, коммуникативной и побочных функций: эмотивной, волюнтативной (воздействие на адресата), поэтической и др.

  2. Дистантность общения собеседников.

  3. Письменная форма общения.

  4. Адресованность конкретному объекту речи.

Письмо – это диалог, откровенный, глубоко заинтересованный. Это интимный характер общения (вот почему непозволительно читать чужое письмо, так как оно адресовано конкретному лицу).

  1. Ориентация на отношения адресата и адресанта.

Все эти экстралингвистические факторы определят и специфику языковой формы писем:

  1. Стандартизированное композиционное построение (зачин, информативная часть, концовка), использование в отдельных частях речевых этикетных формул (привествие, обращение – в зачине; прощание, пожелание, подпись (самоименование) – в концовке; совет, благодарность, просьба - в информативной части);

  2. Монолого-диалогичный характер повествования (вопросительные предложения, ответы на вопросы и т.д.);

  3. Стиль, в большей мере, разговорный. «Бытовая речь находит в письмах наибольшее воплощение. Еще старинные риторики отмечали эту близость эпистолярного жанра к устной речи» В.А. Малаховский, но в зависимости от темы возможно, а порой и необходимо, использование других стилей (например, описание природы – художественный стиль).

  4. Фрагментарная мозаичность содержания информативной части (Захарова В.Е. «Стилистика эпистолярного жанра (на материале писем А.П. Чехова)», Глазов, 1991г.)

7

Этикетные нормы в структуре писем

Обратим внимание на то, что в каждой части письма необходимо соблюдать этикетные нормы, хотя сейчас этикет письма существенно изменился, стал более демократичным. Тем не менее, в письме хорошо виден человек пишущий (его воспитанность, образованность, грамотность).

Письмо

Письмо - ответ

Обращение

Комплимент

Сообщение новостей

Просьба – совет

Передача привета родным и близким

Прощание

Подпись

Постскриптум


Обращение

Благодарность, извинение (если с ответом задержался адресат)

Ответ на сообщение, просьбу

Прощание, пожелание

Подпись




8

Письмо – это искусство. Ему обучали, этим искусством владели немногие.


Проанализируем письмо М.Ю. Лермонтова своему другу А.И. Бибикову (Петербург, вторая половина февраля 1841 г.)

См. приложение 2.





Практикум.

Работа в группах с письмом М.Ю. Лермонтова своему другу А.И. Бибикову

Памятка для анализа

Схема анализа частного письма

I. Функции:

  • Информативная;

  • Контактнообразующая;

  • Эмотивность;

  • Коммуникативность;

  • Воздействие на адресата.


Дистантность общения.


II. Особенности композиционного построения:

  1. зачин;

  2. информативная часть;

  3. концовка.


Во всех частях - использование речевых этикетных формул.


III. Монолого-диалогичный характер общения.


IV. Стиль речи.


V. Фрагментарная мозаичность содержания основной части.



Ключ к анализу письма в приложении 3.


Анализ письма.

9

Можно надеяться, что после проделанной нами с вами работы, вы готовы ответить на вопросы: легко ли писать письма, нужно ли этому учиться, где этому можно научиться? Мы надеемся, что наша цель: возрождение российских традиций эпистолярного жанра, концентрация внимания школьников на ценностях родного языка – будет оправдана.



10

ДЗ: Написать письмо М.Ю. Лермонтову

Домашнее задание

(запись в дневниках)


Приложение 1


Пояснения к письму М.Ю. Лермонтова


  • Бибиков Александр Иванович – выпускник юнкерской школы 1837 г. в Егерский полк, командирован на Кавказ. Бибиков был дружен с М.Ю. Лермонтовым и даже был с ним в близком родстве.


  • «Я был намедни у твоих» – близость к семье Бибиковых.


  • «Приезжал сюда в Петербург на половине масленицы» - около 5 февраля; в 1841 году масленица начиналась 2 февраля.


  • Воронцова – графина Воронцова – Дашкова (ей М.Ю. Лермонтов посвятил стихотворение «К портрету»)


  • «Из Валерикского представления меня вычеркнули» - сражение на реке Валерик 12 июля 1840 г. в Чечне. М.Ю. Лермонтов был представлен к ордену Станислава 3 степени, до этого к ордену Владимира 4 степени и к золотой полусабле «За храбрость». Во всех этих наградах ему было отказано.


  • Мещеринов – однополчанин М.Ю. Лермонтова.


  • «Не продавай удивительного лова». Лов – порода черкесских коней.























Приложение 2


Тезисы к сообщению ученицы о роли писем в жизни человека.


  1. Роль писем в век бурного развития информации и информационных технологий.

  2. История письма как жанра в России.

  3. Где можно обучиться написанию писем (образцы у Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»).

  4. Семейные архивы. В чем их ценность и особенность?

  5. Основной принцип культуры – отбор и сохранение ценностей.

  6. Отличие писем от переписки в сети Интернет.




































Приложение 3


Составление таблицы «Общее и различия устной речи от письменной»

(работа в группах)



Письмо

Устная речь

Общее








Различия




































Приложение 4


Письмо А.И. Бибикову (Петербург, вторя половина февраля 1841 г.)


Милый Биби.

Насилу собрался писать к тебе; начну с того, что объясняю тайну моего отпуска: бабушка моя просила о прощении моем, а мне дали отпуск; но я скоро еду опять к вам, и здесь остаться у меня нет никакой надежды, ибо я сделал вот какие беды: приехав сюда, в Петербург, на половине масленицы, я на другой же день отправился на бал к г-же Воронцовой, и это нашли неприличным и дерзким. Что делать? Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал; обществом зато я был принят очень хорошо, но у меня началась новая драма, которой завязка очень замечательная, зато развязки, вероятно, не будет, ибо 9-го марта отсюда уезжаю заслуживать себе на Кавказе отставку; из Валерикского представления меня здесь вычеркнули, так что даже я не буду иметь утешения носить красной ленточки, когда надену штатский сюртук.

Я был намедни у твоих, и они все жалуются, что ты не пишешь; и, взяв это в рассмотрение, я уже не смогу тебя упрекать. Мещеринов, верно, прежде меня приедет в Ставрополь, ибо я не намерен очень торопиться; итак, не продавай удивительного лова, ни кровати, ни седел; верно, отряд не выступит прежде 20 апреля, а я к тому времени непременно буду. Покупаю для общего нашего обихода Лафатера и Галя и множество других книг.

Прощай, мой милый, будь здоров.

Твой Лермонтов.
























Приложение 5


Ключ к анализу письма


Схема анализа частного письма


I. Функции:

  • информативная

  • контактнообразующие

  • эмотивность

  • коммуникативность

  • воздействие на адрес

Установить контакт, наладить отношения, проявить симпатию и т.п.


Биби,

не смею тебя упрекать

Дистантность общения

Петербург - Кавказ

II. Особенности композиционного построения:

  1. зачин



  1. информативная часть








  1. концовка


Обращение.



2 части:

1) объяснение о неожиданном отпуске;

2) новости о пребывании в Петербурге.




Прощание, самоименование.

Во всех частях - использование речевых этикетных формул

Обращение, прощание, подпись, извинение, просьба.

III. Монолого-диалогичный характер общения

Рассказ о себе, вопрос, просьба.

IV. Стиль речи

Разговорный, с элементами книжного (литературность, доверительность, искренность).

V. Фрагментарная мозаичность содержания основной части

5 фрагментов:

1) отпуск;

2) бал у Воронцовой;

3) о наградах, в которых отказано;

4) о посещении родных;

5) просьба.



Приложение 6


Схема анализа частного письма (памятка)


I. Функции:

  • информативная

  • контактнообразующие

  • эмотивность

  • коммуникативность

  • воздействие на адрес


Дистантность общения


II. Особенности композиционного построения:

  1. зачин



  1. информативная часть








  1. концовка


Во всех частях - использование речевых этикетных формул


III. Монолого-диалогичный характер общения


IV. Стиль речи


V. Фрагментарная мозаичность содержания основной части












Приложение 7

«ЧТО ЕСТЬ ЧТО»

Задание: Найди соответствия.


Лицо, которому адресовано письмо, телеграмма (получатель)

Корреспонденция

Обмен письмами, переписка

Открытка

Сообщение, переданное по телеграфу

Адресат


Телеграмма

Пакетик из бумаги для закладывания в него письма

Конверт

Учреждение для пересылки писем, легких грузов

Эпистолярный жанр

Любезные, приятные слова

Почта

Главное почтовое учреждение города

Почтальон

Разносчик почты по адресам

Комплимент

Специальная почтовая карточка для открытого письма

Почтамт

Тот, кто отсылает письмо кому-либо

Постскриптум (обозначались буквами P.S.)

Приписка в письме после подписи

Послание

Письменное обращение государственного деятеля

Адресант

Собрание писем, кем-то написанных и полученных

Переписка

Бумажная обертка широкой лентой

Бандероль

Надпись на письме, указывающая кому оно адресовано (получатель и место назначения)

Адрес


















Приложение 8


Ключ к таблице «Найди соответствия»


Правильное толкование слов:


Лицо, которому адресовано письмо, телеграмма (получатель)

Адресат

Обмен письмами, переписка

Корреспонденция

Сообщение, переданное по телеграфу

Телеграмма


Эпистолярный жанр

Пакетик из бумаги для закладывания в него письма

Конверт

Учреждение для пересылки писем, легких грузов

Почта

Любезные, приятные слова

Комплимент

Главное почтовое учреждение города

Почтамт

Разносчик почты по адресам

Почтальон

Специальная почтовая карточка для открытого письма

Открытка

Тот, кто отсылает письмо кому-либо

Адресант

Приписка в письме после подписи

Постскриптум (обозначались буквами P.S.)

Письменное обращение государственного деятеля

Послание

Собрание писем, кем-то написанных и полученных

Переписка

Бумажная обертка широкой лентой

Бандероль

Надпись на письме, указывающая кому оно адресовано (получатель и место назначения)

Адрес













Приложение 9


Письмо ученицы

(ДЗ: напишите письмо М.Ю. Лермонтову «Будем знакомы…»)

Дорогой Михаил Юрьевич, здравствуйте!

Я наконец-то собралась писать Вам. Начну с того, что я только что пришла из лицея и сейчас занимаюсь выполнением домашнего задания. К слову, я не очень люблю делать уроки… А нам, как всегда, задали большое домашнее задание, и у меня совсем нет настроения его выполнять. Да уж, осенняя хандра (депрессия) захватила и меня… А у Вас как с настроением?

Наверное, если бы я жила в девятнадцатом веке, то сейчас Вы бы писали стихи и посвящали их своей возлюбленной, а, возможно, писали бы стихи о жизни, природе и др.

Я восхищаюсь девятнадцатым веком! Тогда было все так красиво, ослепительно!.. Особенно меня восхищают отношения между мужчиной и женщиной: мужчина мог отдать жизнь за свою возлюбленную… А что сейчас?! Сейчас какой-то ужас! В современном мире торжествует неуважение, и всем правят деньги.

Я очень хочу поговорить с Вами вживую, но, увы, – это невозможно. Может, Вас немного любили, но Вас ЛЮБИЛИ, ЛЮБЯТ и БУДУТ ЛЮБИТЬ крепко, а это больше, чем выпадает на долю каждого из нас…

Я заканчиваю свое письмо так, потому что думаю, что эти строчки говорят о многом. Самое главное, они заставляют задуматься каждого из нас о том, что находится внутри него.

До свидания.

Динара.







Конспект интегрированного урока по русскому языку, риторике по теме "Частное письмо - один из видов эпистолярного жанра"
  • Русский язык и литература
Описание:

     Наш урок интегрированный, в нем нашли свое отражение и знания по русскому языку, и по риторике, общему этикету.

     Чтобы научить школьника писать письма, считаем необходимым вначале обучить его композиции письма (его структуре), обратить внимание на этикетные нормы, которые желательно использовать во всей структуре письма, обратить внимание на особенности стиля. Без этого теоретического ракурса традициям эпистолярного жанра обучить невозможно.

     Значительное место в нашем уроке, помимо теории, отведено пополнению словарного запаса, вопросам грамотности, анализу образцов писем, расширению общего кругозора.

     Безусловно, время меняет многое, в том числе и отношение к традициям прошлого.     Требования к письму изменились, стали более демократичными (и в стиле, и в композиции), но неизменным остаются требования к грамотности и культуре речи, к самой личности адресанта.

 

     Наш урок посвящен теме частного письма. Официальные, деловые письма – это уже тема для другого разговора…

Автор Шатунова Анастасия Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 51500
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓