Главная / Русский язык и литература / Конспект интегрированного урока по литерурному чтению и музыке в 4 классе К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы"

Конспект интегрированного урока по литерурному чтению и музыке в 4 классе К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы"

Конспект интегрированного урока по чтению и музыке в начальных классах.

Учитель 4 класса:

Глазунова Р.А.


МАОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукская ООШ




Разработку урока прислала: Глазунова Руфина Анатольевна

Тема по чтению: К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".


Цели по чтению:

1.Учить подробно анализировать и обдуманно воспринимать 1,2,3 части рассказа.

2.Продолжать работу по развитию речи учащихся, навыков выразительного чтения.

3.Воспитывать патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе.



Тема по музыке: "Певцы родной природы"


Цели по музыке:

1.Учить слушать музыку, эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая интонационно - образную сущность музыки, музыкальное содержание.

2.Развивать вокально-хоровые навыки учащихся, умение выражать в исполнении смысл музыки.

3.Прививать любовь к музыке композиторов- классиков, умение понимать ее.



Оборудование:

1.Иллюстрации с изображением природы.

2.Карточки с названиями произведений К.Г. Паустовского.

3.Карточки со словами (для лексической работы).

4.Плакат: "Лес - наше прошлое, настоящее, будущее".

5.Выставка произведений К.Г. Паустовского.

6.Портрет К.Г. Паустовского.

7.Видеофильм о лесе.

8.Фонохрестоматия по музыке.

9.Портреты композиторов Э. Грига и П.И. Чайковского.



1.Оргмомент.


"Вход в класс под музыку П.И.Чайковского.


Беседа учителя.

- Какая музыка сейчас звучала?

- Какие знакомые интонации вы услышали в финале симфонии?

- Тема песни звучала все время в одинаковом характере?

- А какие элементы музыкальной речи влияют на изменение характера мелодии?

- Какие новые черты в связи с этим приобрел знакомый напев?

-Какой прием использовал Чайковский в финале 4 симфонии?

-Попробуйте исполнить песню, применив прием варьирования темы.

-Исполняется русская народная песня " Во поле береза стояла":


-1 куплет - тема


-2 куплет - подголоски


-3 куплет - канон


-На сегодняшнем уроке попытайтесь представить, какие музыкальные произведения могли бы звучать в изучаемых вами художественных произведениях.



2.Повторение пройденного.


На доске карточки с названиями произведений К.Г.Паустовского.


-Прочитайте названия произведений. Кто является их автором?


(Портрет писателя, краткие биографические сведения)(слайды)


-Кому посвящен рассказ " Корзина с еловыми шишками"?


(Краткое содержание рассказа.)


- Какая музыка могла бы звучать в этом рассказе?


(Наигрывание тем. Ответы детей. Поют "Утро" Э.Грига)

- Работа по учебнику музыки с.124, 125.

- Портреты каких композиторов вы видите?

- Что общего у них в музыке и в жизни?

- Прочитайте высказывания о композиторах.



3.Сообщение темы урока по чтению.


- Сегодня мы будем читать и анализировать рассказ К.Г.Паустовского "Скрипучие половицы".






4.Чтение и анализ рассказа "Скрипучие половицы".



Звучит музыка П.И.Чайковского. Симфония № 4, часть 2.


Вступительное слово учителя.



А) Лексическая работа.(слайд)


Чесуча -плотная шелковая ткань желтовато-песочного цвета.


Земство - до революции местный орган самоуправления в сельской местности.


Палачество - ( переносное) несправедливая жестокость.


Оторопеть - растеряться от неожиданности.


Губернатор - начальник какой-нибудь области.



Б) Чтение вслух 1 части рассказа учителем.

-Чем в этот день был удивлен композитор?

-Прочитайте, какой увидел природу Петр Ильич в этом чудесном освещении?

-Какое состояние вызвали у Чайковского разнообразие и сила освещения?

-Что же рождало в душе композитора наблюдение за необыкновенной красотой природы?

-Прочитайте, что предчувствовал композитор, отправляясь на Рудый Яр в это утро?

-Назовите цветовые эпитеты. Как влияют они на настроение композитора?

-Можно ли назвать К.Г.Паустовского певцом родной природы?

-Зачем К.Г.Паустовский так подробно описывает природе в 1 части рассказа?



В) Чтение 2 части рассказа учащимися.


-Прочитайте, чего добивался Чайковский, когда сочинял мелодию?

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод на ней изображен?

-Почему слуга не осмеливается прервать творческий процесс композитора?

-С каким делом пришел лесник к композитору? Почему он считает свое дело важнее, чем дело композитора?

-Почему лесник пришел за советом именно к Чайковскому?

-Как Василий относится к лесу? Какой прием использует писатель? (Олицетворение).

-Что услышал в музыке Василий? Прочитайте.

-Скажите коротко, о чем рассказывает нам 2 часть рассказа.



Лес- это частица родины лесника Василия и частица нашей с вами Родины.


-Вы любите Родину? И, наверно, любите песни о Родине?


-Давайте исполним песню.


Г) Чтение и рассказ 3 части рассказа учащимися.


-Как долго сидел Чайковский в этот день за роялем?

-Легко ли композитору передавать свои чувства, настроение в музыке? Подтвердите ответ цитатами.

-Почему Василий долго не мог ничего сказать о своем горе Чайковскому?

--Как отреагировал на слова лесника композитор? Почему?

-Как вы понимаете 3 часть рассказа?


-Какая музыка вам слышится в рассказе?

-Анализ нотного текста в учебнике музыки. Характер, темп, лиги, фразы, движение музыки.

-На что похожа музыка?

-Какой интонацией заканчивается? Утвердительной или вопросительной?

-А как вы думаете, чем закончится рассказ, если у музыки такой конец? Добьется ли композитор разрешения на сохранение леса?


5.Итог урока.

-Чей же литературный портрет создал К. Г. Паустовский ?

-Как вы думаете, почему у писателя возникло такое желание?

-Скажите коротко, о чем прочитанные вами части рассказа?

-Какова основная мысль прочитанного?

-О том, что произойдет дальше, мы узнаем на следующем уроке


(Учитель обращает внимание детей на расположенные на доске иллюстрации природы.)

-Прочитайте высказывание о лесе. Как вы его понимаете?

-Можете вы предположить, что будет, если полностью вырубить лес.

-Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

-Как вы понимаете слова:



Охранять природу - значит охранять Родину.


Ученик читает стихотворение:

Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.



Показ видеофильма о лесе. Песня "Лесной марш" в исполнении детей.



5. Домашнее задание.



С. 84-85 пересказ близко к тексту описание природы.


С. 84-89 читать, пересказывать 1,2,3 части по плану.

6. Рефлексия

Конспект интегрированного урока по литерурному чтению и музыке в 4 классе К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Интегрированный урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы" и по музыке "Певцы родной природы". Учащиеся на уроке пытаются представить, какие музыкальные произведения могли бы звучать в изучаемом произведении. Читают и анализируют произведение Паустовского "Скрипучие половицы". Проводится словарная работа. Чтение вслух. Работа по карточкам (лексическая работа). На доске портрет К.Г. Паустовского, композиторов Э. Грига и П.И. Чайковского. Учащиеся заходят в класс под музыку Чайковского. Исполняют песню "Во поле берёза стояла". Что общего у них в музыке и в жизни. Чтение и анализ рассказа.Во время чтения слушают  музыку П.И. Чайковского. Симфония №4, часть2. Чтение рассказа разными способами: учитель, дети, цепочкой.

Работа в парах (отвечают на вопросы по карточкам)

Итог урока. какова основная мысль прочитанного? О том, что произойдёт дальше мы узнаем на следующем уроке. Работа с иллюстрациями  природы. Читают высказывания о лесе. Что произойдёт, если полностью вырубить лес? Подготовивший ученик читает стихотворение.

Показ фильма в конце урока о лесе.

Домашнее задание

Рефлексия: Закончи предложение

Автор Глазунова Руфина Анатольевна
Дата добавления 17.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1051
Номер материала 7318
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓