Инфоурок Литература КонспектыКонспект интегрированного урока по литерурному чтению и музыке в 4 классе К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы"

Конспект интегрированного урока по литерурному чтению и музыке в 4 классе К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы"

Скачать материал

Конспект интегрированного урока по чтению и музыке в начальных классах.

Учитель 4 класса:

Глазунова Р.А.

 

МАОУ «Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукская ООШ

 

 

 

Разработку урока прислала: Глазунова Руфина Анатольевна

Тема по чтению: К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".

 

Цели по чтению:

1.Учить подробно анализировать и обдуманно воспринимать 1,2,3 части рассказа.

2.Продолжать работу по развитию речи учащихся, навыков выразительного чтения.

3.Воспитывать патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе.

 

 

Тема по музыке: "Певцы родной природы"

 

Цели по музыке:

1.Учить слушать музыку, эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая интонационно - образную сущность музыки, музыкальное содержание.

2.Развивать вокально-хоровые навыки учащихся, умение выражать в исполнении смысл музыки.

3.Прививать любовь к музыке композиторов- классиков, умение понимать ее.

 

 

Оборудование:

1.Иллюстрации с изображением природы.

2.Карточки с названиями произведений К.Г. Паустовского.

3.Карточки со словами (для лексической работы).

4.Плакат: "Лес - наше прошлое, настоящее, будущее".

5.Выставка произведений К.Г. Паустовского.

6.Портрет К.Г. Паустовского.

7.Видеофильм о лесе.

8.Фонохрестоматия по музыке.

9.Портреты композиторов Э. Грига и П.И. Чайковского.

 

 

1.Оргмомент.

 

"Вход в класс под музыку П.И.Чайковского.

 

Беседа учителя.

- Какая музыка сейчас звучала?

- Какие знакомые интонации вы услышали в финале симфонии?

- Тема песни звучала все время в одинаковом характере?

- А какие элементы музыкальной  речи влияют на изменение характера мелодии?

- Какие новые черты в связи с этим приобрел знакомый напев?

-Какой прием использовал Чайковский в финале 4 симфонии?

-Попробуйте исполнить песню, применив прием варьирования темы.

-Исполняется русская народная песня " Во поле береза стояла":

 

-1 куплет - тема

 

-2 куплет - подголоски

 

-3 куплет - канон

 

-На сегодняшнем уроке попытайтесь представить, какие музыкальные произведения могли бы звучать в изучаемых вами художественных произведениях.

 

 

2.Повторение пройденного.

 

На доске карточки с названиями произведений К.Г.Паустовского.

 

-Прочитайте названия произведений. Кто является их автором?

 

(Портрет писателя, краткие биографические сведения)(слайды)

 

-Кому посвящен рассказ " Корзина с еловыми шишками"?

 

(Краткое содержание рассказа.)

 

- Какая музыка могла бы звучать в этом рассказе?

 

(Наигрывание тем. Ответы детей. Поют "Утро" Э.Грига)

- Работа по учебнику музыки с.124, 125.

- Портреты каких композиторов вы видите?

- Что общего у них в музыке и в жизни?

- Прочитайте высказывания о композиторах.

 

 

3.Сообщение темы урока по чтению.

 

- Сегодня мы будем читать и анализировать рассказ К.Г.Паустовского "Скрипучие половицы".

 

 

 

 

 

4.Чтение и анализ рассказа "Скрипучие половицы".

 

 

Звучит музыка П.И.Чайковского. Симфония № 4, часть 2.

 

Вступительное слово учителя.

 

 

А) Лексическая работа.(слайд)

 

Чесуча -плотная шелковая ткань желтовато-песочного цвета.

 

Земство - до революции местный орган самоуправления в сельской местности.

 

Палачество - ( переносное) несправедливая жестокость.

 

Оторопеть - растеряться от неожиданности.

 

Губернатор - начальник какой-нибудь области.

 

 

Б) Чтение вслух 1 части рассказа учителем.

-Чем в этот день был удивлен композитор?

-Прочитайте, какой увидел природу Петр Ильич в этом чудесном освещении?

-Какое состояние вызвали у Чайковского разнообразие и сила освещения?

-Что же рождало в душе композитора наблюдение за необыкновенной красотой природы?

-Прочитайте, что предчувствовал композитор, отправляясь на Рудый Яр в это утро?

-Назовите цветовые эпитеты. Как влияют они на настроение композитора?

-Можно ли назвать К.Г.Паустовского певцом родной природы?

-Зачем К.Г.Паустовский так подробно описывает природе в 1 части рассказа?

 

 

В) Чтение 2 части рассказа учащимися.

 

-Прочитайте, чего добивался Чайковский, когда сочинял мелодию?

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод на ней изображен?

-Почему слуга не осмеливается прервать творческий процесс композитора?

-С каким делом пришел лесник к композитору? Почему он считает свое дело важнее, чем дело композитора?

-Почему лесник пришел за советом именно к Чайковскому?

-Как Василий относится к лесу? Какой прием использует писатель? (Олицетворение).

-Что услышал в музыке Василий? Прочитайте.

-Скажите коротко, о чем рассказывает нам 2 часть рассказа.

 

 

Лес- это частица родины лесника Василия и частица нашей с вами Родины.

 

-Вы любите Родину? И, наверно, любите песни о Родине?

 

-Давайте исполним песню.

 

Г) Чтение и рассказ 3 части рассказа учащимися.

 

-Как долго сидел Чайковский в этот день за роялем?

-Легко ли композитору передавать свои чувства, настроение в музыке? Подтвердите ответ цитатами.

-Почему Василий долго не мог ничего сказать о своем горе Чайковскому?

--Как отреагировал на слова лесника композитор? Почему?

-Как вы понимаете 3 часть рассказа?

 

-Какая музыка вам слышится в рассказе?

-Анализ нотного текста в учебнике музыки. Характер, темп, лиги, фразы, движение музыки.

-На что похожа музыка?

-Какой интонацией заканчивается? Утвердительной или вопросительной?

-А как вы думаете, чем закончится рассказ, если у музыки такой конец? Добьется ли композитор разрешения на сохранение леса?

 

5.Итог урока.

-Чей же литературный портрет создал К. Г. Паустовский ?

-Как вы думаете, почему у писателя возникло такое желание?

-Скажите коротко, о чем прочитанные вами части рассказа?

-Какова основная мысль прочитанного?

-О том, что произойдет дальше, мы узнаем на следующем уроке

 

(Учитель  обращает внимание детей на расположенные на доске иллюстрации природы.)

-Прочитайте высказывание о лесе. Как вы его понимаете?

-Можете вы предположить, что будет, если полностью вырубить лес.

-Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

-Как вы понимаете слова:

 

 

Охранять природу - значит охранять Родину.

 

Ученик читает стихотворение:

Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

 

 

Показ видеофильма о лесе. Песня "Лесной марш" в исполнении детей.

 

 

5. Домашнее задание.

 

 

С. 84-85 пересказ близко к тексту описание природы.

 

С. 84-89 читать, пересказывать 1,2,3 части по плану.

6. Рефлексия

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект интегрированного урока по литерурному чтению и музыке в 4 классе К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интегрированный урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы" и по музыке "Певцы родной природы". Учащиеся на уроке пытаются представить, какие музыкальные произведения могли бы звучать в изучаемом произведении. Читают и анализируют произведение Паустовского "Скрипучие половицы". Проводится словарная работа. Чтение вслух. Работа по карточкам (лексическая работа). На доске портрет К.Г. Паустовского, композиторов Э. Грига и П.И. Чайковского. Учащиеся заходят в класс под музыку Чайковского. Исполняют песню "Во поле берёза стояла". Что общего у них в музыке и в жизни. Чтение и анализ рассказа.Во время чтения слушают музыку П.И. Чайковского. Симфония №4, часть2. Чтение рассказа разными способами: учитель, дети, цепочкой. Работа в парах (отвечают на вопросы по карточкам) Итог урока. какова основная мысль прочитанного? О том, что произойдёт дальше мы узнаем на следующем уроке. Работа с иллюстрациями природы. Читают высказывания о лесе. Что произойдёт, если полностью вырубить лес? Подготовивший ученик читает стихотворение. Показ фильма в конце урока о лесе. Домашнее задание Рефлексия: Закончи предложение

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 810 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.03.2020 390
    • DOCX 37.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вафина Лейла Мансуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вафина Лейла Мансуровна
    Вафина Лейла Мансуровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70922
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 73 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе