Главная / Русский язык и литература / Конспект интегрированного урока по литературе и технологии "Осенины-капустник" (6 класс)

Конспект интегрированного урока по литературе и технологии "Осенины-капустник" (6 класс)

Интегрированный урок (технология + литература)

по теме "Осенины - Капустник"


Цели и задачи урока:

Обучающая задача.

Ознакомить с технологией квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”.

Познавательная задача:

Пополнение словарного запаса, расширение кругозора. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции.

Воспитательная задача.

Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам.

Развивающая задача.

Развивать способность работать творчески, дружно и слаженно в группе (бригаде).

Психологическая задача:

Создание психологически комфортной атмосферы, ситуации успешности у учащихся.


Тип урока.

Урок интегрированный (технология, литература)


Методы проведения урока.

Игровые моменты, беседа, театрализованное представление.


Домашнее задание.

  1. Учащимся работать над проектом по созданию своей кулинарной книги, куда собираются и рецепты по приготовлению блюд из капусты.

  2. Подготовить сообщения об истории капусты, ее полезных свойствах

  3. Составить перечень блюд из капусты.

  4. Найти загадки, пословицы о капусте.

  5. Сочинить частушки о капусте.

  6. Подобрать лечебные рецепты с применением капусты





















Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Основная часть

  1. Беседа. Встреча осени.

Учитель литературы:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. Что такое Осенины – это встреча осени. В старину на Руси наши предки справляли Осенины трижды. А вы знаете, что число «три» магическое. Первые Осенины – 14 сентября, вторые -21 сентября, в день осеннего равноденствия, когда день равен ночи, третьи -27 сентября. Сентябрь – первый осенний месяц, когда осень уже полностью вступила в свои права. В народе его называли «хмурень», «листопад». К этому времени весь урожай бывал уже убран. И вот, убрав урожай, крестьяне устраивали праздник, ходили друг к другу в гости, выставляли на стол все самое вкусное.

Мы с вами тоже позовем сегодня в гости Осень. Нам нужно произнести волшебные слова. А кто из вас напомнит мне, как называются такие слова в устном народном творчестве.

Учащиеся: Заклички

Учитель литературы:

Давайте вместе произнесем закличку: «Осень, Осень, милости просим!»


Входит Осень и 3 осенних месяца (ученики 6 класса)


ОСЕНЬ:

Добрый день, мои друзья!

Заждались, поди, меня?

Лето красное стояло,

Долго власть не уступало.

Но всему приходит срок –

Я явилась на порог.

Пришла я, ребята, не одна, а со своими братьями. А как их зовут, вы сейчас отгадаете.



СЕНТЯБРЬ:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?


ОКТЯБРЬ:

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?


НОЯБРЬ:

Чёрно поле – бело стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?


СЕНТЯБРЬ:

Мы пришли не с пустыми руками, а с подарками. Подарки наши – приметы осени. Кто их знает?

Братья-месяцы зачитывают начало примет, учащиеся их продолжают. Приметы на слайд-шоу.


  • Гром в сентябре предвещает сухую осень.

  • Облака редкие – будет ясно и холодно.

  • Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя.

  • Осенью птицы летят низко к холодной зиме.

  • Осенний иней к сухой, солнечной погоде, к теплу.

  • Кроты и мыши делают большие запасы к суровой, снежной зиме.

  • Чем больше муравьиные кучи, тем суровее будет зима.

  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо, морозы будут не скоро.

  • Если в октябре лист с березы опадет не чисто, жди суровую зиму.

ОСЕНЬ:

Какие вы ребята молодцы справились с заданиями моих братьев месяцев, а справитесь ли с моими заданиями.

Осень загадывает загадки. Загадки на слайд – шоу




В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.


Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?


Над землёй трава,
Под землёй алая голова.



Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.







Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.



Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет



Летит, а не птица,

Воет, а не зверь



Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные да крупные

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

А осенью краснеют.



Величава и кругла,

На бахче она жила.

Сверху серая, смотри,

Но оранжево внутри.

К похвалам она привыкла

Королева каши…



За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая



Стоит матрёшка

На одной ножке.

Закутана, запутана.


  1. Исторические сведения о капусте. Беседа о пользе капусты.

Учитель литературы:

Откуда произошло название капусты?

Слово “капуста” произошло от латинского слова “капут”, переводится – “голова”. Достоинства этого овоща во все времена оценивались как несравненные. Великий математик Пифагор, живший в 4 веке до новой эры, считал, что именно капусте мы обязаны хорошим зрением, крепким здоровьем и ясным умом. А что бы вы добавили о пользе капусте?

Учащиеся дают свои ответы. Если они затрудняются, учитель задает вопросы.


Сведения о капусте, данные на уроках технологии:

1. Капуста очень ценный продукт питания. Она занимает важное место в нашем рационе питания. Полезность капусты объясняется содержанием в ней минеральных солей, витаминов, углеводов, белков.

2. Салаты из нее содержат много аскорбиновой кислоты, витамины А, В1, В2, В6, РР, К. Углеводы капусты представлены глюкозой, фруктозой, клетчаткой, крахмалом. По наличию солей кальция капуста превосходит картофель почти в 5 раз, аскорбиновой кислоты в ней больше, чем в лимоне на 5 %. Она богата солями кальция, фосфора, хлора, серы.

3. На Руси капусту начали выращивать в IX веке, древние славяне получили ее от греко-римских колонистов Крыма. Славяне научили квасить капусту немцев, а потом и другие народы.

4. Существует листовая, брюссельская, цветная, спаржевая, савойская капуста. Но самая распространенная – белокочанная. Белокочанная капуста исстари считалась целебным растением и использовалась для лечения многих болезней. Этими советами пользуются и в наши дни. Свежие листья белокочанной капусты прикладывают к кровоподтекам, нарывам, суставам.

5. Сок капусты для полоскания горла при ангине; пьют его при туберкулезе; для уменьшения зубной боли, улучшения пищеварения, лечения язвы желудка и гастрита; при ревматизмах, как болеутоляющее средство. В капусте содержатся фитонциды, которые обладают бактерицидными свойствами и подавляют рост и развитие бактерий стафилококков, туберкулезной палочки.


  1. Ознакомление с технологией квашения капусты.

Учитель технологии:

– “ Готовь сани летом, а телегу зимой”- гласит русская пословица. Заготовка продуктов на зиму для любой семьи большое дело. В старину капусту начинали заготавливать с конца сентября. Во время заготовки девушки пели песни, чтобы работа шла быстрее.


Выходят девицы, поют песню и водят хоровод


Вейся ты, вейся, капустка моя,

Вейся ты, вейся, виловая моя.

Вечор на капустке, вечор на виловой,

Частный, сильный дождик.

Как мне, капустке, не витися?

Как мне, виловой, не свитися?

К нам наехали капустны вечера,

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня,

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-тка ее мне усолить.

Учитель технологии:

Квашение – один из способов заготовки и сохранения овощей впрок. Зимой мы пополняем запасы аскорбиновой кислоты благодаря капусте, именно квашенной. Заквашивать (квасить)- подвергать брожению. Этот способ основан на превращении сахара, содержащегося во всех овощах, в молочную кислоту под действием молочно- кислых бактерий. Молочная кислота препятствует развитию гнилостных бактерий, предохраняет овощи от порчи. Соль обязательна при квашении, т.к. усиливает роль молочной кислоты, придает вкусовые качества.

А какие еще способы заготовки капусты знаете вы?

Учащиеся:

Замораживание, сушка, " огород на подоконнике", закваска, засолка и т.д.

Учитель технологии:

А как вы думаете, для чего заготавливают продукты?

Учащиеся:

Чтобы сохранить в течение долгой зимы.







  1. Повторение и закрепление.


  1. Работа в группах.

Учитель литературы:

Сейчас мы с вами поиграем. Разбейтесь на команды по четыре человека. Ваша задача соединить начало пословицы с ее продолжением.

Раздаются карточки с заданием. Дети работают в командах.


Соедини пословицу

Весна красна цветами

За всё спросит

Цыплят по осени

Ни на санях

Осень запасиха

Где листком, где снежком

Придёт осень

А осень снопами

Весна красна, да голодна

Сеет, веет, крутит, мутит,

ревёт, сверху льет и снизу метет.

В октябре до обеда осень

Хлеба прибудет

Октябрь землю покроет

Считают

В ноябре снега надует

После обеда зима

В октябре ни на колёсах

Зима подбериха

В осеннее ненастье семь погод на дворе:

Осень дождлива, да сытна


Все справились с заданием? Но прежде, чем мы проверим ваши ответы, напомните мне, что такое пословица?

Учащиеся:

Пословица – это жанр фольклора; краткое мудрое образное законченное изречение, обычно ритмичное по форме, с назидательным смыслом.

Проверка пословиц. Ответы на слайд-шоу.


  1. Проверка домашнего задания.

Учитель технологии:

Дома вы подготовили плакаты (на доске), рефераты с полезной информацией о капусте, рецептами блюд из капусты, частушками, стихами и загадками. Давайте поделимся друг с другом своими заготовками.

Учащиеся зачитывают свои стихи, частушки, загадки, пословицы о капусте.

Учитель технологии:

Какие вы молодцы. Хорошо поработали дома.


  1. Рефлексия

Учитель литературы:

Я для вас подготовила творческое задание. Мы сегодня на уроке много говорили о капусте, а теперь представьте, что вы капуста, и напишите сочинение-миниатюру на тему «Я – капуста». При выполнении этого задания используйте знания о капусте, полученные на уроке, и творческий подход.

После выполнения задания можно заслушать несколько работ. (Все остальные сочинения учитель проверяет к следующему уроку, учащиеся получают оценки)


  1. Подведение итогов.

Учитель литературы:

Вот и подошел наш с вами урок к концу. Какие обряды, приметы и пословицы вы узнали на уроке?

Ответы учеников


Учитель технологии:

Ребята, а какие новые способы заготовки капусты вы узнали? Какими полезными свойствами обладает капуста?

Ответы учеников


Учителя:

Ребята, которые принимали участие в представлении, подготовили плакаты, получают «отлично». Кто активно работал на уроке, так же получает хорошие оценки. Всем большое спасибо.


Литература

  1. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). М. “Вентана-Граф”. 2010 г.

  2. В.М. Ковалев. “500 рецептов славянской трапезы”.

  3. Журнал “ Школа и производство”.

  4. В. Я. Коровина, В. П. Полухина. Литература. Учебник-хрестоматия для 6 класса общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 2008г.

  5. Даль В. Пословицы русского народа. М., 1984

  6. Сборник загадок. Составитель М.Т.Карпенко. М, «Просвещение», 1998.

  7. Фестиваль «Открытый урок» (интернет ресурс)

Конспект интегрированного урока по литературе и технологии "Осенины-капустник" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект интегрированного урока по литературе и технологии "Осенины-капустник" 6 класс

Цели и задачи урока:

Обучающая задача.

Ознакомить с технологией квашения капусты. Закрепить материал по теме: “Календарно-обрядовый фольклор”.

Познавательная задача:

Пополнение словарного запаса, расширение кругозора. Показать, как уживаются в нашем быту языческие и православные обряды и традиции.

Воспитательная задача.

Выработать четкость, аккуратность в работе, последовательность, собранность. Воспитывать у учащихся интерес и уважение к фольклору, традициям и обрядам.

Автор Мазилина Ольга Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 50834
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓