Главная / История / Конспект интегрированного урока по истории и литературе на тему "Женское лицо войны" (11 класс)

Конспект интегрированного урока по истории и литературе на тему "Женское лицо войны" (11 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

















Женское лицо войны.

Интегрированный урок литературы и истории.











Урок подготовили:

Учитель русского языка и литературы Галачиева Е.В.,

Учитель истории Сидорова И.П.



г.Энгельс, 2014

Женское лицо войны.

Интегрированный урок литературы и истории.

Цели урока:

  1. Показать, какова была роль женщины на фронте в годы ВОВ; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину.

  2. Формировать умение самостоятельной работы с текстом, развивать умение учащихся получать информацию из различных источников, выступать с небольшими сообщениями, анализировать художественное произведение, развивать творческие способности учащихся, исследовательские умения и навыки.

  3. Воспитывать чувство уважения к подвигу женщин на войне, чувство сопереживания и сопричастности к событиям и людям тех далеких для современных одиннадцатиклассников лет.



Формы и методы реализации поставленных задач: Устный журнал. Урок-презентация.

Оборудование урока:

1.Компьютерная презентация альманаха в редакции 11а класса.

2. Отрывки из фильма «А зори здесь тихие».

3. Видеозапись.

4. Музыка, песни.

5. Выставка книг.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Включается видеозапись начала войны.

  2. Вступительное слово учителя.

Учитель истории:

Среди весны, когда поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, вспоминаем живых и погибших. И в первую очередь - тех, кому природой назначено продолжать жизнь.

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

Маршал Советского Союза А.И.Ерёменко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». Сегодня, спустя 70 лет, мы знаем очень мало о фактах жизни женщин на войне: об их быте, заботах и невзгодах, ранениях, увечьях и гибели. Если в первые послевоенные годы якобы «неподобающие» темы намеренно не обсуждались открыто, то позднее о проблеме «женщины на войне» хотя и стали говорить более подробно, она всё-таки сводилась к общепринятым воспоминаниям, отражавшим заслуги, победы и подвиги. Повседневность же с её трудностями, потерями и жертвами по-прежнему оставалась на заднем плане. О выдающихся военных заслугах женщин, бывших на фронте снайперами, пилотами, разведчицами или санитарками мы знаем довольно много. Но до сих пор имеется разрозненная и противоречивая информация о том, что касается великого множества остальных женщин-фронтовичек, их функциональных обязанностей, вопросов их мобилизации, жизни в сугубо мужском армейском коллективе, жертв с их стороны.

Учитель литературы:

Говорят: «У войны не женское лицо». Действительно, это так. И не так. Лик войны изменчив, подвижен, разнообразен. Иногда мы видим и милосердный взгляд, и его мольбу о мире, и женское сострадание, потому что рядом с мужчинами сражались 800 тысяч женщин.



  1. Объявление цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы представляем альманах «Женское лицо войны».

Альманах (дать определение)

Над альманахом работали литературоведы, историки, корреспонденты, краеведы, оформители. Вам было предложено почувствовать себя в роли редактора, самим выбрать круг вопросов, авторов произведений.

1 страница альманаха – Всё для фронта! Всё для Победы!

Выступление историков.

Обсуждение вопросов:

  1. Сколько женщин служили в армии в годы ВОВ?

  2. Какие военные специальности освоили женщины на фронте?

По инициативе ЦК ВЛКСМ в системе Всевобуча, образованном при Народном Комиссариате Обороны 1 октября 1941 г., были созданы комсомольско-молодежные подразделения, в состав которых входили и девушки. Они изучали специальность минометчиц, пулеметчиц, автоматчиц, стрелков-снайперов, связисток и т. д. За годы Отечественной войны только в комсомольско-молодежные подразделениях Всевобуча без отрыва от производства было подготовлено свыше 222 тыс. женщин бойцов-специалистов, в их числеhello_html_m40df4dd2.png:

hello_html_35df5e62.png

 hello_html_35df5e62.png

hello_html_m22c92fe0.png

hello_html_m22c92fe0.png

Более глубокое изучение военного дела проводилось в сигнальных военных училищах, запасных частях, на курсах. Там проходили обучение летчицы, танкистки, связистки, разведчицы, политработники и т. д.

Военные специалисты для стрелковых частей и соединений готовились в специально созданных запасных учебных частях и военно-учебных заведениях. За годы войны лишь на снайперских курсах и в школах, входивших во Всевобуч, снайперским мастерством овладели 2484 женщины и девушки.

Нелегко было женщинам-партизанкам. Но любовь к социалистической Отчизне и ненависть к врагам Родины помогли преодолеть все трудности и невзгоды. В отрядах партизан  сражались целые семьи советских патриотов.

Большое число  женщин и девушек-партизан прошло специальную подготовку. За время войны только в Центральных школах партизанского движения военную подготовку прошли 1262 женщины. В рядах партизан служили женщины всех возрастов, всех профессий и национальностей нашей необъятной страны.



По учетным данным Центрального штаба партизанского движения на 1 января 1944 года.

Число участников партизанского движения

Всего

287 453

Мужчин

26746

Женщин

26707

В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, наравне с мужчинами, сражалось около 800 000 женщин !  Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями.



По всей стране звучали лозунги “Все для фронта! Все для победы!”.

Массовый прилив женщин в народное хозяйство страны в годы войны существенно изменил их численный состав и роль в производстве. Об увеличении доли женского труда, занятого в народном .хозяйстве, можно судить по следующим данным (в %)hello_html_m40df4dd2.pngвойны 1941-1945 гг."

hello_html_m599db1ee.png

hello_html_m599db1ee.png

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что доля женского труда в народном хозяйстве из года в год возрастала. Процент женщин, занятых в народном хозяйстве страны, возрос в 1944 г. на 19% по сравнению с 1940 г., а в промышленности - на 12%.

Много женщин пришло в отрасли, производившие оборонную продукцию. Так, к концу 1942 г. в важнейших отраслях оборонной промышленности женщины составляли от 1/3 до 60% рабочих hello_html_m40df4dd2.png.

О величайшем вкладе женского труда в сельское хозяйство страны свидетельствуют сравнительные данные о трудовых ресурсах колхозов тыловых районов на январь 1941 -1945 гг. (в тыс.) hello_html_m40df4dd2.png.



hello_html_m4730cedf.png

 hello_html_m4730cedf.png

Характерными являются и данные в процентном соотношении. Если в 1940 г. доля женского труда среди трудоспособных колхозников, занятых в общественном хозяйстве колхозов, составляла 52,1%, то в 1941 г. - 60,1, в 1942 г. - 72,2, в 1943 г. - 76,4 и 1944 г. - 75,8%. Выработка ими трудодней составляла за годы войны 70-75% всего числа трудодней вместо 37% в 1937г.



2 страница - « Женский хор памяти».

«Женский хор памяти» - так Алесь Адамович определил жанр документальной повести С. Алексиевич «У войны не женское лицо».

(Запись интервью с писателем С. Алексиевич).

Выступление литературоведов (на фоне музыки Зацепина «Берег моря»).

«У войны не женское лицо» - самая знаменитая книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о войне. Переведена на 20 языков.

Книга, написанная в 1983 году, 2 года пролежала в издательстве и не печаталась, так как автора обвиняли в развенчании героического образа советской женщины. В 1985 году во время перестройки книга наконец-то была издана, и читатель увидел такую войну, которую никто не знал, которую мужчины не рассказывали.

В кратком предисловии к книге «У войны не женское лицо» Алексиевич писала: «4 года я иду обожжёнными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни воспоминаний женщин-фронтовичек». В основу легли свыше 200 женских историй. Война им снится до сих пор, спустя десятилетия. Поэтому так часто в рассказах женщин звучат слова: «То бежишь в укрытие, то на другую позицию. Проснешься – и не верится, что живая»,

Светлана слушала, когда женщины, прошедшие войну, говорили, когда молчали, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание – для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят…

  1. Ленинградка Вера Даниловцева хотела стать актрисой, готовилась к поступлению в театральный институт. Вот что она вспоминала о первом дне войны: «Именно в этот день у меня было свидание. Ждала, что мой парень признается мне в любви. А он грустно сказал: «Вера, война! Нас из училища отправляют на фронт». Тогда и решила Вера, что тоже пойдет на фронт. Так она стала снайпером.

  2. Галину Запольскую война застала в армии, где она работала телефонисткой. Начальник связи сказал ей и её подругам: «Вы вольнонаёмные. Ещё есть время вернуться домой. Ну а те, кто хочет остаться на фронте, шаг вперед…» Все 20 девчат решили остаться.

  3. Фельдшер Мария Тихомирова с улыбкой говорила, что, собираясь на фронт, на все деньги, которые ей выдали, купила конфет. Совсем девчонка была.

  4. Вспоминая первые свои ощущения, военный хирург Вера Хорева рассказывала: «Я думала, что война ненадолго. Взяла любимую юбку, туфли. Даже во время войны, когда отступали, на пути попался магазин, а там туфли на полочке стоят. Глаз не оторвать. Купила. Трудно было сразу отказаться от обычной жизни».

  5. Санинструктор Надежда Анисимова вспоминала: «В 19 лет у меня была медаль «За отвагу». И в 19 лет я поседела. В последнем бою была ранена, парализовало ноги… Когда я домой вернулась, мама показала похоронку на меня».

  6. Фельдшер Софья Дубнякова сказала: «Вот смотрю фильмы о войне… Медсестра на передовой, аккуратненькая. Ходит в юбочке. Ну, неправда это! Да и юбки нам дали в конце войны.»

  7. В разговоре с журналисткой Мария Калиберда огорченно произнесла: «Война не только нашу молодость забрала, она материнство у многих отняла. Знаете, организм женский нежный… Но мы остались живы. Я первое время иду по улице и не верю, что Победа…»

  8. Конечно, война – это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое – армия и что такое – война. Пройдя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, они уже имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них уже были военные билеты, но солдатами они ещё не были. И о войне, и о фронте у них были только книжные, совершенно романтические представления.

  9. Да, не сразу и нелегко давалась им солдатская наука. Потребовалось обуть кирзачи, надеть шинели, привыкнуть к форме, научиться ползать по-пластунски, копать окопы. Но они со всем справились, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя в этой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, что только благодаря их поддержке, их храбрости и смелости мы смогли победить в этой войне. Девчонки прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения.

Задание учащимся. Какие строки о женщине из повести С. Алексиевич «У войны не женское лицо» вы выписали бы в свой читательский дневник?

Мы тебя, земля родная, русская

Никогда врагам не отдадим!

И.Молчанов

3 страница альманаха.



  1. Б.Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. А потому героями многих его произведений стали юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, а вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти. Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» поражает простотой сюжета. Казалось бы, ничем не примечательные старшина Васков, девушки-зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак не участвуют ни в каких крупных боевых действиях. Но они отстояли тот клочок земли, который им поручено защищать. Девушки проявили непоколебимую твердость, смелость, глубокую человечность.

  2. Инсценировка фрагмента. Глава 5. От слов «Открыл глаза – Осянина на камень лезет…» до слов «…кто войну переживет. Ясно говорю?»

  3. У старшины Васкова болит душа: девушкам приходится воевать, убивать врага и погибать самим. Ему кажется, что он плохо ими командует и кругом перед ними виноват. «Хватит тех, что погибли. По горло хватит, до конца жизни», - горько размышляет он после первых потерь, мечтая сохранить оставшихся.

Он мечтал об этом ещё и потому, что за короткое время сумел оценить хладнокровие Риты Осяниной, отчаянную смелость Жени Комельковой, застенчивую старательность Лизы Бричкиной, неизбывное горе Сони Гурвич, у которой, по всей видимости, погибла семья в Минске.

(Просмотр отрывка из фильма «А зори здесь тихие»).

  1. В повести Б.Васильева всё складывается с жестоким трагизмом. Старшина Васков хоронит одну за другой своих девчат, ставших для него бесконечно дорогими и милыми. “ А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось?”- горестно спрашивает Васков у смертельно раненой Риты Осяниной. Да, мы, правнуки солдат той далёкой войны, понимаем, что они гибли ради нас, ради нашей мирной и счастливой жизни. Но все же снова и снова невольно возникает вопрос: “А почему должны были гибнуть эти девчонки, не успевшие полюбить, выйти замуж, родить ребёнка…” (Отрывок из фильма).

  2. В качестве домашнего задания вам предлагается написать письмо одной из героинь повести « А зори здесь тихие».

4 страница альманаха – Письмо литературному герою.

5 страница альманаха- Слово тоже было оружием. (Включить отрывок «Если дорог тебе твой дом…»).

Учитель: Анна Ахматова, Ольга Бергольц… Их стихи знали, ждали… На фронт идёт Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова.

Сообщение учащихся (на фоне музыки Зацепина):

  1. Ю.Друнина принадлежит к поколению, юность которого проходила испытание на зрелость на фронтах Великой Отечественной войны. Она сказала о себе: «Я родом не из детства, из войны…» И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу – война, первое и самое яркое впечатление жизни. Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года, в Москве, в интеллигентной семье: отец – учитель истории Владимир Друнин, мать – Матильда Борисовна, работала в библиотеке и давала уроки музыки. Жили в коммуналке. Жили бедно. Но дочь с самых ранних лет приобщали к культуре. Читала девочка много, отец давал ей классиков, от Гомера до Достоевского, сама она, правда, тянулась к Дюма и Чарской – у них находила ту запредельную отвагу и искренность чувств, которые классиками никогда не описывались, как нечто в реальной жизни невозможное. Но Юля Друнина верила, что возможно все. Все ее поколение верило. И жизнью своей все они доказали: действительно – все возможно. Надо только в это верить…

  2. Она как раз закончила школу, когда грянула война. Конечно, сама бросилась в военкомат. И конечно, ее попросту прогнали: ведь ей едва исполнилось 17! А на фронт брали с 18 лет. Это было ужасно обидно, ведь тогда, в июне-июле 1941 года, шестнадцатилетние и семнадцатилетние боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать… Юля завидовала тем девушкам, кто был старше её на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки.

В начале войны, по совету отца, она работала санитаркой в глазном госпитале в Москве. Набиралась опыта для будущей работы в военных госпиталях. Окончила курсы медсестер. Немцы рвались к столице – к концу лета Юле пришлось оставить госпиталь и идти рыть окопы. Там, во время одного из авианалетов, она потерялась, отстала от своего отряда, и ее подобрала группа пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Юля умела перевязывать… Правда, она с самого детства ужасно боялась крови, ей дурно становилось при виде даже крохотной ранки… Но комсомолка должна была воспитывать в себе железную волю. И Юля справилась со страхом перед кровавыми ранами, тем более, что очень скоро ей пришлось хлебнуть куда более серьезных опасностей. Пехотинцы попали в окружение, им пришлось выбираться, тринадцать суток они шли к своим: «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей, опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться! Случались и минуты отчаяния, безразличия, отупения, но чаще для этого просто не было времени – все душевные и физические силы были сконцентрированы на какой-нибудь одной конкретной задаче. А надо всем – панический ужас, ужас перед пленом. У меня, девушки, он был острее, чем у мужчин. Наверное, этот ужас здорово помогал мне, потому что был сильнее страха смерти».

Нет, это не заслуга, а удача —

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне !...



  1. В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я столько раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.



Она знала о войне – все… А было ей тогда только девятнадцать. Косы, которые она почитала своей единственной красою и берегла, несмотря на все сложности фронтового быта, обрезали практически под ноль, когда ее в беспамятстве привезли в госпиталь

Тот осколок ржавый и щербатый,

Мне прислала, как повестку, смерть…

Только б дотащили до Санбата,

Не терять сознание, не сметь!

А с носилок свешивались косы-

Для чего их, дура, берегла?

Вот багровый дождь ударил косо,

Подступила, затопила мгла…

Ничего! Мне только восемнадцать.

Я ещё не кончила войну.

Мне ещё к победе пробиваться

Сквозь снегов и марли белизну!



Военная тема оставалась для нее главной всегда. Николай Старшинов вспоминает, что «над ней нередко и подшучивали: мол, написала стихи о сосновом боре, а все равно в нем оказались неожиданно сапоги или обмотки…» А она отвечала насмешникам своими стихами:



Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив

И кто отнят войной...

Я — связная.

Бреду в партизанском лесу,

От живых

Донесенье погибшим несу.



Учащиеся читают стихотворение Ю. Друниной «Зинка» (по ролям).

Работа над анализом стихотворения.

- Какие чувства вызывает стихотворение?

Слово учителя. Для Юлии Друниной война –это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… И на всех уровнях текста это хорошо прослеживается. Стихотворение одновременно лиричное, доброе и жесткое, в нем звучит то песня-тоска по родному дому, то жесткий военный марш. Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.

Работа в группах (анализ частей)

1 группа.

  1. Какими автор показывает бойцов в минуты затишья?

  2. О чем говорят девчонки? Из каких деталей складывается образ малой родины? Как думаете, с какими чувствами героиня говорит о доме?

  3. От чего, с вашей точки зрения, зависит подбор эпитетов в 1 части?

2 группа.

  1. Какие события нашли отражение во 2 части? Какие чувства они вызывают?

  2. Какие эпитеты помогают осознать горечь происходящего?

  3. Почему «яблочное захолустье» меняется на «рязанские глухие сады»?

3 группа.

  1. Как, с вашей точки зрения, меняется настроение по сравнению с I частью, хотя слова употребляются практически одни и те же?

  2. Каким предстаёт образ матери?

  3. Докажите текстом, что война отнимает у людей самое дорогое.





6 страница альманаха - В небе «ночные ведьмы».

Выступление краеведов:

  1. Рассказ о женских авиаполках.

  2. Книга Ароновой Раисы Ермолаевны « Ночные ведьмы».

ПРИКАЗ

НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

0099

8 октября 1941 г.

О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии

В целях использования женских летно-технических кадров

ПРИКАЗЫВАЮ с 1 декабря 41 г. сформировать и подготовить к боевой работе:

I. 586 истребительный авиационный полк на самолетах Як-1 по штату № 015/ 174, дислокация г. Энгельс.

II. 587 авиационный полк ближних бомбардировщиков на самолетах СУ-2 при ЗАПе (Каменка).

III. 588 ночной авиационный полк на самолетах У-2 по штату № 015/186, дислокация – г. Энгельс.

IV. Командующим ВВС Красной Армии укомплектовать формируемые авиаполки самолетами и летно-техническим составом из числа женщин кадра ВВС КА, ГВФ и Осовиахима.

V. Переподготовку летного состава на новой матчасти организовать и проводить:

- летного состава – в пунктах формирования авиаполков;

- технического состава – при пункте сбора ЛТСМ г. Москва;

- штурманского и командиров штабов – при 2-й Ивановской Высшей штурманской школе ВВС КА.

Главному Интенданту Красной Армии и Начальникам Центральных Управлений НКО СССР обеспечить формируемые авиаполки всеми видами положенного довольствия.

Народный Комиссар

Обороны Союза ССР И.Сталин

Французские лётчики полка "Нормандия – Неман", желая выразить своё преклонение перед подвигами советских женщин, сказали при встрече с отважными лётчицами:

"Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить своё восхищение советскими лётчицами !"

  1. Демонстрация фотографий лётчиц.



7 страница альманаха – Встреча с ветераном.

Рассказ корреспондента:

Тамара Николаевна Саблина родилась и выросла в г.Энгельсе. Когда началась Великая Отечественная война, она училась на 4 курсе военно-медицинского факультета Саратовского медицинского института. Сроки обучения были сокращены, и в августе 1941 г. Тамару Николаевну направили в Свердловск, где формировалась 34 армия. Она стала врачом-ординатором хирургического полевого подвижного госпиталя. В январе 2010 г. состоялась наша встреча с Саблиной Т.Н. Мы с интересом слушали Тамару Николаевну, задавали ей вопросы.

Видеозапись интервью.

8 страница альманаха - Мы обязаны всё помнить…

Учитель литературы:

Листая страницы нашего альманаха, мы говорим о произведениях, где война раскрывается через чувства и образы женщин.

Женщина, призванная любить и продолжать жизнь, отвергает смерть.

Именно во имя жизни женщина мир спасала, была дочерью, матерью, женой, сестрой и солдатом.

Учитель истории:

Прошло 65 лет, как закончилась ВОВ, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы обязаны все помнить…

Учащиеся читают стихотворение Р.Рождественского «Помните!»

Помните!

Через века,

через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,—

помните!



Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно

достойны!



Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!



Люди!

Покуда сердца

стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

помните!



Песню свою

отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет,—

помните!



Детям своим

расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Земли

помните!

К мерцающим звездам

ведя корабли,—

о погибших

помните!



Встречайте

трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

войну,

прокляните

войну,

люди Земли!



Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,—

заклинаю,—

помните!



Учитель литературы:

Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. И пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших?

Учитель истории:

Склоним голову перед величием подвига павших. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны.

(Минута молчания )

Учитель литературы:

«Люди мира! На минуту встаньте!» Эти строки из песни «Бухенвальдский набат» напоминают ещё раз о том, что сегодняшним безоблачным небом, миром, счастьем, благополучием мы обязаны тем, кто не жалея своей жизни, защищал нашу Родину.

Звучит песня «Бухенвальдский набат».



Конспект интегрированного урока по истории и литературе на тему "Женское лицо войны" (11 класс)
  • История
Описание:

                              Женское лицо войны.

                       Интегрированный урок по  истории и литературе.

         Цели урока:

1.     Показать, какова была роль женщины на фронте в годы ВОВ; что перенесла и пережила женщина, воюя с врагом за свою Родину.

2.     Формировать умение самостоятельной работы с текстом, развивать умение учащихся получать информацию из различных источников, выступать с небольшими сообщениями, анализировать художественное произведение, развивать творческие способности учащихся, исследовательские умения и навыки.

3.     Воспитывать чувство уважения к подвигу женщин на войне, чувство сопереживания и сопричастности к событиям и людям тех далеких для современных одиннадцатиклассников лет.

          Формы и методы реализации поставленных задач: Устный журнал. Урок-презентация. 

Автор Сидорова Ирина Павловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 658
Номер материала 52856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓