Главная / Физика / Конспект интегрированного урока по физике-информатике по теме: «Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». (11 класс)

Конспект интегрированного урока по физике-информатике по теме: «Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». (11 класс)

Учитель – Голубева Наталья Николаевна.

GNN©





Открытый интегрированный урок по теме:

«Изучение колебаний нитяного маятника.

Определение ускорения свободного падения

при помощи нитяного маятника».



Предмет, класс

Физика/информатика, 11 класс

Тема урока


Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения

при помощи маятника.

Тип урока

Лабораторная работа

Необходимые требования к знаниям и умениям обучающихся на момент урока

Знание основных понятий и формул по теме: «Механические колебания», пройденных на данный момент времени (период и частота колебаний, период колебаний нитяного маятника).

Цель урока

Установить зависимость периода колебаний нитяного маятника от его длины, вычислить ускорение свободного падения.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Научить рассчитывать период колебаний нитяного маятника для различных значений его длины, ускорение свободного падения с помощью нитяного маятника.

Развивать навыки работы с компьютерными моделями лабораторных работ Macromedia Flash, Microsoft Excel по использованию для расчетов. Развивать умения работать с формулами, обрабатывать и анализировать полученные результаты.

Выработка грамотной речи, грамотной записи вычислений, в том числе при заполнении электронных таблиц. Развивать навыки работы в парах.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение


Компьютеры, Macromedia Flash Player, Microsoft Excel и Microsoft Word

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1.1

Повторение основных понятий по теме

Цель

Вспомнить основные характеристики колебаний

Длительность этапа

5 минут

Форма организации деятельности учащихся

Отвечают на вопросы учителя

Функции, основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Задает вопросы и корректирует ответы учащихся

Записи на доске

Частота

υ=N/t, υ=1/T

Период колебаний нитяного маятника определяется формулой

hello_html_m79724d8b.gif,

где l - длина нити, g - ускорение свободного падения. Измерив период T и длину нити l, можно рассчитать ускорение свободного падения:

hello_html_mea308e3.gif

ЭТАП 1.2

Повторение правил работы за компьютером

Длительность этапа

2 минуты

ЭТАП 2

Лабораторная работа «Изучение колебаний нитяного маятника».

Цель

Проверить на практике справедливость теоретических соотношений по периоду колебаний нитяного маятника

Длительность этапа

12 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа с компьютерной моделью лабораторной работы при помощи Macromedia Flash Player

Форма организации деятельности учащихся

Работа по парам за компьютерами

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор ответов учащихся

Промежуточный контроль

Основное внимание на вопрос: От чего зависит период колебаний нитяного и пружинного маятников?

(Данный вывод входит в этап лабораторной работы, требуется для заполнения)

ЭТАП 3

Самостоятельная работа учащихся

Цель

Проверка степени усвоения формул, устанавливающих зависимость между периодом, частотой колебаний нитяного маятника и его длиной

Длительность этапа

8 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Решение задач и ответы на вопросы, входящих в лабораторную работу

Форма организации деятельности учащихся

Работа по парам за компьютерами

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор действий

Основные виды деятельности преподавателя

Разъяснение действий

Промежуточный контроль

Правильность выполнения задания

(Задачи и вопросы входит в этап лабораторной работы, ответы на них требуется для заполнения)

ЭТАП 4

Лабораторная работа «Вычисление ускорения свободного падения с помощью маятника»

Цель

Вычислить ускорение свободного падения при помощи периода колебаний и длины нитяного маятника

Длительность этапа

15 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Заполнение таблицы результатов и выполнение вычислений в Microsoft Excel

Форма организации деятельности учащихся

Оформление работы в электронных таблицах

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор действий

Основные виды деятельности преподавателя

Разъяснение действий

Контроль

Сравнение полученных значений для g со значением

g=9,8 м/с2

(Вывод входит в данный этап работы обучающихся, обязателен для заполнения)

ЭТАП 5

Подведение итогов. Задание на дом.

Цель

Анализ работы

Длительность этапа

3 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Самоанализ своих знаний

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов. Анализ задания на дом

Завершающий контроль.

Проводится по результатам проверки лабораторной работы

Задание на дом.

Задачи на карточках



Задание на дом (актуализация знаний уравнения гармонических колебаний, колебаний пружинного и математического маятников).

1. Уравнение гармонических колебаний имеет вид: x =10cos(4π t) . Чему равна амплитуда колебаний?

2. Пружинный маятник, снабженный грузом массой m1, за некоторое время совершил 21 колебание, а после замены первого груза на груз массой m2 за то же время совершил 14 колебаний. Найти отношение m1/ m2.

3. Какова частота колебаний математического маятника на некоторой планете, если частота его колебаний на Земле равна 0,5 с-1? Известно, что ускорение свободного падения на этой планете в 4 раза меньше, чем на Земле.

4. Определить длину математического маятника, период которого равен 0,5 с.



Конспект интегрированного урока по физике-информатике по теме: «Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». (11 класс)
  • Физика
Описание:

Предмет, класс

Физика/информатика, 11 класс

Тема урока

 

Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения

при помощи маятника.

Тип урока

Лабораторная работа

 

 

Цель урока

Установить зависимость периода колебаний нитяного маятника от его длины, вычислить ускорение свободного падения.

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 

Компьютеры, Macromedia Flash Player, Microsoft Excel и Microsoft Word

Автор Голубева Наталья Николаевна
Дата добавления 17.02.2015
Раздел Физика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1461
Номер материала 56571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓