Инфоурок Физика КонспектыКонспект интегрированного урока по физике-информатике по теме: «Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». (11 класс)

Конспект интегрированного урока по физике-информатике по теме: «Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». (11 класс)

Скачать материал

Открытый интегрированный урок по теме:

«Изучение колебаний нитяного маятника.

Определение ускорения свободного падения

при помощи нитяного маятника».

 

Предмет, класс

Физика/информатика, 11 класс

Тема урока

 

Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения

при помощи маятника.

Тип урока

Лабораторная работа

Необходимые требования к знаниям и умениям обучающихся на момент урока

Знание основных понятий и формул по теме: «Механические колебания», пройденных на данный момент времени (период и частота колебаний, период колебаний нитяного маятника).

Цель урока

Установить зависимость периода колебаний нитяного маятника от его длины, вычислить ускорение свободного падения.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Научить рассчитывать период колебаний нитяного маятника для различных значений его длины, ускорение свободного падения с помощью нитяного маятника.

Развивать навыки работы с компьютерными моделями лабораторных работ Macromedia Flash,  Microsoft Excel по использованию для расчетов. Развивать  умения работать с формулами, обрабатывать и анализировать полученные результаты.

Выработка грамотной речи, грамотной записи вычислений, в том числе при заполнении электронных таблиц. Развивать навыки работы в парах.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

 

Компьютеры, Macromedia Flash Player, Microsoft Excel и Microsoft Word

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1.1

Повторение основных понятий по теме

Цель

Вспомнить основные характеристики колебаний

Длительность этапа

5 минут

Форма организации деятельности учащихся

Отвечают на вопросы учителя

Функции, основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Задает вопросы и корректирует ответы учащихся

Записи на доске

Частота

 υ=N/t, υ=1/T

Период колебаний нитяного маятника определяется формулой

,

где l - длина нити, g - ускорение свободного падения. Измерив период T и длину нити l, можно рассчитать ускорение свободного падения:

ЭТАП 1.2

Повторение правил работы за компьютером

Длительность этапа

2 минуты

ЭТАП 2

Лабораторная работа «Изучение колебаний нитяного маятника».

Цель

Проверить на практике справедливость теоретических соотношений по периоду колебаний нитяного маятника

Длительность этапа

12  минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа с компьютерной моделью лабораторной работы при помощи Macromedia Flash Player

Форма организации деятельности учащихся

Работа по парам за компьютерами

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор ответов учащихся

Промежуточный контроль

Основное внимание на вопрос: От чего зависит период колебаний нитяного и пружинного маятников?

(Данный вывод входит в этап лабораторной работы, требуется для заполнения)

ЭТАП 3

Самостоятельная работа учащихся

Цель

Проверка степени усвоения формул, устанавливающих зависимость между  периодом, частотой колебаний нитяного маятника и его длиной

Длительность этапа

8 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Решение задач и ответы на вопросы, входящих в лабораторную работу

Форма организации деятельности учащихся

Работа по парам за компьютерами

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор действий

Основные виды деятельности преподавателя

Разъяснение действий

Промежуточный контроль

Правильность выполнения задания

(Задачи и вопросы входит в этап лабораторной работы, ответы на них требуется для заполнения)

ЭТАП 4

Лабораторная работа «Вычисление ускорения свободного падения с помощью маятника»

Цель

Вычислить ускорение свободного падения при помощи периода колебаний и длины нитяного маятника

Длительность этапа

15 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Заполнение таблицы результатов и выполнение вычислений в Microsoft Excel

Форма организации деятельности учащихся

Оформление работы в электронных таблицах

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор действий

Основные виды деятельности преподавателя

Разъяснение действий

Контроль

Сравнение полученных значений для g со значением

g=9,8 м/с2

(Вывод входит в данный этап работы обучающихся, обязателен для заполнения)

ЭТАП 5

Подведение итогов. Задание на дом.

Цель

Анализ работы

Длительность этапа

3 минуты

Форма организации деятельности учащихся

Самоанализ своих знаний

Основные виды деятельности преподавателя

Анализ результатов. Анализ задания на дом

Завершающий контроль.

Проводится по результатам проверки лабораторной работы

Задание на дом.

Задачи на карточках

 

Задание на дом (актуализация знаний уравнения гармонических колебаний, колебаний пружинного и математического маятников).

1. Уравнение гармонических колебаний имеет вид: x =10cos(4π t) . Чему равна амплитуда колебаний?

2. Пружинный маятник, снабженный грузом массой m1, за некоторое время совершил 21 колебание, а после замены первого груза на груз массой m2 за то же время совершил 14 колебаний. Найти отношение m1/ m2.

3. Какова частота колебаний математического маятника на некоторой планете, если частота его колебаний на Земле равна 0,5 с-1? Известно, что ускорение свободного падения на этой планете в 4 раза меньше, чем на Земле.

4. Определить длину математического маятника, период которого равен 0,5 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект интегрированного урока по физике-информатике по теме: «Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника». (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предмет, класс Физика/информатика, 11 класс Тема урока Изучение колебаний нитяного маятника. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника. Тип урока Лабораторная работа Цель урока Установить зависимость периода колебаний нитяного маятника от его длины, вычислить ускорение свободного падения. Необходимое аппаратное и программное обеспечение Компьютеры, Macromedia Flash Player, Microsoft Excel и Microsoft Word

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 188 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку физики в 11 классе "Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора"
  • Учебник: «Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.
  • Тема: Глава 12. Атомная физика
  • 30.12.2020
  • 1273
  • 93
«Физика (базовый уровень)», Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. / Под ред. Парфентьевой Н.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.06.2020 180
    • DOCX 84 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мельникова Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86492
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 117 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по физике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 569 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Управление рисками в бизнесе: анализ, оценка и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе