Давидова Анна Дмитриевна, учитель-логопед
Место работы:
КДУУ общего развития я/с №101 «Журавушка» исполкома Старо-Крымского поселкового
совета г. Мариуполя
Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе
на тему: «Путешествие в сказочную страну» для детей с ОНР.
I «Путешествие в
сказочную страну».
II Интегрированное
занятие.
III Словарь: Пассивный:
явления
природы, запорошило, замело, гололед, развлечения, сказочный транспорт.
Активный: ветер,
речка, волк, лиса, белка, ёж, лёд, холод, снежки, пушистый, легкий.
IV Грамматический
строй речи.
- Образование слов-названий с
уменьшительно-ласкательными суффиксами(-чка,-чок,-чик). Д/и «Назови ласково»
(лисичка, белочка, зайчик, волчок…).
- Образование слов-названий детенышей
зверей. Д/и «Назови детеныша» (белка-бельчонок; медведь-медвежонок;
заяц-зайчонок…)
- Согласование существительного с
прилагательным.
Д/и «Какой, какая, какое?» (волк-какой?,
лиса-какая?, морковь-какая?, картофель-какой?).
V Понимание речи.
- Понимание и выполнение обращен.речи
(просьба, поручения взрослого).
- Понимание синонимов. Слова-синонимы.
Д/и «Подбери признаки» (снегопад, вьюга,
метелица).
VI Произношение.
Развитие фонематических процессов. Звуковой анализ слов.
- Выделение звука в словах. Д/задание
«Назови 1-й и последний звуки».
Д/и «Слово назови- кирпичик положи» (звук
«Ш»).
- Ритмический рисунок (развитие умения
правильно ставить словесное ударение)
слов-названий сказок «Телесик», «Золушка».
VII Связная речь,
работа над предложением.
- Описание дик. животного по картине
(волк) .
- Составление описательного рассказа.
- Самостоятельное составление
виртуальных диалогов.
- Творческий рассказ «Река- оживлялка».
VIII Звуковая культура
речи. Произношение слов с разной силой голоса.
- Развитие шепотной речи.
(«О чем разговаривают ластик и
карандаш?»).
- Эмоциональный окрас речи.
- Развитие дыхания. Д/упражнения «Самолет»,
«Ветер», «Поезд».
IX Литература:
Народные сказки «Лисичка-сестричка и
Волк-панибрат», «Телесик», «Теремок», «По щучьему велению», К.Чуковский
«Мойдодыр».
Жукова О.Г. «Сенсорика. Екологія»-2009
г.
Филичева Т.Б.,Каше Г.А. «Д/мат-л по
исправлению недостатков речи у дошкольников. М:»Просвещение»,1989 г.
X Мелкая моторика
пальцев. Подготовка руки к письму.
- Застегивание пуговиц, шнуровка
(ковер-самолет»).
(Д/задание «Ковер-самолет»).
- Пальчиковая гимнастика «Кто живет в
глухом лесу?».
- Выкладывание картины на листе бумаги
по сказке «Лисичка сестричка и волк».
а) «Лиса» (оригами);
б) вырезание по контуру (елочка);
в) рисование рыбок, волка, дерева,
туч, с использованием моркови, картофеля, ваты и др. материалов (нетрадиционная
техника).
- Разрезные картинки- паззлы: Сказки
«Теремок», «Мойдодыр».
- Дорисовка лица Робика- маленького
робота (эмоции).
XI Развитие
психических процессов .
-Развитие логического мышления и внимания.
Д/и «Чем отличаются и чем похожи?».
Д/и «Что перепутал художник?».
- Развитие зрительного внимания.
Д/задания «Какая это сказка?», «Угадай
цифру».
XII Ориентировка в
пространстве и времени.
-Понимание и использование грамматических
конструкций с предлогами (на, у, в, между, возле, под, за, перед) на
рисунке-сказке «Лисичка-сестричка и волк».
Материал: Картина «По
щучьему велению», картинки с изображением сказок, магнитофон с аудиозаписями,
материал для развития мелкой моторики, схемы-названия сказок, корзинки,
шапочки-маски диких животных, ножницы, пазлы, коврик, кубики, конверты,
печенье- рыбки, рыбки из бумаги, удочка.
Предварительная работа:
1.Чтение сказок.
2.Составление виртуальных диалогов.
3.Использование этюдов психогимнастики
М.И.Чистяковой.
4.Знакомство с основными эмоциями и
пиктограммами, которые их обозначают.
5.Числоворды, паззлы.
6.Рисование в нетрадиционных техниках.
Ход занятия:
В группу влетает конверт («Приглашение в
сказку»).
Логопед предлагает, читающим детям
прочесть, что написано на конверте:
(Детям группы «Ромашка» детского сада №
101).
Логопед: - Это нам. Как вы думаете, что
там может быть?
Дети: - Я думаю… (письмо, открытка,
телеграмма).
Логопед предлагает обследовать ( пощупать)
конверт.
Версии детей… Достает аудиокассету.
Логопед: - Что же на ней может быть?
Предлагаю послушать запись.
Голос: - Здравствуйте, дети!
Я - Сказка! Ежегодно в нашей сказочной
стране проходит фестиваль «Сказочных фантазий». И на своем совете, мы решили
пригласить вас принять участие. Но, чтобы попасть в нашу сказочную страну, вам
необходимо преодолеть все преграды, которые будут у вас на пути. Желаю вам
успеха! До встречи в сказочной стране!
Логопед: предлагает детям достать из
конверта задания.
Д/задания «Какая это сказка?».
«Назови 1-й и последний звуки».
Иллюстрации хорошо знакомых сказок (размер
15*15) *2 шт.и 2 листа картона, вдвое больших иллюстраций. В середине каждого
вырезано не большое окошко диаметром 4-5
см. Дети рассматривают картинку только через отверстие, передвигая картон по
всей картине и не заглядывая под картон.
Угадав сказку, ребенок должен назвать
первый и последний звуки в названии сказок «Мойдодыр», «Теремок».
Логопедические упражнения- паззлы
(разрезные картинки сказок «Телесик», «Золушка»).
Д/игра «Отхлопай слова».
Сложив картинку, детям предлагается
повторять слова, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук:
на безударный слог-хлопок ладонями, на ударный -хлопок по коленям.
Д/задание «Дорисуй лицо Робика -
маленького робота». (удивленное, грустное, радостное) - (формирование
понятия основных эмоций, выраженных мимикой).
Д/задание «Угадай по схеме».
Вспомнить сказки, названия каких по
количеству слов отвечали бы таким схемам:
[------] («Колобок», «Морозко»,
«Рукавичка»)
[------ ------] («Красная шапочка»,
«Снежная королева»).
[------ ------ ] («Лисица и
журавль»).
Числоворды «Угадай цифры».
Если у детей возникнут затруднения,
предложить помочь друг другу.
Логопед: - Молодцы, ребята! Как вы
думаете, кто живет в сказочной стране?
Ответы детей.
Логопед: - Ребята,
чем отличаются и чем похожи сказочные персонажи и люди?
Д/игра «Найди
отличие и сходство».
Логопед: - Ну, что ж
приглашение у нас есть, остается решить, на чем мы отправимся
в сказочную страну. Но
не забудьте, что транспорт тоже должен быть
волшебный, сказочный.
- Варианты
детей.
После того, как дети выбрали вид
транспорта, они совместно с логопедом решают из чего его можно сделать.
Д/упр. «Строим ковер-самолет» (мелкая
моторика).
-застегивание пуговиц, шнуровка.
Звучит фонограмма «Веселого ветерка».
Логопед: - Мы летим
на ковре-самолете, поднимаясь все выше и выше, становится все холоднее и
холоднее. Солнышко спряталось, ветер сильный дует, он обдувает нас со всех
сторон.
Упражнение «Ветер» (на
развитие речевого дыхания и силы голоса).
Дует ветер. Сделать вдох, на выдохе
длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у», подражая завываниям
ветра.
Логопед: - Нам холодно, но мы стойкие и
крепко держимся за ковер.
Упражнение на равитие умения передавать
эмоции с помощью мимики и жестов .
Пластический этюд на тему «На
ковре-самолете».
Логопед: - Смотрите,
мимо нас пролетает самолет. Он далеко, рядом с нами и пролетает мимо. Как летит
самолет?
Упражнение «Самолет» (на
развитие высотного диапазона голоса: у-У-у).
А внизу едет поезд, он далеко от нас и
поэтому сигнал машиниста поезда слышен очень слабо (ту-ту…).
Упражнение «Поезд».
Дети приземляются в сказочной стране.
Упражнение «Отдыхаем» (развитие
дыхания).
Логопед: - Мы долго
летели, устали.
Сделать глибокий вдох ртом (3 сек.),
напряженный выдох с усилением в конце.
На выдохе произнести: «Фу-у-у-у».
Выполнить 2 раза.
Вот мы отдохнули и стали дышать спокойно и
ровно. Сделать незаметный вдох ртом (1-2 сек.), а затем выполнить плавный
длительный выдох без напряжения. Повторить 2 раза.
Логопед обращает внимание детей на
странные звуки.
Подходят к иллюстрации сказки «По щучьему
велению», на которой изображен волк из сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Логопед: - Ой,
ребята, в какую же сказку мы попали?
- Как вы об этом
догадались? Но что же за странные звуки в этой сказке, прислушайтесь.
Версии детей.
- Как вы думаете,
почему волк плачет?
Д/игра «Узнай меня»
(иммитация-пантомима сказочных персонажей).
- Может быть волк
узнает персонажа из своей сказки?
(дети иммитируют героя сказки, не называя
его, остальные-отгадывают).
Если среди загаданных персонажей не будет
никого из сказки, то логопед предлагает всмотреться в картинку с помощью
«волшебных биноклей» (рук детей).
Логопед: - Вспомните,
в какой сказке остался волк без хвоста?
Если сразу назовут сказку, тогда вопрос:
- Как вы догадались,
что волк именно из этой сказки?
- А вам не жалко,
что волк такой несчастный, остался без хвоста? (ответы детей).
Логопед: - Ребята, мы
так увлеклись сказками, что совсем забыли про фестиваль сказок.
Как же нам быть?!
Давайте поможем волку попасть в свою
сказку, а для этого у нас есть различные материалы, чтобы создать декорацию к
сказке «Лисичка-сестричка и волк».
Пальчиковая гиинастика: «Кто живет в
глухом лесу?».
Я сейчас вам назову (Руки лежат
на столе ладонями вниз.Разводить и
соединять пальцы правой руки).
Кто живет в глухом лесу (Руки лежат на
столе ладонями вниз.Разводить и
соединять пальцы левой руки).
Зайцы, белки, барсуки (Рука лежит
на столе ладонью вниз. Поднимать и
Волк, медведи и ежи… удерживать на
весу каждый палец, начиная с
большого, сначала на правой руке, затем на
левой. Край ладони не отрывать от стола).
Д/и «Какой, какая, какое?».
(морковь-какая; картофель-какой;
дерево-какое; вата-…).
Работа детей по созданию декорации к
сказке «Лисичка-сестричка и волк».
Логопед: - Как бы нам
помочь волку?
(Подводит к тому, что можно придумать
новый конец сказки).
Совместное сюжетосложение нового окончания
сказки. Распределение ролей.
Импровизация-драматизация конца сказки.
Д/и «Назови ласково»
(лиса-лисичка; белка-белочка; волк-…;
заяц-…).
Д/и «Назови детеныша».
(у белки-бельчонок; у лисы-лисенок; у
медведя-…).
Итог занятия.
Сюрприз от Сказки (рыбки -
печенье для детей; рыбки - оригами для гостей).
Литература:
Жукова О.Г. «Сенсорика. Екологія»-
2009 г.
Народные сказки «Лисичка-сестричка и
Волк-панибрат», «Телесик», «Теремок», «По щучьему велению».
Филичева Т.Б.,Каше Г.А. «Дидактический
материал по исправлению недостатков речи у дошкольников. М:»Просвещение»,1989
г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.