Главная / Логопедия / Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказочную страну» для детей с ОНР.

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказочную страну» для детей с ОНР.

Давидова Анна Дмитриевна, учитель-логопед

Место работы: КДУУ общего развития я/с №101 «Журавушка» исполкома Старо-Крымского поселкового совета г. Мариуполя


Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказочную страну» для детей с ОНР.




I «Путешествие в сказочную страну».

II Интегрированное занятие.

III Словарь: Пассивный: явления природы, запорошило, замело, гололед, развлечения, сказочный транспорт.

Активный: ветер, речка, волк, лиса, белка, ёж, лёд, холод, снежки, пушистый, легкий.

IV Грамматический строй речи.

- Образование слов-названий с уменьшительно-ласкательными суффиксами(-чка,-чок,-чик). Д/и «Назови ласково» (лисичка, белочка, зайчик, волчок…).

- Образование слов-названий детенышей зверей. Д/и «Назови детеныша» (белка-бельчонок; медведь-медвежонок; заяц-зайчонок…)

- Согласование существительного с прилагательным.

Д/и «Какой, какая, какое?» (волк-какой?, лиса-какая?, морковь-какая?, картофель-какой?).

V Понимание речи.

- Понимание и выполнение обращен.речи

(просьба, поручения взрослого).

- Понимание синонимов. Слова-синонимы.

Д/и «Подбери признаки» (снегопад, вьюга, метелица).

VI Произношение. Развитие фонематических процессов. Звуковой анализ слов.

- Выделение звука в словах. Д/задание «Назови 1-й и последний звуки».

Д/и «Слово назови- кирпичик положи» (звук «Ш»).

- Ритмический рисунок (развитие умения правильно ставить словесное ударение)

слов-названий сказок «Телесик», «Золушка».

VII Связная речь, работа над предложением.

- Описание дик. животного по картине (волк) .

- Составление описательного рассказа.

- Самостоятельное составление виртуальных диалогов.

- Творческий рассказ «Река- оживлялка».

VIII Звуковая культура речи. Произношение слов с разной силой голоса.

- Развитие шепотной речи.

(«О чем разговаривают ластик и карандаш?»).

- Эмоциональный окрас речи.

- Развитие дыхания. Д/упражнения «Самолет», «Ветер», «Поезд».

IX Литература:

Народные сказки «Лисичка-сестричка и Волк-панибрат», «Телесик», «Теремок», «По щучьему велению», К.Чуковский «Мойдодыр».

Жукова О.Г. «Сенсорика. Екологія»-2009 г.

Филичева Т.Б.,Каше Г.А. «Д/мат-л по исправлению недостатков речи у дошкольников. М:»Просвещение»,1989 г.

X Мелкая моторика пальцев. Подготовка руки к письму.

- Застегивание пуговиц, шнуровка (ковер-самолет»).

(Д/задание «Ковер-самолет»).

- Пальчиковая гимнастика «Кто живет в глухом лесу?».

- Выкладывание картины на листе бумаги по сказке «Лисичка сестричка и волк».

а) «Лиса» (оригами);

б) вырезание по контуру (елочка);

в) рисование рыбок, волка, дерева, туч, с использованием моркови, картофеля, ваты и др. материалов (нетрадиционная техника).

- Разрезные картинки- паззлы: Сказки «Теремок», «Мойдодыр».

- Дорисовка лица Робика- маленького робота (эмоции).

XI Развитие психических процессов .

-Развитие логического мышления и внимания. Д/и «Чем отличаются и чем похожи?».

Д/и «Что перепутал художник?».

- Развитие зрительного внимания.

Д/задания «Какая это сказка?», «Угадай цифру».

XII Ориентировка в пространстве и времени.

-Понимание и использование грамматических конструкций с предлогами (на, у, в, между, возле, под, за, перед) на рисунке-сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Материал: Картина «По щучьему велению», картинки с изображением сказок, магнитофон с аудиозаписями, материал для развития мелкой моторики, схемы-названия сказок, корзинки, шапочки-маски диких животных, ножницы, пазлы, коврик, кубики, конверты, печенье- рыбки, рыбки из бумаги, удочка.


Предварительная работа:

1.Чтение сказок.

2.Составление виртуальных диалогов.

3.Использование этюдов психогимнастики М.И.Чистяковой.

4.Знакомство с основными эмоциями и пиктограммами, которые их обозначают.

5.Числоворды, паззлы.

6.Рисование в нетрадиционных техниках.





Ход занятия:

В группу влетает конверт («Приглашение в сказку»).


Логопед предлагает, читающим детям прочесть, что написано на конверте:

(Детям группы «Ромашка» детского сада № 101).


Логопед: - Это нам. Как вы думаете, что там может быть?

Дети: - Я думаю… (письмо, открытка, телеграмма).

Логопед предлагает обследовать ( пощупать) конверт.

Версии детей… Достает аудиокассету.

Логопед: - Что же на ней может быть? Предлагаю послушать запись.

Голос: - Здравствуйте, дети!

Я - Сказка! Ежегодно в нашей сказочной стране проходит фестиваль «Сказочных фантазий». И на своем совете, мы решили пригласить вас принять участие. Но, чтобы попасть в нашу сказочную страну, вам необходимо преодолеть все преграды, которые будут у вас на пути. Желаю вам успеха! До встречи в сказочной стране!

Логопед: предлагает детям достать из конверта задания.

Д/задания «Какая это сказка?».

«Назови 1-й и последний звуки».

Иллюстрации хорошо знакомых сказок (размер 15*15) *2 шт.и 2 листа картона, вдвое больших иллюстраций. В середине каждого вырезано не большое окошко диаметром 4-5 см. Дети рассматривают картинку только через отверстие, передвигая картон по всей картине и не заглядывая под картон.

Угадав сказку, ребенок должен назвать первый и последний звуки в названии сказок «Мойдодыр», «Теремок».

Логопедические упражнения- паззлы (разрезные картинки сказок «Телесик», «Золушка»).

Д/игра «Отхлопай слова».

Сложив картинку, детям предлагается повторять слова, выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог-хлопок ладонями, на ударный -хлопок по коленям.

Д/задание «Дорисуй лицо Робика - маленького робота». (удивленное, грустное, радостное) - (формирование понятия основных эмоций, выраженных мимикой).

Д/задание «Угадай по схеме».

Вспомнить сказки, названия каких по количеству слов отвечали бы таким схемам:

[------] («Колобок», «Морозко», «Рукавичка»)

[------ ------] («Красная шапочка», «Снежная королева»).

[------ ------ ] («Лисица и журавль»).




Числоворды «Угадай цифры».

Если у детей возникнут затруднения, предложить помочь друг другу.


Логопед: - Молодцы, ребята! Как вы думаете, кто живет в сказочной стране?

Ответы детей.

Логопед: - Ребята, чем отличаются и чем похожи сказочные персонажи и люди?

Д/игра «Найди отличие и сходство».

Логопед: - Ну, что ж приглашение у нас есть, остается решить, на чем мы отправимся

в сказочную страну. Но не забудьте, что транспорт тоже должен быть

волшебный, сказочный.

- Варианты детей.

После того, как дети выбрали вид транспорта, они совместно с логопедом решают из чего его можно сделать.

Д/упр. «Строим ковер-самолет» (мелкая моторика).

-застегивание пуговиц, шнуровка.

Звучит фонограмма «Веселого ветерка».

Логопед: - Мы летим на ковре-самолете, поднимаясь все выше и выше, становится все холоднее и холоднее. Солнышко спряталось, ветер сильный дует, он обдувает нас со всех сторон.

Упражнение «Ветер» (на развитие речевого дыхания и силы голоса).

Дует ветер. Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

Логопед: - Нам холодно, но мы стойкие и крепко держимся за ковер.

Упражнение на равитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов .

Пластический этюд на тему «На ковре-самолете».

Логопед: - Смотрите, мимо нас пролетает самолет. Он далеко, рядом с нами и пролетает мимо. Как летит самолет?

Упражнение «Самолет» (на развитие высотного диапазона голоса: у-У-у).

А внизу едет поезд, он далеко от нас и поэтому сигнал машиниста поезда слышен очень слабо (ту-ту…).

Упражнение «Поезд».

Дети приземляются в сказочной стране.

Упражнение «Отдыхаем» (развитие дыхания).

Логопед: - Мы долго летели, устали.

Сделать глибокий вдох ртом (3 сек.), напряженный выдох с усилением в конце.

На выдохе произнести: «Фу-у-у-у».

Выполнить 2 раза.

Вот мы отдохнули и стали дышать спокойно и ровно. Сделать незаметный вдох ртом (1-2 сек.), а затем выполнить плавный длительный выдох без напряжения. Повторить 2 раза.

Логопед обращает внимание детей на странные звуки.

Подходят к иллюстрации сказки «По щучьему велению», на которой изображен волк из сказки «Лисичка-сестричка и волк».

Логопед: - Ой, ребята, в какую же сказку мы попали?

- Как вы об этом догадались? Но что же за странные звуки в этой сказке, прислушайтесь.

Версии детей.

- Как вы думаете, почему волк плачет?

Д/игра «Узнай меня» (иммитация-пантомима сказочных персонажей).

- Может быть волк узнает персонажа из своей сказки?

(дети иммитируют героя сказки, не называя его, остальные-отгадывают).

Если среди загаданных персонажей не будет никого из сказки, то логопед предлагает всмотреться в картинку с помощью «волшебных биноклей» (рук детей).

Логопед: - Вспомните, в какой сказке остался волк без хвоста?

Если сразу назовут сказку, тогда вопрос:

- Как вы догадались, что волк именно из этой сказки?

- А вам не жалко, что волк такой несчастный, остался без хвоста? (ответы детей).

Логопед: - Ребята, мы так увлеклись сказками, что совсем забыли про фестиваль сказок.

Как же нам быть?!

Давайте поможем волку попасть в свою сказку, а для этого у нас есть различные материалы, чтобы создать декорацию к сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Пальчиковая гиинастика: «Кто живет в глухом лесу?».

Я сейчас вам назову (Руки лежат на столе ладонями вниз.Разводить и

соединять пальцы правой руки).

Кто живет в глухом лесу (Руки лежат на столе ладонями вниз.Разводить и

соединять пальцы левой руки).

Зайцы, белки, барсуки (Рука лежит на столе ладонью вниз. Поднимать и

Волк, медведи и ежи… удерживать на весу каждый палец, начиная с

большого, сначала на правой руке, затем на левой. Край ладони не отрывать от стола).

Д/и «Какой, какая, какое?».

(морковь-какая; картофель-какой; дерево-какое; вата-…).

Работа детей по созданию декорации к сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Логопед: - Как бы нам помочь волку?

(Подводит к тому, что можно придумать новый конец сказки).

Совместное сюжетосложение нового окончания сказки. Распределение ролей.

Импровизация-драматизация конца сказки.

Д/и «Назови ласково»

(лиса-лисичка; белка-белочка; волк-…; заяц-…).

Д/и «Назови детеныша».

(у белки-бельчонок; у лисы-лисенок; у медведя-…).

Итог занятия.

Сюрприз от Сказки (рыбки - печенье для детей; рыбки - оригами для гостей).



Литература:

Жукова О.Г. «Сенсорика. Екологія»- 2009 г.

Народные сказки «Лисичка-сестричка и Волк-панибрат», «Телесик», «Теремок», «По щучьему велению».

Филичева Т.Б.,Каше Г.А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у дошкольников. М:»Просвещение»,1989 г.





Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказочную страну» для детей с ОНР.
  • Логопедия
Описание:

         Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя - логопеда в старшей группе для детей с ОНР.

Представленные в конспекте игры и упражнения помогут развить у детей навыки словообразования,сформировать грамматически правильную речь, обогатят и активизируют словарь. Большое внимание уделено развитию графических навыков, мелкой моторики, фонематических процессов. Потешки, чистоговорки, стихотворения, используемые в ходе занятия, помогут развить у детей слуховое внимание.

 

Автор Давидова Анна Дмитриевна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1406
Номер материала 7292
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓