Главная / Химия / Конспект и разработка урока по теме "Технология проекта"

Конспект и разработка урока по теме "Технология проекта"

Департамент Образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

ГБОУ «Гимназия №1528»













ТЕМА: «Технология проекта»



Учитель химии Башкатова Г.В.






















Москва 2014 год








Проект от лат. «projektus» означает буквально «выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Сегодня метод проектов возрождается и успешно развивается, приобретая все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод - это дидактическая категория. Под методами учебно-воспитательной работы в школе следует понимать пути и способы, посредством которых учитель передает учащимся научные знания; познавательные и трудовые умения и навыки; организует самостоятельную работу учащихся; включает их в общественно-практическую деятельность; осуществляет их развитие и воспитание а ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, развивают познавательные, мыслительные и творческие способности, приобретают морально-нравственные и другие положительные качества личности.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ или средство достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектовспособ обучения организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение каких либо задач.

Цель проектастимулировать интерес учеников к проблеме через знания, умения и навыки.

Проект в готовом виде представляет собой законченное самостоятельное исследование определенной актуальной проблемы, с применением эксперимента, наблюдения и выводов (рекомендации). Обязательным условием метода является публичная защита. В общем виде можно выделить несколько этапов работы над проектом.







Этапы проекта

Этап

Деятельность субъектов проекта

Смысл действий

Цели педагога

Определение проблемы

  1. педагог создает проблемную ситуацию

  2. ученики выявляют проблему и вытекающие из нее задачи проекта

1.Описание ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем соответствующей тематики

2. обсуждение проблемы и задач проекта

Развитие речевой деятельности, развитие умения анализировать факты, выявлять суть проблемы

Выдвижение гипотезы, решения проблемы

1.     педагог участвует в обсуждении

2.     ученики выдвигают свои гипотезы, обсуждают их, приходят к единому мнению

 

Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой гипотезы, обсуждение методов проверки гипотез, обсуждение источников информации,

Развитие умения вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения, умения находить компромисс, умения лаконично излагать свою мысль

Организация (планирование) хода проекта

  1. педагог корректирует предлагаемый учениками план проекта

  2. ученики планируют работу, распределяют между собой обязанности и части работ

  3. учитель ИТ

1.Помощь в рациональном планировании  проекта

2.Разбиение хода проекта на части, выявление последовательности их выполнения, обсуждение предполагаемых результатов и их оформления

-Развитие умения работать с информацией, с текстом, фактами, разнообразным справочным материалом,

-умения использовать информационные возможности компьютеров и информационных сетей

- приобретение опыта участия в коллективно-распределенной деятельности

Реализация проекта

1.     педагог управляет реализацией

2.     ученики выполняют свою задачу

1. сопровождает деятельность каждого ученика, оказывает содействие при необходимости

1.       работают в группах над поиском фактов, аргументов

Развитие умения групповой работы, четкого и своевременного выполнения своей задачи

Оформление результатов проекта

1.     педагог участвует в обсуждении

2.     ученики оформляют проект

3.     учитель ИТ участвует в выборе способов оформления

  1. советует по вопросу  оформления, дизайна

  2. описание проекта, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций

Развитие творческого отношения к оформлению работы,

Создание ситуации необходимости применения компьютерных технологий

Рефлексия

1.     педагог участвует в дискуссии

2.     ученики оценивают результаты проекта и сравнивают с предполагавши мися результатами, в случае несоответствия выясняют причины

 

  1. помогает дать  оценку результату проекта

  2. выяснение необходимости доработки проекта

Развитие рефлексивных умений - анализировать результат своей работы, оценивать, выявлять причины удачи или неудачи

Для помощи в работе над проектом ученикам выдавала такую памятку. Надеюсь, она пригодится.

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта

Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. На третьей странице – основное содержание проекта
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его области применения
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований

ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).





Содержание исследовательской работы

1. Введение

Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2.Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
- прямая речь;
- слова автора проекта;
- в скобках указывается номер источника из списка литературы

3.Практическая часть
а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложения
б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение.

Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность

Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы 

На этапе ознакомления учащихся с понятием и сущностью проектной деятельности учитель предлагает детям опорную схему. С помощью "Словаря проектной деятельности" и опорной схемы учащиеся озвучивают основные этапы проектной деятельности, дают необходимые комментарии.

 http://www.mindomo.com/view.htm?m=e8e595c9639d4a7796988a0ac04b706c





Критерии оценивания ученического проекта




Содержание работы


1. Соответствие целей и содержания проекта

Содержание работы соответствует целям и задачам проекта

Содержание работы не соответствует целям и задачам проекта

2 балла


1 балл

Тема раскрыта полностью.

Тема раскрыта не полностью.

2 балла

1 балл

2. Использование дополнительной литературы, других источников


Использовалась информация ИНТЕРНЕТ, данные литературных и других источников.

В качестве дополнительной информации использовалась только информация ИНТЕРНЕТ.

Использовались данные из нескольких литературных источников.


3 балла


2 балла



1 балл

3. Степень самостоятельной работы и участия автора

работа выполнена взрослыми (ребёнок зритель);

работа выполнена автором (учеником).

1 балла


3 балла



Дизайн и оформление презентации


1. Стиль изложения

Язык соответствует возрасту автора проекта;

не соответствует возрасту автора проекта

2 балла


1 балл

2. Оформление

Выбраны удачный цвет, размер, спецэффекты привлекающие внимание зрителя и в достаточном количестве;


работа перенасыщена спецэффектами.


2 балла




1 балл

Защита проекта


1. Материалы

Подготовлено качественное выступление, сопровождаемое презентацией.

Подготовлен качественный «Докладвыступление» в письменной или устной форме.

2 балла


1 балл

Набранное количество баллов ______________






Словарь понятий

Компонент

Описание компонента


1

Проблема

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения


Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях…

2

Актуальность

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.


3

Цель

Запланированный результат ваших исследований

Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета…

4

Задачи

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Не больше 5, начинайте с глаголов

5.

Методы

Как решать задачи, проводить исследование

Используйте методы: сравнения, сопоставления, обобщения, описания, анализ. Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью…

6

Гипотеза

Предположение, требующее доказательств


7

Теоретические основания

Теории, в рамках которых проводится исследование


8

Объект

Что исследуется


9

Предмет

Как, в каком аспекте исследуется объект


Обрати внимание и на формулировку темы исследования.

ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования.

Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме.

Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач.

ВОПРОСЫ требуют дальнейшего исследования? «ЖЕЛАЕМ УСПЕХА»








Внедряя в свою практику методы проектов, занимаясь исследованиями, приходится сталкиваться с пресловутой нехваткой учебного времени: как в течение урока не только преподать материал по предмету, но и учесть желания школьников самостоятельно исследовать отдельные вопросы. Ведь нужно объяснить приемы этой непростой кропотливой деятельности, научить добывать информацию из разнообразных источников, сформировать определенные навыки, скорректировать работу, научить взаимодействию в группе, оформить и представить результаты. Не всегда у учителя есть возможность внеурочной работы.

            Сформировать такие навыки невозможно в короткий срок, требуется последовательная, хорошо спланированная работа в данном направлении. Поэтому деятельность по формированию проектных умений и навыков я планировала осуществлять в несколько этапов, начиная с уроков.

Первый этап – «Учиться знать».

Это этап овладения элементарными знаниями и умениями проектной деятельности. Обучающиеся 8-9 классов знакомятся с проектной деятельностью, учатся проектировать (выявлять проблему, ставить цель, работать с источниками, выполнять самонаблюдения, формулировать выводы). Результатом этой работы является участие обучающихся в выполнении мини-проектов

Второй этап – «Учиться делать».

На этом этапе обучающиеся 8-11 классов учатся использовать полученные навыки при выполнении проектов.

Третий этап – «Учиться жить».

Этап, на котором формируется активная жизненная позиция.

Учащиеся представляют свои проекты на уроках, выступают с результатами своих исследований на школьных, городских реферативных чтениях, участвуют в научно-практических конференциях на школьном, городском и региональном уровнях. 

В качестве примера предлагаю разработку урока в 8 классе с элементами проектирования.

По дидактической цели это урок изучения нового материала по содержанию элементов исследовательской деятельности — урок «Образец исследования» (начальный уровень).

Дидактические задачи урока:

- помочь учащимся самостоятельно разработать условные обозначения

веществ с помощью знаков химических элементов, цифр и сформулировать определение понятия «химическая формула»;

- научить их получать информацию о составе вещества по его химической формуле;

- отрабатывать навыки написания знаков химических элементов.

Педагогические задачи урока:

- познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания,

ступенями исследовательской деятельности;

- научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные

гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;

- заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов

План проведения урока

1. определение задач урока, мотивация учащихся.

2. постановка проблемы.

3. определение темы и цели исследования.

4. выдвижение рабочей гипотезы.

5. подтверждение гипотезы (сбор, оформление, интерпретация данных).

6. формулирование вывода по результатам исследования.

7. подведение итогов урока.











На столах учащихся: учебник химии; чистые листы бумаги, фломастеры; модели молекул неизвестного для учащегося вещества (вода); вода в склянке без этикетки; отпечатанные на листах сведения о некоторых свойствах выданного вещества (Приложение №2).

На столе учителя: каточки с изображением алхимических символов различных веществ; магнитные аппликации молекулы воды; склянки с веществами (Приложение №1)

На доске записаны названия основных ступеней исследовательской деятельности.

Учащиеся работают в группах по 5-6 человек.


Ход урока.


Учитель: Исследование — один из видов профессиональной деятельности человека. Ученый и рабочий, преподаватель вуза и учитель — человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока — научиться элементам исследовательской деятельности. Другая задача — сделать очередной шаг по дороге химических знаний: выяснить, как можно обозначать вещества условными символами.

Затем начинается работа в группах. Каждая группа учащихся — маленькая научная лаборатория, которая выбирает своего научного руководителя, отвечающего за работу группы.

Учитель. С чего начинается любое исследование? (с накопления информации, постановки проблемы)

В далекие времена, когда люди только начинали изучать вещества, возникла потребность в письменном обозначении исследуемых химических соединений. Алхимики, например, обозначали вещества с помощью символов. Учитель демонстрирует алхимические символы некоторых химический соединений (Приложение №1)

Алхимические обозначения представляли собой условные изображения, с помощью которых ученые зашифровывали свои секреты. Почти у каждого алхимика был свой набор подобных знаков, известных только ему. В XYIII- ХIХ вв. были придуманы первые письменные обозначения веществ. Разработать символы для условного обозначения нелегко. Вам предстоит выполнить эту трудную работу.

Задания группам: рассмотрите выданное вещество и модели его молекул (Приложение №3), познакомьтесь с некоторыми его свойствами, посоветуйтесь и изобразите символ данного вещества (Приложение №2)

Через некоторое время научные руководители групп показывают придуманные символы вещества и обосновывают условные знаки.

Учитель произносит название вещества на немецком, английском и русском языках. Учащиеся догадываются о том, что они работали с одним веществом — водой.

Обсуждая, какие трудности могли возникнуть, если бы химики использовали различные обозначения одного и того же вещества, учитель формулирует проблему — условное обозначение веществ. Затем, сообщается тема исследования: «Единый подход к условному обозначению веществ». Цель исследования - разработка единого подхода к условному обозначению веществ.

Предлагает учащимся разработать обозначения вещества с помощью условных знаков.

Учащиеся предлагают различные варианты: тривиальное название, символ, модель, схема, знаки химических элементов.

Учитель. Что должно быть отражено в письменной записи о веществе? Какая характеристика вещества позволяет не путать одно вещество с другим?

Из ответов учащихся делаем вывод - состав, строение.

Различают качественный состав вещества (какие химические элементы входят в состав молекулы) и количественный (сколько атомов химических элементов входит в состав молекулы). Проанализируем, как различные варианты обозначения веществ отражают состав вещества.

Учащиеся предлагают способы анализа теоретических данных. Один из вариантов — составление таблицы.

hello_html_m4460da63.png

Интерпретируя табличные данные, учащиеся делают вывод, что вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, которые отражают и качественный, и количественный состав, и формулируют определение понятий «химическая формула» и «индекс». Затем учащиеся записывают химическую формулу воды на этикетках.

Учитель предлагает учащимся записать три молекулы воды и на основании обсуждения различных вариантов записи подводит их к пониманию отличия коэффициента от индекса.

По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся остается следующая запись.

Проблема — условное обозначение веществ.

Тема исследования — единый подход к условному обозначению веществ.

Цель исследования — выработка единого подхода к условному обозначению веществ.

Гипотеза — тривиальное название, символ, схема (модель, макет), знаки химических элементов, буквы.

Подтверждение гипотезы — таблица.

Вывод: вещества целесообразно обозначать с помощью знаков химических элементов и цифр, отражающия их состав.

Химическая формула — это условная запись состава вещества с помощью химических знаков и цифр (индексов).

Индекс — это цифра, стоящая справа внизу от символа химического элемента и обозначающая число атомов данного элемента в молекуле.

Коэффициент — это цифра, стоящая перед химической формулой и показывающая число отдельных молекул (или атомов).

Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.




































hello_html_m68245f1.gif

hello_html_7655ac28.gif

















hello_html_m73798ddb.gif

Конспект и разработка урока по теме "Технология проекта"
  • Химия
Описание:

В педагогической практике активно использую проектную деятельность. Метод проектов-способ обучения организации самостоятельной деятельности учеников. Целью любого проекта является стимуляция интереса учеников к проблеме через знания, умения, навыки. Ежегодно мои ученики выполняют  проекты различных направлений: исследовательские, социальные и т.д. Сформировать навыки самостоятельной работы в кототкий срок невозможно, для этого требуется последовательная, хорошо спланированная работа. Поэтому деятельность по формированию проектных умений и навыков осуществляю в несколько этапов, начиная с уроков. 

Данная разработка- попытка обобщить теотерические знания по данной теме и разработка урока в 8 класса с элементами проектирования

  

Автор Башкатова Галина Васильевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 41336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓