Главная / Русский язык и литература / конспект и презентация урока по русскому языку "Культура речи" (10 класс)

конспект и презентация урока по русскому языку "Культура речи" (10 класс)

Документы в архиве:

2.94 МБ
21.77 КБ
31.4 КБ
Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Приготовила учитель русского ...
Добавь словечко! 1)Попал как ( ) в ощип. 2)( ) младенца глаголет истина. 3) (...
Добавь словечко! 6)Разинуть ( ). 7)( ) пята. 8) На скорую ( ). 9)Держать в ( ...
Предмет исследования Культура речи
Цель исследования Совершенство-вание культуры речи.
Алгоритм исследования Эксперимент (наблюдения, анализ, трансформация) Выводы.
Сжатие текста Эксперимент №1 Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа...
Сжатие текста Эксперимент №1 Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прек...
Компоненты хорошей речи Содержательность
Избегайте! Пустословие -пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры
Отбор материала Эксперимент №2 Предоставить отпуск ввиду болезни. или Предост...
Компоненты хорошей речи Точность Логичность
Анализ ситуации Эксперимент №3 «Я ускоренными темпами обеспечила восстановлен...
Компоненты хорошей речи Уместность
Избегайте! Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное упо...
Избегайте! Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное упо...
Очистка материала …Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний ...
БСЭ «Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»
Компоненты хорошей речи правильность
Назовите нормы РЛЯ определяет правила произношения слов и постановку ударения...
Назовите нормы РЛЯ определяет правила образования слов и форм слов , употребл...
Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их з...
Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их з...
Анализ материала, очистка, редактирование. (групповая работа) Эсперимент №4
Проверьте себя. Орфоэпия 1)намЕрения, договОр, докумЕнт. 2) хозЯева, облегчИт...
Проверьте себя Лексика 1)Внешность героини повести очень привлекательна. 2) В...
Проверьте себя Морфология 1) «Он всегда кладет локти на стол». 2) «Кругом – н...
Проверьте себя Стилистика 1) В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь»...
Избегай! СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной р...
Избегай! ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых пр...
Трансформация материала эксперимент №5 Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фиш...
Компоненты хорошей речи чистота
Наблюдения над материалом «Лето. Море. Жара. Чудесно!»
Компоненты хорошей речи выразительность
Трансформация материала Эксперимент №6
Творческая работа Лето. Море. Жара. Чудесно!
Итог исследования Элексир – культура речи
1 из 37

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Приготовила учитель русского язы
Описание слайда:

Презентация к уроку русского языка в 10 классе. Приготовила учитель русского языка Мецлер Людмила Васильевна. МБОУ «Красноороловская «СОШ» Урок-исследование.

№ слайда 2 Добавь словечко! 1)Попал как ( ) в ощип. 2)( ) младенца глаголет истина. 3) ( )
Описание слайда:

Добавь словечко! 1)Попал как ( ) в ощип. 2)( ) младенца глаголет истина. 3) ( ) на помине. 4)( ) кафтан. 5) Двух зайцев разом ( ).

№ слайда 3 Добавь словечко! 6)Разинуть ( ). 7)( ) пята. 8) На скорую ( ). 9)Держать в ( ) р
Описание слайда:

Добавь словечко! 6)Разинуть ( ). 7)( ) пята. 8) На скорую ( ). 9)Держать в ( ) рукавицах. 10) Растет не по дням, а по ( ). 11) ( ) ветра в поле)

№ слайда 4 Предмет исследования Культура речи
Описание слайда:

Предмет исследования Культура речи

№ слайда 5 Цель исследования Совершенство-вание культуры речи.
Описание слайда:

Цель исследования Совершенство-вание культуры речи.

№ слайда 6 Алгоритм исследования Эксперимент (наблюдения, анализ, трансформация) Выводы.
Описание слайда:

Алгоритм исследования Эксперимент (наблюдения, анализ, трансформация) Выводы.

№ слайда 7 Сжатие текста Эксперимент №1 Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-
Описание слайда:

Сжатие текста Эксперимент №1 Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

№ слайда 8 Сжатие текста Эксперимент №1 Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрас
Описание слайда:

Сжатие текста Эксперимент №1 Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".

№ слайда 9 Компоненты хорошей речи Содержательность
Описание слайда:

Компоненты хорошей речи Содержательность

№ слайда 10 Избегайте! Пустословие -пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры
Описание слайда:

Избегайте! Пустословие -пустые, бессодержательные и бесплодные разговоры

№ слайда 11 Отбор материала Эксперимент №2 Предоставить отпуск ввиду болезни. или Предостави
Описание слайда:

Отбор материала Эксперимент №2 Предоставить отпуск ввиду болезни. или Предоставить отпуск вследствие болезни Одеть на встречу смокинг или Надеть на встречу смокинг.

№ слайда 12 Компоненты хорошей речи Точность Логичность
Описание слайда:

Компоненты хорошей речи Точность Логичность

№ слайда 13 Анализ ситуации Эксперимент №3 «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление
Описание слайда:

Анализ ситуации Эксперимент №3 «Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

№ слайда 14 Компоненты хорошей речи Уместность
Описание слайда:

Компоненты хорошей речи Уместность

№ слайда 15 Избегайте! Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употре
Описание слайда:

Избегайте! Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов. (Масло масляное)

№ слайда 16 Избегайте! Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употре
Описание слайда:

Избегайте! Тавтология – (в переводе с греч. – «то же самое») – неуместное употребление однокоренных слов. (Масло масляное)

№ слайда 17 Очистка материала …Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний пер
Описание слайда:

Очистка материала …Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. Ещё люблю, когда холодные морозы Покроют льдом, заледенят карниз, Снежинки с неба падают как слёзы, На землю приземляясь сверху вниз. Но более всего предпочитаю осень, Когда плодами всё плодоносит, И в сенокос косою сено косят, И масло масляное на столе стоит.

№ слайда 18 БСЭ «Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»
Описание слайда:

БСЭ «Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»

№ слайда 19 Компоненты хорошей речи правильность
Описание слайда:

Компоненты хорошей речи правильность

№ слайда 20 Назовите нормы РЛЯ определяет правила произношения слов и постановку ударения в
Описание слайда:

Назовите нормы РЛЯ определяет правила произношения слов и постановку ударения в них («свёкла», а не «свекла») орфоэпическая

№ слайда 21 Назовите нормы РЛЯ определяет правила образования слов и форм слов , употреблени
Описание слайда:

Назовите нормы РЛЯ определяет правила образования слов и форм слов , употребления частей речи и их форм построения синтаксических конструкций грамматическая

№ слайда 22 Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их знач
Описание слайда:

Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи лексические

№ слайда 23 Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их знач
Описание слайда:

Назовите нормы РЛЯ определяет правила употребления слов в соответствии с их значением и сочетания слов в речи речевые

№ слайда 24 Анализ материала, очистка, редактирование. (групповая работа) Эсперимент №4
Описание слайда:

Анализ материала, очистка, редактирование. (групповая работа) Эсперимент №4

№ слайда 25 Проверьте себя. Орфоэпия 1)намЕрения, договОр, докумЕнт. 2) хозЯева, облегчИть.
Описание слайда:

Проверьте себя. Орфоэпия 1)намЕрения, договОр, докумЕнт. 2) хозЯева, облегчИть. 3)экспЕрту, одновремЕнно, углубИть.

№ слайда 26 Проверьте себя Лексика 1)Внешность героини повести очень привлекательна. 2) В пр
Описание слайда:

Проверьте себя Лексика 1)Внешность героини повести очень привлекательна. 2) В прошедшие дни прошли снегопады . 3) В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало сюрпризов.

№ слайда 27 Проверьте себя Морфология 1) «Он всегда кладет локти на стол». 2) «Кругом – ника
Описание слайда:

Проверьте себя Морфология 1) «Он всегда кладет локти на стол». 2) «Кругом – никакого движения, только мельница машет своими крыльями». 3) «Родители были уверены, что их ребенок продолжит семейное дело».

№ слайда 28 Проверьте себя Стилистика 1) В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» де
Описание слайда:

Проверьте себя Стилистика 1) В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять критиковал мэра города N. 2) Все местные СМИ были брошены на пропаганду нового регионального лидера. 3) Доллары можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.

№ слайда 29 Избегай! СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи
Описание слайда:

Избегай! СЛЕНГ – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отличающаяся от принятой литературной языковой нормы.

№ слайда 30 Избегай! ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профе
Описание слайда:

Избегай! ЖАРГОН — разновидность речи какой-либо группы людей, объединённых профессией, родом занятий, составной частью которого является сленг.

№ слайда 31 Трансформация материала эксперимент №5 Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фишку,
Описание слайда:

Трансформация материала эксперимент №5 Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фишку, и давайте не будем гнать картину. А за свой бэзер мы пи- шемся.

№ слайда 32 Компоненты хорошей речи чистота
Описание слайда:

Компоненты хорошей речи чистота

№ слайда 33 Наблюдения над материалом «Лето. Море. Жара. Чудесно!»
Описание слайда:

Наблюдения над материалом «Лето. Море. Жара. Чудесно!»

№ слайда 34 Компоненты хорошей речи выразительность
Описание слайда:

Компоненты хорошей речи выразительность

№ слайда 35 Трансформация материала Эксперимент №6
Описание слайда:

Трансформация материала Эксперимент №6

№ слайда 36 Творческая работа Лето. Море. Жара. Чудесно!
Описание слайда:

Творческая работа Лето. Море. Жара. Чудесно!

№ слайда 37 Итог исследования Элексир – культура речи
Описание слайда:

Итог исследования Элексир – культура речи

Приложение № 1.

1)Попал как (кур) в ощип.

2)(Устами) младенца глаголет истина.

3) (Легок) на помине.

4)(Тришкин ) кафтан.

5) Двух зайцев разом (убить).

6)Разинуть (рот).

7)(Ахиллесова) пята.

8) На скорую (руку).

9)Держать в (ежовых) рукавицах.

10) Растет не по дням, а по (часам).

11) (Ищи) ветра в поле)



































Приложение № 2.

Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!

Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".

Приложение №3.

«Я ускоренными темпами обеспечила восстановление порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования.

В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров»

Приложение №4.

  • определяет правила образования слов («надетый», а не

надёванный») и форм слов («инженеры», а не «инженера»),

употребления частей речи и их форм (нельзя: «Проходя по улице,

у меня слетела шляпа»), построения синтаксических конструкций

(нельзя: «Он застал крестьян в лесах, кравших у него дрова») –

грамматическая;

  • определяет правила употребления слов в соответствии

с их значением и сочетания слов в речи (нельзя: «Низкий старик») –

лексическая;

  • определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией

общения – стилистическая;

  • определяет правила постановки знаков препинания –

пунктуационная;

  • определяет правила произношения слов и постановку

ударения в них («свёкла», а не «свекла») – орфоэпическая





Приложение № 5.



Задания для групповой работы.

Орфоэпия.

Сколько ошибок допущено в привёдённых ниже предложениях? Какие нарушения акцентологических норм вы можете в них отметить? Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение.




  1. Наши намерЕния заключИть Этот дОговор и подписАть ИтОговый дОкумент Искренни.


  1. ХозяевА дЕлали всё, чтобы облЕгчить жизнь своИм гостЯм.


  1. Нужно обратИться к Эксперту по Этому вопрОсу и одноврЕменно углУбить разрабОтку проблЕмы.



Лексика.

  1. Наружная внешность героини повести очень привлекательна.

  2. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.

  3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

Грамматика.

  1. «Он всегда ложит локти на стол».

  2. «Кругом – никакого движения, только мельница махает своими крыльями».

  3. «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».

Стилистика.

  1. В вечернем эфире молодёжного телеканала «Витязь» депутат Иванов опять наехал на мэра города N.



  1. Все местные СМИ были брошены на раскрутку нового регионального лидера.

  2. Баксы можно поменять в любом государственном или коммерческом банке.





Приложение № 6.



Оценочный лист. _______________________________________________________________________(ФИ)

правильно

неправильно



















мои ответы

этапы

Плюс

Минус

Интересно

Орг. Мом.




Определение темы и цели




Сжатие текста




«Выбери меня»




Плеоназм и тавтология




Групповая работа




Сленгу – нет!




Мини-сочинение












Этапы урока
Групповая работа.

орфоэпия

лексика

грамматика

стилистика

1





2





3





4

























Лестница настроения





комфортно

уверен в своих силах

нормально
не уверен в своих силах

плохо











































Оценочный лист. _______________________________________________________________________(ФИ)

правильно

неправильно



















мои ответы

этапы

Плюс

Минус

Интересно

Орг. Мом.




Определение темы и цели




Сжатие текста




«Выбери меня»




Плеоназм и тавтология




Групповая работа




Сленгу – нет!




Мини-сочинение












Этапы урока
Групповая работа. Лестница настроения.

орфоэпия

лексика

грамматика

стилистика

1





2





3





4





комфортно

уверен в своих силах

нормально
не уверен в своих силах

плохо



Автор : Мецлер Людмила Васильевна.

МБОУ «Красноорловская СОШ», с. Красные Орлы, Кемеровская область.

Учитель русского языка и литературы.



Предмет: русский язык.

10 класс.

Тема : Культура речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Метод обучения:   частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Автор : Мецлер Людмила Васильевна.Учитель русского языка и литературы МБОУ «Красноорловская СОШ»

Дидактическая цель:  создать условия для осмысления блока новой информации.

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов:


- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

- воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

- помочь осознать ценность совместной деятельности;

- воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.

метапредметных результатов:

- Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

- Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

- Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы (Познавательные УУД)

предметных результатов:

- формирование понятия о культуре речи, ее признаках.

- формирование умения исправлять орфоэпические, лексические, морфологические ошибки.

- совершенствование речевой культуры обучающихся.





1.Орг. момент. Вступительное слово учителя.

(Учитель с одним из обуч-ся инсценирует стих-е Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым»)

  • Смотри, как дышит эта ночь,

Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо...

  • Чо?

  • Смотри, как вкрадчивый туман

Прижался к молодой воде...

  • Где?

  • Он полностью поклялся ей,

Он взял в свидетели луну!..

  • Ну?!

  • Они сейчас уйдут в песок,

Туда, где не видать ни зги...

  • Гы!..

  • И, ощутив побег реки,

В беспамятстве забьётся ёрш...

  • Врёшь!

  • Да нет, я говорю тебе,

Что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха...

  • Ха!..

  • А сколько музыки в степях,

В предутреннем дрожаньи рос...

  • Брось!..

  • Да погоди! Почувствуй ночь,

Крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих...

  • Псих!..

  • Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны,

Прожить и не понять снега?..

- Ага!..

-_____________________________________________________________________

- Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Иногда я мечтаю о том, чтобы создать такой волшебный элексир, приняв который, человек бы сразу стал так говорить, чтобы из его уст не вылетали слова-сорняки, пустые фразы, нецензурные выражения, а лилась бы чистая, богатая русская речь. Предлагаю вам сегодня поучаствовать в лингвистическом исследовании, провести несколько экспериментов, которые помогут изобрести чудодейственное средство. Согласны?

2. Самоопределение в деятельности.

-Прежде чем что-то исследовать, надо понимать важность предстоящего дела, его актуальность. Обратимся к мудрым мыслям великих людей. Вот что они говорили по поводу предмета нашего исследования. Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить, над чем же нам предстоит работать.(на доске записаны высказывания)

«Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)

«Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».( К.Д.Ушинский

Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед челове-

чеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его.

                              К. Г. Паустовский.

(обуч-ся высказывают свои предположения)

-В делах научных все требует проверки и доказательств. Проверим правильность ваших догадок на языковом материале: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое.(слайд 1-2. Приложение №1)

- Итак,предмет нашего исследования, тот самый элексир – это культура речи. (слайд 3). Это и будет темой нашего урока. (Обуч-ся записывают тему урока)

- Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей. Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке? ( совершенствовать культуру речи слайд 4).

Наш волшебный элексир, как и всякий лекарственный препарат, является смесью разных компонентов. Мы должны определить, что это за компоненты, для чего они необходимы, как они сочетаются в разных речевых ситуациях. Итак, приступаем к нашему исследованию. Результаты каждого эксперимента заносятся в оценочные листы (учитель дает инструкцию по заполнению оценочных листов)

3. Учебно-познавательная деятельность +

интеллектуально-преобразовательная деятельность.

- Каждый этап исследования включает 2 шага: эксперимент (наблюдение, анализ, трансформация материала) и вывод.

Эксперимент 1.Работа с текстом (сжатие текста) Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться. (слайд 5-6. Приложение №2)

( варианты сжатого текста:

Текст 1. Проснулась рано, вставть неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.

Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)

(Обуч-ся делают выводы)

Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата. Таким образом, одной из главных составляющих культуры речи является ее содержательность.

(слайд 7 Содержательность)

- Если в речи нет этого компонента, она становится пустословием, болтовней (слайд 8. Пустословие )

Эксперимент 2. (проблемная ситуация)

Выберите из двух словосочетаний одно, объясните свой выбор.(слайд 9)

Предоставить отпуск ввиду болезни.

Предоставить отпуск вследствие болезни

(Предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие что-то уже случившееся, поэтому правильным является второе предложение.)

Одеть на встречу смокинг.

Надеть на встречу смокинг.

Какая особенность хорошей речи сейчас была проиллюстрирована вами? (точность подбора слов, логичность)

Вывод: следующий компонент культурной речи: точность , логичность(слайд 10)

Эксперимент 3. Анализ текста. (Плеоназм и тавтология)

Наблюдаем над ситуацией: жена говорит мужу: (слайд 11. Приложение №3)- Проанализируйте высказывание, что вас смущает?.( неуместность данных выражений в этой ситуации) Измените высказывание в соответствии с обстановкой. Какая составная часть культурной речи здесь представлена?

Вывод: уместность. (слайд 12. Уместность)

Распространенными нарушениями точности и уместности речи являются плеоназм и тавтология (слайд 13-14) Очистим данные высказывания от плеоназмов и тавтологии. (слайд 15)

Эксперимент 4. ( Групповая работа).

Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи (слайд 16

«Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка»)

- Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.

Вывод:следующая составляющая культурной речи – правильность (слайд 17)

Прежде чем вы приступите к эксперименту, необходимо проверить вашу теоретическую подготовленность.

Опрос:

- Какие нормы литературного языка вы знаете? (слайд 18-25. Приложение №4)

- Чтобы исследовать больше языковых явлений, разделимся на 3 группы. Каждая из групп будет анализировать различные высказывания, очищать их от вредных примесей и редактировать в соответствии с нормами русского языка.

(класс делится на группы 3 и выполняем задания по всем нормам. Помощники словари). Самопроверка (слайды 26-29. Приложение №5)


Эксперимент 5.(Анализ текста).

-Наблюдаем за диалогом (ученики читают по ролям)


Димка, ну чё, прочитал?

Прочитал.

Прикольно или стрёмно?

Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

Вот лох!

А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

Ух ты!

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

О каком произведении идет речь? Можно ли назвать речь этих собеседников культурной? Почему? (Чрезмерное и неуместное употребление сленговых выражений)

- что такое сленг?

- что такое жаргон? (слайд 30-31)

- К сожалению, современного подростка невозможно представить совсем без сленга. Но помните, что сленговая лексика ограничена интересами людей, сленг сводит общение к примитивной коммуникации! Из-за чего русский язык теряет свою красоту и выразительность.

. Предлагаю вам трансформировать подобный текст (слайд 32-34.)



- Я думаю, что вы согласитесь с тем, что подобный текст будет понятен и интересен далеко не всем. Поэтому , чтобы не выглядеть вычурно, нелепо или смешно , необходимо следить за чистотой речи.

Вывод: еще одним компонентом хорошей речи является чистота. (слайд 36)

Эксперимент 6. (Творческая работа. Мини-сочинение) Мы с вами составляющие нашего волшебного элексира. Можно ли считать, что наше исследование подошло к концу? Я думаю, что не совсем. Представьте себе ситуацию: скоро лето! Планы у всех разные. Но я думаю, что никто не отказался бы побывать на море, понежиться на горячем песочке и послушать нежный шум прибоя. А потом рассказать обо всем друзьям. Перед вами один такой рассказ. (слайд 37

«Лето. Море. Жара. Чудесно!») казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками. Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора? (нет) Почему? (в нем не хватает выразительности) Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной.

Вывод: необходимым элементом культурной речи является выразительность.

(слайд 38 «Выразительность»)

Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Я думаю, что эта мелодия поможет вам настроиться на нужную волну. Вперед! К творчеству! (Под морскую мелодию ученики пишут мини-сочинение. Слайд 39)

4. Рефлексия.



- Наше исследование подошло к концу. Экспериментальным способом мы выяснили, какие составляющие включает в себя культура речи. А это значит, что при желании любой из нас может стать обладателем чудесного элексира , который преобразит нашу речь. К сожалению, это не может произойти в одну секунду, но «терпение и труд все перетрут». Настало время подвести итоги.На оценочных листах вы оценивали свои знания и этапы урока (Приложение №6). Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок). И самое главное – оцените ваше настроение с помощью лестницы настроения.












конспект и презентация урока по русскому языку "Культура речи" (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема : Культура речи.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Метод обучения:   частично-поисковый, проблемный.

 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Не знаю, как вы, а я часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человек не может не только выразить точно, правильно и красиво свои мысли, но и не совсем понимает речь своего собеседника. Иногда я мечтаю о том, чтобы создать такой волшебный элексир, приняв который, человек бы сразу стал так говорить, чтобы из его уст не вылетали слова-сорняки, пустые фразы, нецензурные выражения, а лилась бы чистая, богатая русская речь. Поэтому на уроке я предлагаю ученикам поучаствовать в лингвистическом исследовании, провести несколько экспериментов, которые помогут изобрести чудодейственное средство. 

Автор Мецлер Людмила Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1728
Номер материала 43809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓