Главная / Русский язык и литература / Конспект и презентация урока литературы, посвященного жизни и творчеству А.А.Ахматовой (11 класс)

Конспект и презентация урока литературы, посвященного жизни и творчеству А.А.Ахматовой (11 класс)

Название документа Анна Ахматова.ppt

Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Анна Ахматова
Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его ...
Ключевые вопросы урока: • что это за явление в русской литературе – Анна Ахма...
 Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)
Имя Мне дали имя при крещенье – Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха. 191...
Семья Анна Горенко с братьями Андреем (стоит рядом), Виктором и сестрой Ией. ...
Царское Село Здесь столько лир повешено на ветки… Но и моей как будто место е...
Псевдоним По настоянию отца юная Анна Горенко взяла своим литературным именем...
Начало поэтического творчества Первый сборник «Вечер» (1912) с посвящением Н....
Иннокентий Анненский Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Инно...
Встреча с Н.Гумилевым Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у нег...
Признание поэта Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и п...
Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках: любовь; тема творчеств...
Тема любви Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется ...
Тема поэтического творчества Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосо...
Ахматова и Пушкин Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко от многих с...
Современники Александр Блок (1880-1921) Осип Мандельштам (1891-1938) Марина Ц...
Первая мировая война Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих мо...
Революция. Отказ от эмиграции Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Ид...
«Я была тогда с моим народом…» «Реквием» 1935-1940 Ю.Анненков. Портрет Анны А...
Великая Отечественная война Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анали...
1946 год. Новые испытания Другие уводят любимых, - Я с завистью вслед не гля...
Философская лирика *** Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приго...
«Поэма без героя» 1940-1965 ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее,...
Бессмертие Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной преми...
Спасибо за урок! Автор урока и презентации учитель русского языка и литератур...
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Анна Ахматова
Описание слайда:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица. Анна Ахматова

№ слайда 2 Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его нат
Описание слайда:

Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем – о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живо человечество. И потому в его грусти всякий узнаёт и свою и видит в нём не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству. В.Г.Белинский

№ слайда 3 Ключевые вопросы урока: • что это за явление в русской литературе – Анна Ахматов
Описание слайда:

Ключевые вопросы урока: • что это за явление в русской литературе – Анна Ахматова? • чем особенна лирика Анны Ахматовой? • можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом? *

№ слайда 4  Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)
Описание слайда:

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966)

№ слайда 5 Имя Мне дали имя при крещенье – Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха. 1913 Т
Описание слайда:

Имя Мне дали имя при крещенье – Анна, Сладчайшее для губ людских и слуха. 1913 Татарское, дремучее Пришло из никуда, К любой беде липучее, Само оно – беда. 1958 Аня Горенко – гимназистка Мариинской женской гимназии. Царское Село. 1904 г.

№ слайда 6 Семья Анна Горенко с братьями Андреем (стоит рядом), Виктором и сестрой Ией. В ц
Описание слайда:

Семья Анна Горенко с братьями Андреем (стоит рядом), Виктором и сестрой Ией. В центре – мать Инна Эразмовна. Киев. 1909 г. И женщина с прозрачными глазами (Такой глубокой синевы, что море Нельзя не вспомнить, поглядевши в них), С редчайшим именем и белой ручкой, И добротой, которую в наследство Я от нее как будто получила, - Ненужный дар моей жестокой жизни…

№ слайда 7 Царское Село Здесь столько лир повешено на ветки… Но и моей как будто место есть
Описание слайда:

Царское Село Здесь столько лир повешено на ветки… Но и моей как будто место есть…

№ слайда 8 Псевдоним По настоянию отца юная Анна Горенко взяла своим литературным именем фа
Описание слайда:

Псевдоним По настоянию отца юная Анна Горенко взяла своим литературным именем фамилию прабабушки по материнской линии – татарской княжны Ахматовой. З.Е.Серебрякова. Портрет А.Ахматовой. 1922 Мне от бабушки-татарки Были редкостью подарки; И зачем я крещена, Горько гневалась она. А пред смертью подобрела И впервые пожалела, И вздохнула: «Ах, года! Вот и внучка молода»…

№ слайда 9 Начало поэтического творчества Первый сборник «Вечер» (1912) с посвящением Н.Гум
Описание слайда:

Начало поэтического творчества Первый сборник «Вечер» (1912) с посвящением Н.Гумилеву Н.Альтман. Портрет А.Ахматовой. 1914 …новый женский голос, отличный от других и слышимый, несмотря на очевидную, как бы желаемую обладателем его слабость тона, присоединился к общему хору русских поэтов… Итак, судари и сударыни, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его Анна Ахматова. М.Кузмин. Предисловие к книге «Вечер»

№ слайда 10 Иннокентий Анненский Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокен
Описание слайда:

Иннокентий Анненский Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца» Иннокентия Анненского, я была поражена и читала ее, забыв все на свете. А.Ахматова А тот, кого учителем считаю, Как тень прошел и тени не оставил, Весь яд впитал, всю эту одурь выпил, И славы ждал, и славы не дождался, Кто был предвестьем, предзнаменованьем Всего, что с нами после совершилось, Всех пожалел, во всех вдохнул томленье – И задохнулся… «Учитель», 1945

№ слайда 11 Встреча с Н.Гумилевым Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него в
Описание слайда:

Встреча с Н.Гумилевым Годом знакомства с Гумилевым, сразу же перешедшим у него в пылкую влюбленность, Ахматова называла 1903, когда ей, следовательно, было 14, а ему 17 лет, то есть они находились в возрасте Джульетты и Ромео. Анна Ахматова и Николай Гумилев с сыном Львом. 1915 Анна Андреевна Ахматова с сыном Львом Николаевичем Гумилевым. 1960-е гг.

№ слайда 12 Признание поэта Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и псих
Описание слайда:

Признание поэта Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века… Генезис Ахматовой весь лежит в русской прозе, а не поэзии. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу. О.Мандельштам, 1922 Ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт… Н.Гумилев

№ слайда 13 Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках: любовь; тема творчества;
Описание слайда:

Основные темы лирики заявлены уже в первых сборниках: любовь; тема творчества; гражданская лирика; философская лирика. При общем охвате всех впечатлений, даваемых лирикой Ахматовой, получается переживание очень яркой и очень напряженной жизни. Прекрасные движения души, разнообразные и сильные волнения, муки, которым впору завидовать, гордые и свободные соотношения людей, и все это в осиянии и в пении творчества. Н.В.Недоброво

№ слайда 14 Тема любви Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется дра
Описание слайда:

Тема любви Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». В центре внимания поэта – чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает… Помолись о нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше. И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас? 1912

№ слайда 15 Тема поэтического творчества Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом м
Описание слайда:

Тема поэтического творчества Многое еще, наверно, хочет, Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым. 1942, Ташкент Поэзия Ахматовой – вся исповедь, обращенная к людям, исполненная стремления поделиться с ними своим душевным богатством, своей песенной силой. К.Петров-Водкин. Портрет А.А.Ахматовой, 1922

№ слайда 16 Ахматова и Пушкин Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко от многих совр
Описание слайда:

Ахматова и Пушкин Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко от многих современных поэтов и ближе всего подводящая к Пушкину: любовь и верность сердца людям… В.С.Срезневская О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. 1911, Царское Село

№ слайда 17 Современники Александр Блок (1880-1921) Осип Мандельштам (1891-1938) Марина Цвет
Описание слайда:

Современники Александр Блок (1880-1921) Осип Мандельштам (1891-1938) Марина Цветаева (1892-1941) Борис Пастернак (1890-1960)

№ слайда 18 Первая мировая война Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил
Описание слайда:

Первая мировая война Сроки страшные близятся. Скоро Станет тесно от свежих могил. Ждите глада, и труса, и мора, И затменья небесных светил. Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат. 20 июля 1914

№ слайда 19 Революция. Отказ от эмиграции Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди с
Описание слайда:

Революция. Отказ от эмиграции Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда… …Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Осень 1917 Ахматова права – это недостойная речь. Бежать от русской революции – позор. А.Блок

№ слайда 20 «Я была тогда с моим народом…» «Реквием» 1935-1940 Ю.Анненков. Портрет Анны Ахма
Описание слайда:

«Я была тогда с моим народом…» «Реквием» 1935-1940 Ю.Анненков. Портрет Анны Ахматовой Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне… 1938

№ слайда 21 Великая Отечественная война Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа,
Описание слайда:

Великая Отечественная война Любовь к Родине у Анны Ахматовой не предмет анализа, размышлений или расчетливых прикидок. Будет она – будет жизнь, дети, стихи. Нет ее – ничего нет. Вот почему во время Великой Отечественной войны Ахматова писала: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. А.Ахматова и О.Берггольц. 1945 У Ахматовой сознание судьбы, доли рождает прежде всего готовность вытерпеть и выстоять; не от упадка сил идет оно, а от пробуждения их. Н.Скатов

№ слайда 22 1946 год. Новые испытания Другие уводят любимых, - Я с завистью вслед не гляжу.
Описание слайда:

1946 год. Новые испытания Другие уводят любимых, - Я с завистью вслед не гляжу. Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу... …Я глохну от зычных проклятий, Я ватник сносила дотла. Неужто я всех виноватей На этой планете была? 1960 В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Я всем прощение дарую И в Воскресение Христа Меня предавших в лоб целую, А не предавшего – в уста. 1948 (на Пасху)

№ слайда 23 Философская лирика *** Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор
Описание слайда:

Философская лирика *** Что войны, что чума? – конец им виден скорый, Им приговор почти произнесен. Но кто нас защитит от ужаса, который Был бегом времени когда-то наречен? (1961) *** О своем я уже не заплачу, Но не видеть бы мне на земле Золотое клеймо неудачи На еще безмятежном челе. (1962) Анна Ахматова. 1965

№ слайда 24 «Поэма без героя» 1940-1965 ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее, че
Описание слайда:

«Поэма без героя» 1940-1965 ...«Поэма без героя» — нечто несравненно большее, чем только одно лирическое излияние, как бы страстно оно ни было. Поэма одновременно и величественный эпос — правда, не героический, эпос «без героя». В.Франк Торжествами гражданской смерти Я по горло сыта. Поверьте, Вижу их, что ни ночь, во сне. Отлучить от стола и ложа – Это вздор еще, но негоже Выносить, что досталось мне. «Поэма без героя»

№ слайда 25 Бессмертие Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «
Описание слайда:

Бессмертие Церемония вручения Анне Ахматовой Международной литературной премии «Этна-Таормина». Италия. 1964 Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное Слово.. 1945 И лесть, и клевета - какие это крохи В сравненье с бременем святого ремесла, Для той, что на ветру под грозами эпохи Честь наших русских муз так высоко несла. Н. Рыленков

№ слайда 26 Спасибо за урок! Автор урока и презентации учитель русского языка и литературы М
Описание слайда:

Спасибо за урок! Автор урока и презентации учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 17» г. Березовского Кемеровской обл. Ирина Григорьевна Ширяева

Название документа Ахматова. Жизнь и творчество.doc

Литература, 11 класс


Тема:

«Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица».


Оборудование:

  1. Мультимедийная установка.

  2. Презентация «А.А.Ахматова».


Эпиграфы:

Великий поэт, говоря о своем я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живо человечество. И потому в его грусти всякий узнает и свою и видит в нем не только поэта, но и человека, брата своего по человечеству.

В.Г.Белинский

И лесть, и клевета – какие это крохи

В сравненье с бременем святого ремесла,

Для той, что на ветру под грозами эпохи

Честь наших русских муз так высоко несла.

Н. Рыленков


Ход урока


слайда

Деятельность учителя и учащихся

Слайд № 1

Тема урока.

Слово учителя.

Тема нашего сегодняшнего урока «Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица». Так начинается стихотворение А.Ахматовой «Многим», написанное в 1922 году. Обратим внимание – «ваш» написано со строчной буквы, т.е. это действительно обращение не к одному лицу, а ко всем, или, во всяком случае, ко многим.

Слайд № 2

Эпиграф.

- «Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица»… Не правда ли, смелое заявление? Получается, что поэтесса берет на себя право говорить от нашего имени.

- А может быть, Анна Андреевна Ахматова имела на это право?

- В.Г.Белинский отмечал: (обращение к эпиграфу).

Слайд № 3

Ключевые вопросы урока


- Итак, можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом? Если да, то в чем ее величие? Чем особенна лирика Ахматовой? И что это вообще за явление в русской литературе – Анна Ахматова? – вот ключевые вопросы нашего урока.

- Чтобы ответить на эти вопросы, перелистаем страницы жизни и творчества поэта Анны Андреевны Ахматовой.

Слайд № 4


И поможет нам в этом слайд-фильм, при составлении которого использованы стихи, дневники, письма Анны Ахматовой и ее современников, а также фотографии поэта разных лет и репродукции ее живописных портретов (портреты А.Ахматовой писали К.Петров-Водкин, А.Модильяни, З.Серебрякова и другие художники).

Слайд № 5

Имя.


Она явилась через 90 лет после рождения Александра Сергеевича Пушкина. Звали ее Анной Горенко (с ударе­нием на первом слоге, от слова «горе»).

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещеньи - Анна.

Сладчайшее для губ людских и слуха.

1913

И уже прожив бо′льшую часть своей жизни и многое испытав:

Татарское, дремучее

Пришло из никуда,

К любой беде липучее.

Само оно – беда.

1958

Слайд № 6

Семья.


«Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребен­ком я была перевезена на север — в Царское Село».

Слайд № 7

Царское Село.

«Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Читать учи­лась по азбуке Льва Толстого. Первое стихо­творение написала, когда мне было 11 лет».

Слайд № 8

Псевдоним.


Узнав, что дочь хочет напе­чатать подборку стихов в столичном журна­ле, отец потребовал, чтобы она взяла псев­доним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русской литературе вместо Анны Горенко появилась Анна Ахма­това. Псевдонимом стала фамилия прабабки, в жилах которой текла буйная кровь татар­ской княжны.

Слайд № 9

Начало поэтического творчества.

Первые сборники Ахматовой - «Вечер», «Четки», «Белая стая» -принесли ей известность и славу. «Ее вступление в литературу напо­минало триумфальное шествие, - писал В. Жирмунский, - она была окружена в эти годы всеобщим поклонением - не только как поэт, но и как прекрасная женщина». Стихи ее первых сборников - о любви, о радости встреч и горечи расставаний, о несбывшихся надеждах. Стихи эти напоминали своей простотой страницы дневника, они волновали читателей тонкостью чувств и глубиной переживаний, они запоминались с лету, их заучивали наизусть.

Слайд № 10

Иннокентий Анненский.


Она никогда не забывала Царского Села и много раз возвращалась к нему в своих стихах. В Царском Селе жил в те годы поэт, которого впоследствии Ахматова назвала своим учителем — Иннокентий Анненский. Он тогда был директором мужской гимназии, в одном из классов которой учился Николай Гумилев, будущий муж Ани Горенко.

Слайд № 11

Встреча с Н.Гумилевым.


Николай Гумилев несколько раз делал Анне предложение, однако она отказывалась, пока, наконец, весной 1910 года не согласилась на брак. Анна Горенко и Николай Гумилев были обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Их медовый месяц прошел в Париже. Это была первая поездка Ахматовой за границу, она оставила неизгладимый след в её памяти. Тогда она была юной, наивной девушкой, ее радовало и восхищало абсолютно все. В Париже Анна познакомилась с Модильяни, который создал несколько карандашных набросков ее портрета.

Писатель К.Чуковский вспоминал: «Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С.Гумилева, который тогда уже, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей».

Действительно, к этому моменту Гумилев был уже автором трех книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник.

1 октября 1912 г. родился их единственный сын Лев. Н.Гумилев в 1914 г. добровольцем вступил в лейб-гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награжден Георгиевским крестом.

В 1918 году А.Ахматова и Н.Гумилев разошлись.

Слайд № 12

Признание поэта.


В 1921 г. напечатана книга стихов «Подорож­ник».

На похоронах А. А. Блока узнала об аре­сте Н. С. Гумилева, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК.)

1922 г. Напечатана книга стихов «Anno Domini» (В переводе с латинского «В Лето Господне 1921»).

«С середины двадцатых годов мои но­вые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать». (Из ав­тобиографии.)

Слайд № 13

Основные темы лирики.

Основные темы ахматовской лирики, которые пройдут сквозь все ее творчество, заявлены уже в ранних сборниках:

- любовь (после выхода «Четок» Ахматова названа «русской Сафо»);

- тема творчества;

- гражданская лирика (тема родной земли);

- философская лирика.

Слайд № 14

Тема любви.

«Голос, запевший в стихах А. Ахматовой, выдает свою женскую душу. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация — тонкая и чуть капризная. Эта грация, эта не столько манерность, сколько видимость манерности, кажет­ся нужной, чтобы закрыть раны, потому что подлин­ный лирик всегда ранен, а А. Ахматова — подлин­ный лирик». (Василий Гиппиус. Из рецензии «Анна Ахматова. «Вечер» )

(Чтением учителем баллады «Сероглазый король» (Из сборника «Вечер»).

О следующей книге, «Четки», в 1915 году писал поэт и критик Н.В.Недоброво: «Пока не было «Четок», вразброд печатавшиеся после «Вечера» стихи ложились в тень первого сборника, и рост Ахматовой не осознавался вполне. Теперь он очевиден: перед глазами очень сильная книга властных стихов, вызывающих большое доверие».

(Чтение учителем стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» (Из сборника «Четки»).

Слайд № 15

Тема поэтического творчества.


Тема творчества, тема поэта и поэзии – традиционная для русской литературы, начиная с Державина. Ахматовой эта тема разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение Пушкина «Пророк»).

О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла».

(Чтение ученицей стихотворения «Мне ни к чему одические рати…»)

Творчество, по Ахматовой, - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта - услышать их, уловить. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным - через поэта - и обрести бессмертие:

Многое еще, наверно, хочет

Быть воспетым голосом моим:

То, что, бессловесное, грохочет,

Иль во тьме подземный камень точит,

Или пробивается сквозь дым.

У меня не выяснены счеты

С пламенем, и ветром, и водой...

Оттого-то мне мои дремоты

Вдруг такие распахнут ворота

И ведут за утренней звездой.

(Чтение учеником стихотворения «Ты напрасно мне под ноги мечешь…»)

Слайд № 16

Ахматова и Пушкин.

К Пушкину было буквально благоговейное отношение. О близости Ахматовой к Пушкину очень точно сказала Валерия Сергеевна Срезневская, подруга Анны Ахматовой с детских лет: «Есть одна черта у Ахматовой, ставящая ее далеко от многих современных поэтов и ближе всего подводящая к Пушкину: любовь и верность сердца людям…»

Ахматова считает особым знаком, предзнаменованием судьбы, что жила в Царском Селе – именно там, где формировался гений Пушкина.

(Чтение ученицей стихотворения «В Царском Селе»)

Большая часть прозы Ахматовой написана также о Пушкине. Это «Слово о Пушкине», «Пушкин и дети», «Каменный гость» Пушкина» и другие произведения.

Слайд № 17

Современники.

Говоря о творчестве Анны Ахматовой, нельзя не сказать и о тех, кто был рядом, кто понимал и разделял ее судьбу, кто так же, как и она, стал неотъемлемой частью нашей истории. Ахматова и Блок посвятили друг другу немало стихотворений, говорили даже, что у них был «роман в письмах». О других в 1961 году она написала стихотворение «Нас четверо», которое вошло в последнюю книгу стихов «Бег времени».

(Чтение учителем стихотворения «Нас четверо»)

Слайд № 18

Первая мировая война.

Кровную свою связь с Россией Анна Андреевна Ахматова ощущала всегда, но особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Гражданская тема лирики Ахматовой развивается в стихах о Первой мировой войне, о революции и эмиграции, о Великой Отечественной войне, о сталинских репрессиях.

Трагически отразилось в творчестве Ахматовой начало Первой мировой войны.

(Чтение учителем стихотворения «Молитва»)

Слайд № 19

Революция. Отказ от эмиграции.



Когда приходит слава к по­эту, тут же появляются желающие эту славу опорочить. Не была исключением и Ахмато­ва. Литературные сплетники кричали, что она не приняла революцию, сказались дека­дентские настроения. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. Но тем, кто в лихую годину собрался бросить родину, Ахматова еще в 1917 году ответи­ла категорично:

(Чтение учителем стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…»)

Горечь и боль она переко­вывала в стихи и тем преодолевала и го­речь, и боль. Она сразу ступила на этот путь, и никто до конца не разберется в том, как дивно умеет поэт переплавлять горе в радость, суроветь, но не отчаиваться, сжи­мать зубы, но не ломаться.

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

(Чтение учеником стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…»)

В этом стихотворении политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучени­ческой жизни.

Слайд № 20

Поэма «Реквием»


В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован ее единственный сын, Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе.

Об этом – поэма А.Ахматовой «Реквием», о которой мы будем говорить на следующем уроке.

Слайд № 21

Великая Отечественная война


Анна Ахматова восприняла Великую Отечест­венную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Ее патриотические стихи тех лет — вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.

(Чтение учеником стихотворения «Мужество»)

Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

Слайд № 22

1946 год. Новые испытания.



В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении А.Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М.Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов Ахматовой был уничтожен.

Слайд № 23

Философская лирика.


В статье «Бег времени» современный литературовед Виктор Франк писал: «В эпоху, когда свыше навязывался притворный и приторный оптимизм, Ахматова говорила свое; говорила о том, что важнее всего человеку, - о смерти, о старости, об одиночестве, о бездомности, о вдохновении, и говорила неповторимо простым и мудрым языком».

Через все творчество Ахматовой проходят вечные темы, философские размышления о жизни и смерти, о дружбе и предательстве, о добре и зле, об одиночестве и старости, о славе и бессмертии. Она всегда говорила о том, что важнее всего для человека в его человеческой жизни. Уже в сборнике «Вечер» читаем маленькое стихотворение:

Я живу, как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах.

Заведут – и кукую.

Знаешь, долю такую

Лишь врагу

Пожелать я могу. (1911)

В последнем сборнике «Бег времени» находим такое стихотворение:

Если б все, кто помощи душевной

У меня просил на этом свете,

Все юродивые и немые,

Брошенные жены и калеки,

Каторжники и самоубийцы

Мне прислали по одной копейке,

Стала б я «богаче всех в Египте», —

Как говаривал Кузмин покойный...

Но они не слали мне копейки,

А со мной своей делились силой.

И я стала всех сильней на свете,

Так что даже это мне не трудно.

1961. Вербное воскресенье Ленинград

Среди последних стихотворений Ахматовой есть возвышенное и простое, и щемящее в своей простоте философское размышление о родной земле. (Ученица читает стихотворение «Родная земля»).

Слайд № 24

«Поэма без героя».


Итогом творческого и человеческого пути Анны Ахматовой стала «Поэма без героя», над которой она работала почти четверть века. Ахматова стала летописцем своей эпохи, и это отнюдь не случайность, поскольку историей страны обычно интересуются люди, ощущающие свою связь со страной, жаждущие понять её загадки и тайны. И Ахматова, скорбя о своём поколении, осудила его в «Поэме без героя» за то, что оно проплясало, прогуляло своё вре­мя и свою судьбу и тем – как знать? – возможно, и приблизило революцию. Может быть, это чувство общей и лич­ной вины заставило Ахматову остаться в России, хотя она никогда не питала иллюзий ни насчёт старой, ни насчёт новой власти, ни даже насчёт её народа...

Слайд № 25

Бессмертие.

В последние годы к А.А. Ахматовой пришла слава всемирная. Ей вручается Международная литературная пре­мия «Этна-Таормина» в Италии («За 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов»), в Англии ей присваивается степень почетного доктора литературы Оксфордского университета. Она вновь, как и в молодости, побывала в Риме, в Париже, в Англии. На Родине же она все чаще проводит дни и месяцы в больницах, подолгу живет у друзей в Москве или в маленьком дачном домике в Комарове, под Ленинградом, где, не имея даже обычной садовой скамейки, сочиняла стихи, сидя на ступеньках.

(Ученик читает стихотворение «Приморский сонет»)

Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 г. Гражданская панихида по ней проходила в тесном помещении морга Института Склифосовского безо всякого предварительного опо­вещения. Из тогдашнего руководства Союза писателей никто не явился. Церемонию открыл, сдерживая слезы, Арсений Тарковский, хорошо говорил Лев Озеров. Потом друзья и ученики увезли прах А. Ахматовой в Ленинград, где она была отпета в храме Николы Морского и похоронена на кладбище в Комарове. Под соснами Ко­марова она обрела свой последний приют.

Слайд № 26

Спасибо за урок!

Итог урока.

- Итак, мы с вами перелистали страницы жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой.

Снова обращение к словам В.Г.Белинского:

- Согласны ли вы с ним?

- Как соотносятся слова Н.Рыленкова с тем, что вы сегодня узнали на уроке?

- Как бы вы ответили на вопросы, которые были поставлены в начале урока: можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом? Если да, то в чем ее величие? Чем особенна лирика Ахматовой? И что это вообще за явление в русской литературе – Анна Ахматова?

(Ответы учащихся).

Заключительное слово учителя

Известный поэт Борис Чичибабин, сам прошедший через сталинские лагеря и ссылки, писал: «Божественная неповторимость личности... подчеркивалась ее по­трясающей красотой. От одного взгляда на нее перехватывало ды­хание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелеными глазами снежного барса, ее в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фо­тографировали многие и многие, начиная с Амедео Модильяни...

Когда ее возраст пересек семидесятилетнюю черту, когда ее черная челка, спускавшаяся на прямые строгие брови, освещенная зеленовато-сероватым светом удлиненных глаз, побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, когда ее походка стала подчеркнуто степенной, к ней пришла слава, уже основательно верная». («Из воспоминаний об Ахматовой»)

В 1945 году в стихотворении «Кого когда-то называли люди…» Анна Ахматова писала:

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово.

Запомните ее величественный образ и ее поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга — читателя:

Я - голос ваш, жар вашего дыханья,

Я - отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, -

Ведь все равно я с вами до конца.


Список литературы


  1. Аннинский Л. Серебро и чернь // Литература, 1995, № 2. – С. 2-3.

  2. Виленкин В. В сто первом зеркале. – М., 1987. – 242 с.

  3. Егорова Н.В, Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. – М., 2002. – 320 с.

  4. Ефименко Н.В. «Поэты не рождаются случайно…» //Литература в школе, 2005, № 1. – С. 42-44.

  5. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии / под ред. Л.Г.Максидоновой: В 2 ч. – М., 1999. – Ч. 2. – 224 с.

  6. Корнилов В. Меж детей ничтожных мира…// Литература, 1997, № 27. - С. 14-15.

  7. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера. 7-11 классы. – М., 2006. – 352 с.

  8. Лукницкий П.Н. Дневник // Наше наследие, 1989, № 3. – С. 67-88.

  9. Лукницкий П.Н. Об Анне Ахматовой // Наше наследие, 1988, № 6. – С. 56-72.

  10. Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма / сост.: М.М.Кралин. – Л., 1990. –  588 с.

  11. Петров В. Фонтанный Дом // Наше наследие, 1988, № 4. – С. 103-108.

  12. Русская литература XX века: 11 класс: Практикум / под ред. В.П.Журавлева. – М., 2000. – 318 с.

  13. Сонькин В. Изучение творчества Ахматовой в школе // Литература, 1996, № 31. - С. 4.

  14. Степанов Е. Вторая родина // Наше наследие, 1989, № 3. – С. 89-96.

  15. http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html

  16. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  17. http://anna.ahmatova.com/

  18. http://ahmatova.niv.ru/





Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 17» г. Березовского Кемеровской обл.



10


Конспект и презентация урока литературы, посвященного жизни и творчеству А.А.Ахматовой (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

 

Урок литературы в 11 классе, посвященный жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой, сопровождается презентацией, при составлении которой использованы стихи, дневники, письма Анны Ахматовой и ее современников, а также фотографии поэта разных лет и репродукции ее живописных портретов (портреты А.Ахматовой писали К.Петров-Водкин, А.Модильяни, З.Серебрякова и другие художники).

 

Можно ли Анну Ахматову назвать великим поэтом? Если да, то в чем ее величие? Чем особенна лирика Ахматовой? И что это вообще за явление в русской литературе – Анна Ахматова? – вот ключевые вопросы урока.

 

Автор Ширяева Ирина Григорьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2599
Номер материала 35454
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓