Главная / Русский язык и литература / Конспект и презентация по русскому языку "Обобщение по теме "Местоимение" (6 класс)

Конспект и презентация по русскому языку "Обобщение по теме "Местоимение" (6 класс)

Название документа Обобщение по теме Местоимение.docx

Урок-обобщение в 6 классе

по теме «Местоимение».

Автор: учитель русского языка Саттарова Н.Ю., гимназия № 1590

Проблемный вопрос на урок "Нужны ли нам местоимения?"

Цели урока:
Образовательные:

  • обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»

  • контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»

  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  • активизация самостоятельной деятельности

  • развитие познавательной активности

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативности

  • привитие культуры общения

  • воспитание интереса к предмету

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийная доска

Форма проведения урока: урок-игра.

Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды, придумать название команды и объяснить его.

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 слайд)

Дорогие ребята, тема нашего урока - «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи. А также в конце урока ответить на проблемный вопрос «Нужны ли нам местоимения?»

Но урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды, которые уже выбрали капитана и название. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов. 

Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.



2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий.

(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).

  1. Давайте познакомимся с командами. (Представления команд, знакомство с капитанами)

  2. (2 слайд) Я о себе такого мнения: 
    Огромна роль местоимения! 
    Я делу отдаюсь сполна, 
    Я заменяю имена. 

–Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
–Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

  1. Конкурс 1 «Кто быстрее». (3 слайд «Разряды местоимений»)

Задание: За минуту записать все разряды местоимений. 

  1. Конкурс 2 «Подумайте». (4 Слайд «Подумайте». Личные местоимения)
    Задание:
    Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж. (Команды выполняют задания на листочках).

Ты 
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин

Ответ:
Ты – И.п.
Вы – И.п.
Она – И.п.

 

Пред ней – Т.п.
С неё – Р.п.
Я, вы – И.п.
Ей – Д.п.
Тебя – В.п.

Какими членами предложения они являются?



  1. Конкурс 3. «Домашнее задание»

Учитель: Как появились местоимения? Об этом нам расскажут ученики (одной команды) в форме сказки. 
Сказка называется «Злая колдунья».

В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: 
- Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! 
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала: 
- Вот теперь они, не понимая друг друга. Обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости! 
И в царстве наступил беспорядок… 
Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. 
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего этого, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знают. И от этого очень страдали. 
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. 
- Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому-либо, говорите – ты, а к нескольким людям – вы. 
Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. 
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал. - Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом! 
(5 слайд) Загадки. (Отвечает 2 команда, получает жетон за правильные ответы)
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) 
2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я – Мы). 
3. Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я). 
4. Первый слог – личное местоимение, второй - детская болезнь. 
Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь). 

Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями. 



Учитель:  Нужны ли нам местоимения? Для чего они нужны? 

(Об этом нам расскажут члены второй команды)

К нам пришли веселые клоуны из школьного театра. Они покажут веселую клоунаду «А, здравствуйте…»
- Первый. А здравствуйте, я смотрю: вы ли, не вы ли? 
- Второй. Что вылил? Я ничего не вылил… 
- Первый. Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли? 
- Второй. Ах, выли. (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли? 
- Первый. Да нет же. Я говорю про вас - вы ли, не вы ли? 
- Второй. Нет, я не выл. 
- Первый. Ну, и они не выли! 
- Второй. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать. 
- Первый. Нет, не я один, а мы… 
- Второй. Кто это мы? 
- Первый (объясняя жестом). Вы, мы, ты, я … 
- Второй. Кто вымытые? 
- Первый. Да я про всех говорю: вы, мы, ты, я … 
- Второй. Все вымытые (в публику). Это они вымытые? А кто же, по вашему, немытый ? Про кого вы говорите? Не про меня ли? 
- Первый. Что променяли? 
- Второй. Я говорю – не про меня ли? 
- Первый. Ах, вас не променяли? А что не променяли? 
- Второй. Я же про себя говорю - не про меня ли? 
- Первый. Ах, вас не променяли? 
- Второй. Нет, нам никак не разобраться.

Давайте ответим на вопрос: Нужны ли нам местоимения? Для чего?

(Чтоб экономить время, чтобы не повторять одни и те же слова, чтобы мы друг друга понимали, чтобы наша речь была ясной, понятной, выразительной).

(6 слайд) «Отгадай загадки». (Отвечает 2 команда).
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? (Мы-шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
(Вы-мы-ты)
3. Первый слог - личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква). 

Раздать задание капитанам.

  1. Конкурс 4 «Знаток местоимений».

Учитель: Ну, а сейчас мы узнаем, кто лучше запомнил разряды местоимений. Поиграем в игру. 
1. Местоимения, указывающие на неопределенные предметы, признаки, количества? (Неопределенные). 
2. Местоимение, не имеющее именительного падежа? (Возвратные). 
3. Местоимения 1, 2, 3 лица? (Личные). 
4. Разряд местоимения столько? (Указательные). 
5. Местоимения, изменяющиеся как прилагательные? (Притяжательные). 
6. Местоимения, содержащие в себе вопрос? (Вопросительные). 
7. Местоимения, которые служат для связи простых предложений в составе сложного? (Относительные). 
8. К какому разряду относятся местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой? (Определительные). 
9. Как называются местоимения, употребляющиеся для отрицания какого – либо предмета, признака? (Отрицательные). 

  1. Конкурс 5 «Подумайте».  (7 слайд)

Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

  • Как-то раз во дворе из собачьей миски
    Пять чумазых поросят кушали сосиски.
    Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
    «Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
    Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
    Детям надо наполнять ихние желудки».
    Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
    «Слушать я уже устал ейные упрёки.
    Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
    И такая дребедень происходит каждый день».
    А.Хайт

  • (евонный – его, ихние – их, ейные – её)

8. Конкурс капитанов. (8 слайд)

Задание: Найти местоимения. Указать разряд. 
1.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение)
2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение)
3.Кто без кисти и белил
Крыши города белил? (Дед Мороз) (Кто – вопросительное местоимение)
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошка )(Что – вопросительное местоимение, мы -личное)

9. Конкурс 7 «Кто хитрее» (9 слайд)

Задание:
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

10. Конкурс 8 «Подумайте». (10 слайд)
Задание:
 Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
- В
 некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал емунекоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В
 каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
-
 Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
(
Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)

Учитель:
–Объясните правописание данных местоимений.

11. Конкурс 9 «Редактор». (11 слайд)

Задание: Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения. Определить их разряд.
Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.
(Для справок: выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.)

3. Подведение итогов. (12 слайд)

Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка.

Рефлексия:
1.Понравился ли вам урок?
2.Выполнены ли те цели, которые были поставлены в начале урока?
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
4.Какая форма работы вам понравилась больше?
5.Что вызвало затруднения?



Название документа Урок-обобщение по теме «Местоимение».pptx

Урок-обобщение по теме «Местоимение» Нужны ли нам местоимения?
Урок-игра Я о себе такого мнения:  Огромна роль местоимения!  Я делу отдаюсь ...
Разряды местоимений
Подумайте! Ты  Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила, И все счастли...
Сказка «Злая колдунья» 1. В каком местоимении два звука, но одна буква? 2. Ка...
Нужны ли нам местоимения? 1. Какое личное местоимение, если к нему добавить ш...
Подумайте! Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали ...
Конкурс капитанов 1.Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень?  2....
Кто хитрее? Кто едет на велосипеде?  (Кто – вопросительное местоимение.) Я зн...
Подумайте! Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку рас...
Редактор Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, ...
Спасибо за игру!
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок-обобщение по теме «Местоимение» Нужны ли нам местоимения?
Описание слайда:

Урок-обобщение по теме «Местоимение» Нужны ли нам местоимения?

№ слайда 2 Урок-игра Я о себе такого мнения:  Огромна роль местоимения!  Я делу отдаюсь спо
Описание слайда:

Урок-игра Я о себе такого мнения:  Огромна роль местоимения!  Я делу отдаюсь сполна,  Я заменяю имена. 

№ слайда 3 Разряды местоимений
Описание слайда:

Разряды местоимений

№ слайда 4 Подумайте! Ты  Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила, И все счастливые
Описание слайда:

Подумайте! Ты  Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила, И все счастливые мечты В душе влюблённой возбудила. Пред ней задумчиво стою, Свести очей с неё нет силы; Я говорю ей: «Как вы милы!» И мыслю: «Как тебя люблю!» А.С.Пушкин

№ слайда 5 Сказка «Злая колдунья» 1. В каком местоимении два звука, но одна буква? 2. Какие
Описание слайда:

Сказка «Злая колдунья» 1. В каком местоимении два звука, но одна буква? 2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?   3. Сколько личных местоимений в слове семья? 4. Первый слог – личное местоимение, второй - детская болезнь.  Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте.

№ слайда 6 Нужны ли нам местоимения? 1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипя
Описание слайда:

Нужны ли нам местоимения? 1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? 2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые? 3. Первый слог - личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

№ слайда 7 Подумайте! Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сос
Описание слайда:

Подумайте! Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день». А.Хайт

№ слайда 8 Конкурс капитанов 1.Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень?  2.Что
Описание слайда:

Конкурс капитанов 1.Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень?  2.Что возвратить нельзя?  3.Кто без кисти и белил Крыши города белил?   4.Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? 

№ слайда 9 Кто хитрее? Кто едет на велосипеде?  (Кто – вопросительное местоимение.) Я знаю,
Описание слайда:

Кто хитрее? Кто едет на велосипеде?  (Кто – вопросительное местоимение.) Я знаю, кто едет на велосипеде.  (Кто – относительное местоимение.)

№ слайда 10 Подумайте! Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расска
Описание слайда:

Подумайте! Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: - В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось? А второй и говорит: - Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось? Третий посмеялся и сказал: - Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

№ слайда 11 Редактор Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, иск
Описание слайда:

Редактор Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно. Выйти из себя, ни то ни сё, смотреть во все глаза, на все руки мастер, нестись на всех парусах, скучать от нечего делать, быть не в своей тарелке, оглядываться на каждом шагу.

№ слайда 12 Спасибо за игру!
Описание слайда:

Спасибо за игру!

Конспект и презентация по русскому языку "Обобщение по теме "Местоимение" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю Вашему вниманию интересную разработку урока-игры русского языка в 6 классе  "Обобщение по теме "Местоимение".

Архив содержит конспект урока и презентацию из 12 слайдов.

В начале урока ставится проблемный вопрос, на который ученикам предстоит ответить в конце. Форма урока - игра, всегда интересна детям и помогает учителю занимательно преподнести материал.

Учащимся заранее дается задание: разделиться на две команды, выбрать капитана, придумать название и объяснить его. За каждый правильный ответ или выплненное задание команда получает жетон. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

Учащимся предлагается поучаствовать в 8 интересных конкурсах, например, "Подумайте", "Знатоки местоимений", "Кто хитрее", "Конкурс капитанов", а еще "Домашнее задание" (дети готовятся к нему заранее).

 

 

Автор Саттарова Нина Юрьевна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 2489
Номер материала 3959
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓