Главная / Начальные классы / Конспект и презентация урока по русскому языку с элементами ТРИЗ на тему "Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода" (4 класс)

Конспект и презентация урока по русскому языку с элементами ТРИЗ на тему "Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода" (4 класс)

Название документа Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода.pptx

Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода Составила учит...
 Ж ш ч щ
К…питан к…рабля, доволен р…монтом, думаю о с…ч…нении, я настроил р…яль, улыб...
Капитан корабля, доволен ремонтом, думаю о сочинении, я настроил рояль, улыб...
Элемент Имя признака (вопрос) Значение признака (ответ) Имя существительное ...
Если имя существительное мужского рода оканчивается на –а или –я, то это сущ...
 ЗАПОМНИ!!!
 ЗАПОМНИ!!!
Правила работы в группе Каждый высказывает свое мнение. Каждый выслушивает м...
 Работа по учебнику Упр. 173 Упр.174
Рефлексия Я молодец! Есть над чем подумать… Мне грустно
 Домашнее задание Упр.175
Использовано в работе: http://yandex.ru/images/?redircnt=1417539517.1&uinfo=...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода Составила учитель
Описание слайда:

Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода Составила учитель начальных классов МБУ лицея № 51 г.о. Тольятти Пятаева Светлана Викторовна

№ слайда 2  Ж ш ч щ
Описание слайда:

Ж ш ч щ

№ слайда 3 К…питан к…рабля, доволен р…монтом, думаю о с…ч…нении, я настроил р…яль, улыбнул
Описание слайда:

К…питан к…рабля, доволен р…монтом, думаю о с…ч…нении, я настроил р…яль, улыбнулся р…бятам, сладким д…сертом, написать ц…тату

№ слайда 4 Капитан корабля, доволен ремонтом, думаю о сочинении, я настроил рояль, улыбнул
Описание слайда:

Капитан корабля, доволен ремонтом, думаю о сочинении, я настроил рояль, улыбнулся ребятам, сладким десертом, написать цитату

№ слайда 5 Элемент Имя признака (вопрос) Значение признака (ответ) Имя существительное Что
Описание слайда:

Элемент Имя признака (вопрос) Значение признака (ответ) Имя существительное Что такое имя существительное? Часть речи Обозначает? Предмет Отвечает на вопросы? Кто? Что? Начальная форма И.п., единственноечисло Род Мужской, женский, средний Число Единственное, множественное Склонение 1 – е, 2 – е, 3 - е Падеж И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. Роль в предложении Подлежащее, второстепенный член (дополнение)

№ слайда 6 Если имя существительное мужского рода оканчивается на –а или –я, то это сущест
Описание слайда:

Если имя существительное мужского рода оканчивается на –а или –я, то это существительное 1 склонения. Если имя существительное мужского рода имеет нулевое окончание, то это существительное 2 склонения. Если имя существительное женского рода оканчивается на –а, - я, то это существительное 1 склонения. Какие еще высказывания можно построить?

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8  ЗАПОМНИ!!!
Описание слайда:

ЗАПОМНИ!!!

№ слайда 9  ЗАПОМНИ!!!
Описание слайда:

ЗАПОМНИ!!!

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Правила работы в группе Каждый высказывает свое мнение. Каждый выслушивает мнен
Описание слайда:

Правила работы в группе Каждый высказывает свое мнение. Каждый выслушивает мнение товарища. Каждый умеет защищать свой выбор. Придя к общему мнению, умейте его доказать. Умей не только слушать, но и слышать.

№ слайда 12  Работа по учебнику Упр. 173 Упр.174
Описание слайда:

Работа по учебнику Упр. 173 Упр.174

№ слайда 13 Рефлексия Я молодец! Есть над чем подумать… Мне грустно
Описание слайда:

Рефлексия Я молодец! Есть над чем подумать… Мне грустно

№ слайда 14  Домашнее задание Упр.175
Описание слайда:

Домашнее задание Упр.175

№ слайда 15 Использовано в работе: http://yandex.ru/images/?redircnt=1417539517.1&uinfo=sw-
Описание слайда:

Использовано в работе: http://yandex.ru/images/?redircnt=1417539517.1&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768 http://ext.spb.ru/faq/4362-2014-01-05-19-32-08.html

Название документа Урок русского языка в 4 классе с элементами ТРИЗ.docx

Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием элементов ТРИЗ.

Дата: 26.12.14г.

Класс: 4 «Г»

Учитель: Пятаева С.В., г.о. Тольятти.


Тема:  Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении падежей и склонения имен существительных, правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением.

Развивающая: развивать умения работать самостоятельно, делать выводы, рассуждать, получать новые знания.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, любовь к родному языку, старательность.

Оборудование:

Модель «если, то…»,

домики 1 скл., 2 скл., 3 скл., карточки со словами, индивидуальные карточки у детей падежей и склонений имен существительных.

учебник «Русский язык», 4 класс авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. (система «Школа 2100»), презентация к уроку.


Ход урока.


  1. Организационный момент

А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжки и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку … «5»!


  1. Вступительная беседа и постановка целей урока:

Ребята, вы все любите сказки? Любая сказка учит добру. А что в сказке самое главное? Правильно, чтобы добро победило зло.

Это всегда нужно помнить. Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в сказку. Слушайте внимательно.

В одной сказочной стране под названием Имя существительное живут удивительные слова, их называют уважительно именами существительными. Жили они все дружно и помогали людям обозначать предметы, явления природы, чувства людей, названия рек, городов, животных, имена и многое другое. Каждый был занят своей работой, имел свои постоянные и непостоянные признаки. вообщем жили счастливо.

Но вот однажды в эту замечательную страну забрела злая волшебница Злая Путаница

(слайд 2) Стала разгуливать по этой стране и высматривать, кого бы поссорить или кого-нибудь запутать.

Бродила, бродила она, наблюдала и ей очень не понравились имена существительные, которые оканчивались на шипящие звуки / ш /,/ ч /, / щ /,/ ж / и она их так между собой рассорила, что они до сих пор ссорятся и плачут.

Я думаю, что нам необходимо отправиться в эту страну и помочь этим несчастным именам существительным, разобраться какое заклятие наложила на них Злая Путаница, расставить всё по своим местам, чтобы жили они снова мирно и счастливо.

Поможем им ребята?

Всё бы хорошо, но Злая Путаница на нашей дороге расставила различные ловушки, преграды. А чтобы их преодолеть, надо применить свои знания, внимание, старание, желание узнать что-то новое и, конечно, веру в успех. Готовы к трудностям? Тогда в путь!

  1. Словарная работа.

К…питан к…рабля, доволен р…монтом, думаю о с…ч…нении, я настроил р…яль, улыбнулся р…бятам, сладким д…сертом, написать ц…тату. (слайд 3)

В данные словосочетания нужно вставить пропущенные буквы и определить падеж имен существительных. Каждый выполняет работу самостоятельно, а у доски эту работу выполнит __________. Проверим правописание слов с безударными гласными. Кто не допустил ни одной ошибки, одну? Исправьте свои ошибки, запомните, как пишутся эти слова.

Проверим при помощи карточек, в каких падежах стоят имена существительные в данных словосочетаниях (сигнальные карточки с названием падежей).

  1. Повторение.

Повторим все изученное об имени существительном. А поможет нам такая модель.

«Элемент – Имя признака – Значение признака». ( Табличка ЭИЗ) (слайд 4).

Элемент

Имя признака

Значение признака




Элемент - это все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем, в нашем случае – это имя существительное. Любой элемент можно описать через признаки (вопросы) и их значения (ответы).

Какие вопросы можно задать про имя существительное? Отгадайте, какие вопросы скрываются за вопросительным знаком?


Объект

Имя признака (вопрос)

Значение признака(ответ)

Имя существительное

Что такое имя существительное ?

Часть речи


Обозначает ?

Предмет


Вопросы ?

Кто? Что7


Начальная форма

И.п. ед.число


Род

Мужской, женский, средний


Число

Единственное, множественное


Склонение

Первое, второе, третье


Падеж

И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.


Роль в предложении

Подлежащее, второстепенный член(дополнение)


  1. Новая тема.

Вспомним с помощью модели ЕСЛИ, ТО… ( слайд 5)

Закончи высказывание.

  • Если имя существительное мужского рода оканчивается на –а или –я, то это существительное….склонения.

  • Если имя существительное мужского рода имеет нулевое окончание, то это существительное….склонения.

  • Если имя существительное женского рода оканчивается на –а, - я, то это существительное….склонения.

  • Какие еще высказывания можно построить?

Приведите пример имён существительных 3-го склонения. Что это за существительные?

( женского рожа, на конце с мягким знаком)

Первую ловушку со словарными словами мы успешно преодолели, но Злая Путаница уже быстро нам подстроила другое испытание.

На доске размещены карточки со словами : облако, дельфин, князь, дядя, лошадь, моль. дерево, собака, груша, книга, мышь, дичь, рожь.

Нужно определить склонение данных имен существительных и поселить их в нужный домик:


http://festival.1september.ru/articles/584876/01.gif

Какие слова живут в 3 домике? Что у них общего?(на конце мягкий знак)

Что общего у слов мышь, дичь, рожь? (Оканчиваются на шипящий с мягким знаком)

Вот мы с вами подошли к тем несчастным жителям – именам существительным, которых поссорила Злая Путаница. Давайте постараемся им помочь (на доске слова).

http://festival.1september.ru/articles/584876/02.gif

Посмотрите внимательно на эти слова. Эти ли слова в ссоре? Как вы определили? Да, действительно эти слова оканчиваются на шипящие звуки / ж /, / ч /, / ш /, / щ /.

Давайте попробуем их сначала разделить чтобы они не ругались. На какие группы (по какому признаку) можно разделить эти слова. ( На существительные женского и мужского рода). Хорошо. Давайте запишем эти слова в 2 столбика по этому признаку.

Ь Ь

Ж.р

М.р

дочь

 врач

молодёжь      

мяч

глушь

 душ

ночь

чиж

помощь

карандаш

Открытие. Формирование новых знаний.

Наблюдение, формулировка правила.

А теперь внимательно посмотрите на имена существительные первого столбика с мягким знаком. Что объединяет все эти слова, что можно ещё выделить общего? (Все эти слова –имена сущ. женского рода. На конце у всех существительных пишется мягкий знак)

Какой вывод из этого можно сделать?

Существительные женского рода, которые заканчиваются на шипящие звуки пишутся с мягким знаком. (слайд 6)

Посмотрите теперь внимательно на имена существительные второго столбика. Что объединяет все эти слова? (Они все мужского рода).

Какой вывод можно сделать?

Существительные мужского рода, которые заканчиваются на шипящие звуки пишутся без мягкого знака. (слайд 6)

Кто теперь может сформулировать все правило?

Как вы будете рассуждать, чтобы правильно написать букву Ь на конце существительных после шипящих?

Рассуждаем так:

  1. Если слово Ж.Р.(она моя), то Ь после шипящего на конце пишется.

  2. Если существительное М.Р.(он мой), то Ь после шипящего на конце не пишется.

Сверим наше полученное правило с правилом в учебнике на стр.4. Читаем хором.

Формулировка темы урока: Так что же мы не должны были узнать по вине Злой Путаницы? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Сделайте вывод.

Имена существительные 3-го склонения всегда пишутся с Ь на конце. Нужно помнить, что Ь пишется на конце после шипящих только у имён существительных женского рода.


  1. Физминутка (слайд 7)


  1. Закрепление

  1. Поиграем в игру «Расселение»

Работаем в группах по 4-5 человек. Детям даются слова и задание, что их надо расселить в группы и объяснить, по какому признаку.

Правила работы в группе (слайд 8).

  1. Каждый высказывает свое мнение.

  2. Каждый выслушивает мнение товарища.

  3. Каждый умеет защищать свой выбор.

  4. Придя к общему мнению, умейте его доказать.

  5. Умей не только слушать, но и слышать.


- У вас задание «Расселите, а мы угадаем признак».

Расселите имена существительные на группы, придумав признак.

Каждая группа объединяет имена существительные своим способом.

Затем группа представляет свою работу классу, а остальные угадывают, по какому признаку сделано разбиение.

Имена существительные «расселили» по изученным орфограммам и отличительным признакам существительного.

Должны получиться такие группы:

  1. Имена существительные мужского, женского, среднего рода – 1 группа ( по роду)

  2. Имена существительные единственного и множественного числа – 2 группа (по числу)

  3. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения – 3 группа (по склонению)

  4. Имена существительные собственные и нарицательные – 4 группа (собств. – нариц.)

  5. Имена существительные с проверяемыми и непроверяемыми гласными – 5 группа (по изученным орфограммам)

  1. Работа по учебнику.

Упр 173, 174 (слайд 9)


  1. Итог урока.

Модуль «да-нетка»

Имена существительные изменяются по родам? НЕТ

Имена существительные изменяются по числам? ДА

Имена существительные отвечают на вопрос Кто? Что? ДА

Имена существительные обозначают признак предмета? НЕТ

Имена существительные 2 склонения имеют окончания –а, -я? НЕТ

Имена существительные 3 склонения пишутся с Ь на конце? ДА

Имена существительные мужского рода пишутся с Ь на конце после шипящих? НЕТ

Имена существительные женского рода пишутся на конце с Ь после шипящего? ДА

Я думаю, что Злая Путаница больше не вернется, потому что вы разгадали все её коварные замыслы, узнали много нового, а значит в нашей сказке победило добро.

  1. Рефлексия.

(Слайд 10)

Рефлексия предоставляет возможность школьнику понять, что было самым трудным на уроке? Над чем нужно ещё поработать? Что особенно понравилось и запомнилось? Оценка собственной работы на уроке.


  1. Домашнее задание. Выставление оценок за урок.

Упр.175 (слайд 11)


Аннотация.

Уроки, на которых используется ТРИЗ технология носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении.

Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха.


Конспект и презентация урока по русскому языку с элементами ТРИЗ на тему "Мягкий знак после букв шипящих в существительных женского рода" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных женского рода 3 склонения. Закреплять и развивать умения и навыки в определении падежей и склонения имен существительных, правописания слов с безударными гласными непроверяемых ударением.

Развивающая: развивать умения работать самостоятельно, делать выводы, рассуждать, получать новые знания.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, любовь к родному языку, старательность.

Оборудование:

 

Проектор, ноутбук, презентация, учебник русского языка

Автор Пятаева Светлана Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1105
Номер материала 30813
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓