Главная / Начальные классы / Конспект и презентация по русскому языку на тему «Актуализация знаний о падежах имен существительных».

Конспект и презентация по русскому языку на тему «Актуализация знаний о падежах имен существительных».

Название документа конспект урока.docx

hello_html_7ea04cb1.gifhello_html_7ea04cb1.gifhello_html_m40ab5e6e.gifhello_html_m40ab5e6e.gifhello_html_m13453ed9.gif

Мусина Ания Хасиповнаx_7294de27[1]


МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

Актанышского района РТ, учитель начальных классов



Конспект –урока по русскому языку.

Тема: Актуализация знаний о падежах имен существительных.

Цель: Использование знаний и умений в определении падежей

имен существительных.

Задачи: Развивать умения различать падежи по их признакам, правильно
употреблять имен существительных в нужном падеже;

Развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности
учащихся, речь и внимание;

Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: Презентация, таблица падежей, плакат для разминки глаз, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Разминка

- Давайте настроим наши глазки на внимательную работу. Плакат

-А теперь погладим наши ушки, чтоб они внимательно слушали.

- Разомнем ручки, чтоб они красиво писали.

II. Постановка целей и задач урока

-Слушайте ребята, сказку –не вольшебную , а грамматическую:

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя и решили назвать Именительный.

Родился – стал Родительный

Пока он был малышом, ему все давали, и он стал Дательный

Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный

Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный

-О чем, а может о ком сказка? (о падежах)

- А что такое падеж?

(Падеж – непостоянный признак имени существительного

Падеж – это изменение вопроса

Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении

Падеж – это изменение формы слова)

-Значит изменение имен существительных по падежам – это изменение вопроса, окончания и формы слова. ( Изменение происходить вне основы)

- А сколько падежей в русском языке? (6)

- Кстати. В немецком их - 4, в венгерском - 22, в английском – 2, а в русском – 6.

Падежей 6 и у каждого у них свое место. Для того чтобы вам легко запомнилось порядок падежей вам достаточно выучить детский стишок. ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ, С первой буквы каждого слова начинается названия падежей: Иван – именительный и т.д.

А сейчас слушаем самих падежей

1. Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю
Мои вопросы кто? и что?

Ни с чем не спутает никто. (Именительный падеж)

- Дайте характеристику Именительному падежу.

2. Кого же нет?

Я очень беспокоюсь, чего же нет?

Отправлюсь я на поиск

Прошу друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите! (Родительный падеж)

- Расскажите о Родительном падеже.

3. Я работаю старательно

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать с предлогом «К» порой дружу

Но и один гулять хожу. (Дательный падеж)

- Дательный падеж - это...

4. Кого винить мне видно сразу!
Пусть каждый здесь
Запомнит эту фразу

Ведь я важней министра! Все это знают тут!

А ну скорей скажите, Как меня зовут? (Винительный падеж)

- Что вы знаете о Винительном падеже?

5. Творите чем? Творите с кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад. (Творительный падеж)

- Расскажите о Творительном падеже.

6. Мне без предлогов свет не мил
Пусть будет «в», и «о», и «при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать

О чем мечтаешь и в чем гулять. (Предложный падеж)

От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Будьте внимательны

После всего услышанного, увиденного, я надеюсь, что вы никогда не будете путать названия и порядок падежей. А вот таблицу падежей вам надо будет выучить наизусть (Таблица падежей )

А на этом уроке она будет вашей помощницей (или как я люблю говорить - соломкой)

III. Выполнение упражнений

- Вы готовы выполнить заданий?

1. Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

Лиса – хитрый зверь.

У (кого?) пуш..стый хвост.

(Кому?) т..пло зимой.

Охотник высл..дил (кого?).

Заяц не любит встреч..ться с (кем?).

О (ком?) народ сложил сказки.

- Самопроверка.

2. Просклоняйте слова

1 – вариант - зима, мороз

2- вариант - кормушка снег (ученики склоняют с комментарием)

- Взаимопроверка

- Молодцы справились.

3. Вы готовы выполнять следующее задание Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные буквы и определите падеж

- Как определить падеж имени существительного?

(От главного слова ставили вопрос к существительному и по вопросу определяем падеж.)

А еще на что можно обратить внимание? ( На предлоги).



Иду (п иду (по чему?) по дорог...

Гово говорили (о чем?) о поездк...

Взять взять (у кого?) у подруг...

Ехал ехал (по чему?) по площад...

Лежал лежал (где?) на скатерт...

Пошл пошла (к кому?) к Наташ...

По по краю (чего?) дорог...

Далек далеко (от чего?) от дорог...

Варен варенье (из чего?) из вишн....


Сидел сидел (на чем?) на ветк...

Приех приехал (на чем?) на поезд …

Дали дали кому?) птичк...

Жили жили (где?) в деревн...

Были были где?) в музе,..

Выш вышел (из чего?) из калитк...

Сидел сидел ( на чем?) на берез...

Сдела сделан (из чего?) из шерст...

Дать ( дать (кому?) Сереж....

- Самопроверка

IV. Физкультминутка для глаз

V. Работа по теме урока

Где можно проследить за изменением существительных? (Изменение существительных хорошо видно в тексте).

Вспомните недавно изученную басню Крылова “Слон и Моська”. ( Ребята вспоминают по памяти.) Какое имя существительное чаще всего встречается в этой басне? (Слон.) Чтение басни наизусть. Определите падеж существительного «слон» А я предлагаю вам алгоритм определения падежа

Алгоритм определения падежа

1.Найти слово, к которому относится имя существительное

2.По вопросу и предлогу определить падеж


кого? Р.п. кто? И.п. за кем ? Т.п. кого? Р.п.

водили слона, слоны в диковинку, ходили за слоном, увидевши слона,

с кем? Т.п.

возится с слоном (запись на доске)


VII. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Сладко-сладко потянулись

И прогнулись, и пригнулись.

Распрямились, разогнулись.

Ваши мышцы все проснулись.

Ваши губки улыбнулись.

Пальчики к письму готовы.

Мы работать будем снова.

4. Перед вами текст. Вставьте пропущенную букву, определите падеж имени существительного и выделите окончание

На белой скатерт.. снега видны следы зайц.. . От елк… к елк… прыгает шустрая белка. На берез.. лежат пушистые шапки снег… . Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.
V. Итог

Итак, чему был посвящен наш урок?

-Сколько в русском языке падежей?

- Перечисляйте?

- В каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?

- В каком падеже существительные никогда не употребляются без
предлогов?

- А что можно сказать о родительном, дательном, винительном,
творительном и предложном падежах?

- Я думаю, вы еще раз убедились, как много зависит от знания падежей. Не будет текста, если слова не стоят в нужной для них форме.

Я предлагаю вам слова, которые нам дарит зима

Кормушка, снег, мороз, снег, птицы

Что объединяет этих слов? ( Все слова являются именами существительными, Все они на тему Зимы)

-Они еще и словарные. Значит, правописание этих слов вам надо будет запомнить.

Докажите, что это имена существительные. (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

А в чем видите разницу? (Неодушевленность, неодушевленность. Число)

VI Домашнее задание. Дома вас ждет интересная творческая работа. Вы напишите рассказ, используя эти имена существительные

Мне было хорошо с вами. Спасибо за труд и за ваши знания.

ПРИЛОЖЕНИЕ








Название документа презентация.ppt

Запомнишь детский стишок –запомнишь падежей ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ.
Именительный падеж КТО? ЧТО?
Родительный падеж С , ДО, У, ИЗ, ДО КОГО? ЧЕГО?
КОМУ? ЧЕМУ? Дательный падеж К, ПО
Винительный падеж ЗА, ЧЕРЕЗ, ПРО КОГО? ЧТО?
КЕМ? ЧЕМ? Творительный падеж ПЕРЕД, ПОД, НАД
О КОМ? О ЧЕМ? Предложный падеж В,О, ПРИ
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежей 	Вспомогательные слова	Падежн...
Лиса – хитрый зверь. 	У (кого?) пуш..стый хвост. 	(Кому?) т..пло зимой. 	Охо...
Лиса – хитрый зверь. 	У лисы пушистый хвост. 	Лисе тепло зимой. 	Охотник выс...
1 – вариант. зима, мороз 2- вариант. кормушка, снег Просклоняйте слова
Взаимопроверка И. п.	мороз	снег	кормушка 	зима Р. п.	мороза	снега	кормушки 	з...
Вставьте пропущенные буквы и определите падеж Карточка 1. 	Карточка 2. Сидел ...
Самопроверка Карточка 1. Сидел (на чем?) на ветке Приехал (на чем?) на поезде...
На белой скатерт... снегов видны следы зайц... . От елк... к елк... прыгает ...
ПРОВЕРКА На белой скатерти снегов видны следы зайца . От елки к елке прыгает ...
Дома вас ждет интересная творческая работа. Вы напишите рассказ, используя эт...
1 из 21

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Запомнишь детский стишок –запомнишь падежей ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ.
Описание слайда:

Запомнишь детский стишок –запомнишь падежей ИВАН РУБИЛ ДРОВА, ВАСЯ ТОПИЛ ПЕЧЬ.

№ слайда 3 Именительный падеж КТО? ЧТО?
Описание слайда:

Именительный падеж КТО? ЧТО?

№ слайда 4 Родительный падеж С , ДО, У, ИЗ, ДО КОГО? ЧЕГО?
Описание слайда:

Родительный падеж С , ДО, У, ИЗ, ДО КОГО? ЧЕГО?

№ слайда 5 КОМУ? ЧЕМУ? Дательный падеж К, ПО
Описание слайда:

КОМУ? ЧЕМУ? Дательный падеж К, ПО

№ слайда 6 Винительный падеж ЗА, ЧЕРЕЗ, ПРО КОГО? ЧТО?
Описание слайда:

Винительный падеж ЗА, ЧЕРЕЗ, ПРО КОГО? ЧТО?

№ слайда 7 КЕМ? ЧЕМ? Творительный падеж ПЕРЕД, ПОД, НАД
Описание слайда:

КЕМ? ЧЕМ? Творительный падеж ПЕРЕД, ПОД, НАД

№ слайда 8 О КОМ? О ЧЕМ? Предложный падеж В,О, ПРИ
Описание слайда:

О КОМ? О ЧЕМ? Предложный падеж В,О, ПРИ

№ слайда 9 СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежей 	Вспомогательные слова	Падежный
Описание слайда:

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежей Вспомогательные слова Падежный вопрос Именительный существует кто? что? Родительный нет кого? чего? Дательный дать кому? чему? Винительный вижу кого? что? Творительный доволен кем? чем? Предложный думаю о ком? о чем?

№ слайда 10 Лиса – хитрый зверь. 	У (кого?) пуш..стый хвост. 	(Кому?) т..пло зимой. 	Охотни
Описание слайда:

Лиса – хитрый зверь. У (кого?) пуш..стый хвост. (Кому?) т..пло зимой. Охотник высл..дил (кого?). Заяц не любит встреч..ться с (кем?). О (ком?) народ сложил сказки. Вместо вопросов вставьте существительное «лиса».

№ слайда 11 Лиса – хитрый зверь. 	У лисы пушистый хвост. 	Лисе тепло зимой. 	Охотник выслед
Описание слайда:

Лиса – хитрый зверь. У лисы пушистый хвост. Лисе тепло зимой. Охотник выследил лису. Заяц не любит встречаться с лисой. О лисе народ сложил сказки. Проверь свою работу!

№ слайда 12 1 – вариант. зима, мороз 2- вариант. кормушка, снег Просклоняйте слова
Описание слайда:

1 – вариант. зима, мороз 2- вариант. кормушка, снег Просклоняйте слова

№ слайда 13 Взаимопроверка И. п.	мороз	снег	кормушка 	зима Р. п.	мороза	снега	кормушки 	зимы
Описание слайда:

Взаимопроверка И. п. мороз снег кормушка зима Р. п. мороза снега кормушки зимы Д. п. морозу снегу кормушке зиме В. п. мороз снег кормушку зиму Т. п. морозом снегом кормушкой зимой П. п. о морозе о снеге о кормушке о зиме

№ слайда 14 Вставьте пропущенные буквы и определите падеж Карточка 1. 	Карточка 2. Сидел (на
Описание слайда:

Вставьте пропущенные буквы и определите падеж Карточка 1. Карточка 2. Сидел (на чем?) на ветк .. Приехал (на чем?) на поезд … Дали (кому?) брат... Жили (где?) в деревн... Были (где?) музе... Вышел (из чего?) из калитк... Дружить (с кем?) с Роз... Сделан(из чего?) из шерст... Дать (кому?) Сереж.... Иду (по чему?) по дорог... Говорили (о чем?) о поездк... Взять (у кого?) у друг... Писать ( чем?) ручк... Лежал (где?) на скатерт... Пошла (к кому?) к Наташ... По краю (чего?) дорог... Далеко (от чего?) от дом... Варенье (из чего?) из вишн....

№ слайда 15 Самопроверка Карточка 1. Сидел (на чем?) на ветке Приехал (на чем?) на поезде Да
Описание слайда:

Самопроверка Карточка 1. Сидел (на чем?) на ветке Приехал (на чем?) на поезде Дали (кому?) брату Жили ( где?) в деревне Были (где?) в музее Вышел(из чего?) из калитки Дружить (с кем?) с Розой Сделан ( из чего?) из шерсти Дать (кому?) Сереже Карточка 2 Иду (по чему?) по дороге Говорили (о чем?) о поездке Взять (у кого?) у друга Писать ( чем?) ручкой Лежал (где?) на скатерти Пошла (к кому?) к Наташе По краю (чего?) дороги Далеко (от чего?) от дома Варенье (из чего?) из вишни

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 На белой скатерт... снегов видны следы зайц... . От елк... к елк... прыгает шус
Описание слайда:

На белой скатерт... снегов видны следы зайц... . От елк... к елк... прыгает шустрая белка. На берез... лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл... от такой тяжести. Перед вами текст. Вставьте пропущенную букву, определите падеж

№ слайда 18 ПРОВЕРКА На белой скатерти снегов видны следы зайца . От елки к елке прыгает шус
Описание слайда:

ПРОВЕРКА На белой скатерти снегов видны следы зайца . От елки к елке прыгает шустрая белка. На березе лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжести.

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20 Дома вас ждет интересная творческая работа. Вы напишите рассказ, используя эти и
Описание слайда:

Дома вас ждет интересная творческая работа. Вы напишите рассказ, используя эти имена существительные.

№ слайда 21
Описание слайда:

Конспект и презентация по русскому языку на тему «Актуализация знаний о падежах имен существительных».
  • Начальные классы
Описание:

  Вашему вниманию  представляю урок по теме «Актуализация  знаний о падежах имен существительных». Урок представляет собой занятие по применению знаний, умений и навыков, полученных в ходе 3 уроков  в 4 классе и на уроках  во 2- 3 классах  изучения темы  "Изменение имен существительных по падежам "  Структура урока соответствует схеме построения урока обобщения знаний, умений и навыков (организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы, сообщает цель урока; выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий; проверка выполнения работ; формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом). Этапы урока  логично связаны между собой и вытекают один из другого.. Компьютерное сопровождение урока, которое позволяет улучшить наглядность учебного материала и повысить познавательный интерес к теме урока,  охватывает все этапы урока. 

Автор Мусина Ания Хасиповна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 794
Номер материала 39664
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓