Что такое корень
слова? Что такое однокоренные слова?
(урок 1)
Цели:
Познавательные:
- познакомить с понятиями корень и
однокоренные слова;
- формирование умения находить корень в слове
(путем подбора однокоренных слов);
- формирование умения сравнивать слова (по их
лексическому и морфемному составу);
Развивающие:
- развивать речь;
- пополнить словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- Создание условий для воспитания культуры
общения, умения работать самостоятельно, в парах, в группах.
Задачи:
- формирование умения образовывать
однокоренные слова;
- воспитание чувства ответственности и
коллективизма.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся находить корень и
образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать,
делать выводы, сравнивать.
Оборудование:
- компьютер;
- интерактивная доска;
- тетради;
- учебник.
Ход урока
Организационный момент:
-
Здравствуйте, ребята! Давайте создадим хорошее
настроение. Как? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и у нас все получится.
Садитесь. Надеюсь, что к концу урока у всех будет хорошее настроение!
-
Вспомните, какие слова мы называем АНТОНИМЫ?
(ответы детей).
-
Сейчас я прочту загадку, а вы найдите в ней
слова-антонимы
Бывает
он в холод,
Бывает
он в зной,
Бывает
он добрый,
Бывает
он злой.
В
открытые окна
Нежданно
влетит,
То
что-то прошепчет,
То
вдруг загудит.
Притихнет,
умчится,
Примчится
опять,
То
вздумает по морю
Волны
гонять. (ВЕТЕР)
(Н.
Найденова)
-
Какие слова-антонимы нам встретились в этой
загадке? (ответы детей).
-
Кто догадался, о чем идет речь? (ответы детей).
-
Правильно, это ВЕТЕР.
-
Составьте с этим словом предложение. Подчеркните
основу.
-
Что является основой предложения? (ответы детей).
Выборочно выслушать предложения, составленные
учащимися.
-
А кто ответит, что такое СИНОНИМ? (ответы).
-
Подберите к слову ВЕТЕР синонимы (выслушать
ответы).
-
А как сказать, чтобы он (ветер) был легким?
(ветерок).
-
Что вы можете сказать о словах ВЕТЕР и ВЕТЕРОК?
(они родственные).
-
Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов?
(у синонимов нет общей части)
На доске записаны слова:
1.ЧАСОВЩИК, ЧАСЫ, ЧАСАТО, ЧАСИКИ,
ЧАСОВОЙ.
2.ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ, ГОРИСТЫЙ.
-
Какое слово лишнее? Почему? (ответы детей).
-
Что такое родственные слова? (ответы детей).
-
Выпишите родственные слова.
-
Какая часть у них общая? (ответы детей).
-
Кто знает, как она называется? (ответы).
-
Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на
уроке? (ответы). (корень).
-
Может кто-то из вас может сформулировать, что такое
КОРЕНЬ? (выслушать ответы).
Физминутка
(выполнение действий по тексту)
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали
Раз — два — три.
Ручками похлопали
Раз — два — три.
Покрутились, повертелись
Раз — два — три.
И за парты все уселись
Раз — два — три.
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Раз — два — три — четыре — пять.
Открываем, поморгаем
Раз — два — три.
И работать продолжаем.
-
Откройте учебник на странице 61. Прочтите тему
урока.
-
Упражнение 84. Почему так написаны слова? ( дом-,
слон- - это одинаковая часть в словах)
-
Докажите, что в первой группе слова родственные.
-
А теперь во второй группе.
-
Прочитайте самостоятельно правило. Скажите, что
такое КОРЕНЬ? (ответы детей)
-
Запомните: КОРНИ пишутся ОДИНАКОВО!!!
-
А почему КОРЕНЬ — главная часть родственных слов?
(общий смысл).
-
Сейчас послушайте сказку про корень:
Давно
это было. На одной волшебной поляне поселился волшебный корень. А почему
волшебный? Потому, что он был корень - слова. Он обладал удивительной способностью
разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова -
веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так они все были дети
одного корня - папы, то ещё их назвали родственными. А общую
главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.
Из
глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню
домик, вот такой округлый и уютный:
Так
же как и у кустов,
Корень
слова есть у слов.
-
Упражнение 85 на странице 61 самостоятельное
выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.
-
Упражнение 87 на странице 62 — работа в парах.
Взаимопроверка.
Рефлексия
Работа на интерактивной доске. Учащиеся по
очереди выходят и выполняют задание.
Домашнее задание:
Упражнение 88 страница 62. Дописать в каждую
группу по два однокоренных слова.
Итог урока:
- Сегодня на уроке мы с вами выполняли
упражнения, чтобы понаблюдать и объяснить, почему родственные слова называются
однокоренными.
- Кому было трудно? (поднять руку)
- Кому было интересно?
- Кто научился находить корень и ни разу не
ошибся?
Всем спасибо за работу!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.