Главная / Начальные классы / Конспект и презентация по русскому языку на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (2 класс)

Конспект и презентация по русскому языку на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (2 класс)

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

(урок 1)


Цели:

Познавательные:

  • познакомить с понятиями корень и однокоренные слова;

  • формирование умения находить корень в слове (путем подбора однокоренных слов);

  • формирование умения сравнивать слова (по их лексическому и морфемному составу);

Развивающие:

  • развивать речь;

  • пополнить словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Создание условий для воспитания культуры общения, умения работать самостоятельно, в парах, в группах.

Задачи:

  • формирование умения образовывать однокоренные слова;

  • воспитание чувства ответственности и коллективизма.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • тетради;

  • учебник.


Ход урока


Организационный момент:

  • Здравствуйте, ребята! Давайте создадим хорошее настроение. Как? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи и у нас все получится. Садитесь. Надеюсь, что к концу урока у всех будет хорошее настроение!

  • Вспомните, какие слова мы называем АНТОНИМЫ? (ответы детей).

  • Сейчас я прочту загадку, а вы найдите в ней слова-антонимы

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит.

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять. (ВЕТЕР)

(Н. Найденова)

  • Какие слова-антонимы нам встретились в этой загадке? (ответы детей).

  • Кто догадался, о чем идет речь? (ответы детей).

  • Правильно, это ВЕТЕР.

  • Составьте с этим словом предложение. Подчеркните основу.

  • Что является основой предложения? (ответы детей).

Выборочно выслушать предложения, составленные учащимися.

  • А кто ответит, что такое СИНОНИМ? (ответы).

  • Подберите к слову ВЕТЕР синонимы (выслушать ответы).

  • А как сказать, чтобы он (ветер) был легким? (ветерок).

  • Что вы можете сказать о словах ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (они родственные).

  • Чем отличаются родственные слова от слов-синонимов? (у синонимов нет общей части)

На доске записаны слова:

1.ЧАСОВЩИК, ЧАСЫ, ЧАСАТО, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.

2.ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ, ГОРИСТЫЙ.

  • Какое слово лишнее? Почему? (ответы детей).

  • Что такое родственные слова? (ответы детей).

  • Выпишите родственные слова.

  • Какая часть у них общая? (ответы детей).

  • Кто знает, как она называется? (ответы).

  • Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (ответы). (корень).

  • Может кто-то из вас может сформулировать, что такое КОРЕНЬ? (выслушать ответы).

Физминутка

(выполнение действий по тексту)

Вы наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали

Раз — два — три.

Ручками похлопали

Раз — два — три.

Покрутились, повертелись

Раз — два — три.

И за парты все уселись

Раз — два — три.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Раз — два — три — четыре — пять.

Открываем, поморгаем

Раз — два — три.

И работать продолжаем.


  • Откройте учебник на странице 61. Прочтите тему урока.

  • Упражнение 84. Почему так написаны слова? ( дом-, слон- - это одинаковая часть в словах)

  • Докажите, что в первой группе слова родственные.

  • А теперь во второй группе.

  • Прочитайте самостоятельно правило. Скажите, что такое КОРЕНЬ? (ответы детей)

  • Запомните: КОРНИ пишутся ОДИНАКОВО!!!

  • А почему КОРЕНЬ — главная часть родственных слов? (общий смысл).

  • Сейчас послушайте сказку про корень:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселился волшебный корень. А почему волшебный? Потому, что он был корень - слова. Он обладал удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова - веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так они все были дети одного корня - папы, то ещё их назвали родственными. А общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.

Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный:

Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

  • Упражнение 85 на странице 61 самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Взаимооценка.

  • Упражнение 87 на странице 62 — работа в парах. Взаимопроверка.

Рефлексия

Работа на интерактивной доске. Учащиеся по очереди выходят и выполняют задание.

Домашнее задание:

Упражнение 88 страница 62. Дописать в каждую группу по два однокоренных слова.

Итог урока:

- Сегодня на уроке мы с вами выполняли упражнения, чтобы понаблюдать и объяснить, почему родственные слова называются однокоренными.

- Кому было трудно? (поднять руку)

- Кому было интересно?

- Кто научился находить корень и ни разу не ошибся?

Всем спасибо за работу!


Конспект и презентация по русскому языку на тему "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

(урок 1)

Цели:

Познавательные:

  • познакомить с понятиями корень и однокоренные слова;
  • формирование умения находить корень в слове (путем подбора однокоренных слов);
  • формирование умения сравнивать слова (по их лексическому и морфемному составу);

Развивающие:

  • развивать речь;
  • пополнить словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Создание условий для воспитания культуры общения, умения работать самостоятельно, в парах, в группах.

Задачи:

  • формирование умения образовывать однокоренные слова;
  • воспитание чувства ответственности и коллективизма.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • тетради;
  • учебник.
Автор Тю Жанна Эдуардовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 907
Номер материала 45436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓