Главная / Русский язык и литература / Конспект и презентация к уроку русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные" (5 класс))

Конспект и презентация к уроку русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные" (5 класс))

Название документа конспект.docx

Тема урока : «Имена существительные собственные и нарицательные»

Цели:

Образовательная: познакомить с именами собственными и нарицательными, определить их значение и правописание, актуализировать уже имеющиеся знания об имени существительном.

Развивающая: способствовать формированию орфографической зоркости через выделение орфограмм в четверостишье, картинный диктант, групповую работу с текстом. Способствовать развитию мыслительных операций (анализа и синтеза) через заполнение таблицы, работу в группах; объёма и концентрации внимания и объёма памяти через картинный диктант. Развивать умение составлять таблицы.

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, любви к малой и большой родине.



Вот Пижма, подобная чуду,

Волшебный Печёновский лес,

Я знаю: нигде я не буду

Такою счастливой, как здесь. Лариса Полякова (1937-1991)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Светлана Николаевна. Посмотрите на доску, я прочитаю вам отрывок из стихотворения Ларисы Александровны Поляковой «Родной уголок».

- О каком городе говорится в этом четверостишье?

- Найдите в этом четверостишье слова, где есть такие орфограммы: безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, не с глаголами.



- Какой раздел лингвистики вы изучаете?

- Что изучает морфология?

- О какой части речи говорили на предыдущем уроке?

- Какой грамматический признак рассматривали на предыдущем уроке?

- Назовите все существительные в этом четверостишье.

- Какой общий грамматический признак у этих слов?

- Приведите примеры одушевлённых существительных.

Я сегодня предлагаю вам рассмотреть ещё один постоянный грамматический признак имён существительных – существительные собственные и нарицательные. (слайд 1) на уроке мы научимся различать и правильно писать имена собственные.

Откройте учебник на странице 52, читаем теоретический материал самостоятельно. А теперь откройте учебники на странице 56, продолжаем читать теоретический материал.

- А сейчас ответим на вопросы и все вместе заполним таблицу. (слайд 2)

- Названиями каких предметов являются имена нарицательные? (однородных предметов) (слайд 3 )

- Названиями каких предметов являются имена собственные (единичных предметов) (слайд 4 )

- Какие названия относятся к именам собственным? (ФИО, клички, географические названия, названия книг, фильмов, картин, спектаклей, предприятий, названия исторических событий)

- Как пишутся существительные нарицательные? (слайд 5)

- Как пишутся существительные собственные? (слайд 6)

- Какие имена собственные ещё и заключаются в кавычки? (слайд 7)

Имена существительные собственные и нарицательные.

Имена существи-тельные

Обозначают

Пишутся

Примеры

нарицательные

однородные предметы

с маленькой буквы


собственные

единичные предметы

с большой буквы,

в кавычки заключаются названия книг, журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д.




Итак, у нас получилась таблица, которую мы составили с вами вместе. Я раздаю по рядам такие таблицы каждому.

Посмотрите на четверостишье, с которого я начала урок.

Найдите имена собственные.

Найдите имена нарицательные.

Запишем примеры из четверостишия в таблицу.

(8 слайд) Автор этих строчек – замечательная поэтесса Лариса Александровна Полякова. Она жила и работала в нашем городе, была учителем русского языка и литературы в средней школе №2. В какой столбик запишем имя - Лариса Александровна Полякова, поэтесса. Это стихотворение называется «Родной уголок», запишите его название в таблицу.

Открываем тетради, подписываем число, классная работа.

А сейчас посмотрите на фотографии на слайдах, назовите места и фамилии людей, которых вы видите на слайдах.

Запомните, как пишутся названия. (9-10 слайд) Смоленцевский ключ, (11-12 слайд) улица Красноармейская, (13-14 слайд) река Пижма, (15-16 слайд), Покровская церковь, (17-18 слайд) магазин «Уют», (19-20 слайд) газета «Вести Трёхречья», (21-22 слайд) Александр Филиппович Ведерников.

(23 слайд) А теперь, опираясь на картинки, запишите названия к себе в тетрадь. Проверьте правильность написанного. (24 слайд)

Прочитайте имена нарицательные, с какой буквы они пишутся?

Прочитайте имена собственные, с какой буквы они пишутся?

Выполняя предыдущие задания, мы говорили с вами о нашем родном городе, его выдающихся жителях и достопримечательностях. Это для нас малая родина. А сейчас мы поговорим о достопримечательностях других городов нашей огромной страны.

Мы будем работать с текстом. Я предлагаю вам восстановить текст, используя слова для справок, правильно записать имена собственные и нарицательные в нём, отгадать город, о котором пойдёт речь, представить свой текст для всего класса.

Работать будем по группам. Обратите внимание на квадратики, которые наклеены у вас на спинке стула. Ребята с жёлтыми квадратами на стульях – 1 группа, с красными – 2 группа, с синими – 3 группа, с зелёными – 4 группа.

Выберите, кто у вас будет представлять текст перед классом. Готовы? Садимся на места. ( текст с ученическими исправлениями выводится на доску через документ-камеру)

-О каком городе шла речь?

-Правильно ли ребята вписали в текст слова?

-Молодцы, вы отлично справились с заданием. Итак, чему мы научились сегодня на уроке.

-Что обозначают имена собственные?

-Что обозначают имена нарицательные?

-Как они пишутся?

-Когда ставятся в кавычки?

-Что нового узнали?

Домашнее задание: составить и записать текст о Советске, используя имена собственные.

Тексты для выполнения задания по группам.

  1. Одним из самых интересных мест этого города, а также одним из самых главных его символов признан Эрмитаж. Ещё одним символом является Медный всадник. О существовании этого памятника известно во всём мире, и знают о нём не только почитатели таланта Александра Сергеевича Пушкина. Петропавловская крепость – это сооружение славится богатой историей и интересным внешним видом. На его территории возвышается знаменитый Петропавловский собор. Его высокая колокольня является одной из самых значимых достопримечательностей. Александро – Невская лавра была возведена именно там, где в своё время состоялась знаменитая битва со шведами.

Одним из самых интересных мест этого города, а также одним из самых главных его символов признан ____________________. Ещё одним символом является Медный всадник. О существовании этого __________________ известно во всём мире, и знают о нём не только почитатели таланта ______________________________. Петропавловская крепость – это сооружение славится богатой историей и интересным внешним видом. На его территории возвышается знаменитый _________________________собор. Его высокая колокольня является одной из самых значимых достопримечательностей. ____________________________________________ была возведена именно там, где в своё время состоялась знаменитая ___________ со шведами.

Слова для справок:

александра серггевича пушкина, александро-невская лавра, Петропавловский, Битва, эрмитаж, Собор, памятника

  1. Это уникальный город, стоящий на берегу Чёрного моря. Одной из главных достопримечательностей по праву считается Парк культуры и отдыха, расположенный совсем близко к городу. Не менее известной культурно-исторической достопримечательностью города является Сочинский художественный музей, в котором можно насладиться созерцанием картин Айвазовского, Поленова, Шишкина и многих других прекрасных известных русских художников. Одним из любимых мест, где любят отдыхать жители города и гости, можно назвать дендрарий «Ривьера», который был основан в 1898 году. Этот город – столица XXII зимних олимпийских игр.

Это уникальный город, стоящий на берегу ____________ моря. Одной из главных достопримечательностей по праву считается __________________, расположенный совсем близко к городу. Не менее известной культурно-исторической достопримечательностью города является Сочинский художественный ________________, в котором можно насладиться созерцанием картин Айвазовского, Поленова, ___________________ и многих других прекрасных известных русских ______________________. Одним из любимых мест, где любят отдыхать жители города и гости, можно назвать _____________________«Ривьера», который был основан в 1898 году. Этот город – столица XXII зимних _____________________ игр.

Слова для справок:

Художников, Музей , парк Культуры и Отдыха, олимпийских, шишкина, Чёрного, Дендрарий.

  1. Среди главных достопримечательностей города Кремль занимает особое положение. Нельзя побывать в этом городе и не увидеть величественную Красную площадь, Арбат – главная историческая улица. Прогуливаясь по нему, можно увидеть дома, в которых когда-то жили знаменитые русские писатели, музыканты и поэты – Пушкин, Чехов, Толстой, Рахманинов. Третьяковская галерея – знаменитый музей, где находятся самые знаменитые работы прославленных живописцев и скульпторов России, живших в разные исторические эпохи и оставившие свой неизгладимый след в истории мирового искусства.



Среди главных достопримечательностей города _____________ занимает особое положение. Нельзя побывать в этом городе и не увидеть величественную Красную _____________, _________________ – главная историческая улица. Прогуливаясь по нему, можно увидеть дома, в которых когда-то жили знаменитые русские _________________, музыканты и поэты – Пушкин, Чехов, __________________, Рахманинов. Третьяковская галерея – знаменитый ___________________, где находятся самые знаменитые работы прославленных живописцев и _________________ России, живших в разные исторические эпохи и оставившие свой неизгладимый след в истории мирового искусства.

  1. Слова для справок

  2. :

Площадь, писатели, Музей, толстой, Скульпторов, кремль, арбат.

4. Это крупный город России, численность населения которого составляет около 750 тысяч человек. Расположен в долине реки Вятки на северо-востоке Европейской части России. Старейшим памятником является ансамбль Успенкого Трифонова мужского монастыря, расположенного на берегу Вятки и основанного в конце XVI века Трифоном Вятским. Ещё одним замечательным храмом является церковь Серафима Саровского. Для пеших прогулок идеально подойдёт Александровский сад, представляющий собой одно из лучших произведений парковой архитектуры. Назван он был в честь будущего наследника царского престола Александра II.

Это крупный _________России, численность населения которого составляет около 750 тысяч человек. Расположен в долине реки ___________на северо-востоке Европейской части России. Старейшим памятником является ансамбль Успенкого Трифонова мужского_______________, расположенного на берегу Вятки и основанного в конце XVI века _________________. Ещё одним замечательным _________ является церковь Серафима Саровского. Для пеших прогулок идеально подойдёт _________________________, представляющий собой одно из лучших произведений парковой архитектуры. Назван он был в честь будущего _______________________царского престола Александра II.

Слова для справок:

трифоном Вятским, Наследника, Храмом, александровский Сад, вятки, монастыря, Город.











  1. РРРРРРР







Название документа презентация к уроку СН.ppt

Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Имена существительные собственные и нарицательные
Лариса Александровна Полякова
Смоленцевский ключ
улица Красноармейская
река Пижма
Покровская церковь
магазин «Уют»
газета «Вести Трёхречья»
Ведерников Александр Филиппович
Смоленцевский ключ, улица Красноармейская, река Пижма, Покровская церковь, ма...
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Имена существительные собственные и нарицательные
Описание слайда:

Имена существительные собственные и нарицательные

№ слайда 3 Имена существительные собственные и нарицательные
Описание слайда:

Имена существительные собственные и нарицательные

№ слайда 4 Имена существительные собственные и нарицательные
Описание слайда:

Имена существительные собственные и нарицательные

№ слайда 5 Имена существительные собственные и нарицательные
Описание слайда:

Имена существительные собственные и нарицательные

№ слайда 6 Имена существительные собственные и нарицательные
Описание слайда:

Имена существительные собственные и нарицательные

№ слайда 7 Имена существительные собственные и нарицательные
Описание слайда:

Имена существительные собственные и нарицательные

№ слайда 8 Имена существительные собственные и нарицательные
Описание слайда:

Имена существительные собственные и нарицательные

№ слайда 9 Лариса Александровна Полякова
Описание слайда:

Лариса Александровна Полякова

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Смоленцевский ключ
Описание слайда:

Смоленцевский ключ

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 улица Красноармейская
Описание слайда:

улица Красноармейская

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 река Пижма
Описание слайда:

река Пижма

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17 Покровская церковь
Описание слайда:

Покровская церковь

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 магазин «Уют»
Описание слайда:

магазин «Уют»

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 газета «Вести Трёхречья»
Описание слайда:

газета «Вести Трёхречья»

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Ведерников Александр Филиппович
Описание слайда:

Ведерников Александр Филиппович

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25 Смоленцевский ключ, улица Красноармейская, река Пижма, Покровская церковь, магаз
Описание слайда:

Смоленцевский ключ, улица Красноармейская, река Пижма, Покровская церковь, магазин «Уют», газета «Вести Трёхречья», Александр Филиппович Ведерников.

№ слайда 26
Описание слайда:

Конспект и презентация к уроку русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные" (5 класс))
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока : «Имена существительные собственные и нарицательные» (5 класс)

 

 

Образовательная цель: познакомить с именами собственными и нарицательными, определить их значение и правописание, актуализировать уже имеющиеся знания об имени существительном. Все дидактические задания к уроку, способствующие достижению поставленных на урок целей, созданы педагогом на краеведческом материале, в урок включены некоторые приёмы по формированию орфографической зоркости учащихся.

На уроке предполагается использовать следующее оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, документ-камеру. 

Автор Наумова Светлана Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1476
Номер материала 45385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓