Главная / Начальные классы / Конспект и презентация к уроку русского языка по теме: "Части речи".

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме: "Части речи".

Название документа части речи, повторение.doc

Государственное учреждение

«Школа - гимназия №3

отдела образования акимата города Костаная»





















Урок русского языка

Тема: «Части речи»





Марзабаева Людмила Ивановна

учитель начальных классов



















Цели: повторить (иметь) знания учащихся о частях речи;

            развивать умение (уметь) осознанно распознавать слова, относящиеся к

различным частям речи; выполнять разборы, работать над  активизацией  

словаря учащихся;

            развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь,

способствовать формированию навыков каллиграфического письма, развитию

самостоятельности, интереса к процессу познания;

            воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность,

доброжелательное отношение к окружающим и окружающему миру.                  

Тип урока: урок повторения, урок - смотр.

Оборудование: компьютер, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки со словами, тесты

                                                   

Ход урока.

1. Организационный этап.

Приветствие.

 (чтение стиха хором)    ( слайд 1)

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуйте, мои друзья!

Гостям тоже - здравствуйте!

Создание психологического настроя.

-Наша матушка-земля сейчас в золотом наряде. Осенью бывает самое красивое явление природы  -  листопад. Давайте и в классе устроим листопад. Сядем за парты так тихо, как падает осенний листок.  (слайд 2)


Древняя пословица права.

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

 

-  А чтобы слова не разлетелись, вы будете записывать всё в свои тетради.

   Сегодня у нас урок русского языка пройдет в форме урока – смотра.

   Давайте заглянем в «Словарь русского языка» Ожегова.

-  Что означает слово СМОТР? (3 слайд)

-  А какими окажутся эти результаты зависит от вашей сообразительности,       внимания и дружной работы на уроке.

- На полях поставьте отметку, которую бы вы хотели заработать сегодня  на уроке. За правильные ответы получаете жетоны. Кто соберёт больше жетонов – у того отметка будет выше. Желаю всем удачи, за работу, в добрый час!  

- Итак, друзья, за работу!


3. Подготовительный этап.

Минутка чистописания.

-Сегодня утром  Наталья Владимировна передала мне письмо от ребят  своего  класса.

 Послушайте, что они пишут. (4 слайд)


Здравствуйте, ребята!

         Наш юбимый урок – русский язык. Недавно мы изучии состав сова.

А какой ваш юбимый урок? Жеаем вам успехов в учебе, счастья и испонения жеаний! А ещё мы передаи вам сова, из которых можно составять разные предожения!

                                                                                             Ученики 4Б касса.

-Ой, что это?

Что случилось с письмом?

(не хватает буквы Л)

-Ах, эта буква Л! Проказница! Она постоянно сбегает! Это всё потому, что некоторые дети неправильно её пишут: то соединение забудут, то, наоборот, лишнее напишут. То вообще с буквой  И  перепутают.  Вот буква Л и обижается.

Давайте вспомним, как пишутся соединения буквы Л с другими буквами

и вернём беглянку на место.

- Записываем число, классная работа. И пропишем минутку чистописания.

(Дети пишут в тетрадях:  лю, или, сл, ел, ла, оло, ал, ля)    

Как только дети написали, буква Л появляется в письме.

- Смотрите! Вот она! Вернулась! Наверное, вы хорошо её написали, раз она вернулась! Кто считает, что справился с заданием, возьмите жетон.

Теперь мы спокойно можем прочитать письмо.

(Дети читают) (5 слайд)


Здравствуйте, ребята!

Наш любимый урок – русский язык. Недавно мы изучили состав слова.

А какой ваш любимый урок? Желаем вам успехов в учебе, счастья и исполнения желаний! А ещё мы передали вам слова, из которых можно составлять разные предложения!

                                                                              Ученики 4 Б класса.

Объявление темы  и  цели урока.

-Погодите, погодите!  А про какие слова пишут ребята?

 ( учитель ищет в конверте и достаёт карточки слов  - 30 штук)

-Какие молодцы!  Эти слова помогут нам  сегодня.

-А тема нашего урока звучит так  «Повторение знаний о частях речи»  (слайд 6)

Цель урока повторить и закрепить знания о частях речи, учиться их находить, подбирать и характеризовать. (слайд  7)

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья «ох» да «ах»!

Встали «мы» - местоименье.

Бьёт числительное «семь».

За ученье, без сомненья,

Приниматься нужно всем.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

- Итак, друзья, за работу!


Работа над словарными словами. (слайд 8) V работа в инд. тетрадях

-Спишите слова, вставив пропущенную букву.

(У доски инд. раб. фон.р. арбуз, дождь)

Взаимопроверка в паре по образцу (слайд  9 ).

Оценивают, подводятся итоги  (слайд 10 ).

«5» -3жетона

«4» - 2жетона

«3» - 1жетон

4. Повторение.

Итак, тема нашего урока «ЧАСТИ РЕЧИ». Скажите, как отличить одну часть речи от другой?

(Надо поставить вопрос и определить, что обозначает слово: предмет, признак предмета, действие предмета). жетоны


Имя существительное.

- Угадайте, о чём идёт речь?

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно

А безымянных нету.

-Что это? (слайд 11 )

-Что вы знаете об имени существительном? жетоны

-Вы только что работали со словарными словами. Какой частью речи они являются?

-На какие группы можно было бы разделить эти имена существительные?

( по родам, по числам)

- Определим род и число наших имён существительных. (ком. раб. с места) жетон

-А что ещё можно делать с  именами существительными? (склонять)

Просклоняйте «по цепочке» существительное  «осень» жетоны

 

Глагол.

Интересная часть речи,

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет,

Чертит, пишет и поет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Все расскажет нам …  глагол! (слайд 12 )

-Откройте учебник на стр. 41, упражнение 101. Что это? (стихотворение). А в нём очень интересные глаголы. Прочитайте про себя это стихотворение. (читают)  А теперь хором!

- О чём говорится в стихотворении?

-Чем прекрасна осень? Что она нам даёт?

-Как нужно относиться к хлебу? Почему?

-Нужно выписать глаголы только из первого столбика.

( дети пишут самостоятельно в тетрадях, а  1 ученик на доске)

-Определить время глаголов.   жетоны

 

Ф И З М И Н У Т К А     (слайд 13)

Части речи назовём,

и  немножко отдохнём.

-Называть части речи будем движениями:

= существительные – тянемся, руки  вверх (это самые первые слова в жизни человечества)

= прилагательные – руки в стороны ( эти слова украшают и уточняют нашу речь)

= глаголы – приседаем  ( показываем действие)

письмо, письменный, писать,

гибкость, гибкий, загибать,

рисовать, рисунок, яркий,

пробежать, пробежка,  жаркий.


Имя прилагательное

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-О каких словах идёт речь?  (именах прилагательных) (слайд 14 )

-Какие имена прилагательные вы сейчас слышали?

(письменный, гибкий, яркий, жаркий)  (слайд 15)

-О каких предметах можно так сказать?   Составим с этими словами словосочетания и запишем их.

-Определим род и число? жетоны


- Какие части речи мы ещё не вспомнили? (слайд 16 )

-Что такое местоимение? Какие знаете местоимения? жетоны

- Назовите служебные части речи. (слайд 17 )

-Какова их роль в нашей речи? жетоны

- А теперь самостоятельная работа. Страница 42, упражнение 104. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Самостоятельно вставьте пропущенные буквы, сумейте объяснить. Проверим.

жетоны

Запишем последние два предложения, выполнив их полный синтаксический разбор.


- А сейчас поработаем  исследователями.

-Вот теперь пригодятся карточки со словами, которые нам прислали ребята из 4 Б класса.

Учитель вешает в разных местах класса таблички «Имя существительное»,

«Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Союз», «Предлог».

  Дети выходят к доске, прикрепляют слова по группам.

 (окно, пена, заяц, курица, воздух, за, радость, учёба, по, а, тебе, и, около, весёлый, красивое, мы, серая, прыгучий, большие, учебная, бегает, но, читают, пришёл, поехал, нам, пьёт, веселятся, научит, я.).

Задание: вспомнить как можно больше о своей части речи. жетоны

                 

П р о в е р к а    у с в о е н и я    т е о р и и.  

Проверочная работа – тест «Части речи»  

Самопроверка по ключу.  (слайд  18)

Поставьте отметку. (слайд 19)

«5» -3жетона

«4» - 2жетона

«3» - 1жетон


5. Итог

-Каждая часть речи выполняет свою роль.

И от этого наша речь становится правильной и ясной.

(хором)

Части речи все важны!

Части речи все нужны! (слайд  20)


-Подведём итоги. Подсчитайте количество жетонов.

Примерное оценивание:

14-17 жетонов – «5»

10-13 жетонов – «4»

7-9 жетонов – «3»

-Соотнесите отметку на полях с той, которую получили за урок.

-Что можете сказать?


6.Домашнее задание (21 слайд)


 - Урок окончен. (22 слайд «Спасибо за работу»)







Название документа части речи.ppt

Смотр – публичный показ результатов деятельности
Здравствуйте, ребята!          Наш юбимый урок – русский язык. Недавно мы изу...
Здравствуйте, ребята!          Наш любимый урок – русский язык. Недавно мы из...
«Повторение знаний о частях речи»  
Цель урока: повторить и закрепить знания о частях речи, учиться их находить, ...
М…лина, …рех, …сина, см…родина, топ…ль, яг…да, г…рох, к…пуста, к…ртоф…ль, ов…...
Малина, орех, осина, смородина, тополь, ягода, горох, капуста, картофель, ово...
13 слов – «5» 10-12 слов – «4» 6-9 слов – «3» 5 слов и менее – «2»
 Имя существительное
 Глагол
ФИЗМИНУТКА = существительные – тянемся, руки  вверх = прилагательные – руки в...
 Имя прилагательное
Письменный, гибкий, яркий, жаркий. 
 Местоимение
 Предлоги и союзы
1а, 2в, 3б, 4б, 5а, 6в, 7а, 8а, 9в, 10б, 11а, 12а.
12 – «5» 9-11 – «4» 6-10 – «3» 5 и менее – «2»
Части речи все важны! Части речи все нужны!
Д/з: стр. 45 упр. 113
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Смотр – публичный показ результатов деятельности
Описание слайда:

Смотр – публичный показ результатов деятельности

№ слайда 4 Здравствуйте, ребята!          Наш юбимый урок – русский язык. Недавно мы изучии
Описание слайда:

Здравствуйте, ребята!          Наш юбимый урок – русский язык. Недавно мы изучии состав сова. А какой ваш юбимый урок? Жеаем вам успехов в учебе, счастья и испонения жеаний! А ещё мы передаи вам сова, из которых можно составять разные предожения!                                                                                              Ученики 4Б касса.

№ слайда 5 Здравствуйте, ребята!          Наш любимый урок – русский язык. Недавно мы изучи
Описание слайда:

Здравствуйте, ребята!          Наш любимый урок – русский язык. Недавно мы изучили состав слова. А какой ваш любимый урок? Желаем вам успехов в учебе, счастья и исполнения желаний! А ещё мы передали вам слова, из которых можно составлять разные предложения!                                                                                              Ученики 4Б класса.

№ слайда 6 «Повторение знаний о частях речи»  
Описание слайда:

«Повторение знаний о частях речи»  

№ слайда 7 Цель урока: повторить и закрепить знания о частях речи, учиться их находить, под
Описание слайда:

Цель урока: повторить и закрепить знания о частях речи, учиться их находить, подбирать и характеризовать.

№ слайда 8 М…лина, …рех, …сина, см…родина, топ…ль, яг…да, г…рох, к…пуста, к…ртоф…ль, ов…щи,
Описание слайда:

М…лина, …рех, …сина, см…родина, топ…ль, яг…да, г…рох, к…пуста, к…ртоф…ль, ов…щи, ог…род, п…м…дор, ур…жай.

№ слайда 9 Малина, орех, осина, смородина, тополь, ягода, горох, капуста, картофель, овощи,
Описание слайда:

Малина, орех, осина, смородина, тополь, ягода, горох, капуста, картофель, овощи, огород, помидор, урожай.

№ слайда 10 13 слов – «5» 10-12 слов – «4» 6-9 слов – «3» 5 слов и менее – «2»
Описание слайда:

13 слов – «5» 10-12 слов – «4» 6-9 слов – «3» 5 слов и менее – «2»

№ слайда 11  Имя существительное
Описание слайда:

Имя существительное

№ слайда 12  Глагол
Описание слайда:

Глагол

№ слайда 13 ФИЗМИНУТКА = существительные – тянемся, руки  вверх = прилагательные – руки в ст
Описание слайда:

ФИЗМИНУТКА = существительные – тянемся, руки  вверх = прилагательные – руки в стороны = глаголы – приседаем  

№ слайда 14  Имя прилагательное
Описание слайда:

Имя прилагательное

№ слайда 15 Письменный, гибкий, яркий, жаркий. 
Описание слайда:

Письменный, гибкий, яркий, жаркий. 

№ слайда 16  Местоимение
Описание слайда:

Местоимение

№ слайда 17  Предлоги и союзы
Описание слайда:

Предлоги и союзы

№ слайда 18 1а, 2в, 3б, 4б, 5а, 6в, 7а, 8а, 9в, 10б, 11а, 12а.
Описание слайда:

1а, 2в, 3б, 4б, 5а, 6в, 7а, 8а, 9в, 10б, 11а, 12а.

№ слайда 19 12 – «5» 9-11 – «4» 6-10 – «3» 5 и менее – «2»
Описание слайда:

12 – «5» 9-11 – «4» 6-10 – «3» 5 и менее – «2»

№ слайда 20 Части речи все важны! Части речи все нужны!
Описание слайда:

Части речи все важны! Части речи все нужны!

№ слайда 21 Д/з: стр. 45 упр. 113
Описание слайда:

Д/з: стр. 45 упр. 113

№ слайда 22
Описание слайда:

Конспект и презентация к уроку русского языка по теме: "Части речи".
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса. Урок является уроком повторения изученного материала. Форма проведения урока - урок - смотр. Цель урока: повторить знания учащихся о частях речи;

            развивать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к   

        различным частям речи;  выполнять разборы, работать над  активизацией  

        словаря учащихся;

            развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь,  

         способствовать формированию навыков каллиграфического письма, развитию

       самостоятельностиинтереса к процессу познания;

            воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность,

       доброжелательное отношение к окружающим и окружающему миру.                   

Автор Марзабаева Людмила Ивановна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 723
Номер материала 10809
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓