Урок по теме «Водород:
история открытия и способы получения»
Цели урока:
-Образовательные: усвоение знаний учащихся о водороде как
химическом элементе и простом веществе, о физических свойствах водорода;
создать условия для усвоения знаний о способах получения водорода в
промышленности и лаборатории, продолжить формирование умений составлять
уравнения химических реакций.
-Развивающие: прививать интерес к предмету, развивать мыслительные
операции: сравнение, анализ, синтез, грамотный химический язык; устанавливать
причинно-следственные связи.
-Воспитательные: воспитывать умение работать в атмосфере поиска,
творчества.
Методы, методические приемы.
Беседа-диалог,
рассказ с использованием информационно- коммуникационных технологий,
демонстрационный эксперимент.
Оборудование и реактивы.
Аппарат Киппа,
прибор для получения водорода, пробирки, цинк, соляная кислота , компьютер с
проектором.
План урока.
1.
Организационный момент.
2.
Объяснение нового материала
Название элемента
Открытие водорода
Водород как
элемент
Водород как
простое вещество
Распространение
водорода в природе
Получение водорода
в промышленности
Получение водорода
в лаборатории
Методы сбора
водорода
Демонстрационный
эксперимент
3.
Обобщение и систематизация знаний учащихся
4.
Проверка знаний учащихся, подведение итогов урока
5.
Домашнее задание
Ход
урока
1.
Организационный момент.
Тема нашего урока
«Водород: история открытия и способы получения»
2.
Объяснение нового материала.
-Как вы думаете, почему этот элемент имеет
такое название?
Лавуазье предложил назвать элемент гидрогеном,
т. е. "рождающим воду", отсюда и русское название элемента № 1 -
водород.
-Как был открыт этот элемент? (сообщение
учащегося)
-Охарактеризуем водород как элемент
Знак элемента H
Относительная атомная масса Ar = 1,0079
-Охарактеризуем водород как простое вещество
Формула H2
Молекулярная масса Mr =
2
Физические свойства
Газ без цвета, запаха, вкуса,
плохо растворяется в воде (в 100 объемах воды 2 объема водорода) при нормальных
условиях. При
минус 253°С водород превращается в жидкость. Водород обладает наибольшей среди всех
газов теплопроводностью.
-Что
такое теплопроводность?
Водород
- самое легкое из всех веществ. Он в 14,5 раза легче воздуха.
-А
во сколько раз он легче кислорода?
Распространение
в природе.
Во Вселенной водород,
безусловно, самый распространенный элемент. В виде плазмы он составляет около
половины массы Солнца и большинства звезд. Из водорода в основном состоят газы
межзвездной среды и газовые туманности. Содержание водорода в земной коре - 1 %
по массе и 16% по числу атомов. Практически весь земной водород связан в
соединения.
- Какие вы знаете соединения
водорода? (H2S, H2O,
NH3)
Очень редко в минимальных
количествах встречается свободный водород в вулканических и других природных
газах. Крайне незначительно его содержание и в атмосфере Земли
В составе воды - самого распространенного на
Земле вещества - водорода 11,19% по массе.
Водород
входит в состав практически всех органических веществ и присутствует во всех
живых клетках. В живых клетках по числу атомов на водород приходится почти
50 %.
Получение водорода в промышленности
-Какой способ получения водорода вы можете
предложить? Напишите уравнение реакции.
1.
Разложение воды под действием электрического тока
2H2O = 2H2 + O2
2.
Разложение метана при нагревании
CH4 = 2H2 +
C
3.
Конверсией метана
CH4 + H2O = 3H2 + CO
Получение водорода в лаборатории
1.
Разложение воды под действием электрического тока
2H2O = 2H2 + O2
4.
Действие раствора кислоты на металл
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
Соляная кислота
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2.
Серная кислота
Для этого используют аппарат Киппа (показываю
аппарат и рассказываю о его устройстве)
5.
Взаимодействием активных металлов с водой
2Na + 2HOH = 2NaOH + H2
Сейчас мы получим водород и попытаемся его
обнаружить, но вначале подскажите мне как можно собрать газ? (Путем вытеснения
воздуха или воды)
-Какой способ подойдет для водорода? Почему?
-Какой из приборов (см. рисунок) можно использовать
для собирания водорода?
Демонстрирую опыт, собираю водород, определяю
его наличие с помощью горящей лучины.
Вы видите, что водород сгорает с характерным
звуком.
-Напишите уравнение реакции горения водорода:
2H2 + O2 = 2H2O
Смесь
водорода с воздухом или кислородом взрывоопасна
3. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Сегодня мы с вами познакомились с водородом
-Что вы узнали сегодня об этом удивительном
элементе?
Самый распространенный элемент во вселенной.
Образует простое вещество- газ, самый легкий
на Земле.
-Как получают водород? (Если есть время,
предлагаю написать уравнение реакции получения водорода из железа и соляной
кислоты)
4. Проверка знаний учащихся, подведение итогов
урока
Химический
диктант
Пронумеруйте 10 строчек в столбик. 1 вариант
выбирает из перечня утверждения соответствующие кислороду, 2 вариант – водороду.
- Легкий газ.
- Тяжелый газ
- Газ, поддерживает горение
- Горючий газ
- Газ, который при смешивании с кислородом
взрывается при обычных условиях
- Газ, который собирают вытеснением воздуха
- Газ, который собирают вытеснением воды
- Газ, который собирают в опрокинутый вверх
дном сосуд
- Газ, который собирают в сосуд, поставленный
на дно
- Получают электролизом воды
Ключ
№п/п
|
1 вариант О2
|
2 вариантН2
|
1
|
-
|
+
|
2
|
+
|
-
|
3
|
+
|
-
|
4
|
-
|
+
|
5
|
-
|
+
|
6
|
+
|
+
|
7
|
+
|
+
|
8
|
-
|
+
|
9
|
+
|
-
|
10
|
+
|
+
|
5.Домашнее задание:
•
Параграф 25, 26; упражнение №3-5 с.76
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.