Главная / Русский язык и литература / Конспект и презентация интегрированного урока по теме «Два имени, две судьбы» ( О дружбе А.С. Пушкина и Н.Я. Бичурина)(7 класс)

Конспект и презентация интегрированного урока по теме «Два имени, две судьбы» ( О дружбе А.С. Пушкина и Н.Я. Бичурина)(7 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Луговская основная общеобразовательная школа













Конспект интегрированного урока

(литература, география, чувашская культура),

проведенного в 7 классе,

по теме «Два имени, две судьбы»

( О дружбе А.С. Пушкина и Н.Я. Бичурина)

















Учитель русского языка и литературы Власова Вера Владимировна.

Учитель русского языка и литературы Катерисова Алена Владимировна.

Учитель географии Пономаренко Наталья Юрьевна.


Паспорт интегрированного урока

(литература-география-чувашская культура) в 7 классе

« Два имени, две судьбы»

( О дружбе Н.Я.Бичурина и А.С. Пушкина»)



Цели урока: расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, познакомить учащихся с жизнью и деятельностью замечательного ученого – востоковеда Н.Я. Бичурина, друга и соратника поэта, с материалом о населении Поволжья эпохи А.С. Пушкина и особенностями чувашского костюма.

Задачи:

1.Образовательные: определить роль Бичурина в жизни и творчестве Пушкина, исследовать маршрут путешествия А.С.Пушкина в Оренбург, познакомить учащихся с историей возникновения чувашского костюма.

2.Развивающие: развивать устную монологическую речь школьников, память и внимание, навыки самостоятельной работы с различными источниками, умение высказывать свое мнение, способности обучающихся к самореализации и самообразованию через защиту проектов.

3.Воспитывающие: пробудить интерес учащихся к культуре чувашского народа, воспитывать на примере жизни поэта и учёного чувства дружбы и патриотизма , уважение к вечным ценностям.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, иллюстрации с изображением чувашского костюма; образцы национальных украшений и вышивки, рисунки учащихся.


Тип урока: урок – проект


Методы обучения:

- проблемный;

- исследовательский;

- коммуникативно-ориентированный;

- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание информации);

- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);

- словесный метод (рассказ, элементы беседы);

- метод формирования познавательного интереса - художественность, яркость,эмоциональность.
Оборудование урока:

компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, иллюстрации с изображением чувашского костюма; образцы национальных украшений и вышивки, рисунки учащихся.

Подготовительный этап:    Задолго до урока весь класс делится на группы: биографов, географов и культурологов. Каждая группа имеет опережающее задание. Биографы собирают биографические сведения о Бичурине. Географы исследуют маршрут А. С. Пушкина по местам Пугачёвского бунта. Культурологи знакомятся с историей возникновения чувашского костюма, разнообразием его форм и украшений.

 Задача: подготовить исследовательскую информацию по следующим вопросам:

1. « Дружба Пушкина и Бичурина»

2. « Маршрут Пушкина по местам Пугачёвского бунта »

3. «Чувашский национальный костюм глазами Пушкина»


Структура урока

I. Организационный момент

II. Подготовка учащихся к усвоению нового (погружение в тему).

III. Защита проекта.

IV. Обобщение. Итог урока.

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание


Ход урока.

I.Организационный момент

- Здравствуйте!Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

Повернитесь к ним ипоздоровайтесь.

На меня все посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

II. Подготовка учащихся к усвоению нового (погружение в тему).

Сегодняшнему уроку предшествовала предварительная работа:

1.Была выбрана тема проекта.

2.Учащиеся были поделены на группы.

  • 1 группа- биографы «Дружба Пушкина и Бичурина»

  • 2 группа - географы «Маршрут Пушкина по местам Пугачёвского бунта»

  • 3 группа- культурологи «Чувашский национальный костюм глазами Пушкина»

3.Каждая творческая группа наметила план работы над проектом и распределила обязанности. Сегодня защита проекта.

Тема нашего урока-проекта « Дружба Пушкина и Бичурина». Дружба может связать самых разных людей по характеру, воспитанию, материальному положению, происхождению.Друзьями становятся люди, имеющие общие интересы, взгляды, деятельность. Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел множество друзей, много писал о дружбе.

2 слайд- Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам («первому другу» И.И. Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А.А. Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В.К. Кюхельбекеру).Имена друзей Пушкина знакомы многим. Среди друзей его друзей были Карамзин, Вяземский, Чаадаев, Гоголь …

3 слайд-Перед нами картина Овчинникова « Пушкин и Бичурин в кабинете». Пушкин на картине изображен в домашней обстановке. На нем халат, белая рубашка с воротником. Бичурин в домашнем одеянии. Они увлечены разговором, мы видим во взглядах живой интерес. Кем был Бичурин? Как они подружились? Что их связывало? С этих вопросов начался наш проект. На эти и многие другие вопросы мы ответим в ходе нашего урока-проекта. Наша цель- познакомиться с жизнью и деятельностью замечательного ученого востоковеда Н.Я. Бичурина, друга и соратника А.С. Пушкина, определить, какое место занимал он в жизни поэта, какое влияние оказал учёный на творчество Пушкина.

II.Защита проектов


1 группа-биографы « Дружба Пушкина и Бичурина»

2 группа-географы « Маршрут Пушкина по пугачёвским местам»

3 группа- культурологи «Чувашский национальный костюм глазами Пушкина»


1.Выступление 1 группы.


1 ученик

Значение личности и творчества Н.Я.Бичурина.

4 слайд-Жизнь монаха Иакинфа, вмиру – Никиты Яковлевича Бичурина, сложна и противоречива, увлекательна и трагична.
Заслуги Н.Я. Бичурина перед Россией, перед российской наукой велики. 14 лет возглавлял он в Пекине Русскую православную миссию, но занимался не духовными проповедями, не молитвами. Круг его интересов был неизмеримо шире: он глубоко профессионально изучал историю народов Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока, их языки, письменность, хозяйство, культуры. Он положил начало всестороннему изучению «Поднебесной империи Китая» - и по праву является основоположником русского китаеведения.
Невероятный объем и разнообразие трудов Н.Я. Бичурина не имеет себе равных в мировой синологии. Сотня его учебных работ, свыше 20 монографий увидели свет и принесли ему не только признание русского ученого мира, но и европейскую славу.

2 ученик
Детские годы

5 слайд-Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа (по н.с. 9 сентября) 1777г. в с. Акулево Чебоксарского района Чувашской Республики в семье дьякона. Историк Н.С. Щукин писал: «Отец его, дьячок Яков, не имел даже фамилии, всю жизнь провел в этом звании и крестьянских трудах. Сын его Никита поступил, в восьмом году возраста, в училище нотного пения города Свияжска. В 1785 году перешел в Казанскую семинарию, где и дано ему прозвание Бичурина по селу,откуда он прибыл»»..

Казанская духовная семинария.

6 слайд-Здесь Никита Бичурин пробыл 14 лет.

Из-за бедственного экономического положения родителей Бичурин в Казани прошёл суровую школу жизни, выдержав изнурительные испытания голодом, холодом, болезнями. Спартанское отношение к жизни, привычка к строгому диетическому питанию у Никиты Бичурина сохранилось до последних дней жизни.
Несмотря на неимоверные трудности и невзгоды Никита Бичурин был исключительно целеустремленным, и все годы учёбы был в числе лучших и одаренных учеников, поражая учителей своими превосходными способностями. В Казанской духовной семинарии Никита Бичурин получил серьёзную подготовку к предстоящей научной деятельности: «даровитый ученик с отличной памятью, с превосходным понятием», по оценке его современников, за годы учёбы получил хорошие знания классических языков, свободно переводил с греческого и говорил на латинском, а из новых европейских языков достаточно хорошо владел французским и немецким, писал стихи, брал уроки живописи, научился рисовать.

Н.Бичурин постригся в монахи.

В 1800 году Бичурин постригся в монахи. Большинство его биографов, прежде всего авторы художественных произведений, пострижение его в монашеский сан объясняли неудачной, неразделенной любовью, основываясь на сообщениях Н.С. Моллер (внучатая племянница. Она утверждала, что двоюродные братья и большие друзья Никита Бичурин и Александр Карсунский по окончании курса в академии полюбили одну девушку – Татьяну Саблукову, жившую со своими родителями в Казани. Чтобы не ссориться и сохранить вечную дружбу, друзья порешили между собой сделать ей предложение вместе: «Тот, который будет выбран, женится, а другой пойдет в монахи. Выбор пал на А.В.Карсунского, а Иакинф, исполняя уговор, принял монашество»


3 ученик


Бичурин - миссионер

7 слайд- В 1807 году его назначили членом духовной российской миссии, отправлявшейся в Пекин. В качестве миссионера Бичурин в Китае пробыл с 1808 года по 1821 годы. Все эти годы он трудился самозабвенно, как выражался сам, «для отечества, а не для себя. Иначе в два года не мог бы выучиться, так говорить по-китайски, как ныне говорю».


8 слайд- Духовную миссию ученый совмещал с научной деятельностью: составил китайский словарь, переводил с китайского языка на русский, изучал историю Китая в 270 томах, статистику в 18, энциклопедию в 20 и т.д.


9 слайд-В 1821 году весь состав духовной миссии возвращается из Китая в Россию, что особенно примечательно, караван из 15 верблюдов, нагруженных ящиками, привез ценнейшие рукописи книги на китайском и маньчжурском языках».


10 слайд-В начале 1822 г. Н. Бичурин прибыл в Петербург.

Преодолев огромную цепочку превратностей судьбы, вплоть до приговора о пожизненном заключении в монастыре на о. Валаам, отец Иакинфпоступает на службу в Азиатский департамент МИД, где занимался переводами, а на жительство он был определен в Александро-Невскую лавру. Им было выпущено в свет 10 книг, опубликовано множество статей почти в двадцати периодических изданиях


11 слайд- В 1835–1837 гг. Бичурин вновь выезжает в Сибирь, где встречается с братьями Н. А. и М. А. Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими декабристами. Отсюда он регулярно посылает путевые очерки и литературные зарисовки о природе Байкала в “Литературную газету” и “Московский телеграф”.

В Кяхте он открывает первую в России школу китайского языка, преподает в ней и создает первый учебник китайского языка.


Память о Бичурине

12 слайд-Последние дни Бичурина прошли в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В последний период своей жизни Бичурин вдохновенно трудился над «Собранием сведений о народах, обитавших в средней Азии в древние времена». На создание этого фундаментального труда были отданы все силы.

11 мая 1853г. в возрасте 76 лет о. Иакинф скончался в Александро-Невской лавре. Его похоронили на следующий день на Лаврском кладбище, где и по сей день, стоит скромный памятник, на котором написано: «Иакинф Бичурин», а чуть ниже вертикальной строкой китайскими иероглифами: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими славу историческими трудами». Далее: «Род. 1777 – ум. 1853 мая 11д. »
Его последним крупным сочинением, вышедшим за два года до кончины, было “Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена” (1851), переизданное через сто лет. Эта книга является настольной для каждого археолога, этнолога и историка Сибири в течение более полутора веков.


4 ученик

О дружбе с деятелями русской культуры

13слайд-В творческой биографии Н.Я.Бичурина важное место занимает его общение с ведущими деятелями русской литературы и науки. В судьбе ученого - монаха очень много значило дружеское общение с такими замечательными личностями, как В.А Жуковский, В.Ф.Одоевский, И, А.Крылов, М.П.Погодин, А.А.Краевский, Н.А, Полевой, П. А. Плетнев, Н.И.Надеждин.

Самая яркая страница в творческой биографии Бичурина - знакомство и дружба с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.

С Пушкиным они познакомились 6 июня 1827 года в Петербурге,  в литературном салоне писателя  и историка Карамзина, в день рождения Пушкина. Дружба эта длилась до самой смерти поэта.

14 слайд- В его личной библиотеке были две книги Бичурина. Одна из них, «Описание Тибета», с дарственной надписью: «Милостивому государю моему А.С. Пушкину от переводчика в знак истинного уважения. Апрель,26,1828 год. Переводчик Иакинф».

15 слайд-А. С. Пушкин не только читал, но и изучал труды Бичурина, черпая из них факты для своей работы.

«Прочел с превеликим интересом. И совершенно с вами согласен: это прелюбопытная маленькая энциклопедия. Три слова в стихе – и бездна мысли…Нет, эта тоненькая книжка может дать для понимания любезного вам Китая больше, нежели толстые тома».


16 слайд- В «Истории Пугачева» Пушкин использовал предоставленную ему Бичуриным неизданную работу «Историческое обозрение ойратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени» и в примечании к первой главе писал: «Самым достоверным и беспристрастным известием о побеге калмыков мы обязаны отцу Иакинфу, коего глубокие познания и добросовестные труды разлили столь яркий свет на сношения наши с Востоком».

17 слайд- Перед нами картина Н.В. Овчинникова «А.С. Пушкин и Н.Я. Бичурин в Петербурге». Пушкин и Бичурин идут по набережной реки Невы. С морядует сильный ветер, на реке вздыбились волны. В полкартины вихри облаков, бегущие неизвестно куда. И на этом фоне,в этой смутной стихии становится понятным, о чём так оживлённо беседуют поэт и учёный. В руках у Пушкина одна из книг Бичурина.О чем говорят собеседники? Возможно, о предстоящей экспедиции на Восток, в Китай, куда Пушкин мечтал попасть, но царь не разрешил ему. Бурная Нева гонит пенистые волны.

Над всем возвышается гранитная глыба со сфинксом, символом вечности и нерушимости. Выделяя тёмной краской фигуры поэта и учёного, художник придаёт им динамичность, устремлённость к мировому свету, раскрывает внутренний мир поэта. Бичурин, влюбленный в Китай, готовился к поездке в эту страну и пригласил поэта.

18 слайд-Тогда-то появились такие пушкинские строки:

                        Поедем, я готов: куда бы вы, друзья,
                          Куда б ни вздумали, готов за вами я
                          Повсюду следовать, надменно убегая
                          К подножию ль стены далекого Китая,
                          В кипящий ли Париж, туда ли, наконец,
                          Где Тасса не поет ночной гребец…

Но царь отказал Пушкину в поездке в Китай. Это был 1830 год. И это путешествие - повод для встречи с ссыльными друзьями - декабристами, поэтому опасался государь отпускать поэта.

Вывод

Итак, мы пришли к выводу, что Никита Бичурин и Александр Пушкин являются частью России, её гордостью с мировым именем. Н. Бичурин стал вдохновителем и собеседником для А. Пушкина. Пушкин же в свою очередь был покровителем и единомышленником Н. Бичурина . Общение с Бичуриным не осталось бесследным для великого классика русской литературы. Оказалось, что в ходе этих общений был написан роман Пушкина «Капитанская дочка».


2.Выступление географов


Учитель географии:

Пушкин всё –таки совершает путешествие, но не в Китай, а в Поволжье и в Оренбуржье. А.С.Пушкину для написания книги о пугачевском бунте недостаточно было архивных сведений, и он просит позволения на поездку,для того чтобы самому лично поговорить с очевидцами тех событий: с теми, кто участвовал в бунте, кто видел Пугачёва.


1 ученик

19 слайд. Задумав книгу о пугачевском бунте, А.С.Пушкин осенью, в 1833 году, отправился по местам народного восстания в Поволжье и Оренбуржье. Его кибитка кочевая появлялась в Твери-Москве – Нижнем Новгороде - Казани – Симбирске – Оренбурге. Отсюда начинается неведомый Пушкину край, населенный разными народами: чувашами, мордвой, татарами. Первая губерния по которой проходило путешествие Пушкина - Новгородская. Каким было население этой губернии? Из всего городского населения большая половина (50.1%) принадлежала крестьянам, 36,8% - так называемому «городскому сословию» - купцы, почетные граждане, мещане. Духовенство и дворянство было немногочисленным, совокупная относительная доля этих сословий равнялась 11,4%.

На территории Нижегородского края к середине XVIII века проживало разное по своему этническому и конфессиональному составу население – русские, мордва, татары, чуваши.

На 94,5% население было русским, и только 5,5 % приходилось на другие национальности.

20 слайд- Путь по Казанской губернии проходил через Ядрин-Чебоксары-Цивильск-Свияжск- Казань-Лаишевск-Спаск-Тетюши. В 1833 году в составе Казанской губернии 13 уездов: Казанский, Арский, Космодемьянский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский, Спасский, Тетюшский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Ядринский, Спасский и Тетюшский уезды. Как видим Чувашия была в составе Казанской губернии. Наибольший процент чувашского населения был в Космодемьянском, Ядринском, Цивильском и Чебоксарском уездах.

21 слайд - А в основном на территории Казанской губернии к середине 19 века проживало разное по своему этническому и конфессиональному составу население – русские (39%), татары(31%), чуваши(23%), марийцы(6%), мордва(1%).

Маршрут А. С. Пушкина в Оренбург через Чувашию и Татарию выбран был не случайно. Он знал, что эти народы, жившие при царизме под двойным гнетом — национальным и самодержавным, — особенно активно участвовали в крестьянской войне. Рассчитывая найти нужные материалы о Пугачеве, поэт решил проехать по тем местам, где побывали отряды Пугачева. Записи поэта, сделанные в Чувашии, очень наглядно говорят о том, что поэт чутко прислушивался к робкому голосу чувашского народа. Он старался все услышать, все записать. Эпизодом из повести «Капитанская дочка» и другими записями Пушкин хотел сказать, что чувашский народ терпелив до поры до времени, а когда чаша терпения переполнится, он вместе с русским народом пойдет на своих врагов.


2 ученик

22 слайд -4 сентября около полудня А.С. Пушкин прибыл в город Чебоксары.

Он проехал по 4 центральным улицам:

- Соборной (ныне – К.Иванова);

- Благовещенской (у. К. Маркса);

- Староблаговещенской (ул. Ленинградская);

- Верхнебасурманской (ул. Урицкого);

- Нижнебасурманской (ныне это дно залива).

Остановился на постоялом дворе, которыйнаходился в центре города на бывшей Успенской улице (сейчас улица Розы Люксембург).


23слайд -В начале XIX века Чебоксары переживали времена застоя. В течение века прирост городского населения составил менее тысячи человек, и теперь 400 городов Российской империи обогнали Чебоксары по количеству жителей. В 30-е годы население его составляло пять с половиной тысяч жителей. Основные городские улицы являются продолжением дорог на Казань и Москву. Еще в 1781 году Чебоксары приобрели статус провинциального города Казанской губернии. На протяжении всего XIX и начала XX века Чебоксары оставались небольшим уездным городом.


3 ученик

24 слайд - А. С. Пушкину интересна была жизнь этого кроткого народа. Но почему же они так запуганы, несмелы… Неужели все дело в христианизации. Началась она в XVI веке.

Своего пика достигла в XIX веке. На момент путешествия Пушкина шло

насильственное крещение чуваш. Попы, чиновники, солдаты приезжали в чувашские деревни, избивали крестьян, сгоняли их в озера, реки, давали им новые имена, вешали на шею крест. Поэтому каждого приезжего чужака они воспринимали с опаской, а иногда и враждебно.


25 слайд-До наших дней сохранилась легенда о беседе Пушкина с одним стариком в селе Исмель, а также документы о пребывании Пушкина в Исмеле: многочисленные записи поэта о чувашах. Старик поведал о массовой христианизации в чувашских селениях. Крещеные чуваши только формально стали христианами. По существу они долгое время оставались язычниками, хотя духовенство вело постоянную слежку за ними и жестоко наказывало за исполнение языческих обрядов.

26 слайд - Проезжая по этому гостеприимному краю А.С. Пушкин делал записи. Они очень наглядно говорят о том, что поэт чутко прислушивался к робкому голосу чувашского народа. Он старался все услышать, все записать. Эпизодом из повести «Капитанская дочка» и другими записями Пушкин хотел сказать, что чувашский народ терпелив до поры до времени, а когда чаша терпения переполнится, он вместе с русским народом пойдет на своих врагов.


4 ученик

27 слайд - В ночь с 5-го на 6-е сентября приблизительно в 23ч. 30 мин., поэт прибыл из Чебоксар в Казань. В тот же день отправился в дом генерал-майора Л.И.Энгельгардта, потом поехал на окраину Казани, в Суконную слободу с намерением встретиться со стариками-очевидцами штурма Казани и разгрома пугачевцев. На следующий день побывал у четы Фукс – знатоками местного народа. Побывал возле Казанского Кремля.

28 слайд- Осенью 1833 года дважды – по дороге в Оренбург и обратно - Александр Сергеевич Пушкин посещал Симбирск и губернию. Он искал предания и живых свидетелей пугачевского бунта.

Около 6 часов 30 минут утра 8 сентября поэт выехал из Казани в Симбирск. 10 сентября 1833 года Пушкин прибыл в Симбирск. Проследовал сразу в дом симбирского губернатора, в то время это двоюродный дядя Натальи Николаевны Пушкиной - А.М. Загряжский. У него Александр Сергеевич гостил 10, 12 и 14 сентября. Осмотрев места, связанные с пребыванием в Симбирске и допросом Пугачёва, посетил также с. Языково, г.Сенгилей, встречался с П.М. Языковым.

29 слайд- Путь А.С. Пушкина в Симбирск проходил через уездный город Буинск. На карте этот уезд выделен. В то время там проживало 44,3 % чуваш из всего чувашского населения губернии. Русские - позднейшие насельники здешнего края оказываются в нем преобладающими. Русские заселили губернию, когда здесь уже жили чуваши, мордва и татары.

30 слайд - Национальный состав населения было весьма разнообразен: кроме русских, губернию населяли мордва (эрзя и мокша), татары, мещеряки, чуваши. В Симбирской губернии самые ранние упоминания о переходе чувашей в ислам относятся к 1830-х гг. Судя по прошению, которое они направили оренбургскому муфтию, желание стать мусульманами возникло у них вследствие «совместного жительства с татарами и короткого, всегдашнего с ними обращения».

31 слайд - Всего четыре дня провел в Симбирске Пушкин, и этого ему было достаточно, чтобы понять и оценить исторические заслуги города и его населения.

32 слайд - В ночь с 12 на 13 сентября поэт выехал в сторону Оренбурга, на юг, правым берегом Волги. Однако доехал только до третьей станции (Сенгилея) и вернулся назад. 15 сентября Пушкин выбрал другую дорогу, по другому берегу Волги.

И, наконец, после длинной и изнурительной поездки, А.С. Пушкин прибыл 18 сентября в г. Оренбург; небольшой пограничный городок, «до которого год скачи, не доскачешь». Вот он, центр событий, бушевавших полвека назад, конечная цель его поездки.

Вывод

В результате исследования мы пришли к выводу о том, что эта поездка подарила поэту не только материал для написания своих произведений, но и знакомство с народом, населяющим Поволжье, и явилась неповторимым этапом в биографии поэта.


3. Группа культурологов



Учитель чувашской культуры: Проезжая по Чувашии, Пушкин, конечно же, знал , что это родной край его друга- монаха Иакинфа Бичурина. Он с особым вниманием слушал незнакомый ему язык, но родной для друга. Поэтому проезжая мимо родной деревни Бичурина ,он не мог сюда не заехать. По легенде, Пушкин остался здесь на ночлег. Тогда- то он посетил могилу матери Н.Я.Бичурина. В стихотворении, посвященное ей, он отражает личную позицию: преклоняется перед женщиной, которая дала жизнь близкому другу. Что особенно заинтересовало поэта в чувашском крае? Что нового он узнал? Об этом расскажут культурологи.


1ученик

Слайд 33- В Чувашии. Проезжая по этому гостеприимному краю, А.С. Пушкин делал записи. Они очень наглядно говорят о том, что поэт чутко прислушивался к робкому голосу чувашского народа. Он старался все услышать, все записать. Эпизодом из повести «Капитанская дочка» и другими записями Пушкин хотел сказать, что чувашский народ терпелив до поры до времени, а когда чаша терпения переполнится, он вместе с русским народом пойдет на своих врагов.


Слайд 34- Он видит чувашей , их быт , женщин в национальной одежде, разговаривает с мужиками и все записывает в свою тетрадь, заполняет ее своими рисунками , записями из местного фольклора А.С.Пушкин был прост и внимателен в общении с чувашами, чем надолго им запомнился. Они на ломаном русском языке рассказывали ему о местном быте, поговорках, традициях.


Слайд 35- Ехал Пушкин и знаменитой Березовой дорогой, где слева от трассы расположено село Бичурино, в котором прошли детство и юность отца Иакинфа. Пушкин сходит с кареты и встречается с девушкой – чувашкой. На девушке – красивый, праздничный наряд. На голове – тухья. Тройка лошадей, остановившихся у родника, кони пьют чистейшую родниковую воду, к кучеру подошёл сельский староста, все смотрят на поэта, а сам поэт залюбовался чувашской девушкой, которая несёт воду в вёдрах на коромысле, девушка в национальном костюме, она идёт по засыпанной листьями тропинке. Деревья в осеннем наряде, дорога, усыпанная золотом листьев. Старая ива у колод с водой. Пушкин любил путешествовать особенно осенью. Осень - его любимая пора.


Слайд 36 - На родине своего друга Бичурина А.С.Пушкин приехал в чувашскую деревню , где ему предстояло переночевать. Он лихо подкатил на бричке , соскочил с нее и увидел у колодца девушку с деревянными ведрами и коромыслом, Ведра полные –к счастью. Взгляды их встретились. Все смотрят с любопытством .


Слайд 37- Чуваши очень гостеприимные люди, они с радостью приняли гостя. И Пушкин снова увидел девушек в национальных костюмах . Поэт был поражен красотой чувашского наряда. Что же его так заинтересовало?


2 ученик

Слайд 38- Может звон серебряных монет на головных уборах и украшениях девушек. Праздничный женский костюм включал головной убор хушпу. Обычно на хушпу нашивалось четыре ряда серебряных монет, верхний край окаймлялся мелким красным бисером. Наспинная часть была в виде узкой полосы, расшитой рядами “копеек”. При взгляде на праздничный костюм возникает впечатление струящегося серебряного потока. Серебряные украшения выделяли смысловой центр костюма, подчеркивали красоту и зрелость женщины.


Слайд 39-Девичьи одеяния выделялись головными уборами – нарядными шапочками тухья, а также характерными украшениями. Их сшивали из плотной шерстяной тесьмы и покрывали плотными рядами мелких серебряных “копеек”. Верхушка обрамлялась полосой несложного узора из бисера красного цвета. Надевали плотно прилегающие ожерелья с 2-3 рядами монет, округлое нагрудное украшение, чересплечную повязку теветь, нагрудник трапециевидной формы алга с наспинной частью в виде бахромы, покрывающей плечи. Украшения из серебра и бисера составляли с головными уборами единый художественно-образный ансамбль.


Слайд 40- А может загадочный женский костюм? Какой он чувашский женский праздничный костюм? Древний и загадочный, с вышивкой. Кроме необыкновенной красоты и гармонии несёт в себе столько неразгаданных загадок и зашифрованных посланий.

Народный костюм древних предков чувашей складывался в течение многих веков. В праздничном костюме чувашей насчитывалось около 20 предметов, выполненных в разной технике: вышивкой, тканьём, аппликацией, плетением, вязанием и другими. Но особую роль играл белый цвет одежды. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке на мужских и женских платьях. Солнце, дающее силу и жизнь всему на земле, занимало в миропредставлении чувашей значительное место.

Рубаха из тонкого белого холста являлась основой костюма. На груди нашивались ромбы или ломаные линии из красных домотканых лент или полос. Узоры вышивались на домотканом белом холсте всегда крупные. В конце XIX века появились рубахи из цветных холстов. Для их украшения использовали яркие красные нашивки, покупное кружево, ленты. Широкие волнистые оборки в один-два яруса расширяли силуэт костюма. Таким образом, из декора “новых” рубах была вытеснена традиционная вышивка с изящными филигранными узорами. Из белого же холста изготавливались разнообразные принадлежности костюма: передники, кафтаны, разнообразные покрывала и платки-сурпаны .


3 ученик

Слайд 41- Мужской костюм состоял из белых холщовых штанов и рубахи-косоворотки, тканого пояса, валяной шляпы, лаптей с онучами или сапог. Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер.

Мужской праздничный костюм включал в себя халат шопaр с удлинёнными рукавами, сшитый из домотканого белого холста, с узорами по груди, плечам и спине. Особо выделялись наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Узоры старинного мужского халата, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами "пахотной земли". Одной из особенностей украшения халатов является также обилие в них знаков "огня", выполненных шелковыми нашивками.

Итак, чувашский народный костюм прошёл в своём развитии долгий путь. Он тесно связан с происхождением, историей и художественно-эстетическими воззрениями народа, именно это и заинтересовало Пушкина.


Вывод


В ходе своего исследования мы доказали, что изучение чувашской культуры является прямым дополнением к предмету русской литературы.


4.Заключительный этап урока. Обобщение.

Спасибо.Этим проектом продемонстрировали,что значение Пушкина для русской культуры столь велико, что еще не одному поколению предстоит постигать его тайны и раскрывать как вечно живое явление; чтофеномен пушкинского творчества далеко выходит за пределы «окончательных решений». Со дня смерти Пушкина прошло более 160 лет. Нам кажется ,что о нём все сказано. Но «сколько нам открытий чудных готовит « жизнь поэта.

Для меня лично самыми главными пушкинскими строчками, являющимися ключом ко всему его громадному творчеству, кажутся вoт эти строки:

"И долго буду я любезен тем народу,

Что чувства добрые я лирой пробудил..."

Чувства добрые...

Всем своим творчеством гений Пушкина призывает к добру. За это его ценили все его друзья. А друзей у него было много, больше, чем врагов. Об одном из друзей рассказали вы.

Пушкин умел дружить. Дружба играла огромную роль в жизни Пушкина. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.



III. Рефлексия.

За урок мы с вами узнали много нового. Давайте подведём итоги

1.Отгадать кроссворд, заполнить все клетки и прочитать слово по вертикали.

1.Столица Китая.

2.Девичий головной убор

3.Женский головной убор

4.Имя Бичурина в монашестве

5.В какую страну собирался Пушкин в поездку с Бичуриным?

6.В каком городе учился Бичурин?

2.Закончить предложения:

Я узнал новое….

Самым интересным было…

Показалось трудным…

IV. Домашнее задание и оценки за урок

1.написать мини-сочинение «Пушкин в чувашской деревне»

2.составить кроссворд по теме « Пушкин и Бичурин», «Пушкин в Чувашии»( на выбор)









Конспект и презентация интегрированного урока по теме «Два имени, две судьбы» ( О дружбе А.С. Пушкина и Н.Я. Бичурина)(7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

    Данный урок - это презентация учебного проекта обучающихся "Два имени. Две судьбы." ( О дружбе А.С.Пушкина и Н.Я.Бичурина). Проект проводится в рамках интегрированного урока по литературе, географии и чувашской культуре.

     С биографией А.С.Пушкина в целом знакомились на уроках. Знание биографии писателя определено требованиями государственного стандарта по литературе. Поэтому урок строился таким образом, чтобы учащиеся, уже имея представление о биографии писателя на основе ранее полученных знаний и новых сведений активизировали свои знания в области географии и чувашской культуры.

      Проект расчитан на учащихся 7 класса ( 13-14 лет). Будет интересен и учителям географии, и учителям чувашской культуры.

Автор Катерисова Алена Владимировна
Дата добавления 26.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 695
Номер материала 5502
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓