Известно, что дети учатся тому, что видят в окружающей жизни: если ребенок
встречается с враждебностью – он начинает драться; если ребенка постоянно
стыдят – он становится робким; а если ребенка принимают и общаются с ним
дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире. Первой разновидностью
культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является
народная культура. Воспринимая ребенком через материнский фольклор (колыбельные
песенки, пестушки, потешки, прибаутки) народная культура закладывает фундамент
межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального
общежития, стимулирует проявление. Безусловно, начинать решение задач духовно –
нравственного воспитания необходимо еще в младенческом возрасте при тесном взаимодействии
родителей, детей и педагогов.
Эту работу нужно вести планомерно, в единстве семьи и ДОУ, с учетом таких
психических особенностей младший дошкольников, как эмоциональность,
впечатлительность, подражательность, отсутствие жизненного опыта.
Наше дошкольное
образовательное учреждение на протяжении трех лет работает в тесном
сотрудничестве с духовно – просветительским центром «Возрождение» Свято -
Владимирского храма нашего поселка. Сотрудники данного центра знакомят наших
ребят с традициями и праздниками нашего народа, показывают детям спектакли,
проводят экскурсии.
Конспект одной из
экскурсии я вам предлагаю. Экскурсия приурочена к 700-летию со дня рождения
преподобного Сергия Радонежского «Когда сердцем правит любовь.
Тема:
Преподобный Сергии Радонежский
Программное
содержание:
-
познакомить со святым преподобным Сергием Радонежским;
-
закрепить понятие «святой»;
-
воспитывать патриотические чувства, чувство товарищества.
Оборудование
и материалы: аудиозапись сказания «Детство св.
прп. Сергия Радонежского», картина М. Нестерова «Видение отрока Варфоломея», икона
«Сергей Радонежский с медведем», раздаточный материал для продуктивной
деятельности.
Предварительная
работа: повторить правила поведения в храме,
прочитать стихотворение о преподобном Сергии Радонежском, закрепить понятия
«святой».
Ход
экскурсии:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пришли в духовно – просветительский центр
«Возрождение» Свято - Владимирского храма п. Разумное. Здесь мы познакомимся со
святым преподобным Сергием Радонежским. А познакомит нас с эти святым,
сотрудник центра Пашкова Светлана Ивановна.
Сотрудник:
Ребята, кто знает, кто такой Сергии Радонежский? (святой, чудотворец,
заступник земли Русской)
Сотрудник:
Верно, Сергей Радонежский был великим русским святым, молитвенником и
заступником земли Русской. В его честь 8 октября православная церковь отмечает
день памяти святого преподобного Сергия Радонежского. А вы знаете, что значит
слово «преподобный»? (особенный человек, не такой как все).
Людей,
которые прожили жизнь в вере и любви к богу, были честными, справедливыми,
добрыми, смиренными и милостивыми, Господь прославляет как Своих святых. Хотите
я расскажу, как преподобным стал Сергий Радонежский?
Преподобный
Сергий родился в селе Радонеж и был сыном ростовских бояр Кирилла и Марии.
Родители его отличались горячей верой в Бога. За их праведную жизнь Господь послал
им удивительного сына. В детстве и отрочестве свято Сергии носил имя
Варфоломея. А что было дальше, давайте послушаем ауди запись сказания о его
детстве (прослушивание аудиозаписи).
И,
так, мы с вами услышали, что Варфоломею тяжело давалась грамота, он не мог
научиться писать, считать, читать. Скорбя об этом, он днем и ночью молил
Господа открыть дверь книжного разумения. Однажды, ища пропавших лошадей, он
видел старца, монаха, который молился. Мальчик подошёл к нему и поведал свою
скорбь. Чудесный старец дал мальчику просфору (хлеб) и благословил хорошо
учиться. С тех пор Варфоломей стал лучшим учеником в школе и называли его
Сергием.
Давайте
внимательно рассмотрим картину М. Нестерова «Видение отрока Варфоломея», и попробуем
описать характер мальчика (скромный, молчаливый, кроткий, ласковый).
Давайте,
мы вместе с вами сделаем дерево под которым встретились старец и Варфоломей ( ребята
выполняют коллективную работу).
Воспитатель:
После смерти своих родителей Варфоломей вместе со старшим братом пошли в лес
строить церкви. Старший брат оставил Сергея и ушел в монастырь. Сергий около
дух лет жил одни в лесу. К нему приходил медведь. Самому Сергию нечего было
есть, но он делился с медведем куском хлеба. И зверь его не трогал. Вот посмотрите
на эту икону «Сергей Радонежский с медведем» (рассматривание иконы).
Проведение физкультминутки:
На
пригорке храм стоит
(пальцы
свести, сделать дом)
Ну
а к храму путь закрыт
(руки
в замок)
Мы
ворота открываем
(раскрыть
замок)
В
храм людей всех приглашаем.
(развести
руками)
Сотрудник:
Я предлагаю вместе свами пройти в храм и посмотреть икону Сергия Радонежского
(дети переходят в храм).
Воспитатель
просит вглядеться в глаза и сказать, что дети почувствовали. (ответы детей).
Сотрудник:
За смирение, молитву, любовь к людям Господь наделил Сергия даром совершать
чудеса. Когда у монахов кончилась вода, Сергий помолился в лесу, забил святой
источник. От этого источника люди даже стали исцеляться от своих болезней.
Давайте,
ребята поставим свечку перед иконкой. А дома своим родителям расскажите о
нашей с вами экскурсии.
Я буду
ждать следующей нашей встречи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.