Главная / Иностранные языки / статья "Аудирование как цель и средство обучения"

статья "Аудирование как цель и средство обучения"

Аудирование как цель и средство обучения.

Прежде всего определим понятие аудирование. Этот термин был введен в отечественную методику не так давно и означает процесс восприятия и понимание речи со слуха. В английском языке этот термин не употребляется. Listening comprehension (восприятие и понимание со слуха), по мнению зарубежных коллег наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности.

Научить учащихся понимать звучащую реч ь - одна из важнейших целей обучения. Давайте вспомним, в каких ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности? Это происходит, когда мы слушаем различные объявления, новости радио и телевидения, различные инструкции и поручения, лекции, рассказы собеседников, актеров в пьесах и в кино , телефон и т. Д.

На уроке практически невозможно формировать только речевой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами мы параллельно отрабатываем лексически , грамматические , фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения , что, в свою очередь , предполагает дальнейшее развитие навыков говорения или письма. В этом случае аудирование является средством обучения. Провести четкую грань в данном случае очень непросто. Даже термин « устная речь» изначально предполагает как навыки аудирования так и навыки говорения.

Объективные трудности при аудировании.

  1. Трудности, обусловленные условиями аудирования. К ним можно отнести: внешние шумы, помехи, плохую акустику, качество звукозаписи, видимое наличие или отсутствие источника речи.

  2. Трудности обусловленные индивидуальными особенностями источника речи. (особенности дикции, тембра, темпа, различные диалекты иностранного языка)

  3. Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала. К таким трудностям можно отнести использование:

Большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур.

Знание вышеперечисленных групп сложностей позволяет правильно оценить уровень трудности аудирование как такового, учесть их при организации учебного аудирования, снять их, а возможно и создать их искусственно, максимально приближая учебное задание к ситуациям реального общения.

Механизмы аудирования.

В отечественной методике выделяются 4 основных механизма аудирования.

  1. Речевой слух. Обеспечивает восприятие устной речи, деление ее на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Благодаря ему происходит узнавание знакомых образов в потоке речи.

  2. Память является следующим важным механизмом аудирования.

2 основных вида памяти: долговременная и кратковременная. (10 сек.) За это время происходит отбор того, что существенно для человека в данный момент. Однако отбор может происходить лишь в случае узнавания, а узнавание есть сравнение воспринятого с эталоном, хранящимся в долговременной памяти.

  1. Вероятное прогнозирование. Это порождение гипотез, предвосхищение хода событий.

  2. Артикулирование. Психологи отмечают, что при аудировании происходит внутреннее проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования.



Система упражнений на развитие навыков аудирования.



Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором: в паузу или синхронно на том же языке. Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования.

Упражнения на развитие речевого слуха.

Можно использовать аудирование со зрительной опорой, где в качестве таковой можно применять как печатный текст, так и иллюстрации к нему. ( источник подобного аудирования учебные видеофильмы)

Направленное аудирование. Оно направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Это задание может выполняться и с заполнением пропусков.



Упражнения на тренировку памяти.



  1. Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста. Вместо утверждений можно использовать вопросы. (Подготовленное аудирование)

  2. Прослушать текст, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения.

  3. Запомнить все даты, имена, географические названия, употребленные в тексте, и повторить их в той же последовательности.

  4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку.

  5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой – либо одной теме.



Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.



  1. Подобрать как можно больше определений к словам.

  2. Составить возможные словосочетания с сущ.\ гл.\наречиями\ прилаг.

  3. В рамках конкретных ситуаций составить наиболее типичные словосочетания и переводить их.

  4. Упражнения на логическое развитие замысла, которое предполагает умение закончить фразу, текст…

  5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам…



Система работы с аудиотекстами .



Традиционно предлагают разбить работу над текстом на 3 этапа.

  1. До прослушивания

  2. Во время прослушивания

  3. После прослушивания

  1. Дотекстовый этап.

1. Обсуждение вопросов \ утверждений до прослушивания. Упражнения и вопросы не столько запрашивают информацию, сколько несут ее. Знакомясь с ними и обсуждая ответы, учащиеся слышат те слова, которые затем будут использованы в тексте. С помощью вопросов можно выделить и снять те языковые сложности, которые встретятся в тексте, подчеркнуть нюансы содержательного и смыслового порядка.

  1. Догадка по заголовку\ новым словам\ возможным иллюстрациям.

  2. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Предложить учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание.



Этап собственно слушания текста.



В ходе первого прослушивания учащиеся выполняют те задания, о которых говорилось выше, однако при формировании навыков аудирования таких прослушиваний может быть несколько. В таком случае важно не потерять мотивацию.

Некоторые задания.

  1. Прослушайте текст и вставьте пропущенные слова в следующих предложениях.

  2. и скажите, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких - либо изменений.

  3. и скажите, какие определения к следующим словам в нем встречались.

  4. Закончите следующие предложения.

  5. и скажите, что в нем говорилось о…



Послетекстовый этап.



Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

Используемая литература: Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Е. Н. Соловова, В. Г. Апальков

Материалы журнала English. (издательский дом Первое сентября)















статья "Аудирование как цель и средство обучения"
  • Иностранные языки
Описание:

Научить учащихся понимать звучащую речь - одна из важнейших целей обучения. Часто помимо восприятия речи со слуха мы выполняем и другие действия - наблюдаем, говорим, пишем... , но, для того, чтобы адекватно действовать в конкретной ситуации, необходимо понимать, то , что слышишь.

На уроке практически невозможно формировать только речевой или только языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем лексические, грамматические, фонетические навыки. В этом случае аудирование становится средством обучения. Даже термин "устная речь" предполагает как навыки аудирование, так и навыки говорения.

Автор Свечкарева Людмила Владимировна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 12818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓