Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №2»
Г.
Вязники
Конспект
урока русского языка
«Местоимение
как часть речи»
4
класс
ОС
«Школа России»
учитель
начальных классов
Мишарина
Мария Николаевна
2014-2015
учебный год
Цель: познакомить
учащихся с местоимением как частью речи
Задачи:
1. Дать
понятие термину «Местоимение» как самостоятельная часть речи;
2. Сформулировать
представление о значении местоимения;
3. Выделение
разряда личных местоимений из других разрядов.
Ход
урока
I.
Организационный момент
Прозвенел
сейчас звонок,
Начинается
урок.
- Улыбнулись друг
другу и «подарили» мне глазки. Сегодня у нас всё будет хорошо и всё получится.
-
Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Наш урок будет проходить в редакции
газеты.
-
Назовите людей, которые выпускают газету. ( Корректоры, редакторы,
корреспонденты)
- На этом уроке,
мы с вами постараемся побывать в роли корректора и корреспондента, а также
редактора.
II.
Минутка чистописания
- А
начнем урок с минутки чистописания. Красивый, разборчивый почерк нужен всем
представителям любой профессии.
- Чтобы узнать, о
чем мы с вами будем говорить на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На
доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить
гласные и мы узнаем тему нашего урока.
М..СТ….М..Н….
- Прочитайте
слово, которое получилось. А теперь, соблюдая наклон, высоту, соединения
запишите это слово 2 раза.
- Итак,
местоимение – тема нашего урока. Сегодня на уроке вы также побываете корреспондентами,
корректорами и редакторами.
- А кто такой
корреспондент? (Корреспондент – это человек, который доставляет информацию в
редакцию газеты.)
- Может быть, вы
знаете кто такой корректор? (А корректор занимается исправлением информации,
которую доставил корреспондент, он исправляет в тексте орфографические,
пунктуационные и стилистические ошибки.)
-А кто же такой
редактор? (Редактор занимается редактированием самого издания, после
чего это издание выходит в свет.)
- Посмотрите,
какую трактовку нам дают в словаре. (Корреспондент – 1. Лицо находящееся в
переписке с кем-нибудь; 2. Автор корреспонденций в газете, журнале. Корректор –
работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру. Редактор –
лицо, которое редактирует что-нибудь; все понятии на доске.)
- Посмотрите на
слова и запомните их написание.
III.
Повторение
пройденного материала
-
Недавно один наш корреспондент побывал в лесу, и вот что он пишет в начале
своей статьи.
Сова
– хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы
мощные когти и чуткие уши. Сова охотится на мышей. Сова любит грызунов.
- Корреспондент
отнёс этот текст корректорам. Как вы думаете какой недостаток нашли корректоры
в этом тексте? (В каждом предложении повторяется слово сова.)
- Что нужно
сделать корректорам, чтобы исправить этот недостаток? (Слово сова
надо заменить другими словами.)
- Запишите текст,
заменив в предложениях слово сова другими словами.
- Теперь проверим,
что же у вас получилось. (Дети зачитывают свой вариант исправленного текста.)
- В место какой
части речи вы употребили слова она, у неё? (Слова она, у неё мы употребили
вместо имени существительного.
- Часть речи,
которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. Слова
она, у неё являются местоимениями.
-
Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая не называет
конкретный предмет, а только указывает на него, но не только на предмет,
а ещё на признаки и качества.)
-
А какие части речи вы ещё знаете? ( Имя существительное, имя прилагательное,
глагол.)
-
Что обозначает имя существительное? (Предмет.)
-
А, что обозначает имя прилагательное? (Признаки и качества.)
-
Как вы думаете, какую ещё часть речи может заменить местоимение, кроме имени
существительного? (Имя прилагательное.)
-
Правильно. Например, мой, свой, такой.
-
Наш корреспондент понял, что ошибся, и решил исправить свою ошибку. В своих
текстах он стал употреблять местоимения.
-
Корректоры получили новые тексты. Ребята, побудьте в роли корректоров и
откорректируйте эти тексты.
Работа по
вариантам:
I вариант: Выпало
много его. По нему шли они и видны были они. Пошли они по ним и нашли их.
II вариант: Он
нёс ему его, лёг под него и заснул. Она нашла его и съела.
-
Какой частью речи вы пользовались, когда исправляли текст? (Именем
существительным.)
- И совсем недавно
я взяла интервью у самой части речи, то есть местоимения. Послушайте, что
местоимение говорит о себе:
Я
о себе такого мнения:
Огромна
роль местоимения!
Я
делу отдаюсь сполна:
Я
заменяю имена!
- Местоимения
получили своё название оттого, что они употребляются вместо имени
существительного, прилагательного, числительного. Но иногда им хочется
выступить и не в своей роли, тогда они переходят в знаменательные или служебные
части речи.
Знакомство с
личными местоимениями.
- А сейчас вы
будете корреспондентами и отправитесь в лес, чтобы взять интервью у животного,
которое вам встретилось, а потом мы отгадаем какое животное вам встретилось.
I
вариант: рассказ от лица животного. (Я – серенький, быстрый зверёк.)
II вариант: рассказ о животном. (Он серенький быстрый зверёк.)
- Проверим, что у
нас получилось. (Дети вслух читают и отгадывают свои загадки.)
- Посмотрите, что
получилось у меня. (Ты летом серенький, а зимой беленький? Ты очень быстрый
зверёк? А морковку вы любите?)
-
А, сейчас вам необходимо будет сказать местоимение, которое будет ответом на
мой вопрос.
-
Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я.)
-
Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы.)
-
Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения
нужно употребить? (Ты, Вы.)
-
Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
-
Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения
употребим? (Он, она.)
-
Если это группа лиц? (Они.)
-
Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
Перечислим еще раз все личные местоимения. (На доске появляется таблица с
личными местоимениями.)
Я
и Мы, Ты и Вы,
Он,
Она, Оно, Они –
Все
слова отличные,
Важные
и личные
Это
без сомнения
Все
местоимения.
IV.
Закрепление
изученного
- Найдите лишнее слово в каждом ряду и
объясните, почему.
Я,
они, на, ты. (Предлог.)
Но,
она, они, вы. (Союз.)
Я,
Яна, ты, вы. (Существительное, имя.)
Он,
она, они, о. (Предлог.)
Мыл,
я, вы, они. (Глагол.)
Он,
она, оно, окно. (Существительное.)
VI. Итог урока
-
А сейчас мы проверим ваши полученные знания о местоимении.
-
Что же такое местоимение?
-
Какую роль играют местоимения?
Домашнее задание: Сегодня на уроке
вы побывали в роли корреспондентов и корректоров, а, чтобы побыть в роли
редактора, я предлагаю вам выпустить свою газету, на основе полученных сегодня
знаний о местоимении. В газету вы можете включить загадки, интересные тексты.
Можно пользоваться информацией, которую вы получили из нашего урока.
Источники:
1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/10/12/lichnye-mestoimeniya
2. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/55867.html
3. http://www.uroki.net/docnach/docnach94.htm
4. Любой
толковый словарь
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.