Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект для урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Конспект для урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Г. Вязники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

 

«Местоимение как часть речи»

 

4 класс

ОС «Школа России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель начальных классов

Мишарина Мария Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

2014-2015 учебный год

 

Цель: познакомить учащихся с местоимением как частью речи

 

Задачи:

1.      Дать понятие термину «Местоимение» как самостоятельная часть речи;

2.      Сформулировать представление о значении местоимения;

3.      Выделение разряда личных местоимений из других разрядов.

Ход урока

 

I.                   Организационный момент

 

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

- Улыбнулись друг другу и «подарили» мне глазки. Сегодня у нас всё будет хорошо и всё получится.

- Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Наш урок будет проходить в редакции газеты.

- Назовите людей, которые выпускают газету. ( Корректоры, редакторы, корреспонденты)

- На этом уроке, мы с вами постараемся побывать в роли корректора и корреспондента, а также редактора.

 

II.                Минутка чистописания

- А начнем урок с минутки чистописания. Красивый, разборчивый почерк нужен всем представителям любой профессии.

- Чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока.

М..СТ….М..Н….

- Прочитайте слово, которое получилось. А теперь, соблюдая наклон, высоту, соединения запишите это слово 2 раза.

- Итак, местоимение – тема нашего урока. Сегодня на уроке вы также побываете корреспондентами, корректорами и редакторами.

- А кто такой корреспондент? (Корреспондент – это человек, который доставляет информацию в редакцию газеты.)

- Может быть, вы знаете кто такой корректор? (А корректор занимается исправлением информации, которую доставил корреспондент, он исправляет в тексте орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.)

-А кто же такой редактор? (Редактор занимается редактированием самого издания, после чего это издание выходит в свет.)

- Посмотрите, какую трактовку нам дают в словаре. (Корреспондент – 1. Лицо находящееся в переписке с кем-нибудь; 2. Автор корреспонденций в газете, журнале. Корректор – работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру. Редактор – лицо, которое редактирует что-нибудь; все понятии на доске.)

- Посмотрите на слова и запомните их написание.

 

III.             Повторение пройденного материала

- Недавно один  наш корреспондент побывал в лесу, и вот что он пишет в начале своей статьи.

 

Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Сова охотится на мышей. Сова любит грызунов.

 

- Корреспондент отнёс этот текст корректорам. Как вы думаете какой недостаток нашли корректоры в этом тексте? (В каждом предложении повторяется слово сова.)

- Что нужно сделать корректорам, чтобы исправить этот недостаток? (Слово сова надо заменить другими словами.)

- Запишите текст, заменив в предложениях слово сова другими словами.

- Теперь проверим, что же у вас получилось. (Дети зачитывают свой вариант исправленного текста.)

- В место какой части речи вы употребили слова она, у неё? (Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного.

- Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.

- Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая не называет конкретный предмет, а только указывает на него, но не только на предмет, а ещё на признаки и качества.)

- А какие части речи вы ещё знаете? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

- Что обозначает имя существительное? (Предмет.)

- А, что обозначает имя прилагательное? (Признаки и качества.)

- Как вы думаете, какую ещё часть речи может заменить местоимение, кроме имени существительного? (Имя прилагательное.)

- Правильно. Например, мой, свой, такой.

- Наш корреспондент понял, что ошибся, и решил исправить свою ошибку. В своих текстах он стал употреблять местоимения.

- Корректоры получили новые тексты. Ребята, побудьте в роли корректоров и откорректируйте эти тексты.

           

Работа по вариантам:

I вариант: Выпало много его. По нему шли они и видны были они. Пошли они по ним и нашли их.

II вариант: Он нёс ему его, лёг под него и заснул. Она нашла его и съела.

 

- Какой частью речи вы пользовались, когда исправляли текст? (Именем существительным.)

- И совсем недавно я взяла интервью у самой части речи, то есть местоимения. Послушайте, что местоимение говорит о себе:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Местоимения получили своё название оттого, что они употребляются вместо имени существительного, прилагательного, числительного. Но иногда им хочется выступить и не в своей роли, тогда они переходят в знаменательные или служебные части речи.

 

Знакомство с личными местоимениями.

- А сейчас вы будете корреспондентами и отправитесь в лес, чтобы взять интервью у животного, которое вам встретилось, а потом мы отгадаем какое животное вам встретилось.

I вариант: рассказ от лица животного. (Я – серенький, быстрый зверёк.)

II вариант: рассказ о животном. (Он серенький быстрый зверёк.)

- Проверим, что у нас получилось. (Дети вслух читают и отгадывают свои загадки.)

- Посмотрите, что получилось у меня. (Ты летом серенький, а зимой беленький? Ты очень быстрый зверёк? А морковку вы любите?)

 

- А, сейчас вам необходимо будет сказать местоимение, которое будет ответом на мой вопрос.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я.)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы.)

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, Вы.)

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она.)

- Если это группа лиц? (Они.)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? Перечислим еще раз все   личные местоимения. (На доске появляется таблица с личными местоимениями.)

 

Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные

Это без сомнения

Все местоимения.

 

IV.             Закрепление изученного

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты. (Предлог.)

Но, она, они, вы. (Союз.)

Я, Яна, ты, вы. (Существительное, имя.)

Он, она, они, о. (Предлог.)

Мыл, я, вы, они. (Глагол.)

Он, она, оно, окно. (Существительное.)

 

VI.     Итог урока

- А сейчас мы проверим ваши полученные знания о местоимении.

- Что же такое местоимение?

- Какую роль играют местоимения?

 

Домашнее задание: Сегодня на уроке вы побывали в роли корреспондентов и корректоров, а, чтобы побыть в роли редактора, я предлагаю вам выпустить свою газету, на основе полученных сегодня знаний о местоимении. В газету вы можете включить загадки, интересные тексты. Можно пользоваться информацией, которую вы получили из нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

1.      http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/10/12/lichnye-mestoimeniya

2.      http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/55867.html

3.      http://www.uroki.net/docnach/docnach94.htm

4.      Любой толковый словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект для урока русского языка "Местоимение как часть речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект по русскому языку (для 4 класса) представляет собой знакомство с местоимением как частью речи. Это урок изучения нового материала. Подходит для изучения по любому учебно-методическому комплекту.

В процессе изучения данной темы, учитель должен решить такие задачи как: сформировать у учащихся представление о местоимении как о самостоятельной части речи; сформулировать представление о значении местоимения в нашей речи; А также выделить разряд личных местоимений из других разрядов.Учащиеся смогут побыть в роли корреспондентов, корректоров и редакторов. Также урок предусматривает работу с толковым словарем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 208 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 510
    • DOCX 26.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мишарина Мария Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мишарина Мария Николаевна
    Мишарина Мария Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 39949
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе