Главная / Начальные классы / Конспект для урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Конспект для урока русского языка "Местоимение как часть речи"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Г. Вязники












Конспект урока русского языка


«Местоимение как часть речи»


4 класс

ОС «Школа России»












учитель начальных классов

Мишарина Мария Николаевна








2014-2015 учебный год


Цель: познакомить учащихся с местоимением как частью речи


Задачи:

  1. Дать понятие термину «Местоимение» как самостоятельная часть речи;

  2. Сформулировать представление о значении местоимения;

  3. Выделение разряда личных местоимений из других разрядов.

Ход урока


  1. Организационный момент


Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

- Улыбнулись друг другу и «подарили» мне глазки. Сегодня у нас всё будет хорошо и всё получится.

- Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Наш урок будет проходить в редакции газеты.

- Назовите людей, которые выпускают газету. ( Корректоры, редакторы, корреспонденты)

- На этом уроке, мы с вами постараемся побывать в роли корректора и корреспондента, а также редактора.


  1. Минутка чистописания

- А начнем урок с минутки чистописания. Красивый, разборчивый почерк нужен всем представителям любой профессии.

- Чтобы узнать, о чем мы с вами будем говорить на уроке, вам нужно разгадать шифрограмму. На доске зашифровано слово, известны только согласные буквы, нужно вставить гласные и мы узнаем тему нашего урока.

М..СТ….М..Н….

- Прочитайте слово, которое получилось. А теперь, соблюдая наклон, высоту, соединения запишите это слово 2 раза.

- Итак, местоимение – тема нашего урока. Сегодня на уроке вы также побываете корреспондентами, корректорами и редакторами.

- А кто такой корреспондент? (Корреспондент – это человек, который доставляет информацию в редакцию газеты.)

- Может быть, вы знаете кто такой корректор? (А корректор занимается исправлением информации, которую доставил корреспондент, он исправляет в тексте орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки.)

-А кто же такой редактор? (Редактор занимается редактированием самого издания, после чего это издание выходит в свет.)

- Посмотрите, какую трактовку нам дают в словаре. (Корреспондент – 1. Лицо находящееся в переписке с кем-нибудь; 2. Автор корреспонденций в газете, журнале. Корректор – работник издательства, газеты или типографии, читающий корректуру. Редактор – лицо, которое редактирует что-нибудь; все понятии на доске.)

- Посмотрите на слова и запомните их написание.


  1. Повторение пройденного материала

- Недавно один наш корреспондент побывал в лесу, и вот что он пишет в начале своей статьи.


Сова – хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Сова охотится на мышей. Сова любит грызунов.


- Корреспондент отнёс этот текст корректорам. Как вы думаете какой недостаток нашли корректоры в этом тексте? (В каждом предложении повторяется слово сова.)

- Что нужно сделать корректорам, чтобы исправить этот недостаток? (Слово сова надо заменить другими словами.)

- Запишите текст, заменив в предложениях слово сова другими словами.

- Теперь проверим, что же у вас получилось. (Дети зачитывают свой вариант исправленного текста.)

- В место какой части речи вы употребили слова она, у неё? (Слова она, у неё мы употребили вместо имени существительного.

- Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением. Слова она, у неё являются местоимениями.

- Что же такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая не называет конкретный предмет, а только указывает на него, но не только на предмет, а ещё на признаки и качества.)

- А какие части речи вы ещё знаете? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол.)

- Что обозначает имя существительное? (Предмет.)

- А, что обозначает имя прилагательное? (Признаки и качества.)

- Как вы думаете, какую ещё часть речи может заменить местоимение, кроме имени существительного? (Имя прилагательное.)

- Правильно. Например, мой, свой, такой.

- Наш корреспондент понял, что ошибся, и решил исправить свою ошибку. В своих текстах он стал употреблять местоимения.

- Корректоры получили новые тексты. Ребята, побудьте в роли корректоров и откорректируйте эти тексты.

Работа по вариантам:

I вариант: Выпало много его. По нему шли они и видны были они. Пошли они по ним и нашли их.

II вариант: Он нёс ему его, лёг под него и заснул. Она нашла его и съела.


- Какой частью речи вы пользовались, когда исправляли текст? (Именем существительным.)

- И совсем недавно я взяла интервью у самой части речи, то есть местоимения. Послушайте, что местоимение говорит о себе:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

- Местоимения получили своё название оттого, что они употребляются вместо имени существительного, прилагательного, числительного. Но иногда им хочется выступить и не в своей роли, тогда они переходят в знаменательные или служебные части речи.


Знакомство с личными местоимениями.

- А сейчас вы будете корреспондентами и отправитесь в лес, чтобы взять интервью у животного, которое вам встретилось, а потом мы отгадаем какое животное вам встретилось.

I вариант: рассказ от лица животного. (Я – серенький, быстрый зверёк.)

II вариант: рассказ о животном. (Он серенький быстрый зверёк.)

- Проверим, что у нас получилось. (Дети вслух читают и отгадывают свои загадки.)

- Посмотрите, что получилось у меня. (Ты летом серенький, а зимой беленький? Ты очень быстрый зверёк? А морковку вы любите?)


- А, сейчас вам необходимо будет сказать местоимение, которое будет ответом на мой вопрос.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я.)

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы.)

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, Вы.)

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она.)

- Если это группа лиц? (Они.)

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? Перечислим еще раз все личные местоимения. (На доске появляется таблица с личными местоимениями.)


Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные

Это без сомнения

Все местоимения.


  1. Закрепление изученного

- Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты. (Предлог.)

Но, она, они, вы. (Союз.)

Я, Яна, ты, вы. (Существительное, имя.)

Он, она, они, о. (Предлог.)

Мыл, я, вы, они. (Глагол.)

Он, она, оно, окно. (Существительное.)


VI. Итог урока

- А сейчас мы проверим ваши полученные знания о местоимении.

- Что же такое местоимение?

- Какую роль играют местоимения?


Домашнее задание: Сегодня на уроке вы побывали в роли корреспондентов и корректоров, а, чтобы побыть в роли редактора, я предлагаю вам выпустить свою газету, на основе полученных сегодня знаний о местоимении. В газету вы можете включить загадки, интересные тексты. Можно пользоваться информацией, которую вы получили из нашего урока.



























Источники:


  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2011/10/12/lichnye-mestoimeniya

  2. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/55867.html

  3. http://www.uroki.net/docnach/docnach94.htm

  4. Любой толковый словарь




















Конспект для урока русского языка "Местоимение как часть речи"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект по русскому языку (для 4 класса) представляет собой знакомство с местоимением как частью речи. Это урок изучения нового материала. Подходит для изучения по любому учебно-методическому комплекту.

В процессе изучения данной темы, учитель должен решить такие задачи как: сформировать у учащихся представление о местоимении как о самостоятельной части речи; сформулировать представление о значении местоимения в нашей речи; А также выделить разряд личных местоимений из других разрядов.Учащиеся смогут побыть в роли корреспондентов, корректоров и редакторов. Также урок предусматривает работу с толковым словарем.

Автор Мишарина Мария Николаевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 566
Номер материала 10736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓